Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте., входящей в состав укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение «Философия и ее роль в жизни общества» | Содержание учебного материала: | 2 | |
Предпосылки зарождения философии. Предмет философии, ее основные функции. Структура философского знания. Мировоззрение. Основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия Отличие философии от мифологии и религии. Роль философии в жизни человека и общества. Основные направления философии: идеализм, материализм, дуализм, гностицизм и агностицизм. | | 1 |
Раздел 1. Исторические типы философии | 24 | |
Тема 1.1. Философия древнего мира и средних веков | Содержание учебного материала: | 6 | |
Философия древнего Востока. Философия древней Индии. Главные идеи философии Будды. Древнекитайская философия. Даосизм. Основные проблемы философии Конфуция. | | 1 |
Философия античного мира. (VII в. до н.э.-III в. н.э.). Доклассический период античной философии (VII-V в.в. до н.э.). Милетская школа. Пифагор. Гераклит Эфесский. Атомизм Демокрита. Классический период в истории древнегреческой философии (V-IV в. в. до н.э.): создание систематизированных учений.Этика Сократа. Объективный идеализм Платона.Философская система Аристотеля. Основные школы поздней греческой и римской философии (IV-IIIв.в. до н.э.) Этика стоиков и Эпикура. Значение философии античного мира. | | 1 |
Философско-религиозная мысль средневековья и эпохи Возрождения. Предпосылки формирования средневековой философии; ее основные принципы: теоцентризм, креационизм. Апологетика и патристика. Схоластика (V-XV в.в.) Учение Фомы Аквинского. Спор между номиналистами и реалистами о природе универсалий. Своеобразие духовной культуры Ренессанса. Роль античного наследия в формировании нового мышления. Особенности философии Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, антисхоластическая направленность, пантеизм. Утопическо-социалистические взгляды как поиски идеального общества. Т. Мор. Т. Кампанелла. Гелиоцентрическая картина мира. Н. Коперник. Д. Бруно. Г. Галилей. | | 1 |
Тема 1.2. Философия нового времени | Содержание учебного материала: | 4 | |
Философия XVII в. - XVIII в. Исторические условия формирования философии Нового времени. Основные принципы философии XVII в.: механицизм, деизм. Эмпиризм и рационализм. Философские взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта. Английское Просвещение XVII в. Теория общественного договора Т. Гоббса. Д. Локк об естественных правах человека. Основные идеи философии французского Просвещения XVIII в. Вольтер. Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье. П. Гольбах. Д. Дидро. | | 1 |
Немецкая классическая философия. Марксизм. Теория познания и моральный закон И. Канта. Диалектика Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка проблемы отчуждения. Материалистическое понимание истории. | | 1 |
Тема 1.3. Русская философия | Содержание учебного материала | 2 | |
Специфика русской философии и этапы ее развития. П. Чаадаев об исторической судьбе России. Философия западников и славянофилов. Религиозно-этические искания Л. Толстого. Философия В. Соловьева: принцип всеединства. Экзистенциализм Н. Бердяева. Н. Федоров, В. Вернадский. К. Циолковский, А. Чижевский – как представители философии русского космизма. | | 1 |
Тема 1.4. Основные философские направления XX-XXI века | Содержание учебного материала | 2 | |
Краткая характеристика западной философии к. XIX-XX в.в.: огромное разнообразие философских школ, концепций и направлений. О. Конт: принципы позитивизма. Неопозитивизм: исследование форм познания.Экзистенциализм. К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П., Сартр, А. Камю. Психоанализ З. Фрейда. Неофрейдизм. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Э. Фромм о проблемах человеческого существования. | | 1 |
Раздел 2. Проблемы онтологии и гносеологии | 10 | |
Тема 2.1. Бытие | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие онтологии. Философская проблема бытия. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Материальное и идеальное бытие. Бытие социального. | | 1 |
Тема 2.2. Материя и ее свойства | Содержание учебного материала | 2 | |
Представление о материи в истории философии. Структурные уровни материи. Основные атрибуты материи. Движение. Самоорганизация материи. Отражение. Пространство и время; субстанциальная и релятивистская теории пространства и времени. | | 1 |
