Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе Примерных программ по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования МБОУ «СОШ № 9» ЭМР.
Учебный предмет «Литературное чтение» является составляющей обязательной части учебного плана.
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса средней общеобразовательной школы.
Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,
соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Ценностными ориентирами содержания учебного предмета является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:
В УМК «Начальная школа XXI века» реализованы следующие идеи развивающего обучения:
- обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
- методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Используемые образовательные технологии на уроках литературного чтения :исследовательские, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие технологии развивающего обучения, ИКТ – технологии, метод проектов.
Формы уроков: защита проектов, экскурсии, конференции, деловая игра, практикумы, лекции, уроки контроля, презентации .
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты.
Выпускник научится:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию впрактической деятельности;
• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
• использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от целичтения;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой.
Метапредметные результаты обучения.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве от личные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• с учетом целей коммуникации достаточно точно, по следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нор
мам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нор
мам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Программа учебного предмета « Литературное чтение» разработана с учетом формирования следующих компетентностей: приобретение и интеграция знаний, сотрудничество, коммуникация, решение проблем, использование ИКТ для обучения, самоорганизация и саморегуляция, личностный смысл учения и начальные формы рефлексии.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
(4 часа в неделю)
УМК Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»
№ п/п | Тематический блок | Количество часов |
1. | Произведения фольклора. | 8 |
2. | Басни. Русские баснописцы. | 5 |
3. | Произведения В.А.Жуковского. | 6 |
4. | Произведения А.С.Пушкина. | 7 |
5. | Произведения М.Ю.Лермонтова. | 6 |
6. | Произведения П.П.Ершова. | 4 |
7. | Произведения В.М.Гаршина. | 2 |
8. | Произведения русских писателей о детях. Н.Г.Гарин – Михайловский. | 2 |
9. | Произведения зарубежных писателей. | 13 |
11. | Книги Древней Руси. | 4 |
12. | Произведения Л.Н.Толстого. | 6 |
13. | Стихи А.А.Блока. | 4 |
14. | Стихи К.Д.Бальмонта. | 6 |
15. | Произведения А.И.Куприна. | 6 |
16. | Стихи И.А.Бунина. | 3 |
17. | Произведения С.Я.Маршака. | 8 |
18. | Стихи Н.А.Заболоцкого. | 3 |
19. | Произведения о детях войны. | 6 |
20. | Стихи Н.М.Рубцова. | 7 |
21. | Произведения С.В.Михалкова. | 4 |
22. | Юмористические произведения. | 5 |
23. | Очерки. | 6 |
24. | Путешествия, приключения, фантастика. | 10 |
| Всего: | 135 |
Практическая часть |
Наизусть | 15 произвед. |
Тестирование | 5 |
Количество уроков с использованием ИКТ | 20% |
Проверочные работы | 3 |
Контрольные работы | 2 |
Количество проектов | 7 |
Количество исследовательских работ | 3 |
Темы проектов, исследовательских работ учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1. | Проект «Моя любимая басня» | 12.09 – 30.09 |
2. | Проект «Моё любимое произведение А.С.Пушкина» | 10.10 – 22.10 |
3. | Исследовательская работа «Что я знаю о П.П.Ершове» | 13.11 |
4. | Исследовательская работа «Чему учат нас книги Древней Руси» | 23.12 |
5. | Проект «О чем мы узнали из произведений русских писателей» | 14.01 – 12.02 |
6. | Исследовательская работа «С.Я.Маршак – переводчик» | 3.03 |
7. | Проект «Дети войны» | 11.03 –19.03 |
8. | Проект «Моя веселая история» | 23.04 |
Тематическое планирование по литературному чтению
(4 часа в неделю)
УМК Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»
№ п/п | Наименование тем уроков | Виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения |
