ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Концепция ФГОС
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009г.
4. Программа воспитания и социализации обучения начального образования 2009г.
5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 №30-51-433/16)
6. «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (письмо Минобразования России о т02.04.02 №13-51-28/13)
7. Методические рекомендации о структуре и содержании дополнительных образовательных программ (Приказ Минобрнауки от 18.06.2003 №28-02-484
Чтение должно стать для ребенка очень тонким
инструментом овладения знаниями и вместе
с тем источником богатой духовной жизни.
В.А.Сухомлинский.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество.
Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру, воспитывает нравственную культуру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений — все это одна из важнейших целей нравственного воспитания.
Актуальность данной программы состоит в том, что в последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги. Мы часто говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения. Читая произведения художественной литературы, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, справедливость, совесть, честь. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, расширение кругозора детей, формирование у них основ мировоззрения и нравственных представлений. Воспитать такого человека без книг невозможно.
Программа предусматривает индивидуальное пользование районной детской библиотекой и проведение совместных мероприятий школы и библиотеки, развивающих творческую активность и самостоятельность детей, вовлекающих их в процесс культурного общения, занимательного и содержательного проведения досуга.
Цель программы осуществление системы духовности и нравственности в учебно-воспитательном процессе школы, расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи курса:
Образовательные: средствами детской литературы:
расширение и углубление понятия о нравственности;
раскрытие понятий о чувствах и эмоциях людей;
Воспитательные: средствами детской литературы:
воспитание способности развивать в себе умения доброго волшебника;
воспитание чувства патриотизма;
воспитание уважения и любви к окружающим людям;
воспитание в себе чувства долга и ответственности за свои поступки.
Развивающие:
развитие интереса к изучению духовно-нравственных ценностей;
совершенствование у младших школьников познавательных навыков;
развитие умение анализировать свои ошибки;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Основные формы работы: Занятия рассчитаны на индивидуальную, коллективную, групповую работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Эффективными формами занятий являются литературные часы, поэтические минутки, библиотечные уроки, презентации книг, литературные праздники, просмотр диафильмов, коллективные читки, драматизация произведений, экскурсии в библиотеку.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности) средствами детской литературы.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Результаты освоения курса:
Личностные
В процессе освоения курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Метапредметные
Для овладения познавательными УУД (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Формированию регулятивных УУД способствует система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, которая позволяет решать задачи самооценки и самопроверки.
Предметные
В процессе изучения курса ученик получает возможность повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Место курса в учебном плане
Курс рассчитан на 1 год- 1 час в неделю (в 1 классе 34 часа)
Содержание курса
Сроки | Тема | Количество часов |
Сентябрь | Мы теперь не просто дети, Мы теперь – ученики (стихи о детях) | 4ч |
Октябрь | «Дружба заботой да подмогой крепка» (сказки о животных) | 4ч |
Ноябрь | «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» (Рассказы В.Осеевой о детях) | 4ч |
Декабрь | «Здравствуй, ёлка, зелёная иголка!» (чтение и разучивание стихотворений к Новому году) | 3ч |
Январь | «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна!» (сказки-приключения) | 3ч |
Февраль | «Родину-мать учись защищать» | 4ч |
Март | «Нет лучше дружка, чем родная матушка» | 4ч |
Апрель | «Тебе смешно, а мне до сердца дошло» (произведения о людях и животных) | 4ч |
Май | «Любовь к Родине сильнее смерти» (рассказы о защитниках Родины в Великой Отечественной войне) | 3ч |
Итого | | 33ч |
Календарно - тематическое планирование
№ | дата | Тема занятия | Деятельность учащихся | Воспитательная работа |
| |
| | Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики (стихи о детях) |
