Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рикванинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей Протокол № от « » 201 г. Руководитель методобъединения ____________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР _________________ У.А.Умаев « » 201 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Рикванинская СОШ» ___________________ З.Э.Саидов « » августа 201 г. |
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности для 11 кл.
Разработчик программы: Саидов М. З.
201_-201_ учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для _11__ классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Закон Республики Дагестан от 16 июня 2014 г. №48 «Об образовании в Республике Дагестан»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Рабочая программа для 11 классов по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе авторской программы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение - 2009 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа»- 2004, соответствует базисному учебному плану МКОУ «Рикванинская СОШ», принятому 31 августа 2013 года, по которому на изучение основ безопасности жизнедеятельности отводится один учебный час в неделю в 11 классе.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в образовательную область «Физическая культура».
В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и техногенного и социального характера становятся объективной реальностью.
Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.
Реализация программы направлена на углубленное изучение учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей потребностей.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
усвоение и закрепление учащимися знаний;
о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,
об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
о. мерах профилактики наркомании,
о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
о правах и обязанностях граждан е области безопасности жизнедеятельности,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в современных условиях и меры противодействия терроризму;
о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации,
об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
о государственных и военных символах Российской Федерации;
формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,
физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Содержание курса Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе выстроено по трем логически взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел П. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства.
Раздел VI. Основы военной службы.
В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 43 "О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Результат освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися средней школы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования;
умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса.
география - туризм, выживание в природе, ориентирование;
химия - опасные вещества, экологическая безопасность;
физика - природные явления, природные явления, техногенные аварии и катастрофы;
история – основы военной службы;
биология -оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги, режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;
физическая культура – ОФП.
Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Контроль уровня обученности
Учебно-методический комплект «Тесты по основам безопасности жизнедеятельности»
С.К. Миронов, В.К. Миронов, Т.А. Карташева, М.: Экзамен -2011
11 класс
Тест №1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Тест № 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тест №3. Основы военной службы.
Поурочное планирование 11 класс
| № раздела темы, урока | Дата проведения | Наименование раздела темы, урока | Количество часов | Контрольные и самостоятельные работы тестирование | Практические занятия, тренировки, отработки нормативов | Литература (учебник, §, стр.) |
план | факт |
| Модуль I | | | | 6 | | | |
| Раздел 1 | | | Основы комплексной безопасности | 4 | | | |
| Тема 1 | | | Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | 4 | | | |
№1 | 1.1 | | | Пожарная безопасность, права и обязанности граждан в области пожарной безопасности | 1 | | | §1 |
№2 | 1.2 | | | Правила личной безопасности при пожаре | 1 | | | §2 |
№3 | 1.3 | | | Обеспечение личной безопасности на водоемах | 1 | | | §3 |
№4 | 1.4 | | | Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях | 1 | | Доклад из сети Internet | §4 |
| Раздел 2 | | | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 2 | | | |
| Тема 2 | | | Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 2 | | | |
№5 | 2.1 | | | Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи | 1 | | | §5 |
№6 | 2.5 | | | Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны | 1 | | | §10 |
| Модуль II | | | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 8 | | | |
| Раздел 3 | | | Основы здорового образа жизни | 4 | | | |
| Тема 3 | | | Нравственность и здоровый образ жизни | 4 | | | |
№7 | 3.1 | | | Правила личной гигиены. Нравственность и здоровый образ жизни | 1 | | | §11- 12 |
№8 | 3.2 | | | Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики | 1 | | | §13 |
№10 | 3.3 | | | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДЕ. Меры профилактики ВИЧ-инфекции | 1 | | | §14 |
