Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.И. Полещикова с. Казанла
Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Рассмотрено: руководитель ШМО _________/_____________/ ФИО Протокол №____ от «__»________20___г. | Согласовано: зам. руководителя по УВР ( _________/С.Н. Пузаркина/ ФИО от «__ »________20____г. | Утверждено: Руководитель ОО _________/ Е.В.Мурыгина/ ФИО Приказ № ____ от «__»________20__г. |
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по предмету (курсу) «русский язык» 5 класс
Программу составил(а):
Доронин А.В.
ФИО педагогического работника
_________________________
квалификационная категория
Казанла
20____ год
Планируемые результаты
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание художественного аудиотекста в форме плана, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого, с изменением лица), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• составлять тезисы выступления, конспекты.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение как жанры научного стиля; выступление как жанр публицистического стиля; заявление как жанр официально-делового стиля; рассказ, беседа как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Введение
Русский язык — национальный язык русского народа
Речь. Речевое общение. Речевая деятельность
Язык и речь. Речь и речевое общение. Речь устная и письменная. Речь книжная и разговорная. Речь диалогическая и монологическая.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речь диалогическая и монологическая. Речевой этикет.
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Тема, структура, основная мысль текста. Микротема текста. Способы развития темы в тексте. Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Абзац — структурно-смысловая часть текста. План текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их строение, смысловые и языковые особенности. Сочетание разных типов речи в тексте.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Сравнение
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис — раздел грамматики. Пунктуация — раздел правописания.
Словосочетание, его признаки. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.
Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции, логическое ударение. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, способы их выражения.
Предложения с однородными членами. Смысловые, интонационные и пунктуационные особенности. Обобщающее слово при однородных членах предложения.
Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением.
Предложения с вводными словами. Функции, интонация, пунктуация предложений с вводными словами.
Предложения с прямой речью. Интонация, пунктуация предложений с прямой речью.
Простое и сложное предложение
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Фонетика — раздел лингвистики.
Звук — единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Выразительные средства фонетики.
Слог. Слог — единица слова.
Ударение. Разноместность и подвижность русского ударения.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков.
Графика — раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв. Соотношение звука и буквы.
Орфография — раздел правописания. Правописание гласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова
Лексика
Лексикология — раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. Способы толкования (краткое, с помощью синонимов, антонимов, однокоренных слов).
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы — омографы, омофоны, омоформы.
Синонимы. Лексическая сочетаемость слова.
Антонимы.
Словари синонимов, антонимов.
Переносное значение слова в основе художественных тропов. Основные виды тропов (эпитет, метафора, олицетворение)
Морфемика. Словообразование. Орфография
Морфемика — раздел лингвистики. Морфема — минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова. Окончание — формообразующая морфема. Корень. Однокоренные слова. Правописание корней. Приставка, суффикс — словообразующие морфемы. Правописание приставок.
Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слов.
Словообразование — раздел языкознания. Производящая основа. Словообразующие морфемы. Основные способы образования слов.
Словообразовательный анализ слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования
Морфология. Орфография
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение предметности. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные нарицательные и собственные. Прописная буква в собственных именах. Использование кавычек в названиях книг, газет, журналов и др.
Род имен существительных. Имена существительные мужского рода. Имена существительные женского рода. Род имен существительных с ь на конце. Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительныхных.
Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.
Склонение имен существительных. Три основных типа склонения. Падежные окончания 1, 2 и 3-го склонения, их правописание.
Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание наиболее употребительных суффиксов существительных:-чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а); -ек-, -ик- (-чик-).
Правописание не с именами существительными
Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение признака предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
Разряды имен прилагательных по значению. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Характерные признаки качественных имен прилагательных.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание окончаний имен прилагательных.
Имена прилагательные полные и краткие. Изменение кратких прилагательных по родам и числам. Образование и правописание кратких прилагательных, чередование звуков при образовании кратких прилагательных. Роль и место кратких прилагательных в предложении.
Степени сравнения качественных имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Чередование согласных звуков при образовании сравнительной степени прилагательных с суффиксом -е и превосходной степени с суффиксом -айш-.
Словообразование и правописание имен прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. Правописание не с прилагательными. Правописание сложных прилагательных, обозначающих сочетания цветов или оттенки цветов
Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
Правописание не с глаголами.
Инфинитив (неопределенная форма глагола). Правописание -тся и -ться в глаголах.
Вид глагола. Значение и признаки глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.
Переходные и непереходные глаголы. Винительный падеж существительных без предлога при переходных глаголах. Косвенные падежи существительных с предлогами и без предлогов при переходных глаголах.
