с.Табунщиково, Красносулинский район, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Табунщиковская средняя общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Табунщиковская СОШ
Ординарцева И.В.
Приказ от ____________ № ____
Подпись руководителя
_______________________
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
_____________________3 класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Федичева Анна Андреевна_____
(ФИО)
Программа разработана на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Табунщиковская СОШ, Примерной программы для общеобразовательных учреждений по окружающему миру для 3 класса, с учетом авторской программы А.А. Плешакова( Москва: Просвещение 2016г.; учебно-методический комплект «Школа России»), отвечающей требованиям ФГОС НОО
2021-2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………….....................3
Планируемые результаты…………………………….......................13
Содержание учебного предмета……………………….…………...17
Календарно-тематическое планирование………….........................19
Учебно-методическое обеспечение ……… ……………………….23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана в соответствии:
С Федеральным Законом от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
С Федеральным законом от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);
С Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС;
с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
с требованиями к структуре рабочей программы (письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334);
с ч. 2 ст. 28 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
с приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
с приказом от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру образовательной области «Окружающий мир» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы предмета «Окружающий мир» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений Москва: Просвещение, 2016 г и в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ Табунщиковская СОШ.
Приказ Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 1.09.2018 г. (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах).
Приказ Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
Приказ от 13 марта 2019 года № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»
Приказ МинобрнаукиРоссии от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования"
Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
развитие экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.
Основные задачи курса:
формировать у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
воспитывать нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
овладевать основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
формировать у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
систематизировать и расширять представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивать интерес к их познанию.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно -научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. Д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2ч в неделю.
Формы организации образовательного процесса
- системно- деятельностный подход;
- фронтальная,
- парная,
- групповая,
- индивидуальные формы учебной деятельности.
Технологии обучения:
- технология проблемного диалога;
- проектная технология;
- ИКТ-технологии;
- технология ситуативного обучения;
- технология продуктивного чтения;
- технология уровневой дифференциации
Методы:
1. Объяснительно-иллюстративный.
2. Репродуктивный метод
3. Метод проблемного изложения
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий. В Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• овладение основами гражданской идентичности личностив форме осознания «Я» как гражданина России, знающегои любящего её природу и культуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числечерез знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран,
в том числе стран зарубежной Европы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире черезосвоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание
личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки,в том числе по отношению к своему здоровью и здоровьюокружающих, к объектам природы и культуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разныхтипов (справочной и научно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числеэлементарные модели и схемы для решения учебных задач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков,фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по различным признакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности привыполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы(в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Окружающий мир» ученик научится:
– различать расходы и доходы бюджета семьи;
– показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
– приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта РФ; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
– распознавать изученные объекты природы (в том числе почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые; тела и вещества; твердые тела, жидкости и газы; воздух; грибы; природные сообщества (лес, луг, пруд); отдельные органы и системы органов человека) по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
– группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков;
– использовать знания о взаимосвязях в природе (в том числе о круговороте воды в природе, размножении и развитии растений и животных; особенностях питания и дыхания растений и животных; цепях питания), связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде (в том числе выявлять экологические связи в природных сообществах) и ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование и следуя инструкциям и правилам безопасного труда;
– использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы (в том числе о способах изучения природы, мерах охраны почвы, воздуха, воды, гигиене человека);
– создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями;
– соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности);
– соблюдать правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро;
– соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
Требования к результатам освоения программы начального
общего образования
1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
2. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
3. Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
4. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
5. Эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Как устроен мир? (6 ч)
Представления детейо природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии какнауке и её роли в сохранении нашего природного дома.
Эта удивительная природа (18 ч)
Последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компонентуизучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Мы и наше здоровье (11 ч)
Формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этом разделе вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни».
Наша безопасность (7 ч)
Представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимоевнимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Чему учит экономика? (12 ч)
Учебный материал данного раздела отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Путешествие по городам и странам (10 ч)
Учебный материал этого раздела представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира.
