СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»





Пояснительная записка



Данная рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования, с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

За основу взята авторская программа В.Я.Коровиной.

Рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 33.

УМК:

1. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы – составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Москва «Просвещение» 2017.


2. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим…

8 класс. М. Просвещение.2014.


3. Коровина В.Я. Литература 8 класс: Методические советы. М.Просвещение.2008.








Общая характеристика учебного предмета «Литература».

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация, оценка прочитанного).

Уроки литературы подготавливают учащихся к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения, формируют вдумчивого, талантливого читателя.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы в 8 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного-тематического принципов.

На занятиях с учащимися 8 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)

Главная идея программы- изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе ХVIII,ХIХ,ХХ веков.

В 8 классе ведущей проблемой является проблема взаимосвязи литературы и истории.

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.

Совершенствование речи учащихся- важная часть работы на уроках литературы.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.



Данная рабочая программа направлена на достижение целей и задач:

Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, поиск информации в Интернете, владеть разными видами сокращений текста и проч.)

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

Место предмета «Литература» в учебном плане.

В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, предусматривающим обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе для 5 класса, учебным планом школы МАОУ СОШ № 33 программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 ч. в год.







Содержание учебного материала



Учебно-тематический план



Раздел курса

Количество часов

Количество контрольных мероприятий

1

Повторение материала начальной школы

3

-

2

Натуральные числа

18

1

3

Сложение и вычитание натуральных чисел.

19

1

4

Умножение и деление натуральных чисел.

44

2

5

Обыкновенные дроби.

24

1

6

Десятичные дроби.

42

3

7

Повторение и систематизация учебного материала

10

1


Итого

160

9



Планируемые результаты изучения учебного курса.



Планируемый уровень подготовки на конец учебного года

В процессе обучения литературы обучающиеся 8 класса должны приобрести в рамках программы умения и навыки:



  • осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров;

  • выразительно читать художественные тексты;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивать наизусть стихотворные и прозаические текстов;

  • анализировать и интерпретировать произведения;

  • составлять планы и писать отзывы о произведениях;

  • писать сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленно искать информацию на основе знания ее источников и умения работать с ними.

выделять характерные причинно-следственных связей;

  • сравнивать и сопоставлять;

  • уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

  • самостоятельное выполнять различные творческие работы;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • владеть осознанным беглым чтением, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составлять план, тезис, конспект;

  • подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сферы своих интересов и возможностей.







Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

В результате изучения курса литературы 8 класс учащиеся должны:

знать/понимать

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы (ода, элегия, баллада, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма, комедия), литературный ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры, силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора; композиция произведения, портрет, пейзаж,литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.

Учащиеся должны понимать

проблему изученного произведения;

связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;

духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Учащиеся должны уметь:

уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

определять авторскую позицию в произведении;

характеризовать литературного героя, составлять сравнительную характеристику литературных героев;

формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

выразительно читать тексты разных типов;

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, писать отзыв, аннотацию на изучаемое произведение, составлять план, тезисы статьи, таблицы.







Устное народное творчество

Уметь:

слушать, работать с художественным текстом,определять жанр произведения, понимать ценности человеческой личности.



Древнерусская литература

Уметь:

отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, её художественный мир;

осмысливать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении русской культуры.

Русская литература 18 века

Уметь:

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно – этические темы, давать характеристику герою, выражать своё отношение к поступкам героев.

Русская литература 19 века

Уметь:

определять мораль басен, читать (инсценировать), строить рассуждения на нравственно – этические темы; использовать слова морального вывода в определённых случаях повседневной жизни;

воспринимать и анализировать поэтический текст, делать сообщения; выражать своё отношение к прочитанному, владеть различными видами пересказа;

строить рассуждения на нравственно – этические темы, давать характеристику герою;

выявлять авторскую позицию, сопоставлять эпизоды, выражать своё отношение к поступкам героев;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, самостоятельно делать выводы.

обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские переживания;

дискутировать, аргументировано высказывая своё мнение;

анализировать речь героев, цитировать текст, подтверждая свои мысли; владеть различными видами пересказа;

выражать своё отношение к поступкам героев;

Литература 20 века

Уметь:

строить рассуждения на нравственно – этические темы;

составлять конспект статьи учебника, владеть различными видами пересказа;

анализировать художественный образ, выражать своё отношение к прочитанному, выражать своё отношение к поступкам героев;

рассуждать по проблеме рассказа, доказывать свою точку зрения, опираясь на текст произведения;

передавать разговорные интонации при чтении поэмы;

воспринимать и анализировать поэтический текст, давать характеристику герою;

выразительно читать стихотворения;

выражать своё отношение к прочитанному;

Зарубежная литература

Уметь:

владеть различными видами пересказа;

составлять характеристику герою.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

профессионально – трудового выбора;

личностного саморазвития;

ценностной ориентации;

поиска смысла жизнедеятельности


Изучение литературы в основной общеобразовательной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

  1. в направлении личностного развития:


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



2)в метапредметном направлении:



умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.




  1. в предметном направлении:


уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

определять авторскую позицию в произведении;

характеризовать литературного героя, составлять сравнительную характеристику литературных героев;

формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

выразительно читать тексты разных типов;

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, писать отзыв, аннотацию на изучаемое произведение, составлять план, тезисы статьи, таблицы






Содержание учебного материала

1.Введение. (1 ч)

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

2.Устное народное творчество.(2 ч)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

3. Из древнерусской литературы. (2 ч)

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

4.Из литературы 18 века.(3 ч)(2+1Р/Р)

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Сочинение «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»



5.Из литературы 19 века.( 34 ч)(28+6 Р/Р)

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Р/Р. Мораль басен И.А.Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Составление рассказа с использованием морали басен И.А.Крылова.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча».Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Р/Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».



Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Р/Р. Составление и обсуждение плана характеристики Мцыри.



Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя.



Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Р/Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина



Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Р/Р. Рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Р/Р. Сочинение «Что такое честь, долг, совесть в моём понимании».

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы. А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).



6.Из русской литературы 20 века.( 21 ч) (17+4 Р/Р)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Р/Р. Сочинение – рассуждение на тему «Что значит быть счастливым?»

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Сочинение « Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина».

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Р/Р. Составление рассказа – характеристики Василия Тёркина.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Р/Р Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»

Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

7.Из зарубежной литературы. (5ч)

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.











Учебно- тематический план



Раздел курса

Количество часов

Количество контрольных мероприятий

1

Введение.


1

-

2

Устное народное творчество.


2

-

3

Из древнерусской литературы.


2

-

4

Из литературы 18 века.


3

1

5

Из литературы 19 века.


34

6

6

Из русской литературы 20 века

21

4

7

Из зарубежной литературы.


5

-


Итого

68

11









Литература и средства обучения

1.« Литература 8 класс.» Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва: «Просвещение», 2010 г

2.Ж.Н.Кританова. «Анализ произведений русской литературы. 8 класс.» Москва: «Экзамен»,2014.

3. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические материалы по литературе . 8 класс. Авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: «Просвещение», 2006

4. Е.Л. Ерохина. « Тесты по литературе». К учебнику В. Я. Коровиной «Литература.8 класс». М.: «Экзамен», 2013.

5.«.Программа по литературе для 5-11 классов» .Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .

6. Егорова Н.В. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс». — М.: ВАКО, 2015.

7.Н.В.Беляева. «Уроки литературы в 8 классе.» Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2014.

8.В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия к учебнику "Литература. 8 класс."(1 CD MP3)

9.В.Я. Коровина, И.С. Збарский. « Литература. 8 класс. Методические советы.»М.: «Просвещение», 2003

10. М.А. Маркитанова. «Дидактические материалы по литературе. 8 класс.». М.: «Экзамен», 2014.










Календарно – тематический план



урока




Тема урока

Количество

часов


Примерные сроки

изучения

Фактические

сроки

изучения

Примечание

1

Введение. Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

1




Устное народное творчество

2часа




2,3

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Предания как исторический жанр русской народной прозы.

2





Древнерусская литература

2часа




4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского».

1



5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

1




Русская литература 18 века

3часа

(2+1Р/Р)





Д.И. Фонвизин

3 часа




6

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Понятие о классицизме.

1



7

Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль».

