СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по предмету "Философия" для специальности 23.02.01

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подольский колледж имени А.В. Никулина»




«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по СО/УМР

__________________Н.Н. Ольхова

«_____» _______________ 20__г.












РЕКОМЕНДОВАНА К РЕАЛИЗАЦИИ

В ГБПОУ МО «Подольский колледж имени А.В. Никулина»


Протокол № 1 от «07» сентября 2020 г.


Предметной (цикловой) комиссией


Профессионального цикла укрупненной группы 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА


Председатель предметной (цикловой) комиссии


_______________/ А.В. Жабин






СОСТАВИТЕЛИ (АВТОРЫ): Гвоздева С.М.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА







учебной дисциплины






ОГСЭ. 01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ





ППССЗ: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте.







по программе базовой подготовки

на базе основного общего образования







РЕЦЕНЗЕНТ (Ы):





































Московская область 2020




СОДЕРЖАНИЕ


стр

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….

4

1.1 Область применения рабочей программы………………………………………


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы…………………………………………………………...


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины……………………………………………………………………………...


1.4. требования к результатам освоения дисциплины……………………………….


1.5. Использование часов вариативной части ППССЗ ………………………………


1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины………………………...


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………

6

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы…


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины……………………….


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………...…………...

13

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………….……………………..


3.3. Информационное обеспечение обучения………………………………………


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………...

15

1. Паспорт рабочей программы дисциплины

ОГСЭ.01 Основы философии

1.1 Область применения рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте., входящей в состав укрупненной группы специальностей 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
  • Знать проблемы человека в истории философской мысли;

  • Уметь общаться на бытовые и повседневные темы;

  • Самостоятельно уметь анализировать текст и философов;

  • Определить значение философии как отрасли духовной жизни;

знать:

  • Основные категории и понятия философии;

  • Роль философии в жизни человека и общества;

  • Основы философского учения о бытии;

  • Сущность процесса познания;

1.4. Требование к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

Код компетенции

Формулировка компетенции

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 7.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 8.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11.

Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.



1.5. Использование часов вариативной части ППССЗ


п/п

Дополнительные профессиональные компетенции

Дополнительные знания, умения, практический опыт

№, наименование

темы

Количество

часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

Анализировать информацию и формулировать на основании этой информации собственное обоснованное мнение по основным философским вопросам

знания:

- суть основного вопроса философии;

- основные идеи немецкой философии;

- история русской философии;


умения:


- ориентироваться в социальных и исторических основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Тема 1.1. Философия древнего мира и средних веков


Тема 1.2.

Философия нового времени

3

Для приобретения навыка:

- анализировать и использовать полученную информации для решения текущих профессиональных задач;

- выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач.

1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины, с учетом вида учебной работы:

Курс

Семестр

Максимальная учебная нагрузка (час)

Внеаудиторная (самостоятельная) нагрузка (час)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (час()

в том числе

Количество обязательных контрольных работ по программе

Форма промежуточной аттестации

Занятий на уроке (час)

Лабораторные работы (час)

Практические работы (час)

Курсовое проектирование (работа) час

2

3

75

п. п. 9 УП


51

51


24



Зачет

Всего по дисциплине

75

51

51


24










2. Структура и содержание дисциплины 2.1 Тематический план и содержание дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

Введение

«Философия и ее роль в жизни общества»

Содержание учебного материала:

2


Предпосылки зарождения философии.

Предмет философии, ее основные функции. Структура философского знания.

Мировоззрение. Основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия Отличие философии от мифологии и религии.

Роль философии в жизни человека и общества.

Основные направления философии: идеализм, материализм, дуализм, гностицизм и агностицизм.


1

Раздел 1. Исторические типы философии

24


Тема 1.1. Философия древнего мира и средних веков




Содержание учебного материала:

6


Философия древнего Востока.

Философия древней Индии. Главные идеи философии Будды. Древнекитайская философия. Даосизм.

Основные проблемы философии Конфуция.


1

Философия античного мира. (VII в. до н.э.-III в. н.э.).

Доклассический период античной философии (VII-V в.в. до н.э.). Милетская школа. Пифагор. Гераклит Эфесский. Атомизм Демокрита.

