Содержание
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих идей:
идея многообразия мира;
идея целостности мира;
идея уважения к миру.
Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России».
Где мы живём? (5 ч)
Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.
Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.
Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.
Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10ч)
Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины посёлка.
Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.
Здоровье и безопасность (8 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим
двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести
себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (17 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье,
приток).
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие
достопримечательности.
Знакомство с другими городами нашей страны.
Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.
Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.
Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.
Резерв – 3 часа
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём. | 5 |
2 | Природа. | 21 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия. | 17 |
| ИТОГО: | 68 часов |
Планируемые результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Место предмета в учебном плане и УМК
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на – 68 часов (34 учебные
недели).
Учебники Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочие тетради и пособия
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В двух частях. Ч.1. – М.:Просвещение, 2017.
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
Методические пособия
Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки. 2 класс. 2018г.
Календарь- тематик планлаштыру
№ | Дәрес темасы | Сәг саны | Дата | Искәрмә |
план | факт | |
1 | Родная страна. Туган илебез. | 1 | | | |
2 | Город и село. Шәһәр һәм авыл. | 1 | | | |
3 | Наш проект ”Родной город (село)”Безнең проект “Туган шәһәребез ( авылыбыз)” | 1 | | | |
4 | Природа и рукотворный мир. Табигать һәм кеше кулы белән ясалган дөнья. | 1 | | | |
5 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»“Без кайда яшибез?” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез. | 1 | | | |
6 | Неживая и живая природа. Терек булмаган һәм терек табигать. | 1 | | | |
7 | Явления природы.Термометр. Виды термометров. Табигать күренешләре. Термометр.Термометр төрләре. | 1 | | | |
8 | Что такое погода. Һава торышы нәрсә ул? | 1 | | | |
9 | В гости к осени (экскурсия). | 1 | | | |
10 | Көз кунакка чакыра.(экскурсия) В гости к осени (урок). Көз кунакка чакыра.(дәрес) | 1 | | | |
11 | Звёздное небо. Йолдызлы күк йөзе. | 1 | | | |
12 | Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Җир асты хәзинәләренә күз салыйк. Тау токымнары һәм минераллар. Гранит, аның составы. | 1 | | | |
13 | Про воздух Һава турында... | 1 | | | |
14 | Про воду. Су турында. | 1 | | | |
15 | Какие бывают растения. Нинди үсемлекләр була? | 1 | | | |
16 | Какие бывают животные .Нинди хайваннар була? | 1 | | | |
17 | Невидимые нити. Күзгә күренмәс җепләр. | 1 | | | |
18 | Дикорастущие и культурные растения. Кыргый һәм культуралалы үсемлекләр. | 1 | | | |
19 | Дикие и домашние животные. Кыргый һәм йорт хайваннары. | 1 | | | |
20 | Комнатные растения. Бүлмә үсемлекләре, яки гөлләр. | 1 | | | |
21 | Животные живого уголка. Тере почмак хайваннары. | 1 | | | |
22 | Про кошек и собак. Мәчеләр һәм этләр турында. | | | | |
23 | Красная книга .Кызыл китап. | 1 | | | |
24 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Табигать дусты бул1 Проект: “Кызыл китап, яки Сак астына алабыз” | 1 | | | |
| |
25 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». “Табигать” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез. | 1 | | | |
26 | Что такое экономика. Нәрсә ул икътисад? | 1 | | | |
27 | Из чего что сделано? Нәрсәдән нәрсә ясалган? | 1 | | | |
28 | Как построить дом. Йортны ничек төзергә? | 1 | | | |
29 | Какой бывает транспорт. Нинди транспорт була? | 1 | | | |
30 | Культура и образование. Мәдәният һәм белем бирү. | 1 | | | |
31 | Все профессии важны. Проект «Профессии». Һәр һөнәр дә кирәкле? Проект “Һөнәрләр” | 1 | | | |
32 | В гости к зиме (экскурсия). Кыш кунакка чакыра. (экскурсия) | 1 | | | |
33 | В гости к зиме (урок). Кыш кунакка чакыра (дәрес) | 1 | | | |
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».“ Шәһәр һәм авыл тормышы” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез. | 1 | | | |
35 | Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». “Туган авыл”, “Кызыл китап, яки Сак астына алабыз”, “Һөнәрләр” проектлары презентациясе. | 1 | | | |
36 | Строение тела человека. Кешенең тән төзелеше. | 1 | | | |
37 | Если хочешь быть здоров. Сәламәт булыйм дисәң. | 1 | | | |
38 | Берегись автомобиля! Автомобильдән саклан! | 1 | | | |
39 | Школа пешехода. Җәяүлеләр мәктәбе. | 1 | | | |
40 | Домашние опасности. Өйдәге хәвеф-хәтәр. | 1 | | | |
41 | Пожар. Янгын! | 1 | | | |
42 | На воде и в лесу. Суда һәм урманда. | 1 | | | |
43 | Опасные незнакомцы. Таныш булмаган шикле кешеләр. | 1 | | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». ”Сәламәтлек һәм иминлек” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез. | 1 | | | |
45 | Наша дружная семья. Безнең тату гаилә. | 1 | | | |
46 | Проект «Родословная». Безнең проект: “Шәҗәрә” | 1 | | | |
47 | В школе. Мәктәптә. | 1 | | | |
48 | Правила вежливости. Әдәплелек кагыйдәләре. | 1 | | | |
49 | Ты и твои друзья. Син һәм синең дусларың. | 1 | | | |
50 | Мы – зрители и пассажиры. Без – тамашачылар һәм пассажирлар | 1 | | | |
51 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». «Аралашу» бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез. | 1 | | | |
52 | Посмотри вокруг.Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли.Тирә юнеңә кара.Офык. Офык сызыгы. | 1 | | | |
53 | Ориентирование наместности.Компас. Урында ориентлашу. Компас. | 1 | | | |
54 | Урында ориентлашу. Кояшка карап ориентлашу. | 1 |
| | |
55 | Формы земной поверхности.Равнины и горы. Холмы и овраги. Җир өслегенең формалары. Калкулык һәм тау. | 1 | | | |
56 | Водные богатства. Су байлыгы. | 1 | | | |
57 | В гости к весне (экскурсия). Яз кунакка чакыры (экскурсия) | 1 | | | |
58 | В гости к весне (урок). Яз кунакка чакыра (дәрес) | 1 | | | |
59 | Россия на карте. Россия – картада. | 1 | | | |
60 | Проект «Города России».Проект “Россия шәһәрләре” | 1 | | | |
61 | Путешествие по Москве.Мәскәү буйлап сәяхәт. | 1 | | | |
62 | Московский Кремль.Мәскәү кремле. | 1 | | | |
63 | Город на Неве. Нева ярындагы шәһәр. | 1 | | | |
64 | Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), Планета буйлап сәяхәт.Дөнья картасы. Океаннар һәм материклар. | 1 | | | |
65 | Путешествие по материкам. Материклар буйлап сәяхәт | 1 | | | |
66 | Промежуточная аттестационная работа (Проект )«Страны мира» Арадаш аттестация эше(проект) | 1 | | | |
67 | Впереди лето. Алда җәй. | 1 | | | |
68 | Проверим себя и оцени м свои достижения по разделу «Путешествия». Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». “Сәяхәтләр” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез. “Шәҗәрә”, “Россия шәһәрләре”, “Дөнҗядагы илләр” проектлары нпрезентацияләү. | 1 | | | |