Внесены изменения в тематическое планирование с учетом программы воспитание
№ | Изучаемый раздел | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Количество часов |
1. | Как устроен мир? | Уроки экологии | 6 |
2. | Эта удивительная природа | Всероссийский урок «Экология и энергосбережения» | 18 |
3. | Мы и наше здоровье | Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности | 11 |
4. | Наша безопасность | Уроки в рамках месячника безопасности жизнедеятельности | 7 |
5. | Чему учит экономика? | Неделя естественных наук | 12 |
6. | Путешествие по городам и странам | Неделя истории, обществознания и права | 10 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактическая |
Как устроен мир (6 часов) |
1. | Природа. | 1 | 03.09. | |
2. | Человек. | 1 | 06.09. | |
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 10.09 | |
4. | Общество. | 1 | 13.09. | |
5. | Что такое экология. | 1 | 17.09. | |
6. | Природа в опасности! | 1 | 20.09. | |
«Эта удивительная природа» (18 ч) |
7. | Тела, вещества, частицы. | 1 | 24.09. | |
8. | Разнообразие веществ. | 1 | 27.09. | |
9. | Воздух и его охрана. | 1 | 01.10. | |
10. | Вода. | 1 | 04.10. | |
11. | Превращения и круговорот воды. | 1 | 08.10. | |
12. | Входной тест. Что вы знаете об окружающем мире Берегите воду! | 1 | 11.10. | |
13. | Что такое почва? | 1 | 15.10. | |
14. | Разнообразие растений. | 1 | 18.10. | |
15. | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | 22.10. | |
16. | Размножение и развитие растений. | 1 | 25.10. | |
17. | Охрана растений. | 1 | 29.10. | |
18. | Разнообразие животных. | 1 | 08.11. | |
19. | Кто что ест. | 1 | 12.11. | |
20. | Тест 1. Природа | 1 | 15.11. | |
21. | Размножение и развитие животных. | 1 | 19.11. | |
22. | В царстве грибов. | 1 | 22.11. | |
23. | Великий круговорот жизни. | 1 | 26.11. | |
24. | Охрана животных. | 1 | 29.11. | |
«Мы и наше здоровье» (9 ч) |
25. | Организм человека | 1 | 03.12. | |
26. | Органы чувств. | 1 | 06.12. | |
27. | Надежная защита организма. | 1 | 10.12. | |
28. | Опора тела и движение | 1 | 13.12. | |
29. | Организм человека. Органы чувств | 1 | 17.12. | |
30. | Дыхание и кровообращение | 1 | 20.12. | |
31. | Умей предупреждать болезни | 1 | 24.12. | |
32. | Проверим себя и оценим свои достижения . | 1 | 27.12. | |
33. | Здоровый образ жизни. | 1 | 10.01. | |
Наша безопасность (7 часов) |
34. | Огонь, вода и газ. | 1 | 14.01. | |
35. | Чтобы путь был счастливым | 1 | 17.01. | |
36. | Дорожные знаки | 1 | 21.01. | |
37. | Контрольный тест к разделу | 1 | 24.01. | |
38. | Опасные места. | 1 | 28.01. | |
39. | Природа и наша безопасность. | 1 | 04.02 | |
40. | Экологическая безопасность | 1 | 07.02. | |
Чему учит экономика (12 часов) |
41. | Для чего нужна экономика. | 1 | 11.02. | |
42. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | 14.02. | |
43. | Полезные ископаемые. | 1 | 18.02. | |
44. | Тест 1. Полезные ископаемые Растениеводство. | 1 | 21.02. | |
45. | Животноводство. | 1 | 25.02. | |
46. | Какая бывает промышленность. | 1 | 28.02. | |
47. | Проект «Экономика родного края» | 1 | 04.03. | |
48. | Что такое деньги. | 1 | 05.03. | |
49. | Государственный бюджет. | 1 | 11.03. | |
50. | Семейный бюджет. | 1 | 14.03. | |
51. | Экономика и экология. | 1 | 18.03. | |
52. | Контрольный тест к разделу | 1 | 21.03. | |
Путешествие по городам и странам (10 часов) |
53. | Золотое кольцо России. | 1 | 01.04. | |
54. | Золотое кольцо России. | 1 | 04.04. | |
55. | Золотое кольцо России. | 1 | 08.04. | |
56. | Проект «Музей путешествий» | 1 | 11.04. | |
57. | Наши ближайшие соседи. | 1 | 15.04 | |
58. | На севере Европы. | 1 | 18.04. | |
59. | Что такое «Бенилюкс» | 1 | 22.04. | |
60. | В центре Европы | 1 | 25.04. | |
61. | Тест 5. Знаменитые места мира По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | 29.04 | |
62. | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 1 | 06.05. | |
63-64. | На юге Европы | 1 | 13.05. 16.05. | |
65-66. | По знаменитым местам мира | 1 | 20.05. 23.05 | |
67 | Обобщение | | 27.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Окружающий мир. 3 класс. Учеб.для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон.носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 / Плешаков А. А/ – М.: Просвещение, 2017.
Рабочая тетрадь для 3 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2017.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. /Плешаков А. А./ – М.: Просвещение, 2017
16