Классический период в истории древнегреческой философии (V-IV в. в. до н.э.): создание систематизированных учений.Этика Сократа. Объективный идеализм Платона.Философская система Аристотеля.

Основные школы поздней греческой и римской философии (IV-IIIв.в. до н.э.) Этика стоиков и Эпикура. Значение философии античного мира.


1

Философско-религиозная мысль средневековья и эпохи Возрождения. Предпосылки формирования средневековой философии; ее основные принципы: теоцентризм, креационизм. Апологетика и патристика. Схоластика (V-XV в.в.) Учение Фомы Аквинского. Спор между номиналистами и реалистами о природе универсалий.

Своеобразие духовной культуры Ренессанса. Роль античного наследия в формировании нового мышления. Особенности философии Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, антисхоластическая направленность, пантеизм. Утопическо-социалистические взгляды как поиски идеального общества. Т. Мор. Т. Кампанелла.

Гелиоцентрическая картина мира. Н. Коперник. Д. Бруно. Г. Галилей.


1

Тема 1.2.

Философия нового времени

Содержание учебного материала:

4


Философия XVII в. - XVIII в.

Исторические условия формирования философии Нового времени.

Основные принципы философии XVII в.: механицизм, деизм.

Эмпиризм и рационализм. Философские взгляды Ф. Бэкона и Р. Декарта.

Английское Просвещение XVII в. Теория общественного договора Т. Гоббса. Д. Локк об естественных правах человека.

Основные идеи философии французского Просвещения XVIII в. Вольтер. Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье. П. Гольбах. Д. Дидро.


1

Немецкая классическая философия. Марксизм.

Теория познания и моральный закон И. Канта. Диалектика Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Разработка проблемы отчуждения. Материалистическое понимание истории.


1

Тема 1.3. Русская философия


Содержание учебного материала

2


Специфика русской философии и этапы ее развития. П. Чаадаев об исторической судьбе России. Философия западников и славянофилов. Религиозно-этические искания Л. Толстого. Философия В. Соловьева: принцип всеединства. Экзистенциализм Н. Бердяева. Н. Федоров, В. Вернадский. К. Циолковский, А. Чижевский – как представители философии русского космизма.


1

Тема 1.4. Основные философские направления

XX-XXI века

Содержание учебного материала

2


Краткая характеристика западной философии к. XIX-XX в.в.: огромное разнообразие философских школ, концепций и направлений. О. Конт: принципы позитивизма. Неопозитивизм: исследование форм познания.Экзистенциализм. К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П., Сартр, А. Камю. Психоанализ З. Фрейда. Неофрейдизм. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Э. Фромм о проблемах человеческого существования.


1


Раздел 2. Проблемы онтологии и гносеологии

10


Тема 2.1. Бытие

Содержание учебного материала

2


Понятие онтологии. Философская проблема бытия. Бытие и небытие. Основные формы бытия. Материальное и идеальное бытие. Бытие социального.


1

Тема 2.2. Материя и ее свойства




Содержание учебного материала

2


Представление о материи в истории философии. Структурные уровни материи. Основные атрибуты материи. Движение. Самоорганизация материи. Отражение. Пространство и время; субстанциальная и релятивистская теории пространства и времени.


1

Тема 2.3. Диалектика и метафизика.

Содержание учебного материала

2


Диалектика и метафизика как методы познания; их связь с научным знанием. Принципы, категории и законы диалектики.


1

Тема 2.4. Сознание и познание

Содержание учебного материала

4


Философия сознания. Проблема соотношения сознания и материи. Сознание и бессознательное как уровни психики. Идеальная природа психического. К. Юнг. Архетипы коллективного бессознательного.


1

Познание. Проблема истины. Познание как предмет философского анализа. Гностицизм и агностицизм. Формы познания. Понятие истины. Классическая, когерентная, прагматическая концепции истины. Практика.


1

Самостоятельная работа под контролем преподавателя обучающихся.

Написать реферат на тему «Коллективное бессознательное»

2

3

Раздел 3. Основы философской антропологии

10




Тема 3.1. Основные проблемы философской антропологии


Содержание учебного материала

4


Проблема и сущность человека в истории философии. Теории происхождения человека. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Индивид. Личность. Индивидуальность. Понятие «гендер».


