СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа по истории России для 7 класса, разработана с 6 по 9 класс. содержит тематическое планирование на 7 класс и расчасовку с 6 по 9 класс соответственно.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трудармейская средняя общеобразовательная школа»
Прокопьевский муниципальный район
Рассмотрено на заседании МО
Протокол №___ от _________
__________________________
Согласовано МС
Протокол №___ от _________
Программа рекомендована
к работе Педагогическим советом
Протокол №___ от _________
Утверждено приказом директора
№___________от _______20__
Рабочая программа по истории России
основного общего образования
6-9 классы
2016-2019 годы
годы освоения программы
Составитель: Кузьмина Людмила Михайловна.
учитель истории и обществознания,
первая квалификационная категория
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы по Всеобщей истории;
- авторской программы И.Л.Андреева, И.Н. Федорова соответствующей ФГОС ООО и соответствующему УМК;
- основной образовательной программы ОУ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «История России»
в 6-9 классах
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметные результаты изучения Всеобщей истории:
Регулятивные
Выпускник научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временной перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии;
использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию своих действий и действий партнера;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
основам рефлексивного чтения;
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
организовывать исследование с целью проверки гипотез;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметными результатами изучения предмета Всеобщей истории являются:
освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.
Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории Средних веков;
соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
раскрывать смысл, значение исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
История Средних веков.
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
История Нового времени.
Выпускник научится:
локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Содержание учебного предмета «История России» в 6-9 классах
Древняя и средневековая Русь.
Народы и государства Восточной Европы в древности. История России – часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона – часть истории России. Источники по российской истории.
Русь в IX – первой половине XII века. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремёсел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и её соседи.
Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в середине XII - начале XIIIвека. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.
Русские земли в середине XIII - XIY века. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и её последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Культура Руси в 30-е гг. XII – XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.
Русские земли в XIII – первой половине XY века. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, её значение.
Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., её итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г.
Экономическое и социальное развитие Руси в XIV – XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы.
Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва – Третий Рим».
Культура и быт Руси в XIV – XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв).
Формирование единого Русского государства в XYвеке. Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, её итоги и последствия.
Россия в конце XVI в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян.
Культура и быт Московской Руси в XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Фёдоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой».
Региональный компонент
Наш регион в древности и Средневековье.
РОССИЯ В XVI—XVII ВЕКАХ:
ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ
Россия в XVI веке
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений.
Государство и Церковь. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей
великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа.
Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов. Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник
1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Внешняя политика России в XV в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества. Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.
19Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им
преобразований. Цена реформ. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения
крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх
Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвыв 1612 г. Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
2Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности.
Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая
(податная) реформа. Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфакту-
ры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации,
распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656—1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.
2Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения.
Формирование многонациональной элиты. Изменения в картине мира в XVI—XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны. Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шат ровый стиль в архитектуре. Антонио Со лари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский,
Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская
школа иконописи. Парсунная живопись. Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Апте-
карском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент Наш регион в XVI—XVII вв.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIII ВЕКЕ:
ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача.2
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I. Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства
в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати. Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение кре-
стьян. Переписи населения (ревизии). Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы.
Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий. Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в пер-
вой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея. Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны.
Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I. Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ
и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.23
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре. После Петра Великого: «эпоха дворцовых переворотов» Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны. Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной
окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет
Российской империи. Война с Османской империей. Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.
Россия в 1760—1790-х годах.
Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика
правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по при влечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной
и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности, распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных
предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе
и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса. Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской
империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Культурное пространство. Определяющее влияние идей Просвещения в российской об-
щественной мысли, публицистике и литературе. Литература на-
родов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи
в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фон-
визина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных
крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие
из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Разви-
тие новой, светской культуры после преобразований Петра I.
Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство
в России. Распространение в России основных стилей и жанров
европейской художественной культуры (барокко, классицизм,
рококо и др.). Вклад в развитие русской культуры ученых, худож-
ников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к
жизни и культуре русского народа и историческому прошлому
России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь
и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьян-
ство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербур-
ге. Изучение страны — главная задача российской науки. Геогра-
фические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение
Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-
американская компания. Исследования в области отечественной
истории. Изучение российской словесности и развитие литера-
турного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.
М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении рос-
сийской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические
идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспита-
тельных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного инсти-
тута благородных девиц. Сословные учебные заведения для юно-
шества из дворянства. Московский университет — первый рос-
сийский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербур-
га, формирование его городского плана. Регулярный характер
застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре
Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архи-
26
тектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах.
В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся масте-
ра и произведения. Академия художеств в Санкт-Петербурге.
Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые
веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
Народы России в XVIII веке
Управление окраинами империи. Башкирские восстания. По-
литика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, По-
волжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование
черты оседлости.
Россия при Павле I
Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепле-
ние абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного аб-
солютизма» и усиление бюрократического и полицейского харак-
тера государства и личной власти императора. Личность Павла I
и ее влияние на политику страны. Указы о наследии престола
и о трехдневной барщине.
Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотно-
шение со столичной знатью. Меры в области внешней политики
и причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.
Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.
Региональный компонент
Наш регион в XVIII в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Россия на пути к реформам (первая половина XIX в.)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внут-
ренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» импе-
ратора. Реформы государственного управления. М. М. Сперан-
ский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 г. Война России с Францией 1805—1807 гг. Тильзит-
ский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финлян-
дии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная
война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой исто-
рии XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз.
Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Вен-
ского конгресса.
27
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней по-
литике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дво-
рянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз
спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие:
государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Ни-
колая I. Экономическая политика в условиях политической кон-
сервации. Государственная регламентация общественной жизни.
Централизация управления, политическая полиция, кодифика-
ция законов, цензура, попечительство об образовании. Кре-
стьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Ки-
селева 1837—1841 гг. Официальная идеология: православие,
са модержавие, народность. Формирование профессиональной
бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либераль-
ного реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая во й-
ны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприя-
тия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. «Восточ-
ный вопрос». Распад Венской системы в Европе. Крымская вой-
на. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город
Сословная структура российского общества. Крепостное хо-
зяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество.
Промышленный переворот и его особенности в России. Начало
железнодорожного строительства. Москва и Санкт-Петербург:
спор двух столиц. Города как административные, торговые и про-
мышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство
Национальные корни отечественной культуры и западные
влияния. Государственная политика в области культуры. Основ-
ные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм,
реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности.
«Золотой век» русской литературы. Формирование русской му-
зыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки
и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды.
Деятельность Русского географического общества. Школы и уни-
верситеты. Народная культура. Культура повседневности: обрете-
ние комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура
как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие куль-
тур и религий Российской империи. Православная церковь
и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам,
28
иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности адми-
нистративного управления на окраинах империи. Царство Поль-
ское. Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии
и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания.
Основные течения общественной мысли
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис
традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской
культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности.
Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование гене-
рации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе
для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных
политических организаций. Распространение либеральных идей.
Декабристы — дворянские революционеры. Культура и этика
декабристов.
Общественная жизнь в 1830—1850-е годы. Роль литературы,
печати, университетов в формировании независимого обще-
ственного мнения. Общественная мысль: официальная идеоло-
гия, славянофилы и западники, зарождение социалистической
мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен.
Влияние немецкой философии и французского социализма
на русскую общественную мысль. Россия и Европа как централь-
ный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ (вторая половина XIX в.)
Преобразования Александра II:
социальная и правовая модернизация
Реформы 1860—1870-х годов — движение к правовому госу-
дарству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г.
и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская ре-
формы. Становление общественного самоуправления. Судебная
реформа и развитие правового сознания. Военные реформы.
Утверждение начал всесословности в правовом строе страны.
Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение
Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Бал-
каны. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем
Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный
национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консерва-
тивной стабилизации. Ограничение общественной самодеятель-
ности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость
суда и администрация. Права университетов и власть попечи-
телей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через го-
сударственное вмешательство в экономику. Форсированное раз-
29
витие промышленности. Финансовая политика. Консервация
аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления
внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой дер-
жавы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум.
Сельское хозяйство и промышленность
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Об-
щинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависи-
мость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оску-
дение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-пред-
приниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль
в экономической и социальной модернизации. Миграция сель-
ского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности
в России. Государственные, общественные и частнопредприни-
мательские способы его решения.
Культурное пространство
Культура и быт народов России во второй половине XIX в.
Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены
в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образо-
вания и распространение грамотности. Появление массовой
печати. Роль печатного слова в формировании общественного
мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская
культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление нацио-
нальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание.
Достижения российской науки. Создание Российского историче-
ского общества. Общественная значимость художественной куль-
туры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градо-
строительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни
страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Урала
и Поволжья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы
Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во
второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов
и конфессий. Процессы национального и религиозного воз-
рождения у народов Российской империи. Национальная поли-
тика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением
к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское
восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения
народов России. Взаимодействие национальных культур и на-
родов.
30
Формирование гражданского общества
и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860—1890-х годах. Рост общественной
самодеятельности. Расширение публичной сферы (обществен-
ное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интел-
лигенции. Общественные организации. Благотворительность.
Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позити-
визма, дарвинизма, марксизма и других направлений европей-
ской общественной мысли. Консервативная мысль. Национа-
лизм. Либерализм и его особенности в России. Русский социа-
лизм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции:
земское движение, революционное подполье и эмиграция. На-
родничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология
и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ».
«Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля».
Политический терроризм. Распространение марксизма и форми-
рование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Со-
юз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века
На пороге нового века:
динамика и противоречия развития
Экономический рост. Промышленное развитие. Новая гео-
графия экономики. Урбанизация и облик городов. Новоникола-
евск (Новосибирск) — пример нового транспортного и промыш-
ленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его
роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер
хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сослов-
ных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуа-
зия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.
Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяй-
ства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе.
Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распростра-
нение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этни-
ческие элиты и национально-культурные движения. Россия в си-
стеме международных отношений. Политика на Дальнем Восто-
ке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Оборона Порт-Артура.
Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905—1907 годов.
Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на по-
сту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное дви-
жение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
31
Предпосылки __________Первой российской революции. Формы соци-
альных протестов. Борьба профессиональных революционеров
с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабо-
чих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Бу-
лыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политиче-
ская стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические пар-
тии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии
и организации (социалисты-революционеры). Социал-демокра-
тия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты,
октябристы). Национальные партии. Правомонархические пар-
тии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское
вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности револю-
ционных выступлений в 1906—1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кам-
пания в I Государственную думу. Основные государственные за-
коны 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы:
итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные
преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ,
масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и на-
растание социальных противоречий. III и IV Государственная ду-
ма. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный
подъем. Национальные партии и фракции в Государственной
думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система
и участие в ней России. Россия в преддверии мировой ката-
строфы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве.
Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература на -
чала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульп-
тура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка.
«Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинема-
тографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления раз-
рыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных на-
ук. Формирование русской философской школы. Вклад России
начала XX в. в мировую культуру.
Региональный компонент
Наш регион в XIX в.__
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс
№ п/п | Наименование темы | Количество часов по программе |
I. | Введение. | 1 |
II. | Народы и государства Восточной Европы в древности. | 3 |
III. | Русь в IX – первой половине XII века | 9 |
IV. | Русь в середине XII - начале XIIIвека | 6 |
V. | Русские земли в середине XIII - XIY века | 6 |
VI. | Русские земли в XIII – первой половине XY века | 4 |
VII | Формирование единого Русского государства в XYвеке | 4 |
VIII | Итоговое повторение и обобщение. | 1 |
XIX | Итого | 34 |
Календарно-тематический план
6 класс
№ | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые результаты (УУД) | Характеристика основных видов деятельности | ||||
Предметные | Метапредметные
| Личностные | |||||||
план | факт | ||||||||
I. | Введение | 1 |
|
|
|
|
|
| |
1. | Введение | 1 |
|
| Научатся: определять Историю России как часть Всемирной истории. Историю региона как часть истории России. Получат возможность узнать: о самобытности российской истории, особенностях российской модернизации. | Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
|
| Актуализировать знания из курса истории Средневековой Руси, о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Объяснять смысл понятия «Средние века» на основе знаний из курса Всеобщей истории. Излагать содержащиеся в учебнике суждения историков о хронологических рамках Средневекового времени в России. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России. Показывать на карте территорию Российского государства к концу V века. Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в V- VI в. Описывать условия жизни и деятельности различных народов Руси. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. | |
II. | Народы и государства Восточной Европы в древности | 3 |
|
| Научатся определять термины, изученные в главе «Народы и государства Восточной Европы в древности». Получат возможность узнать: О древнейших людях на территории Восточно- Европейской равнины Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии
| Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников. Знания о роли природы в жизни общества, о происхождении человека и возникновении первых государств. Характеризовать источники по российской истории, особенности неолитической революции и послед- ствия использования металлов Использовать информацию учите- ля для формирования первичных представлений об основных этапах истории России Знакомиться с особенностями учебника и учебной деятельности на уроках истории Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам Составлять рассказ об их жизни Давать определение понятия археологическая культура Объяснять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита
| |
2. | Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины | 1 |
|
| |||||
3. | История народов Восточной Европы в Iтыс. До н.э. - середине VIв. н.э. | 1 |
|
| |||||
4. | Первые государства на территории Восточной Европы | 1 |
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
III. | Русь в IX – первой половине XII века | 9 |
|
| Научатся: определять термины, изученные в главе «Русь в IX – первой половине XII века» Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры. Получат возможность узнать о: Образовании Древне- русского государства. Первых древне- русских князьях. Объединении земель восточных славян. Дань и полюдье. Первые законы Древнерусского государства. Отношения с Византийской империей, стра- нами Европы, кочевниками. Русь в международной торговле. Язычество и князья.
| Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни. | Характеризовать территорию рас- селения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту) Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и русах Систематизировать исторический материал о народах и государствах нашей страны в древности Выполнять контрольные тестовые задания по истории данного периода
| |
10. | Образование Древнерусского государства. | 1 |
|
| |||||
11. | Образование Древнерусского государства. | 1 |
|
| |||||
12. | Русь в конце X – первой половине XI века | 1 |
|
| |||||
13. | Становление государства | 1 |
|
| |||||
14. | Русь в середине XI – начале XII веков | 1 |
|
| |||||
15. | Русь в середине XI – начале XII веков | 1 |
|
| |||||
16. | Общественный строй Древней Руси | 1 |
|
| |||||
17. | Древнерусская культура | 1 |
|
| |||||
18. | Древнерусская культура |
|
|
|
|
| |||
IV. | Русь в середине XII - начале XIIIвека | 6 |
|
| Научатся определять термины, изученные в главе «Русь в середине XII - начале XIIIвека» Получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. | Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (в форме хронологической таблицы) Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами Готовить сообщение / презентацию об одном из правителей Древней Руси Давать определения понятий: удел, политическая раздроблен- ность Раскрывать причины и последствия раздробленности, причины упадка Киева в изучаемый период Показывать на исторической карте территорию Галицко-Волынского княжества Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Галицко-Волынского княжества Продолжать описание эволюции взаимоотношений русских земель с половцами 55
| |
19. | Начало удельного периода. | 1 |
|
| |||||
20. | Княжества Южной Руси. | 1 |
|
| |||||
21. | Княжества Северо-Восточной Руси | 1 |
|
| |||||
22. | Боярские республики Северо-Западной Руси | 1 |
|
| |||||
23. | Культура Руси. | 1 |
|
| |||||
24. | Культура Руси. | 1 |
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
V. | Русские земли в середине XIII - XIY века | 6 |
|
| Научатся определять термины, изученные в главе «Русские земли в середине XIII - XIY века» Получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Регулятивные
Познавательные Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер. Коммуникативные
| Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую кар- ту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.); сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения Объяснять причины успеха монголов,смысл понятий: баскак, ярлык, «выход Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому Завоевании, общие черты и особенности развития Руси и Западной Европы Объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Завершить составление характеристики (исторического портрета) Александра Невского Систематизировать исторический материал о монгольском и других нашествиях и их последствиях
| |
25. | Походы Батыя на Русь | 1 |
|
| |||||
26. | Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада | 1 |
|
| |||||
27. | Русские земли под властью Орды | 1 |
|
| |||||
28. | Русские земли под властью Орды | 1 |
|
| |||||
29. | Москва и Тверь: борьба за лидерство | 1 |
|
| |||||
30. | Москва и Тверь: борьба за лидерство | 1 |
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
VI. | Русские земли в XIII – первой половине XY века | 4 |
|
| Научатся определять изученные термины и понятия Получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
| Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы Давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты) Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси Характеризовать политику Василия I Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян Давать определения понятий: пожилое, поместье, Юрьев день | |
31. | Начало объединения русских земель вокруг Москвы | 1 |
|
| |||||
32. | Московское княжество в конце XIV - середине XV века | 1 |
|
|
|
|
|
| |
33. | Московское княжество в конце XIV - середине XV века | 1 |
|
|
|
|
|
| |
34. | Соперники Москвы | 1 |
|
|
|
|
|
| |
VII | Формирование единого Русского государства в XV веке | 4 |
|
| Научатся определять изученные термины и понятия Получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Регулятивные
Познавательные Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер. Коммуникативные Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. | Объяснять причины победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство Начать составление характеристики (исторического портрета) Ивана III Объяснять значение создания единого Русского государства Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной Завершить составление характеристики (исторического портрета) Ивана III Сравнивать боярство и дворянство Объяснять смысл понятий: Боярская дума, кормление, местничество, поместье Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян | |
| Объединение русских земель вокруг Москвы | 1 |
|
|
|
|
| Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период
| |
| Русское государство во второй половине XV- начале XVI веков | 1 |
|
|
|
|
|
| |
| Русская культура в XIV- начале XVI веках | 1 |
|
|
|
|
|
| |
| Русская культура в XIV- начале XVI веках | 1 |
|
|
|
|
|
| |
VIII | Итоговое повторение и обобщение | 1 |
|
| Научатся определять изученные термины и понятия Получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры. | Регулятивные
Познавательные Ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер. Коммуникативные Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе. | Систематизировать исторический материал об изученном периоде, исторический материал по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в.
Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе Высказывать суждения о значении наследия периода объединения русских земель вокруг Москвы для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории Руси с древнейших времен до начала XVI в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) |
24