СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 2 класса»

Содержание

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих идей:

  • идея многообразия мира;

  • идея целостности мира;

  • идея уважения к миру.

Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественнонаучный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Содержание рабочей программы определено с учётом особенностей изучения предмета в классе, занимающегося по УМК «Школа России».


Где мы живём? (5 ч)

Где мы живём. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города. Что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Природа (21 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения.

Какие бывают животные: насекомые рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка.

Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных: сбор букетов, обламывание ветвей; вырубка лесов, вылов красивых насекомых; неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников. Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны. Правила поведения в природе.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приёмов ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10ч)

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины посёлка.

Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями посёлка.

Здоровье и безопасность (8 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде.

Съедобные несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим

двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести

себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия (17 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье,

приток).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие

достопримечательности.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе.

Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты.

Резерв – 3 часа











Учебно-тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Где мы живём.

5

2

Природа.

21

3

Жизнь города и села.

10

4

Здоровье и безопасность.

9

5

Общение.

7

6

Путешествия.

17


ИТОГО:

68 часов



Планируемые результаты


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У второклассника продолжается:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  13. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  14. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

    1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;

    4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

    5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.



Место предмета в учебном плане и УМК

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на – 68 часов (34 учебные

недели).

Учебники Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочие тетради и пособия

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В двух частях. Ч.1. – М.:Просвещение, 2017.

Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2013.


Дополнительная литература

Методические пособия

Плешаков А.А. Окружающий мир: Поурочные разработки. 2 класс. 2018г.









Календарь- тематик планлаштыру

Дәрес темасы


Сәг саны


Дата



Искәрмә

план

факт


1

Родная страна.

Туган илебез.


1




2

Город и село.

Шәһәр һәм авыл.


1



3

Наш проект ”Родной город (село)”Безнең проект “Туган шәһәребез ( авылыбыз)”

1



4

Природа и рукотворный мир.

Табигать һәм кеше кулы белән ясалган дөнья.

1




5

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»“Без кайда яшибез?” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез.

1



6

Неживая и живая природа.

Терек булмаган һәм терек табигать.


1



7

Явления природы.Термометр. Виды термометров.

Табигать күренешләре. Термометр.Термометр төрләре.

1



8

Что такое погода.

Һава торышы нәрсә ул?

1



9

В гости к осени (экскурсия).

1



10

Көз кунакка чакыра.(экскурсия)

В гости к осени (урок). Көз кунакка чакыра.(дәрес)

1



11

Звёздное небо.

Йолдызлы күк йөзе.


1



12

Заглянем в кладовые земли.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав.

Җир асты хәзинәләренә күз салыйк.

Тау токымнары һәм минераллар. Гранит, аның составы.

1



13


Про воздух

Һава турында...

1




14

Про воду.

Су турында.

1





15

Какие бывают растения.

Нинди үсемлекләр була?


1



16

Какие бывают животные

.Нинди хайваннар була?

1



17

Невидимые нити.

Күзгә күренмәс җепләр.

1



18

Дикорастущие и культурные растения.

Кыргый һәм культуралалы үсемлекләр.

1



19

Дикие и домашние животные.

Кыргый һәм йорт хайваннары.

1



20

Комнатные растения.

Бүлмә үсемлекләре, яки гөлләр.

1



21

Животные живого уголка.

Тере почмак хайваннары.


1



22

Про кошек и собак.

Мәчеләр һәм этләр турында.





23

Красная книга

.Кызыл китап.

1




24

Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

Табигать дусты бул1 Проект: “Кызыл китап, яки Сак астына алабыз”

1






25

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

“Табигать” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез.

1



26

Что такое экономика.

Нәрсә ул икътисад?

1



27

Из чего что сделано?

Нәрсәдән нәрсә ясалган?

1



28

Как построить дом.

Йортны ничек төзергә?

1



29

Какой бывает транспорт.

Нинди транспорт була?


1



30

Культура и образование.

Мәдәният һәм белем бирү.

1



31

Все профессии важны. Проект «Профессии».

Һәр һөнәр дә кирәкле?

Проект “Һөнәрләр”

1



32

В гости к зиме (экскурсия).

Кыш кунакка чакыра. (экскурсия)

1



33

В гости к зиме (урок).

Кыш кунакка чакыра (дәрес)

1



34


Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».“

Шәһәр һәм авыл тормышы” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез.

1



35

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

“Туган авыл”, “Кызыл китап, яки Сак астына алабыз”, “Һөнәрләр” проектлары презентациясе.

1




36

Строение тела человека.

Кешенең тән төзелеше.

1



37

Если хочешь быть здоров.

Сәламәт булыйм дисәң.

1



38

Берегись автомобиля!

Автомобильдән саклан!

1




39

Школа пешехода.

Җәяүлеләр мәктәбе.


1



40

Домашние опасности.

Өйдәге хәвеф-хәтәр.

1




41

Пожар.

Янгын!


1



42

На воде и в лесу.

Суда һәм урманда.

1




43

Опасные незнакомцы.

Таныш булмаган шикле кешеләр.

1



44

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

”Сәламәтлек һәм иминлек” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез.

1



45

Наша дружная семья.

Безнең тату гаилә.

1



46

Проект «Родословная».

Безнең проект: “Шәҗәрә”

1



47

В школе.

Мәктәптә.

1




48

Правила вежливости.

Әдәплелек кагыйдәләре.


1



49

Ты и твои друзья.

Син һәм синең дусларың.

1



50

Мы – зрители и пассажиры.

Без – тамашачылар һәм пассажирлар

1




51

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

«Аралашу» бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез.

1



52

Посмотри вокруг.Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.

Форма Земли.Тирә юнеңә кара.Офык. Офык сызыгы.


1




53


Ориентирование наместности.Компас.

Урында ориентлашу.

Компас.

1




54

Урында ориентлашу.

Кояшка карап ориентлашу.

1




55

Формы земной поверхности.Равнины и горы. Холмы и овраги.

Җир өслегенең формалары. Калкулык һәм тау.

1



56

Водные богатства.

Су байлыгы.

1




57

В гости к весне (экскурсия).

Яз кунакка чакыры (экскурсия)

1





58

В гости к весне (урок).

Яз кунакка чакыра (дәрес)

1



59

Россия на карте.

Россия – картада.


1



60

Проект «Города России».Проект “Россия шәһәрләре”

1



61

Путешествие по Москве.Мәскәү буйлап сәяхәт.

1



62

Московский Кремль.Мәскәү кремле.


1



63

Город на Неве.

Нева ярындагы шәһәр.

1



64

Путешествие по планете.

Карта мира. Океаны и материки (континенты),

Планета буйлап сәяхәт.Дөнья картасы. Океаннар һәм материклар.

1



65

Путешествие по материкам.

Материклар буйлап сәяхәт

1



66

Промежуточная аттестационная работа (Проект )«Страны мира»

Арадаш аттестация эше(проект)


1



67

Впереди лето.

Алда җәй.


1




68

Проверим себя и оцени м свои достижения по разделу «Путешествия».

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

“Сәяхәтләр” бүлеге буенча үзебезне тикшерәбез һәм уңышларыбызны бәялибез.

“Шәҗәрә”, “Россия шәһәрләре”, “Дөнҗядагы илләр” проектлары нпрезентацияләү.

1