Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матвеево-Курганская средняя общеобразовательная школа №1
«Согласовано» Руководитель ШМО ___________/Зинченко Е.В../ Протокол № _1__ от «_26_» августа 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Матвеево-Курганской сош №1 ___________/Коноваленко Е.М./ « 26 » августа 2021 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Матвеево-Курганской сош №1 _____________/Горбачев Ю.Н./ Приказ № 185 « 26 » августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности учителя
Сигуты Антона Алексеевича
«Новое поколение»
(социальная деятельность)
для учащихся 7-А класса
2021- 2022 учебный год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная деятельность позволяет: оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть их возрастные и индивидуальные особенности (Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.11 г. № 03-296).
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (ФГОС НОО, п. 19.5; ФГОС ООО, п. 18.2.2; ФГОС СОО, п. 18.2.2).
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р);
Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09. 2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12. 2015 г. № 1576) (далее – ФГОС НОО);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577) (далее - ФГОС ООО);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578) (далее - ФГОС СОО);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015) (далее – Порядок 1008);
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (от 29.12.2010 № 189).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Матвеево-Курганская сош №1 на 2018-2019 гг.
План внеурочной деятельности в 6 классе МБОУ «Матвеево-Курганская сош №1»
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.
Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.
Актуальность программы.
Планирование социальной деятельности является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности школы. Планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы к формированию личности, которая имеет активную гражданскую позицию и которая готова к самостоятельному, ответственному решению жизненных и профессиональных проблем, способной к самоопределению, к активной творческой деятельности в социуме.
Общая характеристика социального направления
внеурочной деятельности «Новое поколение»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Новое поколение» является необъемлемой частью основной образовательной программы МБОУ Матвеево-Курганская сош №1.
По статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения курса в рамках основной образовательной программы (ФЗ 273 – ст.2, п.9).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Новое поколение» является частной по отношению к основной образовательной программе, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел ООП;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Новое поколение» разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру образовательной программы основного общего образования (МР от 7.08.2015 № 08-1228), в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ФЗ 273 – ст.12, п.7), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС ООО, п.19.5).
Программа «Новое поколение» разработана для занятий с учащимися 7 класса во время, отведенное для внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения, 1 час в неделю, всего 35 часов. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Программа включает в себя: часы общения, встречи, экскурсии, практические занятия, традиционные общешкольные мероприятия, праздники и игры.
Занятия включают в себя теоретический аспект и практическую деятельность в виде игр, тренингов, практических занятий и др.
Цель программы: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Познавательные:
формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности;
организация информационной поддержки учащихся;
предоставление сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации;
совершенствование знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, способствование построению целостной картины мира в его мировоззрении.
Воспитательные:
воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе, уважение прав и свобод другого человека, толерантность, правосознание;
воспитание качеств, присущих работнику: дисциплина и ответственность, работоспособность и организованность, трудолюбие и уважение к людям труда, деловитость и предприимчивость;
воспитание качеств, присущих семьянину: культура общения, умение организовать свой досуг, уважение к родителям, старикам, здоровый образ жизни.
Развивающие:
формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура для формирования здорового образа жизни;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем.
Программа социального развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
• интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, поселка.
• стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего поселка;
• любовь к образовательному учреждению, своему поселку, народу, России;
• уважение к защитникам Родины;
• умение отвечать за свои поступки.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
• уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
• ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
• роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
• навыки коллективной работы;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
• отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• представления о базовых национальных российских ценностях;
• различение хороших и плохих поступков;
• представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
• уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, безопасность жизнедеятельности:
• интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
• первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
• первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
• элементарный опыт природоохранительной деятельности;
• бережное отношение к растениям и животным, через экскурсии на природу.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
• представления о душевной и физической красоте человека;
• формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
• интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
• интерес к занятиям художественным творчеством;
• стремление к опрятному внешнему виду;
• отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Программа внеурочной деятельности «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании.
Принципы развития и воспитания:
В основе Программы социального развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования школы и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентирования на личность школьника. Реализуется через учёт особенностей развития личности каждого обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.
Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям. Реализуется через демократический стиль общения обучающихся и учителя; раскрытие перед обучающимися роли культуры в развитии общества.
Принцип нравственных ценностей. Реализуется через тематику часов общения и внеурочной деятельности, направленную на осмысление обучающимися нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
Принцип учёта потребностей обучающихся. Реализуется через процесс воспитания, где дети осваивают социальные роли: «ученик», «член классного (школьного) коллектива», «одноклассник», «участник деятельности»;
Принцип гуманизма. Реализуется через нравственный выбор обучающихся.