Тема 2.3. Диалектика и метафизика. | Содержание учебного материала | 2 | |
Диалектика и метафизика как методы познания; их связь с научным знанием. Принципы, категории и законы диалектики. | | 1 |
Тема 2.4. Сознание и познание | Содержание учебного материала | 4 | |
Философия сознания. Проблема соотношения сознания и материи. Сознание и бессознательное как уровни психики. Идеальная природа психического. К. Юнг. Архетипы коллективного бессознательного. | | 1 |
Познание. Проблема истины. Познание как предмет философского анализа. Гностицизм и агностицизм. Формы познания. Понятие истины. Классическая, когерентная, прагматическая концепции истины. Практика. | | 1 |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя обучающихся. Написать реферат на тему «Коллективное бессознательное» | 2 | 3 |
Раздел 3. Основы философской антропологии | 10 | |
Тема 3.1. Основные проблемы философской антропологии | Содержание учебного материала | 4 | |
Проблема и сущность человека в истории философии. Теории происхождения человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Индивид. Личность. Индивидуальность. Понятие «гендер». | | 1 |
Тема 3.2. Ценности человеческого бытия | Содержание учебного материала | 4 | |
Понятие и природа ценностей. Формирование человеческих ценностей. Система ценностей человека как регулятор развития личности. Основные категории человеческого существования. Свобода и ответственность. Любовь и счастье. Творчество. Нравственные ценности и мораль. | | 1 |
Тема 3.3 Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека | Содержание учебного материала | 2 | |
Смысл жизни человека. Постановка проблемы. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертия. Предназначение человека. | | 1 |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя: Творческая работа. «Смысл жизни» | 2 | 3 |
Раздел 4. Основы социальной философии | 6 | |
Тема 4.1. Философский анализ общества | Содержание учебного материала | 2 | |
Предмет социальной философии. Представление об обществе в истории философии. Общество как необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Проблема философского осмысления общества. Общество как система. Основные сферы общественной жизни: политическая, экономическая, социальная и духовная. | | 1 |
Тема 4.2. Философия истории | Содержание учебного материала | 2 | |
Становление философии истории. Античная концепция истории. Объяснение исторического процесса в средние века: эсхатологизм и провиденциализм. Рациональное объяснение истории в Новое время. Понятие прогресса истории. Линейные концепции исторического развития. Г. Гегель. К. Маркс. Циклические концепции истории. Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби. | | 1 |
Тема 4.3 Культура и цивилизация | Содержание учебного материала | 2 | |
Многообразие понятий культуры. Генезис культуры. Символическая, трудовая и религиозная теории происхождения культуры. Соотношение понятий культуры и цивилизации. Особенности восточной и западной цивилизации. Проблема «судьбы России» в русской философии. Н. Бердяев о бинарности русской культуры. | | 1 |
Раздел 5. Философское осмысление глобальных проблем человечества | 9 | |
Тема 5.1. Природа и общество | Содержание учебного материала | 4 | |
Понимание сущности природы в истории философии. Религиозно-мифологическая картина мира. Философская картина мира. Наука и строении природы. Биосфера и ноосфера. Особенности взаимодействия общества и природы в современную эпоху. Экологический кризис. | | 1 |
| Самостоятельная работа под контролем преподавателя: Творческая работа. «Взаимодействие природы и общества» | 2 | |
Тема 5.2. Глобальные проблемы человечества | Содержание учебного материала | 4 | |
Римский клуб и исследование глобальных проблем современности. «Пределы роста». Угроза экологической катастрофы. Демографическая проблема роста населения в развивающихся странах. Экономический кризис: увеличение неравенства между богатыми и развивающимися странами. Военная опасность. Взаимосвязь глобальных проблем и поиски их разрешения. | | 1 |
Зачет | 1 | |
Всего | 75 | |
философии, или кабинета, оборудованного ТСО.
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (схрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.Основная литература1
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы
философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ, письменного и устного опроса, самостоятельной работы.
1 Перечень рекомендуемых учебных изданий за последние 5 лет для основной литературы