ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2012. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:
Окружающий мир. 2 класс: учебник: в 2 частях./ Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2016 год.
Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику «Русский язык». 2 класс / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2016 год.
«Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М.: Астрель, 2012 год.
Цели курса:
-систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
-формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
-знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
-социализация ребенка;
-развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
-воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
-формирование самостоятельной познавательной деятельности;
-воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Задачи курса:
-развитие мышления, воображения и творческих способностей;
-формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
-формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, уста-навливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
-формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
-формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
-формирование основ экологической культуры;
-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
В данном классе обучаются дети с задержкой психического развития, поэтому при реализации программы осуществляется коррекционная направленность обучения учащихся, учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся.
Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей учащихс, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы.
Работа на занятиях строиться по следующим правилам:
1) новый материал строится и преподается предельно развернуто;
2) практическая деятельность учащихся сопровождается работой по схемам, таблицам, раздаточным материалом;
3) систематически повторяется изученный материал для закрепления ранее изученного и полноценного усвоения нового;
4) чередование видов деятельности, способствующих нормализации внимания;
5) составление домашнего задания в сторону малого объёма;
6) для исключения утомляемости на уроке неоднократно проводятся гимнастика позотоническая или для глаз;
7) систематическая работа над развитием психических процессов;
8) материал подается небольшими дозами, с постепенным усложнением.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;
понимание значения взаимопомощи в семье;
способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах;
понимание ценности семейных отношений;
способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Учащиеся научатся:
понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю;
приводить примеры приборов и инструментов;
пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
различать тела природы и изделия;
приводить примеры тел и веществ;
приводить примеры источников энергии;
рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;
рассказывать об исследованиях космоса;
называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли — Луне;
рассказывать о значении камня в жизни человека;
называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
приводить примеры растений и животных разных мест обитания (опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или пруда);
различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных);
сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
приводить примеры источников звука и объяснять вред шума;
рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
называть планеты Солнечной системы;
отличать планету от звезды;
показывать на глобусе материки и океаны;
приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном);
рассказывать об использовании электрической энергии;
рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека;
понимать, что такое окружающая среда;
приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд);
приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;
понимать значение науки и труда в жизни общества;
рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать, что человек — часть общества и часть природы;
понимать значение общества в жизни человека;
осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга;
рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
понимать значение искусства как способа познания мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;
оценивать правильность выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
развивать и тренировать свою наблюдательность;
ставить цели проведения наблюдений и опытов;
осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов;
планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:
фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков;
понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользоваться справочником, помещенным в учебнике;
понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта;
осуществлять описание объектов природы;
сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам;
устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
ставить вопросы друг другу.
Учащиеся могут научиться:
высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как люди познают мир (16 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки — учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком. Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (15 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (22 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас (17 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата |
Планируемая | Фактическая |
Как люди познают окружающий мир, 16 часов |
1 | Что такое наука. | 1 | С. 3-7 | 05.09 | |
2 | Науки бывают разные. | 1 | С.8-9 | 07.09 | |
3 | Учёные России. | 1 | С.10-11 | 12.09 | |
4 | Человек – изобретатель. | 1 | С.12-13 | 14.09 | |
5 | Экскурсия в лес. | 1 | | 19.09 | |
6 | Экскурсия к водоёму. | 1 | | 21.09 | |
7 | Как учёные изучают мир. | 1 | С.14-17 | 26.09 | |
8 | Умей видеть. | 1 | С.18-19 | 28.09 | |
9 | Приборы и инструменты. | 1 | С.22-23 | 03.10 | |
10 | Измерение температуры. | 1 | С.24-25 | 05.10 | |
11 | Измерение времени. | 1 | С.26-27 | 1010 | |
12 | Осень. | 1 | С.28-31 | 12.10 | |
13 | Справочники, словари, энциклопедии. | 1 | С.32-33 | 17.10 | |
14 | Об искусстве. | 1 | С.36-37 | 19.10 | |
15 | Проверочная работа по теме «Как люди познают мир». | 1 | Проект по теме «Знание-сила» | 24.10 | |
16 | Защита проектов «Знание-сила» | 1 | | 26.10 | |
Мы живем на планете Земля, 15 часов |
17 | Что такое космос. | 1 | С. 44-46 | 07.11 | |
18 | Солнечная система. | 1 | С.48-51 | 09.11 | |
19 | Голубая планета Земля. | 1 | С.52-54 | 14.11 | |
20 | Как устроена Земля. | 1 | С.55 | 16.11 | |
21 | Спутник Земли - Луна. | 1 | С.56-57 | 21.11 | |
22 | Исследование космоса. | 1 | С.58-59 | 23.11 | |
23 | Что такое глобус. | 1 | С.60-61 | 28.11 | |
24 | Почему день сменяет ночь. | 1 | С.62-63 | 30.11 | |
25 | Как изучали земной шар. | 1 | С.64-65 | 05.12 | |
26 | Знаменитые путешественники. | 1 | С.66-67 | 07.12 | |
27 | Исследование глубин морей и океанов. | 1 | С.68-69 | 12.12 | |
28 | Зима. | 1 | С.70-71 | 14.12 | |
29 | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. | 1 | С.72-73 | 19.12 | |
30 | Проверочная работа по теме «Мы живём на планете Земля». | 1 | Проект по теме «Мы живем в космосе» | 21.12 | |
31 | Защита проектов «Мы живем в космосе» | 1 | | 26.12 | |
Природа вокруг нас, 22 часов |
32 | Тела. | 1 | С.6-7 | 28.12 | |
33 | Вещества. | 1 | С.8-9 | 11.01 | |
34 | Значение энергии для жизни. | 1 | С.10-13 | 16.01 | |
35 | Источники энергии. | 1 | С.14-15 | 18.01 | |
36 | Источники световой энергии. | 1 | С.16-17 | 23.01 | |
37 | Зеркала. | 1 | С.18-19 | 25.01 | |
38 | Отчего зависит цвет предмета. | 1 | С.20-21 | 30.01 | |
39 | В мире звука. | 1 | С.22-25 | 01.02 | |
40 | Шум вредит здоровью. | 1 | С.26-27 | 06.02 | |
41 | В мире камня. | 1 | С.28-31 | 08.02 | |
42 | В мире живой природы. | 1 | С.32-33 | 13.02 | |
43 | На опушке. | 1 | С.34-35 | 15.02 | |
44 | В берёзовой роще. | 1 | С.36-38 | 20.02 | |
45 | В низине. Влаголюбивые растения. | 1 | С.39 | 22.02 | |
46 | В ельнике. | 1 | С.40-43 | 27.02 | |
47 | У лесного озера. | 1 | С.44-47 | 01.03 | |
48 | В сосновом лесу. | 1 | С.48-49 | 13.03 | |
49 | Берегите лес. | 1 | С.50-51 | 15.03 | |
50 | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. | 1 | С.52-53 | 20.03 | |
51 | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. | 1 | С.54-55 | 22.03 | |
52 | Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас». | 1 | Проект «Жизнь леса» | 03.04 | |
53 | Защита проектов «Жизнь леса» | 1 | | 05.04 | |
Люди вокруг нас, 17 часов |
54 | Человек в обществе. | 1 | С.62-63 | 10.12 | |
55 | Человек в обществе. | 1 | С.63-65 | 12.12 | |
56 | Труд в жизни человека. | 1 | С.66-67 | 17.12 | |
57 | Семья. | 1 | С.68-71 | 19.12 | |
58 | Бюджет семьи. | 1 | С.72-73 | 24.04 | |
59 | Бюджет семьи. | 1 | С.74-75 | 26.04 | |
60 | Кого называют вежливыми. | 1 | С. 76-77 | 03.05 | |
61 | Правила поведения за столом. | 1 | С. 78-79 | 08.05 | |
62 | Как правильно разговаривать по телефону. | 1 | С.80-81 | 10.05 | |
63 | О друзьях товарищах. | 1 | С.82-83 | 15.05 | |
64 | О привычках. Как избавиться от плохих привычек. | 1 | С. 84-85 | 17.05 | |
65 | Неживая и живая природа летом. | 1 | С. 86-87 | 22.05 | |
66 | Проверочная работа по теме «Люди вокруг нас». | 1 | Проект «Наши питомцы» | 24.05 | |
67 | Защита проектов «Наши питомцы» | 1 | | 29.05 | |
68 | Повторение | 1 | | 31.05 | |
69 | Повторение | 1 | | | |
70 | Повторение | 1 | | | |