СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Рикванинская средняя общеобразовательная школа»




«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей

Протокол № от « » 201 г.

Руководитель методобъединения

____________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________________ У.А.Умаев


« » 201 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Рикванинская СОШ» ___________________ З.Э.Саидов


« » августа 201 г.




Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности для 11 кл.





Разработчик программы: Саидов М. З.



201_-201_ учебный год




Пояснительная записка


Рабочая программа по ОБЖ для _11__ классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

  • Закон Республики Дагестан от 16 июня 2014 г. №48 «Об образовании в Республике Дагестан»;

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;


Рабочая программа для 11 классов по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе авторской программы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение - 2009 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа»- 2004, соответствует базисному учебному плану МКОУ «Рикванинская СОШ», принятому 31 августа 2013 года, по которому на изучение основ безопасности жизнедеятельности отводится один учебный час в неделю в 11 классе.


Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в образовательную область «Физическая культура».


В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и техногенного и социального характера становятся объективной реальностью.

Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.


Реализация программы направлена на углубленное изучение учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей потребностей.


Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

  • усвоение и закрепление следующих целей:

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно­генного и социального характера,

  • усвоение и закрепление учащимися знаний;

  • о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятель­ности личности, общества и государства,

  • об угрозе национальной безопасности России междуна­родного терроризма и наркобизнеса,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,

  • об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,

  • об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе терро­ристического акта,

  • о. мерах профилактики наркомании,

  • о роли здорового образа жизни для обеспечения демогра­фической безопасности страны,

  • о правах и обязанностях граждан е области безопасности жизнедеятельности,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;


  • усвоение учащимися содержания:

  • основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и проти­водействия терроризму,

  • нормативно-правовых актов Российской Федерации, опре­деляющих порядок подготовки граждан к военной службе в со­временных условиях и меры противодействия терроризму;


  • усвоение учащимися знаний:

  • о предназначении, основных функциях и задачах Воору­женных Сил Российской Федерации,

  • о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,

  • о руководстве и управлении Вооруженными Силами Рос­сийской Федерации,

  • об участии Вооруженных Сил России в контртеррористи­ческих операциях,

  • о государственных и военных символах Российской Феде­рации;


  • формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуще­ствить выбор профессиональной деятельности, связанной с обес­печением защиты жизненно важных интересов личности, общест­ва и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе соз­нательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;


  • развитие у учащихся:

  • личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера, в том чис­ле при угрозе террористического акта,

  • потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,

  • потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,

  • физических и морально-психологических качеств, необхо­димых для выполнения гражданином обязанностей в профессио­нальной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохожде­нии военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Содержание курса Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе выстроено по трем логичес­ки взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы безопасности лич­ности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел П. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (M-III). Обеспечение военной бе­зопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы.


В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 43 "О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".     


Результат освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися средней школы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области бе­зопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:


  • умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедея­тельности;

  • умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техно­генного и социального характера);

  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;

  • умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизне­деятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;

  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и са­мообучения;

  • умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в усло­виях чрезвычайных ситуаций;

  • умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различ­ного типа;

  • умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования;

  • умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.





Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса.


  • география - туризм, выживание в природе, ориентирование;

  • химия - опасные вещества, экологическая безопасность;

  • физика - природные явления, природные явления, техногенные аварии и катастрофы;

  • история – основы военной службы;

  • биология -оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги, режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;

  • физическая культура – ОФП.

  • Характеристика контрольно-измерительных материалов,

  • используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

  • Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

  • Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

  • Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

  • Критерии оценки

  • Оценка устных ответов учащихся.

  • Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

  • Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

  • Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

  • Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

  • Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

  • При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.


  • Оценка письменных контрольных работ.

  • Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

  • Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

  • Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

  • Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

  • Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

  • Оценка практических работ.

  • Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

  • Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  • Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

  • Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

  • Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

  • Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

  • Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.

  • Контроль уровня обученности

  • Учебно-методический комплект «Тесты по основам безопасности жизнедеятельности»

  • С.К. Миронов, В.К. Миронов, Т.А. Карташева, М.: Экзамен -2011

  • 11 класс

  • Тест №1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

  • Тест № 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

  • Тест №3. Основы военной службы.











Поурочное планирование 11 класс



раздела темы, урока

Дата проведения



Наименование раздела темы, урока


Количество часов


Контрольные и

самостоятельные работы

тестирование


Практические

занятия, тренировки, отработки нормативов

Литература

(учебник,

§, стр.)