1



Тема 3.2. Ценности человеческого бытия

Содержание учебного материала

4


Понятие и природа ценностей. Формирование человеческих ценностей. Система ценностей человека как регулятор развития личности. Основные категории человеческого существования. Свобода и ответственность. Любовь и счастье. Творчество. Нравственные ценности и мораль.


1

Тема 3.3

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека

Содержание учебного материала

2


Смысл жизни человека. Постановка проблемы. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертия. Предназначение человека.


1

Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

Творческая работа. «Смысл жизни»

2

3

Раздел 4. Основы социальной философии

6


Тема 4.1. Философский анализ общества

Содержание учебного материала

2


Предмет социальной философии. Представление об обществе в истории философии. Общество как необходимая и естественная форма совместной жизни людей. Проблема философского осмысления общества. Общество как система. Основные сферы общественной жизни: политическая, экономическая, социальная и духовная.


1



Тема 4.2. Философия истории




Содержание учебного материала

2


Становление философии истории. Античная концепция истории. Объяснение исторического процесса в средние века: эсхатологизм и провиденциализм. Рациональное объяснение истории в Новое время. Понятие прогресса истории. Линейные концепции исторического развития. Г. Гегель. К. Маркс. Циклические концепции истории. Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.


1

Тема 4.3 Культура и цивилизация

Содержание учебного материала

2


Многообразие понятий культуры. Генезис культуры. Символическая, трудовая и религиозная теории происхождения культуры.

Соотношение понятий культуры и цивилизации. Особенности восточной и западной цивилизации. Проблема «судьбы России» в русской философии. Н. Бердяев о бинарности русской культуры.


1

Раздел 5. Философское осмысление глобальных проблем человечества

9




Тема 5.1. Природа и общество


Содержание учебного материала

4


Понимание сущности природы в истории философии. Религиозно-мифологическая картина мира. Философская картина мира. Наука и строении природы. Биосфера и ноосфера. Особенности взаимодействия общества и природы в современную эпоху. Экологический кризис.


1


Самостоятельная работа под контролем преподавателя:

Творческая работа. «Взаимодействие природы и общества»

2


Тема 5.2. Глобальные проблемы человечества


Содержание учебного материала

4


Римский клуб и исследование глобальных проблем современности. «Пределы роста». Угроза экологической катастрофы. Демографическая проблема роста населения в развивающихся странах. Экономический кризис: увеличение неравенства между богатыми и развивающимися странами. Военная опасность. Взаимосвязь глобальных проблем и поиски их разрешения.


1

Зачет

1


Всего

75










3. Условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

философии, или кабинета, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Учебно-методический комплекс
  • Примерная программы учебной дисциплины;

  • Учебная программа дисциплины;

  • Календарно-тематический план;

  • Планы учебных занятий;

  • Дидактический материал по темам;

  • Электронные образовательные ресурсы;

  • Фонды оценочных средств;

  • Методические указания по выполнению самостоятельной (внеаудиторной) работы


3.3. Информационное обеспечение обучения


1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (схрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.Основная литература1


Дополнительная литература

Дополнительные источники:

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и Кº». 2008. – 172 с.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы

философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

4. Краткий философский словарь/ Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008.


ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos





































4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ, письменного и устного опроса, самостоятельной работы.

Результаты обучения


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся

должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих

философских проблемах бытия, познания,

ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

- определить значение философии как

отрасли духовной культуры для формированияличности, гражданской позиции ипрофессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни

человека свободы и ответственности, материальных

и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле

жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной

картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и

ответственности за сохранение жизни, культуры,

окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с

развитием и использованием достижений науки,

техники и технологий.

Формы контроля обучения:

– домашние задания проблемного характера;

– практические задания по работе с

оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий

проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим

темам.

Методы оценки результатов обучения:

– мониторинг роста творческой

самостоятельности и навыков получения

нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной

картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и

ответственности за сохранение жизни, культуры,

окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с

развитием и использованием достижений науки,

техники и технологий.



1 Перечень рекомендуемых учебных изданий за последние 5 лет для основной литературы

7