Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ
Приказ от __28.08.2020________ № 98
Подпись руководителя ________ФИО
Печать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __________________Физике____________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
___________________7 класс________________________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _____66_____
Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (учитель первой категории)__
(ФИО)
Программа разработана на основе
Учебник А.В. Перышкина, «Дрофа» 2017
_____________________________________________________________________________________________
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2020-2021г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта, и примерной основной образовательной программы основного общего образования Сов-Дарской ООШ на 2020-2021г. в соответствии с ФГОС. Учебный материал изучается на базовом уровне.
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к физике. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися. Учебный предмет входит в обязательную часть ФГОС и согласно учебному плану Сов-Дарской ООШ на 2020-2021 г. изучается в 7 классе 2 часа в неделю 69 часов в год. По программе 66 часов, с учетом того, что 3 часа в году выпадает на праздничные дни: 08.03, 03.05, 10.05, и было произведено уплотнение часов.
Рабочая программа предусматривает обучение физики в объеме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне. Рабочая программа ориентирована на использование УМК А. В. Перышкин физика: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Дрофа, 2017.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
образовательные результаты
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Программой предусмотрено проведение:
Контрольных работ – 4,
Лабораторных работ – 10
Итоговая контрольная работа – 1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса физики 7 класса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
В 2020-2021 учебном году на основании приказа №102 от 28 августа 2020 г. произведено уплотнение часов в связи с праздничными днями, за счет резерва часов.
Лист уплотнения рабочей программы
№ урока | Класс | По программе | По КТП | Причина корректировки | Способ корректировки | Количество часов |
67,68, 69 | 8 класс | 69 | 66 | Праздничные дни. 08.03, 03.05, 10.05 | За счет часов резерва | 3 |
2.Календарно - тематическое планирование 7 класс.
№ п/п | Тема урока | | Вид урока | Дата проведения |
Кол-во часов | план | факт |
| Раздел 1. Физика и физические методы изучения природы | 5 | | | |
| Инструктаж по Т,Б, Что изучает физика. Некоторые физические термины | 1 | Беседа | 02.09 | |
| Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. | 1 | Комбинированный урок | 07.09 | |
| Инструктаж по Т.Б. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | Лабораторная работа | 09.09 | |
| Точность и погрешность измерений. | 1 | Лекция | 14.09 | |
| Физика и техника | 1 | Комбинированный урок | 16.09 | |
| Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | | | |
| Строение вещества. Молекулы | 1 | Лекция | 21.09 | |
| Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 | Смешанный урок | 23.09 | |
| Инструктаж по Т. Б. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | Лабораторная работа | 28.09 | |
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | Комбинированный урок | 30.09 | |
| Агрегатные состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 | Смешанный урок | 05.10 | |
| Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | Письменная работа | 07.10 | |
| Раздел 3. Взаимодействие тел | 21 | | | |
| Анализ контрольной работы. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | 1 | Беседа | 12.10 | |
| Скорость. Единицы скорости | 1 | Комбинированный урок | 14.10 | |
| Расчет пути и времени движения | 1 | Комбинированный урок | 19.10 | |
| Взаимодействие тел. Инерция. | 1 | Смешанный урок | 21.10 | |
| Масса тела | 1 | Комбинированный урок | 26.10 | |
| Т. Б. Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах | 1 | Лабораторная работа | 28.10 | |
| Плотность вещества | 1 | Смешанный урок | 09.11 | |
| Т.Б. Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» | 1 | Лабораторная работа | 11.11 | |
| Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | Комбинированный урок | 16.11 | |
| Т. Б. Лаб. р. № 5 "Определение плотности твердого тела" | 1 | Лабораторная работа | 18.11 | |
| Сила. Сила тяжести. | 1 | Смешанный урок | 23.11 | |
| Вес тела Сила упругости. Закон Гука. | 1 | Беседа | 25.11 | |
| Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести. Сила тяжести на других планетах | 1 | Комбинированный урок | 30.11 | |
| Динамометр Т. Б. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины" | 1 | Лабораторная работа | 02.12 | |
| Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сила | 1 | Беседа | 07.12 | |
| Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | 1 | Комбинированный урок | 09.12 | |
| Т. Б. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел» | 1 | Лабораторная работа | 14.12 | |
| Движение и взаимодействие, Силы вокруг нас | 1 | Комбинированный урок | 16.12 | |
| Решение задач по теме «Силы. Равнодействующая сил» | 1 | Решение задач | 21.12 | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел» | 1 | Письменная работа | 23.12 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Беседа | 28.12 | |
| Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов | 18 | | | |
| Давление. Единицы давления | 1 | Лекция | 11.01 | |
| Давление твердых тел. Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | Обсуждение | 13.01 | |
| Давление газа | 1 | Смешанный урок | 18.01 | |
| Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля | 1 | Комбинированный урок | 20.01 | |
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 | Комбинированный урок | 25.01 | |
| Сообщающиеся сосуды | 1 | Беседа | 27.01 | |
| Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | Комбинированный урок | 01.02 | |
| Измерение атмосферного давления. Барометры | 1 | Смешанный урок | 03.02 | |
| Манометры | 1 | Лекция | 08.02 | |
| Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | 1 | Смешанный урок | 10.02 | |
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | Комбинированный урок | 15.02 | |
| Архимедова сила | 1 | Комбинированный урок | 17.02 | |
| Т. Б. Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | 1 | Лабораторная работа | 22.02 | |
| Плавание тел Т. Б. Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | 1 | Лабораторная работа | 24.02 | |
| Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | 1 | Решение задач | 01.03 | |
| Плавание судов. Воздухоплавание: | 1 | Беседа | 03.03 | |
| Давление твердых тел, жидкостей и газов (урок-консультация) | 1 | Консультация | 10.03 | |
| Контрольная работа№3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Письменная работа | 15.03 | |
| Раздел 5. Работа и мощность. Энергия | 12 | | | |
| Анализ контрольной работы. Механическая работа | 1 | Беседа | 17.03 | |
| Мощность. Единицы мощности | 1 | Смешанный урок | 29.03 | |
| Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил | 1 | Комбинированный урок | 31.03 | |
| Момент силы. Рычаги в технике, быту, и природе. | 1 | Беседа | 05.04 | |
| Л/р № 10 "Выяснение условия равновесия рычага" | 1 | Лабораторная работа | 07.04 | |
| Блоки. «Золотое правило" механики | 1 | Комбинированный урок | 12.04 | |
| Центр тяжести тела. Условия равновесия тел | 1 | Беседа | 14.04 | |
| Коэффициент полезного действия | 1 | Смешанный урок | 19.04 | |
| Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия | 1 | Комбинированный урок | 21.04 | |
| Превращения энергии | 1 | Комбинированный урок | 26.04 | |
| Контрольная работа №4 по теме "Работа и мощность. Энергия" | 1 | Письменная работа | 28.04 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Смешанный урок | 05.05 | |
| Раздел 6. Повторение | 4 | | | |
| Итоговое повторение по всему курсу 7 класса | 1 | Конференция | 12.05 | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | Письменная работа | 17.05 | |
| Анализ контрольной работы | 1 | Беседа | 19.05 | |
| Заключительный урок по всему курсу 7 класса | 1 | Конференция | 24.05 | |
3.Критерии и нормы оценки обучающихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Оценка тестовых работ учащихся
«5» - 85% - 100%
«4» - 65% - 84%
«3» - 41% - 64%
«2» - 21% - 40%
«1» - 0% - 20%
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показания измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Список используемой литературы
Учебник «Физика. 7 класс». Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание - М.: Дрофа, 2017г.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике. 7-9 классы. – М.; Просвещение, 2007
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011г.
Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина. Физика. 7класс. –М.: Издательство «Экзамен» 2013г.
Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015
Сборник задач по физике 7-9кл. А.В. Перышкин; сост. Н.В.Филонович.-М.: АСТ: Астрель; Владимир ВКТ, 2011г.
Рабочая тетрадь по физике 7 класс к учебнику Перышкина А.В. Ф-7 кл. ФГОС 2015. (Касьянов В.А., Дмитриева А.Ф.).
И.И. Элыпанский. Хочу стать Кулибиным - М: «Дрофа», 2007. Москва
Итернет - ресурсы:
http://www.eidos.ru/courses/themes/44621/index.htm
http://www.bibliotekar.ru/beo/131 .htm
http://ru.wikipedia.Org/wiki/Pадуга
«РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета Протокол № _____ от _______20____ г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________ А.М.Хмара (подпись) ____ _________ 20___ г (дата) |