МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С.КРАСНОУСОЛЬСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель ШМО Заместитель директора по ВР Директор МОБУ СОШ №2
________/___________/ _________/Опарина О.В./ с.Красноусольский
Протокол №_______ _________/Габбасов В.Г./
от «___»________2020г. Приказ №___ от ____2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Уровень образования (класс): среднее общее образование 10 класс
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Программа разработана на основе:
ЛИНЬКОВ А.Я., ИВАНОВ С.И., СКЛЯР М.А./ под ред. Линькова А.Я.. экономика (базовый уровень) 10-11 класс ВИТА-ПРЕСС
ЛИПСИЦ И.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 класс ВИТА-ПРЕСС
ХАСБУЛАТОВ Р.И. Экономика (профильный уровень) 10 класс Дрофа
ХАСБУЛАТОВ Р.И. Экономика (профильный уровень) 11 класс Дрофа
http://www.drofa.ru/about/
Составитель рабочей программа: Миндиярова Гэльфия Гумаровна
высшая квалификационная категория
с.Красноусольский
2020 г.
Планируемые результаты содержания курса
В настоящее время среднее школьное образование в России не предполагает получение обучающимися систематизированных знаний в области экономики. Отдельные элементы экономических знаний содержатся в других школьных дисциплинах, таких, как история, экономическая география и обществознание. Однако эта скромная информация о экономических основах жизни общества сегодня не совсем отражает действительность.
Экономическое образование должно быть построено на принципе опережения. У обучающихся следует формировать целостное представление о том, как развивается процесс становления рыночной экономики.
В силу этого экономическое образование должно содействовать формированию представлений о сфере экономики и кодексе деловой этики.
Цель курса.
Обучение основам экономических знаний призвано помочь выпускникам сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих наклонностей и особенностей характера. Те, кто решат заняться предпринимательством, должны уже в школе получить тот минимум экономических знаний, который позволит им грамотно осуществлять элементарные деловые операции. Выпускники должны получить четкое представление о правовом механизме в сфере экономики, о правах, которыми обладают участники рыночных отношений, и способах их защиты.
Задачи курса.
формирование у обучающихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, важнейших механизмов ее регулирования;
разъяснение содержания основных социально — экономических ролей в экономике: наемного работника, предпринимателя, государственного чиновника. Объяснение причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;
ознакомление с основами хозяйственного права и механизмами судебной и арбитражной защиты своих интересов;
подготовка выпускников к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса экономики в старших классах учащийся должен
Знать/ понимать:
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закона спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно – правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять дл экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения ценна факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся:
Получат навыки рационального экономического поведения;
Овладеют некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях;
Овладеют рядом экономических понятий и научатся применять их на практике;
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;
тестирование (5-15 минут);
- работа с экономическими терминами (письменно и устно);
- написание эссе на экономические темы;
- промежуточная аттестация (при выборе учащихся) – тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию (части А,В,С – выделение экономических вопросов и заданий).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Зачем человечеству экономика. | 3 |
2 | Главные вопросы экономики | 4 |
3 | О том, как спрос договаривается с предложением | 6 |
4 | Царство денег | 3 |
5 | Человек на рынке труда | 4 |
6 | Как добывается прибыль | 3 |
7 | Экономика на лоне природы | 3 |
8 | Семья в мире экономики | 5 |
9 | Зачем экономике государство? | 2 |
10 | Бизнес план. | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Зачем человечеству экономика.
Благосостояние общества
Что такое экономика
Основные материальные потребности
Натуральное хозяйство
Торговля
Товарное хозяйство
Зависимость благосостояния общества от природных ресурсов. Разъяснение категории государств по уровню их экономического развития; основные материальные потребности человека.
Человек в зеркале экономики
Свобода выбора – важнейшая особенность человеческого общества
Стремление к росту благосостояния – главный движущий фактор экономического развития
Конкуренция
Социальная справедливость
Факторы, определяющие формирование экономического механизма в государстве. Проведение деловой игры «Конкуренция». Изучение закона «О собственности в России».
Главные вопросы экономики
Проблема экономического выбора: какие потребности человека надо удовлетворять?
Модели экономики
Три главных вопроса экономического механизма
Два способа координации экономической деятельности людей
Социалисты-утописты
Рыночная экономика
Несовпадение масштабов экономических желаний и реальных возможностей из-за ограниченности ресурсов. Практическая работа по определению ресурсов, необходимых для производства продукции.
О том, как спрос договаривается с предложением
1. Спрос и предложение
2. Товар и формирование способов его производства
3. Закон спроса
4. Эффект дохода и замещения
5. Закон предложения
6. Цена – компромисс между спросом и предложением
Построение графиков спроса и предложения и определение равновесной цены.
Царство денег
Причины возникновения денег. Деньги на Руси
Относительная ценность товаров. Деньги – язык торговли
Наличные и безналичные денежные средства
Деньги в экономике государства
Причины инфляции пути её устранения
Основы денежного обращения в России
Деньги – индикатор экономической ситуации в государстве. Гиперинфляция и ее последствия для экономики страны.