Методы работы с обучающимися:
В ходе реализации программы «Новое поколение» ведущими являются следующие методы работы с детьми:
Личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого обучающегося;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у обучающихся интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Формы организации внеурочной деятельности:
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия: беседы, лекции, диспуты, час общения; встречи с интересными людьми; литературно-музыкальные композиции; просмотр и обсуждение видеоматериала;
Практические занятия: творческие конкурсы; коллективные творческие дела; соревнования; показательные выступления; праздники; викторины; интеллектуально-познавательные игры; трудовые дела; тренинги; обыгрывание проблемных ситуаций; заочные путешествия; акции благотворительности, милосердия; творческие проекты, презентации; проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; сюжетно-ролевые игры и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
уровень воспитанности и общей культуры учащихся;
участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Планируемые результаты
Внеурочная деятельность «Новое поколение» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296).
Реализация программы внеурочной деятельности «Новое поколение» отражает приобретение метапредметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование познавательной и информационной культуры;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
умение извлекать информацию из различных источников.
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать
своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Данная Программа способствует формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться внутренняя позиция школьника, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будет формироваться способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся получат знания об основных категориях и понятиях этики, основных положительных нравственных качествах человека; освоят общие понятия гражданско-правового сознания.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий будет формироваться умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать содержание и условия деятельности в сообщениях.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.
Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
Содержание программы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Устный журнал «Мы – россияне!»
Круглый стол «День согласия и примирения»
Дискуссия «Толерантность – дорога к миру»
Экологическая экскурсия «Наш родной миусский край»
Устный журнал «День белых журавлей»
Час общения «Семья, как много в этом слове…»
Урок мужества «День Героев Отечества»
Урок мужества «На страже Родины»
Коллективно-творческое дело «Православные и народные зимние праздники»
Урок мужества «А много ли мы знаем о Победе»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Экологическая экскурсия «Наш родной миусский край»
Практическое занятие «Мусор – глобальная проблема»
Час общения «Семья, как много в этом слове…»
Коллективно-творческое дело «Православные и народные зимние праздники»
Устный журнал «Язык мой – друг мой»
Откровенный разговор «Я и мой характер. Кто кого?»
Диалог с учителем «Развитие волевых качеств»
Откровенный разговор «Конфликты и их разрешение»
Школьный тематический Фестиваль детского творчества.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Откровенный разговор «Я и мой характер. Кто кого?»
Круглый стол «Не модное слово – милосердие»
Дискуссия «Толерантность – дорога к миру»
Час общения «Семья, как много в этом слове…»
Диалог с учителем «Развитие волевых качеств»
Устный журнал «Язык мой – друг мой»
Обсуждение «Предназначение женщины»
Час общения «Юмор – дело серьезное»
Обсуждение «Ролевой портрет семьи»
Откровенный разговор «Конфликты и их разрешение»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, безопасность жизнедеятельности:
Тематический вечер «Берегись автомобиля!»
Профилактическое занятие «Скажем вредным привычкам – нет!»
Практическое занятие «Мы – за безопасность на дорогах»
КВН «Зеленый огонек»
Профилактическая беседа «Информирован – значит, защищен»
Беседа «Ответственность за нарушение ПДД»
Профилактическая беседа «Новогодние сказки о самом главном»
Праздник «Веселый светофор»
Профилактическая беседа «Правила поведения на дороге»
Игра «Дорожная азбука»
Откровенный разговор «Как не угодить в сети социальных сетей»
Тренинг «Мы – за здоровый образ жизни»
Урок-тест «Как правильно ездить на велосипеде?»