Возвратные глаголы.
Наклонения глагола: изъявительное, условное (сослагательное), повелительное.
Время глагола: настоящее, будущее, прошедшее. Значение и употребление в речи.
Спряжение глагола.
Безличные глаголы, их значение, употребление в предложениях с одним главным членом (односоставных).
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Темы раздела, урока | Тип урока | Дата проведения | Примечание |
| Русский язык – национальный язык русского народа | Урок общеме Тодичес кой направл. | 3.09 | | |
| Речь. Речевая деятельность | | | | |
| Речевое общение | | | | |
| Язык и речь | Урок общеме Тодичес кой направл. | 4.09 | | |
| Р. р. Обучающее выборочное изложение. | Р.Р. Урок общеметодической направл. | 5.09 | | |
| Речь и речевое общение | | 6.09 | | |
| Контрольное списывание. Речь устная и письменная. | К.Р. Урок развивающего контроля | 9.09 | | |
| Речь книжная и разговорная | | 10.09 | | |
| Речь диалогическая и монологическая | | 11.09 | | |
| Речевой этикет | | 12.09 | | |
| Текст | | | | |
| Текст как речевое произведение. | Урок рефлексии | 13.09 | | |
| Тема, структура, основная мысль текста. Способы развития темы в тексте | Урок рефлексии | 16.09 | | |
| Последовательная и параллельная связь предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | | 17.09 | | |
| Простой и сложный план текста | Урок рефлексии | 18.09 | | |
| Функционально-смысловые типы речи. | Урок «откры тия»ново го знания | 19.09 | | |
| Повествование | Урок общеметодической направленности | 20.09 | | |
| Изобразительно-выразительные средства языка в тексте. Эпитет, метафора, олицетворение | Урок общеметодической направленности | 23.09 | | |
| Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение | Урок рефлек сии | 24.09 | | |
| Сочетание разных типов речи в тексте | Урок рефлексии | 25.09 | | |
18. | Р.р. Подготовка к написанию подробного изложения и написание изложения «Синие волны» | Урок общемето дической направлен ности | 26.09 | | |
| Система языка | | | | |
| Синтаксис и пунктуация | | | | |
19. | Синтаксис – раздел грамматики. Пунктуация – раздел правописания | Урок общеме тодичес кий | 27.09 | | |
20. | Словосочетание, его признаки | | 30.09 | | |
21. | Разбор словосочетания | | 1.10 | | |
22. | Р.р. Анализ подробного изложения. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр.93) | Урок общемето дической направлен ности | 2.10 | | |
23 | Предложение, его признаки. Средства оформления предложения: интонация, ее функции. | Урок рефлек сии | 3.10 | | |
24 | Логическое ударение | Урок общемето дической направлен ности | 4.10 | | |
25-26 | Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске | Урок «открытия» нового знания | 7.10 8.10 | | |
27 | Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения | Урок рефлек сии | 9.10 | | |
28 | Р.р. Сжатое изложение «Тетрадки под дождём» | Урок общемето дической направлен ности | 10.10 | | |
29 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок «открытия» нового знания | 11.10 | | |
30 | Распространенное и нераспространенное предложение. Второстепенные члены предложения. | Урок рефлексии | 14.10 | | |
31 | Определение. Способы его выражения. | Урок общеме Тодичес кой направ лен ности | 15.10 | | |
32 | Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Зимнее утро» или В.Н. Бакшеевой «Иней» | Урок общеме Тодичес кой направ лен ности | 16.10 | | |
33 | Дополнение. Способы его выражения. | Урок общемето дической направлен ности | 17.10 | | |
34 | Обстоятельство. Способы его выражения. | | 18.10 | | |
35 | Предложения с однородными членами предложения. | Урок «откры тия»ново го знания | 21.10 | | |
36 | Обобщающее слово при однородных членах предложения | Урок общемето дической направлен ности | 22.10 | | |
37 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация» | К.Р. Урок развивающего контроля | 23.10 | | |
38 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок рефлексии | 24.10 | | |
38 | Предложения с обращением | Урок общеме Тодичес кой направ лен ности | 25.10 | | |
39 | Предложения с вводными конструкциями. | | | | |
40 | Предложения с прямой речью. | Урок «открытия» нового знания | | | |
41 | Синтаксический разбор простого предложения | Р.Р. Урок общеметодической направленности | | | |
42 | Р.р. Обучающее изложение от другого лица | Урок общемето дической направлен ности | | | |
43-44 | Простое и сложное предложение | | | | |
| Фонетика. Орфоэпия | | | | |
45 | Фонетика – раздел лингвистики. Звук – единица языка | Р.Р. Урок общеметодической направленности | | | |
46 | Звуки и буквы | | | | |