№11 | 3.4 | | | Семья в современном обществе. Законодательство и семья | 1 | | Доклад из сети Internet | §15 |
| Раздел 4 | | | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | | | |
| Тема 4 | | | Первая помощь при неотложных состояниях | 4 | | | |
№12 | 4.1 | | | Первая медицинская помощь при ранениях | 1 | | | §17 |
№13 | 4.2 | | | Основные правила оказания первой медицинской помощи | 1 | | Практическая работа №1 | §18 |
№14 | 4.3 | | | Правила остановки артериального кровотечения | 1 | | Практическая работа №2 | §19 |
№15 | 4.4 | | | Способы иммобилизации и переноски пострадавшего | 1 | | Практическая работа №3 | §20 |
| Модуль III | | | Обеспечение военной безопасности государства | 21 | | | |
| Раздел 5 | | | Основы обороны государства | 10 | | | |
| Тема 5 | | | Вооруженные силы Российской Федерации - основа обороны государства | 2 | | | |
№16 | 5.1 | | | Основные задачи современных Вооруженных сил России | 1 | | | §25 |
№17 | 5.3 | | | Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных сил Российской Федерации | 1 | Контрольная работа №1 (в форме теста) | | §26 |
| Тема 6 | | | Символы воинской чести | 3 | | | |
№18 | 6.1 | | | Боевой Знамя воинской части - символ воинской чести, достоинства и славы | 1 | | | §27 |
№19 | 6.2 | | | Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | 1 | | | §28 |
№20 | 6.3 | | | Военная форма одежды | 1 | | | §29 |
| Тема 7 | | | Воинская обязанность | 5 | | | |
№21 | 7.1 | | | Основные понятия о воинской обязанности. Организация воинского учета | 1 | | | §30 |
№22 | 7.2 | | | Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету | 1 | | | §32 - §33 |
№23 | 7.4 | | | Обязательная подготовка граждан к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе | 1 | | | §34, 37 |
№24 | 7.5 | | | Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет | 1 | | | §38 |
№25 | 7.6 | | | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | 1 | Контрольная работа №2 (в форме теста) | | §40 |
| Раздел 6 | | | Основы военной службы | 11 | | | |
| Тема 8 | | | Особенности военной службы | 3 | | | |
№26 | 8.1 | | | Правовые основы военной службы. Военные аспекты международного права | 1 | | | §41, 43 |
№27 | 8.2 | | | Статус военнослужащего | 1 | | | §42 |
№28 | 8.4 | | | Общевоинские уставы | 1 | | | §44 |
| Тема 9 | | | Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества | 3 | | | |
№29 | 9.1 | | | Основные виды и особенности воинской деятельности | 1 | | | §49 |
№30 | 9.2 | | | Военнослужащий – патриот. Честь и достоинство военнослужащего Вооруженных Сил | 1 | | Доклад из сети Internet | §52 - 53 |
№31 | 9.3 | | | Основные обязанности военнослужащих | 1 | | | §56 |
| Тема 10 | | | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | 2 | | | |
№32 | 10.1 | | | Порядок вручения Боевого значения воинской части | 1 | | | §57 |
№33 | 10.2 | | | Порядок приведения к Военной присяге | 1 | | | §58 |
| Тема 11 | | | Прохождение военной службы по призыву | 2 | | | |
№34 | 11.1 | | Призыв и порядок прохождения военной службы | 1 | | | §61 |
№35 | 11.2 | | Размещение и быт военнослужащих | 1 | | | §63 |
| Тема 12 | | Прохождение военной службы по контракту | 1 | | | |
№32 | 12.1 | | Особенности военной службы по контракту | 1 | Контрольная работа №3 (в форме теста) | | §64 |
| | | Практические работы | 3 | | | |
| | | Итоговые занятия | 3 | | | |
| | | Всего часов | 35 | | | |
УМК / ЛИТЕРАТУРА
учебник | 1. Учебник по ОБЖ 11 класс А.Т. Смирнов,. Б.О. Хренников М.: Просвещение, 2011 г. |
нормативные и программные документы | Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.ОБЖ. Сборник нормативных документов Министерства образования РФ – М.: Дрофа, 2008. Колусева Е.И. Физическая культура. ОБЖ: сборник материалов по реализации ФКГСОО. – Волгоград: Учитель, 2006. Латчук В.Н. и др. Программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2006. Мишин Б.И. Программно-методические материалы, 1-11кл. – М.: Дрофа, 2001. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ / авт. сост. Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В. Марков и др. – М.: Дрофа, 2001. Смирнов А.Т. и др. ОБЖ. Программа для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2007. Смирнов А.Т. и др. ОБЖ. Программа для общеобразовательных учреждений. 1- 11 классы. – М.: Просвещение, 2012. |
учебно-методические пособия для учителя | Витренко И. С. Проведение занятий по ГО – М.: ВШ, 1985. Вольхин С.Н. и др. Основы защиты от терроризма – М.: Дрофа, 2007. Евлахов В.М. ОБЖ. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009. Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в ЧС – М.: Экзамен, 2006. Засядько Ю.П. Поурочные планы, 11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Журнал планирования уроков (портфель учителя) – М.: НЦ ЭНАС, 2002. Латчук В.Н. Планирование и организация занятий, 5-11 – М.: Дрофа, 2004. Латчук В.Н., Марков В.В. ОБЖ. Методическое пособие, 11 кл. - М.: Дрофа, 2000. Латчук В.Н., Миронов С.К. ОБЖ. Рабочая тетрадь для учителя, 11 кл. – М.: Дрофа, 2002. Латчук В.Н., Миронов С.К. ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2005. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. ОБЖ. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 кл.: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004. Миронов К.С. ОБЖ. Методические рекомендации, 5-11 – М.: Дрофа, 2004 |