Соревнования «Велосипедная мозаика»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
Экологическая экскурсия «Наш родной миусский край»
Диспут «Земля – наш общий дом»
Практическое занятие «Мусор – глобальная проблема»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
Устный журнал «День белых журавлей»
Лит-муз.час «Зимние узоры»
Коллективно-творческое дело «Православные и народные зимние праздники»
Учебно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Форма проведения | Виды деятельности |
I четверть |
1 | 01.09 | «Мы – россияне!» | Устный журнал | Знакомятся с историей государственной символики, выясняют значение символов и их необходимость. Участвуют в викторине: «Символика России» |
2 | 08.09 | «Берегись автомобиля!» | Тематический вечер | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге |
3 | 15.09 | « Я и мой характер. Кто кого?» (профилактика суицида) | Откровенный разговор | Готовят и представляют сценки о различных ситуациях, связанных с проявлением характера. Анализируют поведение участников сценок, высказывают и объясняют собственное мнение. |
4 | 22.09 | «Наш родной миусский край» | Экологическая экскурсия | Совершают пеший поход, делятся впечатлениями. Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку поселка. |
5 | 29.09 | «Не модное слово – милосердие» (01.10 - Международный день пожилых людей) | Круглый стол | Размышляют и дискутируют о нравственных важнейших ценностях: «любви», «добре», «милосердии». Моделируют ситуации, в которых необходимо делать нравственный выбор, ищут способы их разрешения. Приводят примеры доброго отношения друг другу, старшим, младшим по возрасту, животным. |
6 | 06.10 | «Скажем вредным привычкам – нет!» | Профилактическое занятие | Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках. |
7 | 13.10 | «Мы – за безопасность на дорогах» | Практическое занятие | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. |
8 | 20.10 | «День белых журавлей» (22 октября – праздник военной поэзии) | Устный журнал | Готовят сообщения о ВОВ, оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Читают стихи о войне, приводят примеры фильмов и художественных произведений. Возлагают цветы к Вечному Огню. |
II четверть |
9 | 27.10 | «День согласия и примирения» (4 День народного единства) | Круглый стол | Выполняют поиск информации об истории возникновения праздника Единства. Оценивают воздействие информации на собственные чувства и мысли. Дискутируют на тему: «Почему возникла необходимость возвращения данного праздника». |
10 | 10.11 | «Толерантность – дорога к миру» | Дискуссия | Дискутируют на тему: «Толерантность – дорога к миру». Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации. |
11 | 17.11 | «Зеленый огонек» (ПДД) | КВН | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. |
12 | 24.11 | «Семья, как много в этом слове…» (27.11 - День Матери) | Час общения | Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей. Организуют фотовыставку: «Мой семейный альбом». Собирают игрушки, книги, средства гигиены для воспитанников детского дома. |
13 | 01.12 | «Информирован – значит, защищен» (01.12 - Всемирный день борьбы со СПИДом) | Профилактическая беседа | Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках. |
14 | 08.12 | День Героев Отечества (09.11.12) | Урок мужества | Выполняют поиск информации о героях Отечества. Оценивают воздействие информации на собственные мысли и чувства. |
15 | 15.12 | «Ответственность за нарушение ПДД» (ПДД) | Беседа | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге. |
16 | 22.12 | «Зимние сказки о самом главном» | Профилактическая беседа | Готовят устные или письменные сообщение о крупных пожарах и причинах их возникновения. Приводят примеры причин, приводящих к пожарам. Формулируют памятку о правилах использования пиротехнических изделий. |
III четверть |
17 | 12.01 | «Зимние узоры» | Лит-муз.час | Читают стихи и отрывки из художественных произведений про зиму. Организуют выставку собственных фотографий и рисунков на зимнюю тематику. Представляют свои работы. Пишут короткое сочинение: «Я люблю зиму за...» |
18 | 19.01 | «Веселый светофор» (ПДД) | Праздник | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. |
19 | 26.01 | «Развитие волевых качеств» (профилактика суицида) | Диалог с учителем | Дискутируют на тему: «Можно ли развить волевые качества?» Высказывают и обосновывают свою позицию. Моделируют ситуации. |
20 | 02.02 | «Язык мой – друг мой» (3.02 - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой) | Устный журнал | Дискутируют на тему «Язык мой – друг мой» Отвечают на вопросы: «В чем ценность правильной речи»? «Нужны ли нам бранные слова»? Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с помощью общения. Формулируют памятку культурного общения. |
21 | 09.02 | «Правила поведения на дороге» (ПДД) | Профилактическая беседа | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. |
22 | 16.02 | «На страже Родины» (23 День защитника Отечества) | Урок мужества | Выпускают стенгазету к празднику 23 февраля. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. |
23 | 02.03 | «Православные и народные зимние праздники» | Коллективно-творческое дело | Знакомятся с информацией об истоках, традициях и значении Масленицы на Руси. Участвуют в игровых конкурсах, свзанных с масленичными традициями. Делятся домашними рецептами блинов. |
24 | 09.03 | «Предназначение женщины» | Обсуждение | Готовят праздничное мероприятие для мам. Подбирают пословицы, стихи и песни о мамах, демонстрируют танцевальные номера. Оформляют открытки в виде сердечек, на которых пишут пожелания своим мамам. |
25 | 16.03 | «Дорожная азбука» (ПДД) | Игра | Рассказывают о правилах ДД, работают в группах, инсценируют и обсуждают различные ситуации на дороге выпускают информационные листы по ПДД. |
26 | 30.03 | «Как не угодить в сети социальных сетей» | Откровенный разговор | Проводят социологический опрос среди друзей и родителей о значении книг и компьютера в их жизни. |
