СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка не моя, но работаю по ней. все очень хорошо и доступно.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа разработана на основе нормативных документов:

1.       Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

2.       Концепция ФГОС

3.       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2009г.

4.       Программа воспитания и социализации обучения начального образования 2009г.

5.       Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02 №30-51-433/16)

6.       «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении» (письмо Минобразования России о т02.04.02 №13-51-28/13)

7.       Методические рекомендации о структуре и содержании дополнительных образовательных программ (Приказ Минобрнауки от 18.06.2003 №28-02-484

 

 

Чтение должно стать для ребенка очень тонким

инструментом овладения знаниями и вместе

с тем источником богатой духовной жизни.

В.А.Сухомлинский.

 

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования становится духовно-нравственное воспитание детей. Ключевые идеи его реализации определены в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих основу духовно-нравственного развития младших школьников: патриотизм, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии, природа, человечество.

Мы много говорим о воспитательной роли литературы, о том, что хорошая книга учит добру, воспитывает нравственную культуру. Но ведь не только прочитанное, а уже сама любовь к чтению, невозможность жить без книги, потребность искать и находить в ней друга, советчика, черпать материал для размышлений — все это одна из важнейших целей нравственного воспитания.

Актуальность данной программы состоит в том, что в последние годы не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги. Мы часто говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения. Читая произведения художественной литературы, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, справедливость, совесть, честь. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, расширение кругозора детей, формирование у них основ мировоззрения и нравственных представлений. Воспитать такого человека без книг невозможно.

Программа предусматривает индивидуальное пользование районной детской библиотекой и проведение совместных мероприятий школы и библиотеки, развивающих творческую активность и самостоятельность детей, вовлекающих их в процесс культурного общения, занимательного и содержательного проведения досуга.

 

Цель программы осуществление системы духовности и нравственности в учебно-воспитательном процессе школы, расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

 

Задачи курса:

Образовательные: средствами детской литературы:

  • расширение и углубление понятия о нравственности;

  • раскрытие понятий о чувствах и эмоциях людей;

Воспитательные: средствами детской литературы:

  • воспитание способности развивать в себе умения доброго волшебника;

  • воспитание чувства патриотизма;

  • воспитание уважения и любви к окружающим людям;

  • воспитание в себе чувства долга и ответственности за свои поступки.

Развивающие:

  • развитие интереса к изучению духовно-нравственных ценностей;

  • совершенствование у младших школьников познавательных навыков;

  • развитие умение анализировать свои  ошибки;

  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Основные формы работы: Занятия рассчитаны на индивидуальную, коллективную, групповую работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.  Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Эффективными формами занятий являются литературные часы, поэтические минутки, библиотечные уроки, презентации книг, литературные праздники, просмотр диафильмов, коллективные читки, драматизация произведений, экскурсии в библиотеку.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности) средствами детской литературы.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

      Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

 

 Результаты освоения курса:

 

Личностные

В процессе освоения курса ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,  значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

 

Метапредметные

Для овладения познавательными УУД (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Формированию регулятивных УУД способствует система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, которая позволяет решать задачи самооценки и самопроверки.

Предметные

В процессе изучения курса ученик получает возможность повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

 

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 1 год-  1 час в неделю (в 1 классе 34 часа)

 Содержание курса

Сроки

Тема

Количество часов

Сентябрь

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь – ученики (стихи о детях)

Октябрь

«Дружба заботой да подмогой крепка» (сказки о животных)

Ноябрь

«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» (Рассказы В.Осеевой о детях)

Декабрь

«Здравствуй, ёлка, зелёная иголка!» (чтение и разучивание стихотворений к Новому году)

Январь

«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна!» (сказки-приключения)

Февраль

«Родину-мать учись защищать»

Март

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

Апрель

«Тебе смешно, а мне до сердца дошло» (произведения о людях и животных)

Май

«Любовь к Родине сильнее смерти»  (рассказы о защитниках Родины в Великой Отечественной войне)

Итого

 

33ч

 

 

Календарно - тематическое планирование

 

дата

Тема занятия

Деятельность учащихся

Воспитательная работа

 

 

 

 

Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики (стихи о детях)

1

 

Разучивание и чтение стихотворений к 1 сентября

Чтение стихотворений наизусть

Воспитание у обучающихся базовых гуманистических ценностей, характера отношений между людьми, формирования нравственного сознания младшего школьника.

2

 

Маршак.

«Первый день календаря»

Михалков. «Важный день»

Рассматривание книг.Слушание.

 Ответы на вопросы

Разучивание

3

 

Берестов.«Это я иду учиться»

Высоцкая. «Первокласснику»

Рассматривание книг. Слушание.