47 | Фонетическая транскрипция | | | | |
48 | Р.р. Обучающее изложение от третьего лица «Журавли» | Урок общемето дической направлен ности | | | |
49 | Отличие гласных и согласных звуков | Урок общеметодической направленности | | | |
50 | Система согласных звуков. Согласные звонкие и глухие | Урок рефлек сии | | | |
51 | Согласные твердые и мягкие | Урок рефлек сии | | | |
52 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | | | | |
53 | Позиционные чередования гласных звуков | Урок «откры тия» нового знания | | | |
54 | Позиционные чередования согласных звуков | | | | |
55 | Подготовка к написанию контрольного изложения от 2 от 3-го лица | Урок общемето дической направлен ности | | | |
56 | Слог. Перенос слов по слогам. Разноместность и подвижность русского ударения | Урок общеметодической направленности | | | |
57 | Орфоэпия как раздел лингвистики. | Р.Р. Урок общеметодической направленности | | | |
58 | Основные нормы произношения гласных звуков | Урок общеметодической направленности | | | |
59 | Основные нормы произношения согласных звуков. Произношение сочетаний согласных звуков | | | | |
60 | Выразительные средства фонетики | | | | |
61 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика. Орфоэпия» | К.Р. Урок развивающего контроля | | | |
62 | Анализ контрольного диктанта | Урок рефлексии | | | |
| Графика. Орфография | | | | |
62 | Графика – раздел науки о языке. Состав русского алфавита. Название букв | Урок рефлек сии | | | |
63 | Орфография. Правописание гласных в корне слова, проверяемых ударением. | Урок общеметодической направленности | | | |
64 | Правописание гласных в корне слова, непроверяемых ударением. | Урок общеметодической направленности | | | |
65 | Правописание гласных О-Ё в корне слова | Урок общеметодической направленности | | | |
66 | Р.р. Сочинение-рассуждение «Как прекрасен этот мир» (по упр. 305) | Урок общемето дической направлен ности | | | |
67 | Правописание согласных в корне слова | Урок «открытия» нового знания | | | |
68 | Правописание удвоенных согласных в корне слова | Урок «открытия» нового знания | | | |
69 | Повторение по теме «Графика и орфография» | Урок рефлексии | | | |
70 | Проверочная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография». | Урок развивающего контроля | | | |
71 | Р.р. Анализ сочинения + анализ проверочной работы | Урок рефлексии | | | |
| Лексика | | | | |
72 | Лексическое и грамматическое значение слова. Толковые словари, их назначение, структура, словарная статья. | Урок общеметодической направленности | | | |
73 | Однозначные и многозначные слова. | Урок «открытия» нового знания | | | |
74 | Прямое и переносное значение слов. | Урок общеметодической направленности | | | |
75 | Омонимы | Урок общеметодической направленности | | | |
76 | Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. | Урок общеметодической направленности | | | |
77 | Синонимы. Лексическая сочетаемость слова. | | | | |
78 | Р.р. Сжатое изложение. | Урок общемето дической направлен ности | | | |
79 | Анализ сжатого изложения | Урок рефлексии | | | |
80 | Антонимы | Урок общеметодической направленности | | | |
81 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Лексика» | К.Р. Урок развивающего контроля | | | |
82 | Анализ контрольного диктанта | Урок рефлексии | | | |
82 | Эпитет | Урок «откры тия» нового знания | | | |
83 | Метафора | | | | |
84 | Олицетворение | | | | |
85 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине и написание сочинения по картине И.Шишкина «Перед грозой» | Урок общемето дической направлен ности | | | |
| Морфемика. Словообразование | | | | |
86 | Морфема — значимая часть слова. Окончание и основа слова | Урок общеметодической направленности | | | |
87 | Основа слова. Окончание – формообразующая морфема | Урок общеметодической направленности | | | |
88 | Корень. Однокоренные слова. | | | | |
89 | Р.р. Обучающее изложение «Если посмотреть вокруг…» (с. 19-21) | Урок общемето дической направлен ности | | | |
90 | Суффикс | Урок общеметодической направленности | | | |
91 | Приставка | | | | |
92 | Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков | Урок «открытия» нового знания | | | |
93 | Чередование гласных е//и в корне | Урок общеметодической направленности | | | |
94 | Чередование гласных о//а в корне слова | Урок общеметодической направленности | | | |
95 | Правописание корней с чередованием -раст- // -ращ- // -рос- | | | | |
96 | Правописание корней с чередованиями | | | | |
97 | Правописание приставок | Урок рефлексии | | | |
98 | Правописание приставок на -з, -с | | | | |