1 | | Разучивание и чтение стихотворений к 1 сентября | Чтение стихотворений наизусть | Воспитание у обучающихся базовых гуманистических ценностей, характера отношений между людьми, формирования нравственного сознания младшего школьника. |
2 | | Маршак. «Первый день календаря» Михалков. «Важный день» | Рассматривание книг.Слушание. Ответы на вопросы Разучивание |
3 | | Берестов.«Это я иду учиться» Высоцкая. «Первокласснику» | Рассматривание книг. Слушание. Ответы на вопросы Разучивание |
4 | | Барто. «В школу», «Первый урок» | Рассматривание книг. Слушание. Ответы на вопросы Разучивание |
«Дружба заботой да подмогой крепка» (сказки о животных) |
5 | | «Бобовое зёрнышко». Русская народная сказка | Пересказ прочитанного, рисование и лепка на тему прочитанного, отыскание среди своих книг тех, в которых есть сказки о животных, ведение диалога, высказывание своей точки зрения | Формирование взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности. |
6 | | «Петушок-золотой гребешок». Русская народная сказка |
7 | | «Лиса и заяц». Русская народная сказка |
8 | | Биссет. «Альбатрос и черепаха» |
| | «Чтоб тебе нашлись друзья ты должен сам уметь дружить» (Рассказы В. Осеевой о детях) |
9 | | Осеева. «Добрая хозяюшка» | Пересказ прочитанного, отыскание книг В. Осеевой с помощью взрослых, рисование на тему прочитанного | Формирование взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. |
10 | | Осеева. «Отомстила» |
11 | | Осеева. «Три товарища» |
12 | | Осеева. «Навестила» |
«Здравствуй, ёлка, зелёная иголка!» (чтение и разучивание стихотворений к Новому году) |
13 | | Чтение стихотворений из сборника | Слушание, рисование на тему прочитанного, отыскание с помощью взрослых стихотворений к Новому году | Воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. |
14 | | Чтение стихотворений, выбранных детьми | Разучивание стихотворений |
15 | | Конкурс «Читаем стихи Деду Морозу!» | Чтение стихотворений наизусть |
«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна!» (сказки-приключения) | Знакомясь с нравственным содержанием сказок о труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям |
16 | | Сутеев. «Палочка-выручалочка» | Ответы на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного дома родителям, рисование на тему прочитанного. |
17 | | Сутеев. «Мышонок и карандаш» |
18 | | Сутеев. «Петух и краски» |
«Родину-мать учись защищать» |
19 | | А. Митяев. Богатыри | Участие в беседе о прочитанном, рисование на тему прочитанного, отыскание с помощью взрослых произведений на прочитанную тему | Формирование чувства любви к Родине, что становится предпосылкой воспитания патриотизма. |
20 | | Б.Ласкин «Три танкиста» М. Исаковский «У самой границы» | Разучивание наизусть, вести диалог |
21 | | С. Баруздин «Шёл по улице солдат» | Участие в беседе о прочитанном, рисование на тему прочитанного, отыскание с помощью взрослых произведений на прочитанную тему |
22 | | Л. Кассиль «Главное войско» |
«Нет лучше дружка, чем родная матушка» |
23 | | Панькин. «Легенда о матерях» | Чтение со взрослыми, высказывать своё отношение о прочитанном, рисование на тему прочитанного, разучивание стихотворений о маме | Формирование отношения к родным людям, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к старшим (маме, бабушке) формирования нравственного сознания младшего школьника. |
24 | | Артюхова. «Трудный вечер» |
25 | | Благинина. «Вот какая мама», «Бабушка забота». Виеру. «Мамин день» |
26 | | Носов. «Бабушка Дина» |
«Тебе смешно, а мне до сердца дошло» (произведения о людях и животных» |
27 | | Чарушин. «Кошка Маруська» | Чтение со взрослыми, высказывать своё отношение о прочитанном, рисование на тему прочитанного. | Формирование чувства любви к животным, что становится предпосылкой воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия. |
28 | | Осеева. «Кто всех глупее» |
29 | | Барто. «Уехали» |
30 | | Толстой. «Хозяин» |
«Любовь к Родине сильнее смерти» (рассказы о защитниках Родины в Великой Отечественной войне» |
31 | | Кассиль. «Твои защитники», «Таран» | Чтение со взрослыми, высказывать своё отношение о прочитанном, рисование на тему прочитанного, разучивание стихотворений к 9 Мая | Формирование чувства любви к Родине, что становится предпосылкой воспитания патриотизма. |
32 | | Кассиль. «Кто у телефона?», «Сестра» |
33 | | Кассиль. «Богатыри» |
| | |
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, Интернет, электронных презентаций.
Используемая литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
2. Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2
3. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение. Программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы.- М.:Просвещение,1998.
4. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. Методические указания.- М.:Просвещение,1981.