план

факт


Модуль I




6





Раздел 1



Основы комплексной безопасности

4





Тема 1



Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

4




1

1.1



Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

1



§1

2

1.2



Правила личной безопасности при пожаре

1



§2

3

1.3



Обеспечение личной безопасности на водоемах

1



§3

4

1.4



Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

1


Доклад из сети

Internet

§4


Раздел 2



Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2





Тема 2



Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2




5

2.1



Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи

1



§5

6

2.5



Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны

1



§10


Модуль II



Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

8





Раздел 3



Основы здорового образа жизни

4





Тема 3



Нравственность и здоровый образ жизни

4




7

3.1



Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни

1



§11- 12

8

3.2



Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики


1



§13

10

3.3



Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДЕ. Меры профилактики ВИЧ-инфекции

1



§14

11

3.4



Семья в современном обществе. Законодательство и семья

1


Доклад из сети

Internet

§15


Раздел 4



Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи


4





Тема 4



Первая помощь при неотложных состояниях

4




12

4.1



Первая медицинская помощь при ранениях


1



§17

13

4.2




Основные правила оказания первой медицинской помощи


1


Практическая работа №1

§18

14

4.3



Правила остановки артериального кровотечения


1


Практическая работа №2

§19

15

4.4



Способы иммобилизации и переноски пострадавшего


1


Практическая работа №3

§20


Модуль III



Обеспечение военной безопасности государства

21





Раздел 5



Основы обороны государства

10





Тема 5



Вооруженные силы Российской Федерации - основа обороны государства

2




16

5.1



Основные задачи современных Вооруженных сил России

1



§25

17

5.3






Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации

1


Контрольная работа №1 (в форме теста)


§26


Тема 6



Символы воинской чести

3




18

6.1



Боевой Знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы

1



§27

19

6.2



Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

1



§28

20

6.3



Военная форма одежды

1



§29


Тема 7



Воинская обязанность

5




21

7.1



Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета

1



§30

22

7.2



Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету

1



§32 - §33

23

7.4



Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе

1



§34, 37

24

7.5



Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет

1



§38

25

7.6



Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

1

Контрольная работа №2 (в форме теста)


§40


Раздел 6



Основы военной службы

11





Тема 8



Особенности военной службы

3




26

8.1



Правовые основы военной службы. Военные аспекты международного права

1



§41, 43

27

8.2



Статус военнослужащего

1



§42

28

8.4



Общевоинские уставы

1



§44



Тема 9



Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества

3




29

9.1



Основные виды и особенности воинской деятельности

1



§49

30

9.2



Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил

1


Доклад из сети

Internet

§52 - 53

31

9.3



Основные обязанности военнослужащих

1



§56


Тема 10



Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

2




32

10.1



Порядок вручения Боевого значения воинской части

1



§57

33

10.2



Порядок приведения к Военной присяге

1



§58


Тема 11



Прохождение военной службы по призыву

2




34

11.1


Призыв и порядок прохождения военной службы

1



§61

35

11.2


Размещение и быт военнослужащих

1



§63


Тема 12


Прохождение военной службы по контракту

1




32

12.1


Особенности военной службы по контракту

1

Контрольная работа №3 (в форме теста)


§64




Практические работы

3







Итоговые занятия

3







Всего часов

35















УМК / ЛИТЕРАТУРА


учебник

1. Учебник по ОБЖ 11 класс А.Т. Смирнов,. Б.О. Хренников М.: Просвещение, 2011 г.


нормативные

и

программные документы


  • Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.ОБЖ. Сборник нормативных документов Министерства образования РФ – М.: Дрофа, 2008.

  • Колусева Е.И. Физическая культура. ОБЖ: сборник материалов по реализации ФКГСОО. – Волгоград: Учитель, 2006.

  • Латчук В.Н. и др. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2006.

  • Мишин Б.И. Программно-методические материалы, 1-11кл. – М.: Дрофа, 2001.

  • Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ / авт. сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков и др. – М.: Дрофа, 2001.

  • Смирнов А.Т. и др. ОБЖ. Программа для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007.

  • Смирнов А.Т. и др. ОБЖ. Программа для общеобразовательных учреждений. 1- 11 классы. – М.: Просвещение, 2012.

учебно-методические пособия для учителя

  • Витренко И. С. Проведение занятий по ГО – М.: ВШ, 1985.

  • Вольхин С.Н. и др. Основы защиты от терроризма – М.: Дрофа, 2007.

  • Евлахов В.М. ОБЖ. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009.

  • Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в ЧС – М.: Экзамен, 2006.

  • Засядько Ю.П. Поурочные планы, 11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

  • Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Журнал планирования уроков (портфель учителя) – М.: НЦ ЭНАС, 2002.

  • Латчук В.Н. Планирование и организация занятий, 5-11 – М.: Дрофа, 2004.

  • Латчук В.Н., Марков В.В. ОБЖ. Методическое пособие, 11 кл. - М.: Дрофа, 2000.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К. ОБЖ. Рабочая тетрадь для учителя, 11 кл. – М.: Дрофа, 2002.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К. ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2005.

  • Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. ОБЖ. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.

  • Миронов К.С. ОБЖ. Методические рекомендации, 5-11 – М.: Дрофа, 2004