99 | Буквы ы—и в корне после приставок | Урок рефлексии | | | |
100 | Приставки пре- и при- | Урок рефлексии | | | |
101 | Буквы и и ы после ц | Урок рефлексии | | | |
102 | Способы образования слов | Урок «открытия» нового знания | | | |
103 | Р.р. Обучающее сочинение по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | Урок общемето дической направлен ности | | | |
104 | Способы образования слов. Сложение | Урок рефлексии | | | |
105 | Морфемный разбор слова | Урок общемето дической направлен ности | | | |
106 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | К.Р. Урок развивающего контроля | | | |
107 | Анализ контрольного диктанта | Урок рефлексии | | | |
| Морфология | | | | |
107 | Морфология как раздел грамматики. Слово как часть речи. | Урок общеметодической направленности | | | |
108 | Самостоятельные и служебные части речи | Урок общеметодической направленности | | | |
| Имя существительное как часть речи | | | | |
109 | Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение | Урок общеметодической направленности | | | |
110 | Р.р. Подготовка к сочинению и написание по картине А.А.Пластова «Первый снег» | Урок общемето дической направлен ности | | | |
111 | Правописание суффиксов -чик-, -щик-, (-чиц(а), -щиц(а). | Р.Р. Урок рефлексии | | | |
112 | Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик-). | Урок общеметодической направленности | | | |
113 114 | Правописание не с именем существительным | Урок «открытия»нового знания | | | |
115 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | Урок рефлексии | | | |
116 | Р.р. Обучение описанию натюрморта по картине К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» | Урок общеме Тодичес кой направ лен ности | | | |
117 | Имена существительные нарицательные и собственные | Урок общеметодической направленности | | | |
118 | Род имён существительных | Урок общеметодической направленности | | | |
119 | Род имён существительных | | | | |
120 | Ь после шипящих на конце имен существительных | Урок общеметодической направленности | | | |
121 | Имена существительные общего рода. | Урок общеметодической направленности | | | |
122 | Род несклоняемых существительных | Урок общеметодической направленности | | | |
123 | Склонение имён существительных. Три основных типа склонения. | | | | |
124 | Разносклоняемые имена существительные. | | | | |
125 | Число имён существительных. | Урок общеметодической направленности | | | |
126 | Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи» | Урок рефлексии | | | |
127 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | Урок общеметодической направленности | | | |
128 | Правописание о, е в окончаниях существительных после шипящих и ц | | | | |
129 | Морфологический разбор имени существительного | Урок общеметодической направленности | | | |
130 | Повторение изученного по теме «Имя существительное как часть речи». Тестовые задания. | К.Р. Урок развивающего контроля | | | |
131 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Имя существительное как часть речи» | К.Р. Урок развивающего контроля | | | |
132 | Анализ контрольного диктанта. | Урок рефлексии | | | |
| Имя прилагательное как часть речи | | | | |
133 | Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. | Урок общеме Тодичес кой направ ленности | | | |
134 | Р.р. Обучающее сочинение-описание внешности человека | | | | |
135 | Прилагательные качественные и относительные, их смысловые и грамматические различия | Урок «открытия»нового знания | | | |
136 | Притяжательные имена прилагательные | Урок «открытия»нового знания | | | |
137 | Согласование имени прилагательного с именем существительным. | | | | |
138 | Имена прилагательные полные и краткие. Особенности значения, изменения. | Урок «открытия»нового знания | | | |
139 | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую | Урок рефлексии | | | |
140 | Степени сравнения качественных имён прилагательных. Сравнительная степень. | Урок общеметодической направленности | | | |
141 | Превосходная степень сравнения имен прилагательных. | | | | |
142 | Словообразование и правописание имён прилагательных. Суффиксальный способ образования. Правописание -н- и -нн- в прилагательных | | | | |
143 | Приставочный способ образования. Правописание не с прилагательными. | | | | |
144 | Правописание сложных имен прилагательных. | | | | |
145 | Р.р. Описание натюрморта по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» | | | | |
146 | Правописание о и е в суффиксах и окончаниях прилагательных после шипящих и ц. | | | | |
147 | Морфологический разбор имени прилагательного | | | | |