По плану | Коррек тировка |
1. | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». | Воспринимать на слух фольклорное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста. | 2.09 | |
2. | Положительные и отрицательные герои в сказке «Иван-царевич и серый волк» | Конструировать алгоритм выполнения учебного задания. | 3.09 | |
3. | Былина «Волх Всеславович» | Осознавать прочитанный текст отвечать на вопросы, используя текст. | 4.09 | |
4. | «Легенда о граде Китеже» | Характеризовать особенности текста, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета. | 5.09 | |
5. | «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | Определять главную мысль текста, находить в тексте доказательства отражения собственных суждений. | 9.09 | |
6. | Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения». | Составлять план текста, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова. | 10.09 | |
7. | Проверочная работа по теме «Произведения фольклора» | Различать и называть писателей, названия произведений. | 11.09 | |
8. | Работа над ошибками. И.Крылов «Стрекоза и Муравей». Проект «Моя любимая басня» | Характеризовать особенности текста, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета. | 12.09 | |
9. | И.Хемницер «Стрекоза». | Сравнивать тексты. Выделять особенности, анализировать структуру. | 16.09 | |
10. | Л.Толстой «Стрекоза и муравьи». | Анализировать текст. Участвовать в диалоге. Конструировать монологические высказывания. | 17.09 | |
11. | И.Хемницер «Друзья» | Определять главную мысль текста, находить в тексте доказательства отражения собственных суждений. | 18.09 | |
12. | А.Е.Измайлов «Кукушка» | Инсценировать художественное произведение. | 19.09 | |
13. | И.Крылов «Мартышка и очки» | Анализировать текст. Участвовать в диалоге. Конструировать монологические высказывания. | 23.09 | |
14. | И.Крылов«Квартет». | Читать выразительно. Определять главную мысль произведения. | 24.09 | |
15. | И.Дмитриев «Муха» | Характеризовать особенности произведения, описывать героев. | 25.09 | |
16. | И.Дмитриев«Петух, Кот и Мышонок». | Характеризовать особенности произведения, описывать героев. | 26.09 | |
17. | Работа над баснями. Защита проекта «Моя любимая басня». | Сравнивать темы произведений авторов. Презентовать выступление по заданной теме. | 30.09 | |
18. | В.А.Жуковский «Песня». | Читать выразительно. Анализировать текст. Находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы. | 1.10 | |
19. | В.А.Жуковский «Ночь» | Анализировать текст. Находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы. | 2.10 | |
20. | В.А.Жуковский «Спящая красавица». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 3.10 | |
21. | Выразительные средства сказки В.А.Жуковского «Спящая красавица». | Анализировать текст. | 7.10 | |
22. | Обучение сочинению «Сравнение сказок Ш.Перро и В.Жуковского «Спящая красавица» | Конструировать сочинение: передавать тему, главную мысль произведения, выразительные средства языка. | 8.10 | |
23. | Анализ сочинений. Тестирование по теме «Произведения В.А.Жуковского» | Анализировать сочинения. Различать и называть поэтов и писателей. | 9.10 | |
24. | А.С.Пушкин «Осень». Проект «Моё любимое произведение А.С.Пушкина» | Читать выразительно в соответствии с особенностями художественного произведения. | 10.10 | |
25. | Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич». | Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения. | 14.10 | |
26. | А.С.Пушкин «И.И.Пущину». | Характеризовать особенности художественного произведения. | 15.10 | |
27. | И.И.Пущин «Записки о Пушкине». | Определять жанр произведения, раскрывать последовательность развития сюжета. | 16.10 | |
28. | А.С.Пушкин «Зимняя дорога». | Читать выразительно. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. | 17.10 | |
29. | Из воспоминаний В.И.Даля. По страницам детских журналов. | Пересказывать текст художественного произведения. | 21.10 | |
30. | Конкурс чтецов.Защита проекта «Моё любимое произведение А.С.Пушкина». | Выразительное чтение. | 22.10 | |
31. | Стихи М.Ю.Лермонтова «Москва! Люблю тебя как сын…» | Читать выразительно. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. | 23.10 | |