1



8

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века»

1





Русская литература 19 века

34часа

(29+6Р/Р)





И.А. Крылов

2часа

(1+1Р/Р)




9

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни, их историческая основа.

1



10

Р/Р. Мораль басен И.А.Крылова. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. Составление рассказа с использованием морали басен И.А.Крылова.

1




К.Ф. Рылеев

1час




11

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей.

1





А.С. Пушкин

10 (9+1Р/Р)




12

А.С.Пушкин. «История Пугачёвского бунта». Отрывки.

1




13

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринёв: жизненный путь героя. Формирование характера. Анализ 1, 2 глав романа.

1




14

Проблема чести и достоинства. Нравственный выбор героев. Анализ 3-5 глав романа.

1



15

Семья капитана Миронова. Падение Белогорской крепости. Анализ 6, 7 глав романа.

1




16

Изображение народной войны и её вождя. Анализ 8 – 12 глав романа.

1



17

Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. Анализ 13, 14 глав романа.

1




18

Образ Пугачёва в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.

1



19

Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1




20

В/ч. А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей. Образ Петербурга.

1




21

Р/Р. Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1





М.Ю. Лермонтов

4(2+2Р/Р)




22

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». История создания поэмы.

1




23

Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически- условный историзм поэмы.

1



24

Р/Р. Составление и обсуждение плана характеристики Мцыри.

1




25

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1




Н.В. Гоголь

7(6+1Р/Р)




26

Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии и её первой постановки.

1




27

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».

1



28

Хлестаков и хлестаковщина как нравственное явление.

1




29

Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ 4-ого действия комедии.

1




30

Финал комедии, его композиционное значение.

1




31

В/ч Н.В.Гоголь. «Шинель», «Невский проспект». Образ «маленького человека» в литературе.

1




32

Р/Р. Подготовка к сочинению по творчеству Н.В.Гоголя.

1





М.Е. Салтыков -Щедрин

3(2+1Р/Р)




33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

1



34

Р/Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1




35

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина

1





Н.С.Лесков

2(1+1Р/Р)




36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Рассказ

«Старый гений». Сатира на чиновничество.

1



37

Р/Р. Рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»

1




Л.Н. Толстой

3(2+1Р/Р)




38

Л.Н.Толстой. Художник. Мыслитель. Рассказ «После бала». Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».

1



39

Главные герои рассказа «После бала». Образ рассказчика.

1




40

Р/Р. Сочинение «Что такое честь, долг, совесть в моём понимании».

1





Поэзия родной природы

1




41

Стихи о родной природе поэтов 19 века.

1





А.П.Чехов

1




42

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.

1





Литература 20 века

21час

(17+4Р.Р.)





И.А. Бунин

1




43

И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

1




А.И.Куприн

2(1+1)




44

А.И.Куприн. Основные этапы жизни писателя. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

1




45

Р/Р. Сочинение – рассуждение на тему «Что значит быть счастливым?»

1




А.А.Блок

1




46

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве поэта. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».

1





С.А. Есенин

1




47

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

1



48

Сочинение « Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина».






М.А.Осоргин

1




49

М.А.Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики в рассказе.

1





И.С.Шмелев

1




50

И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству.

1





Журнал «Сатирикон»

1




51

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

1




М.М. Зощенко

1




52

М.М.Зощенко. Рассказ «История болезни».

1




53

Тэффи «Жизь и воротник».






Контрольная работа

1




54

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина

1





А.Т. Твардовский

4(3+1Р/Р)




55

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Идейно – художественное своеобразие поэмы.

1




56

Анализ глав «От автора», «На привале», «Переправа», «О награде»

1




57

Р/Р. Составление рассказа – характеристики Василия Тёркина.

1




58

Поэма «Василий Тёркин». Главы из поэмы.

1





Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1




59

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1





В.П.Астафьев

1




60

В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа.

1




61

Р/Р Сочинение «Великая Отечественная война в литературе ХХ века»

1







Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1






62

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.

1






Мне трудно без России.

1




63

Поэты русского зарубежья о Родине.

1





Зарубежная литература

5




64

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.

1




65

Сонеты Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной…». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1




66

Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»

1




67

Мастерство Мольера-писателя. Общечеловеческий смысл комедии

1




68

В.Скотт. Роман «Айвенго» как исторический роман. Обзор.

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!