148 | Контрольный диктант с грамматическим задание по теме «Имя прилагательное как часть речи» | | | | |
149 | Анализ контрольного диктанта. | | | | |
| Глагол как часть речи | | | | |
150 | Глагол как часть речи. Общее грамматическое значение действия предмета. | Урок «открытия»нового знания | | | |
151 | Правописание не с глаголами. | | | | |
152 | Инфинитив (неопределённая форма глагола). | Урок «открытия»нового знания | | | |
153 | Правописание -тся и -ться в глаголах. | | | | |
154 | Виды глагола. Образование видовых пар. | | | | |
155 | Правописание суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) | | | | |
156 | Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». Тестовые задания | | | | |
157 | Переходные и непереходные глаголы | Урок общеметодической направленности | | | |
158 | Возвратные глаголы. | Урок рефлексии | | | |
159 | Наклонения глагола. Условное наклонение. | Урок общеметодической направленности | | | |
160 | Р.р. Анализ контрольного сочинения. Обучающее сочинение «Что было бы, если бы…» | | | | |
161 | Повелительное наклонение глагола | Урок общеметодической направленности | | | |
162 | Изъявительное наклонение глагола. Времена глагола | Урок общеметодической направленности | | | |
163 | Настоящее время глагола | Урок общеметодической направленности | | | |
164 | Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. | | | | |
165 | Повторение изученного по теме «Глагол как часть речи». | | | | |
166 | Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 по теме «Глагол как часть речи» | | | | |
167 | Анализ контрольного диктанта. Спряжение глагола. | Урок общеметодической направленности | | | |
168 | Спряжение глагола | Урок общеметодической направленности | | | |
169 | Разноспрягаемые глаголы | Урок общеметодической направленности | | | |
170 | Безличные глаголы, их значение, употребление. | Урок рефлексии | | | |
171 | Морфологический разбор глагола. | | | | |
| Повторение в конце года | | | | |
172 | Повторение. Синтаксис и пунктуация | Урок рефлексии | | | |
173 | Повторение. Фонетика. Орфография | | | | |
174 | Повторение. Морфемика. Словообразование.Лексика | | | | |
175 | Урок «Оцените свои успехи» (упр.378) | | | | |
Лист корректировки рабочей программы
класс | Название разделов, тем | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение
Контрольная работа по русскому языку в 5 классе (входная диагностика)
Цель: проверить входной актуальный уровень усвоения обучающимися материала изученного в курсе начальной школы:
Умение различать произношение и написание слов.
Умение находить способ проверки слова.
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Умение различать простые и сложные предложения.
Умение определять главные и второстепенные члены предложения.
Умение определять однородные члены предложения.
Знание и понимание определения морфем, их рода, числа и падежа.
В лесу.
Мы идём по узкой дорожке. Под яркими лучами солнца горит, сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой пролегает болото. По нему шагать опасно.
Мы входим в лесную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Тишь и прохлада в лесу.
Посмотришь вверх и увидишь пушистую белку. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки, и пошли к деревне по крутому подъёму. Здесь конец нашего интересного путешествия, но мы вернёмся сюда ещё.
(84 слова)
Грамматическое задание:
1. Выписать предложение и подчеркнуть главные члены.
1 вариант 2 вариант
6-е предложение 7 предложение
2. Найти и подчеркнуть прилагательные.
1 вариант 2 вариант
Прохладный, прохлада, голубизна, голубой
охладить, прохладительный голубенький, голубеть
3. Указать род, склонение, падеж существительного:
1 вариант 2 вариант
В лесу в чащу
4. Подобрать слова с противоположным значением:
1 вариант 2 вариант
Узкий, входить большой, уронить
Контрольная работа по теме "Графика. Орфография"
Поз_няя осень
Поз_няя осень. По сер_му небу плывут ни_кие т_жёлые обл__ка. Голыми и пр_зрачными ст_новятся сады рощи и леса. Всё видно наскво_ь в самой глухой древес_ной чащ_.
Старые д__ревья д__вно обл_тели и только м_лодые бере_ки сохр_няют ещё свои желт_ватые листья. Ярко зел_неют скво_ь сеть берёзовых в_твей ели и сосны.
Сн_гири выбрались из леса и по_вились в садах и огородах. Дрозды ещё не ул_тели. Их манят в сады и рощи яркие кисти р_бины и к_лины.
Я люблю поз_н_ю осень во всех её про_влениях.
1.Выполнить синтаксический разбор 2 предложения.
2.Подобрать проверочные слова к словам т_жёлые,д_ревья,обл_тели,зел_неют,в_твей.
3.Выполнить морфемный разбор слов низкие,берёзовых.