Человек на рынке труда
Наёмные работники и предприниматели. Трудовые конфликты и способы их разрешения
Минимальная зарплата и прожиточный минимум. Жизненный уровень и социальный кризис. Производительность труда и зарплата
Рынок труда и его тенденции
Стимулирование труда
Безработица: причины возникновения и формы существования. Защита от безработицы
Практическая работа «Определение режима работы предприятия и трудовой защищенности сотрудников». Определение прожиточного минимума своей семьи. Решение задач на определение уровня безработицы.
Как добывается прибыль
Предпринимательство: причины возникновения и формы существования
От акционерного общества к фоновой бирже
Ценные бумаги и операции с ними. Биржи и банки
Фондовая биржа – регулятор рынка. Биржевая прибыль. Биржевые операции
Монополия
Расчет бухгалтерских и экономических затрат и прибыли предприятия. Нормативная база предприятия. Деловая игра «товарный знак продукции».
Экономика на лоне природы
Экономика сельского хозяйства и её отличие от экономики промышленности
Паритет цен и конфликты, связанные с ним
Способы поддержки государством сельского хозяйства
Биржа как один из факторов, обусловливающих расширение производства
Паритет цен на сельскохозяйственную продукцию. Проблемы сельского хозяйства в разных странах.
Семья в мире экономики
Бюджет семьи
Структура доходов семьи в России и США
Фонды потребления как форма покрытия расходов на обеспечение жизненных благ граждан
Бюджет семьи как оценка экономического развития государства
Налогообложение и социальное страхование как формы поддержания социальной стабильности
Инвестиции в коммерческие проекты и недвижимость
Номинальные и реальные фонды семьи
Закон Энгела. Построение графика – лука Лоренца
Зачем экономике государство?
Причины возникновения международной торговли. Абсолютные преимущества стран как первая предпосылка торговли между ними
Относительные преимущества различных стран и их влияние на международное разделение труда
Конфликты, порождаемые международной торговлей, и понятие о протекционизме
Расчёты в международной торговле и понятие о валютном рынке
Роль государства как арбитра, заказчика в рыночной экономики. Принципы построения системы налогообложения в России.
Бизнес план. Структура. Составление собственного бизнес плана. Конференция «Моё дело», защита проектов собственных предприятий. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта. Трудности составления проекта. Самостоятельная оценка выполненной работы.
Форма обучения
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
Планируемая | Фактическая |
1 | Введение. Как государство богатеет? Благосостояние общества. | 05.09.2020 | |
2 | Что такое экономика. Семинар | 12.09.2020 | |
3 | Зачем люди сотрудничают. Выгода – заветный пароль в мировой экономике. | 19.09.2020 | |
4 | Это сладкое слово – свобода. По образу и подобию человеческому. Практикум | 26.09.2020 | |
5 | Выгодно ли быть честным? Закон суров, но он – закон. | 03.10.2020 | |
6 | Почему нельзя иметь все? | 10.10.2020 | |
7 | Три главных вопроса экономики. Практикум | 17.10.2020 | |
8 | Рынок – коллективный разум человечества. Практикум | 24.10.2020 | |
9 | Покупателем достоин быть только продавец. | 07.11.2020 | |
10 | Хитрые механизмы спроса. У предложения свои законы. | 14.11.2020 | |
11 | Цена – всегда компромисс. | 21.11.2020 | |
12 | Цена – всегда компромисс. Урок-игра | 28.11.2020 | |
13 | Вечный маятник рынка | 05.12.2020 | |
14 | Родословная денег. Деньги – язык торговли. Деньги – универсальные весы.. Семинар | 12.12.2020 | |
15 | Как деньги обманывают время. Какие бывают деньги? | 19.12.2020 | |
16 | Сколько стране нужно денег? Можно ли вылечиться от инфляции? | 26.12.2020 | |
17 | Товар, которым обладает каждый. Как нападают и защищаются на рынке труда. | 15.01.2021 | |
18 | Где начинается нищета? Есть ли предел у заработной платы. | 22.01.2021 | |
19 | Каждому труду своя цена. | 29.01.2021 | |
20 | Рынок труда. Практикум | 06.02.2021 | |
21 | Искусство стимулирования труда. | 13.02.2021 | |
22 | Безработные – лишние люди. | 20.02.2021 | |
23 | Зачем создаются фирмы? Практикум | 27.02.2021 | |
24 | В одиночку или сотоварищи Игра | 06.03.2021 | |
25 | Кто кормит человечество? | 13.03.2021 | |
26 | Почему крестьяне не любят «ножницы цен»? | 20.03.2021 | |
27 | На что семье деньги? | 27.03.2021 | |
28 | Как обращаться с «луком Лоренца»? | 10.04.2021 | |
29 | Государство в роли Робин Гуда. | 17.04.2021 | |
30 | Тратить или копить? | 24.04.2021 | |
31 | Как защититься от судьбы? Семья в огне инфляции. | 08.05.2021 | |
32 | Государство для экономики или экономика для государства | 15.05.2021 | |
33 | Прогулка по миру налогов. | 22.05.2021 | |
34 | Составление собственного бизнес плана. Практикум | 29.05.2021 | |