1.Планируемые результаты .
Личностные результаты
• усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
• освоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
• Коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
• Регулятивные:
• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью;
• владение навыками познавательной рефлексии для определения познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты
• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, находить компромиссное решение в сложной ситуации;
• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• умение оказывать первую помощь, знание номеров телефонов экстренных служб;
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно – оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников.
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности
Ученик научится:
Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.
Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.
Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.
Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.
Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.
Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.
Обобщать знания по безопасному поведению на водоемах в различное время года.
Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное время года.
Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.
Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.
Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.
Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.
Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.
Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.
Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.
Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера в вашем регионе в текущем году.
Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научится:
Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.
Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.
Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.
Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
Ученик получает возможность научиться:
Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Ученик научится:
Уяснить сущность терроризма и экстремизма как социального противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.
Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность.
Уяснить основное содержание и значение положений нормативно- правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.
Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.
Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.
Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.
Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.
Ученик получает возможность научиться:
Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:
Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;
Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности выпускник школы должен знать:
основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопасности при угрозе террористического акта;
организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организационные основы борьбы с терроризмом;
правила безопасности дорожного движения;
основные принципы здорового образа жизни;
правила оказания первой медицинской помощи;
основы обороны государства и военной службы;
боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.
Выпускники старших классов должны уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
соблюдать правила безопасности дорожного движения
адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни здоровья;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и велосипедиста и водителя транспортного средства в различных ситуациях для жизни и здоровья
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом,
респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ведения здорового образа жизни;• оказания первой медецинской помощи;• обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;• соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;• пользования бытовыми приборами и инструментами;• проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.• развитие в себе качеств, необходимых для военной службы.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрез вычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
I. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила
безопасного поведения
1.1. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Правила самозащиты от насильников и хулиганов.
Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте .Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на
рынке, стадионе, вокзале и др.
1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних .Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Практические занятия. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка
правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности. Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы РФ, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.
Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
2.5. Средства индивидуальной защиты населения.
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.
Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций.
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника.
II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.
3.1. Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.
Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций.
Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции.
Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
4. Основы здорового образа жизни.
4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные
элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития
человека, его физических и духовных качеств.
4.2. Биологические ритмы и работоспособность человека.
Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.
4.3. Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека.
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
III. ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества.
5.1. История создания Вооруженных Сил России.
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопутные войска.
Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.
5.4. Другие войска, их состав и предназначение с учетом концепции государственной
политики РФ по военному строительству.
Пограничные войска Федеральной пограничной службы РФ, Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны МЧС, их состав и предназначение.
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
6.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества. Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
6.2. Памяти поколений — дни воинской славы России.
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
6.3. Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской Армии и флота.
7. Символы воинской чести.
7.1. Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
7.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
7.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения | Примечание |
план | факт | |
1 | 2 | 3 | 6 | 9 | 10 | |
1 | Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования | 1 | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни и правилах поведения в них. Уметь называть способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях. | 01.09 | | |
2 | Правила и безопасность дорожного движения ( в части , касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств). | 1 | Знать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); - адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья; - прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей) Использовать полученные зания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения. | 08.09 | | |
3 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. | 1 | Знать правила поведения в криминогенных ситуациях, Уметь объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера. Использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности | 15.09 | | |
4 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | 1 | Знать об уголовной ответственности несовершенно-летних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним Использовать полученные зания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения. | 22.09 | | |
5 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. | 1 | Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; правила безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для безопасного поведения чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера | 29.09 | | |
6 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, её структура и задачи. | 1 | Знать предназначение , структуру и задачи РСЧС Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи. | 06.10 | | |
7 | Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности | 1 | Знать основные задачи государственных служб по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Использовать полученные знания для обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи | 13.10 | | |
8 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. | 1 | Знать о предназначении гражданской обороны, её структуре и задачах. Использовать полученные знания и умения для обеспечения собственной безопасности. | 20.10 | | |
9 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | 1 | Иметь представление о современных средствах поражения и их поражающих факторах. Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления. | 27.10 | | |
10 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | 1 | Знать способы оповещения населения о ЧС. Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях. | 10.11 | | |
11 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени | 1 | Знать правила поведения в защитных сооружениях Уметь действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства коллективной защиты. Называть виды защитных сооружений | 17.11 | | |
12 | Средства индивидуальной защиты | 1 | Называть основные средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты и профилактики. Владеть навыками пользования средствами индивидуальной защиты ( противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) | 24.11 | | |
13 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | 1 | Знать об организации проведения аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности. | 1.12 | | |
14 | Организация гражданской обороны в образовательном учреждении | 1 | Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении, правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» | 8.12 | | |
15 | Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки | 1 | Знать основные определения и понятия здоровья и факторы, влияющие на него | 15.12 | | |
16 | Инфекционные заболевания, их классификация. | 1 | Называть основные принципы классификации инфекционных заболеваний. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний. | 22.12 | | |
17 | Основные инфекционные заболевания, их профилактика. | 1 | Знать об основных принципах профилактики инфекционных заболеваний. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний. | 12.01 | | |
18 | Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. | 1 | Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | 19.01 | | |
19 | Основные составляющие здорового образа жизни | 1 | Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеяте льности личности. о факторах, влияющих на здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни. | 26.01 | | |
20 | Биологические ритмы Влияние биологических ритмов на работоспособность человека | 1 | Знать основные составляющие здорового образа жизни. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни Знать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | 2.02 | | |
21 | Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека | 1 | Знать о факторах. способствующих укреплению здоровья Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | 9.02 | | |
22 | Вредные привычки , их влияние на здоровье. | 1 | Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | 16.02 | | |
23 | Профилактика вредных привычек | 1 | Знать о профилактике вредных привычек. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | 23.02 | | |
24 | История создания Вооруженных сил России | 1 | Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | 2.03 | | |
25 | История создания Вооруженных сил России | 1 | Иметь представление об истории создания Вооруженных сил России. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | 9.03 | | |
26 | Организационная структура Вооруженных сил России | 1 | Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | 16.03 | | |
27 | Виды Вооруженных сил, рода войск. История их создания и предназначение | 1 | Знать состав и предназначение ВС РФ, Владеть навыками оценки уровня своей подготовленности к военной службе. | 23.03 | | |
28 | Функции и основные задачи современных Вооруженных сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных сил. | 1 | Характеризовать функции и основные задачи современных Вооруженных сил. Иметь представление об управлении Вооруженными силами, о реформе Вооруженных сил. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | 6.04 | | |
29 | Другие войска, их состав и предназначение. | 1 | Знать состав и предназначение ВС РФ, Уметь оценивать уровень своей подготовленности к военной службе. | 13.04 | | |
30 | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества | 1 | Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально- психологическим и профессиональным качествам гражданина. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. | 20.04 | | |
31 | Памяти поколений – дни воинской славы России. | 1 | Знать о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды. Использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. | 27.04 | | |
32 | Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. | 1 | Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы. | 4.05 | | |
33 | Промежуточная аттестация | 1 | Тестирование.Проверка знаний за курс ОБЖ за 10 класс | 11.05 | | |
34 | Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы | 1 | Иметь представление о символах воинской чести. | 18.05 | | |
35 | Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.Ритуалы ВС | 1 | Иметь представление об основных государственных наградах Иметь представление о ритуалах ВС РФ. | 25.05 | | |
22