 Ответы на вопросы

Разучивание

4

 

Барто. «В школу», «Первый урок»

Рассматривание книг. Слушание.

 Ответы на вопросы

Разучивание

«Дружба заботой да подмогой крепка» (сказки о животных)

5

 

«Бобовое зёрнышко». Русская народная сказка

Пересказ прочитанного, рисование и лепка на тему прочитанного, отыскание среди своих книг тех, в которых есть сказки о животных, ведение диалога, высказывание своей точки зрения

Формирование взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности.

6

 

«Петушок-золотой гребешок». Русская народная сказка

7

 

«Лиса и заяц». Русская народная сказка

8

 

Биссет. «Альбатрос и черепаха»

 

 

«Чтоб тебе нашлись друзья ты должен сам уметь дружить» (Рассказы В. Осеевой о детях)

9

 

Осеева. «Добрая хозяюшка»

Пересказ прочитанного, отыскание книг В. Осеевой с помощью взрослых, рисование на тему прочитанного

Формирование взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

 

10

 

Осеева. «Отомстила»

11

 

Осеева. «Три товарища»

12

 

Осеева. «Навестила»

«Здравствуй, ёлка, зелёная иголка!» (чтение и разучивание стихотворений к Новому году)

13

 

Чтение стихотворений из сборника

Слушание, рисование на тему прочитанного, отыскание с помощью взрослых стихотворений к Новому году

Воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,  значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

 14

 

Чтение стихотворений, выбранных детьми

Разучивание стихотворений

15

 

Конкурс «Читаем стихи Деду Морозу!»

Чтение стихотворений наизусть

«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна!»

(сказки-приключения)

Знакомясь с нравственным содержанием сказок о  труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям

16

 

Сутеев. «Палочка-выручалочка»

Ответы на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного дома родителям, рисование на тему прочитанного.

17

 

Сутеев. «Мышонок и карандаш»

18

 

Сутеев. «Петух и краски»

«Родину-мать учись защищать»

19

 

А. Митяев. Богатыри

Участие в беседе о прочитанном, рисование на тему прочитанного, отыскание с помощью взрослых произведений на прочитанную тему

Формирование чувства любви к Родине, что становится предпосылкой воспитания патриотизма.

20

 

Б.Ласкин «Три танкиста»

М. Исаковский «У самой границы»

Разучивание наизусть, вести диалог

21

 

С. Баруздин «Шёл по улице солдат»

Участие в беседе о прочитанном, рисование на тему прочитанного, отыскание с помощью взрослых произведений на прочитанную тему

22

 

Л. Кассиль «Главное войско»

«Нет лучше дружка, чем родная матушка»

23

 

Панькин. «Легенда о матерях»

Чтение со взрослыми, высказывать своё отношение о прочитанном, рисование на тему прочитанного, разучивание стихотворений о маме

Формирование отношения к родным людям, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к старшим (маме, бабушке) формирования нравственного сознания младшего школьника.

 

24

 

Артюхова. «Трудный вечер»

25

 

Благинина. «Вот какая мама», «Бабушка забота». Виеру. «Мамин день»

26

 

Носов. «Бабушка Дина»

«Тебе смешно, а мне до сердца дошло» (произведения о людях и животных»

27

 

Чарушин. «Кошка Маруська»

Чтение со взрослыми, высказывать своё отношение о прочитанном, рисование на тему прочитанного.

Формирование чувства любви к животным, что становится предпосылкой воспитания эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

28

 

Осеева. «Кто всех глупее»

29

 

Барто. «Уехали»

30

 

Толстой. «Хозяин»

«Любовь к Родине сильнее смерти»

 (рассказы о защитниках Родины в Великой Отечественной войне»

31

 

Кассиль. «Твои защитники», «Таран»

Чтение со взрослыми, высказывать своё отношение о прочитанном, рисование на тему прочитанного, разучивание стихотворений к 9 Мая

Формирование чувства любви к Родине, что становится предпосылкой воспитания патриотизма.

32

 

Кассиль. «Кто у телефона?», «Сестра»

33

 

Кассиль. «Богатыри»

 

 

 

 



 

Условия реализации программы

Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и районной детской библиотеках, учебно-методических материалов, Интернет, электронных презентаций.

Используемая литература:

 

1.                            Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.

2.                             Львова И.А. Нравственное воспитание младших школьников средствами народной педагогики.// Завуч начальной школы. - 2011. - № 2

3.                            Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение. Программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы.- М.:Просвещение,1998.

4.                            Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в 1 классе. Методические указания.- М.:Просвещение,1981.