IV четверть |
27 | 06.04 | «Юмор – дело серьезное» (1.04 - День смеха) | Час общения | Готовят и представляют шуточные сценки. Рассказывают смешные истории из своей жизни. |
28 | 13.04 | «Мы – за здоровый образ жизни» (7.04 - Всемирный день здоровья) | Тренинг | Приводят аргументы «за» и «против» здорового образа жизни, дискутируют на тему необходимости режима дня, закаливания, правильного питания. Обсуждают и формулируют правила здорового образа жизни. Выпускают информационный лист о вредных и здоровых привычках. |
29 | 20.04 | «Как правильно ездить на велосипеде?» (ПДД) | Урок-тест | Рассказывают о правилах езды на велосипеде, о правилах дорожного движения. |
30 | 27.04 | «Земля – наш общий дом» (22 Всемирный день Земли) | Диспут | Дают оценку месту человека в системе живой природы. Приводят примеры влияния человека на природу и природы на человека. Анализируют вред, наносимый природе необдуманными действиями. Обсуждают экологическую обстановку поселка. Составляют памятку действий, способствующих сохранению природных богатств. |
31 | 04.05 | «Мусор – глобальная проблема» (1.05 - День весны и труда) | Практическое занятие | Проводят генеральную уборку в классе и на пришкольном участке. Работают в командах. Участвуют в игре, посвященной Дню Земли, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение |
32 | 11.05 | «А много ли мы знаем о Победе» | Урок мужества | Совершают пеший поход по местам исторической и боевой славы поселка, формулируют и задают вопросы, делятся впечатлениями. Осуществляют поиск информации об истории праздника и русских воинах — героях. Рассказывают о значении этого праздника в их семьях. Работают в группах. |
33 | 18.05 | «Ролевой портрет семьи» (15.05 – Международный день семьи) | Обсуждение | Обсуждают значение праздника, посвященного Дню семьи, высказывают собственное мнение о значении семьи в жизни человека. Рассказывают о традициях своих семей. Организуют фотовыставку: «Мой семейный альбом». Собирают игрушки, книги, средства гигиены для воспитанников детского дома |
34 | 25.05 | «Конфликты и их разрешение» (профилактика суицида) | Откровенный разговор | Приводят примеры конфликтных ситуаций и ищут способы их разрешения с помощью общения. Формулируют памятку культурного общения. |
35 | | Резерв учителя | | Пр. 23.02.2022 |
| | | ИТОГО | 35ч. |
Планируемые результаты
освоения учащимися программы внеурочной деятельности
«Новое поколение»
В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:
- мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов;
- навыки общения со сверстниками, старшими и младшими;
- знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- знания об основах здорового образа жизни;
- знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях;
- знания о правилах конструктивной групповой работы: организации коллективной творческой деятельности;
- знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:
- опыт исследовательской деятельности;
- способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
- опыт публичного выступления;
- стремление к сотрудничеству с учителями и родителями;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
- опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.
Конечную цель освоения программы - становление личности, обладающей следующими качествами:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный,
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
с активной жизненной и гражданской позицией;
уважающий историческое прошлое нашего народа;
Список литературы.
“О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -
2015 годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р
Алоева М.А.Классные часы в 5-7-х классах / М. А. Алоева; ред. Г. Н. Сибирцова. - 9-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).
Араковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Москва: Педагогическое общество России, 2000.
Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.
Беспятова Н.К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. - М. : Айрис-пресс, Айрис-дидактика, 2006. (Методика).
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и
нравственности. Ростов н/Д, 1995.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания /Педагогика. 1995. № 4
Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и
во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.
Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации
школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2
Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва: 2000.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: настольная книга учителя. Москва: Педагогическое общество России, 1999.
Интернет- ресурсы.
http://www.metodkabinet.eu/
http://www.uroki.net/doc.htm
http://www.1september.ru/
http://www.moyashkola.net/
http://aplik.ru/shkolniku/1
http://zarechenskay.ucoz.ru/RabProg/uroki_dukhovnosti.pdf;
Литература для обучающихся
Кабрера, А. Феи рассказывают о благодарности – М.: Литера, 2010.
Кабрера, А. Феи рассказывают о самоуважении – М.: Литера, 2010.
Кабрера, А. Феи рассказывают о скромности. – М.: Литера, 2010.
Кабрера, А. Феи рассказывают о солидарности – М.: Литера, 2010.
Кабрера, А. Феи рассказывают о сочувствии. – М.: Литера, 2010.
Кабрера, А. Феи рассказывают о храбрости. – М.: Литера, 2010.
Кабрера, А. Феи рассказывают о щедрости – М.: Литера, 2010.
Кабрера, А. Феи рассказывают об ответственности. – М.: Литера, 2010.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена - М.: Астрель, 2000.
Яровицкий, В. Мой первый учебник по психологии. Книга для подростка. – М.: Феникс, 2011. – 256 с.
Перечень оборудования, технических средств обучения,
используемых в образовательном процессе:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
демонстрационное оборудование, (компьютер, мультипроектор).