32. | М.Ю.Лермонтов «Парус» | Определять особенности текста. | 24.10 | |
33. | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…» | Характеризовать текст. Формулировать главную мысль. | 28.10 | |
34. | М.Ю.Лермонтов «Утес». | Характеризовать героев. Выразительное чтение. | 29.10 | |
35. | М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня» | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, паузы. | 30.10 | |
36. | Слушание детских книг и работа с ними. Книги-справочники о М.Ю.Лермонтове. | Характеризовать книгу. Анализировать структуру книги. Составлять краткий отзыв о прочитанной книге. | 31.10 | |
37. | П.П.Ершов «Конек-Горбунок». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 11.11 | |
38. | Герои сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок». | Анализировать текст. | 12.11 | |
39. | П.П.Ершов «Кто он?» Исследовательская работа «Что я знаю о П.П.Ершове» | Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | 13.11 | |
40. | Проверочная работа по теме «Произведения М.Ю.Лермонтова, П.П.Ершова» | Различать и называть названия произведений, этапы жизненного пути писателя. | 14.11 | |
41. | Работа над ошибками. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | Определять особенности художественного текста. | 18.11 | |
42. | Составление плана сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница». | Делить текст на смысловые части, давать им название. | 19.11 | |
43. | Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 20.11 | |
44. | Композиция рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь». | Анализировать текст. | 21.11 | |
45. | В.Гюго «Козетта». | Выразительно читать. Отвечать на вопросы. | 25.11 | |
46. | Особенности языка рассказаВ.Гюго «Козетта». | Читать по ролям, отбирать выразительные средства, раскрывающие особенности произведения. | 26.11 | |
47. | Составление плана рассказаВ.Гюго «Козетта». | Делить текст на смысловые части, давать им название. | 27.11 | |
48. | М.Твен «Приключения Тома Сойера». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 28.11 | |
49. | Обучение сочинению на тему «Отзыв о книге» (по главам из повести М.Твена «Приключения Тома Сойера») | Создавать письменный текст на заданную тему. | 2.12 | |
50. | Анализ сочинений. Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди». | Ориентироваться в основном и второстепенном плане. | 3.12 | |
51. | Положительные и отрицательные герои сказки Х.К.Андерсена «Дикие лебеди». | Анализировать текст. | 4.12 | |
52. | Авторская позиция в сказке «Дикие лебеди». | Анализировать особенности авторских выразительных средств. Соотнесение их с позицией автора. | 5.12 | |
53. | Х.К.Андерсен «Дети года». | Формулировать главную мысль текста. | 9.12 | |
54. | Инсценирование сказки Х.К.Андерсена «Дети года». | Инсценировать сказку. | 10.12 | |
55. | Работа с детскими журналами и газетами. Тестирование по теме «Произведения зарубежных писателей» | Выбирать книгу. Составлять краткий отзыв. Различать и называть писателей, названия произведений. | 11.12 | |
56. | Конкурс «Книгочей класса». | Участвовать в диалоге. Формулировать вопросительные предложения. | 12.12 | |
57. | Контрольная работа по теме «Произведения русских писателей» | Различать и называть писателей, названия произведений. | 16.12 | |
58. | Работа над ошибками. «Деятельность Ярослава». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 17.12 | |
59. | Слушание детских книг и работа с ними. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 18.12 | |
60. | Слушание детских книг и работа с ними. «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 19.12 | |
61. | Книги Древней Руси. Исследовательская работа «Чему учат нас книги Древней Руси» | Проводить исследование на заданную тему. | 23.12 | |
62. | Повторение произведений Л.Н.Толстого. «Воспоминания Л.Н.Толстого». | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | 24.12 | |
63. | Л.Н.Толстой «Два брата», «Мужик и Водяной». | Пересказывать сюжет по эпизодам. | 25.12 | |
64. | Л.Н.Толстой «Черепаха», «Русак». | Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. | 26.12 | |
65. | Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь». | Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. | 13.01 | |
66. | Характеристика былинных героев. Проект «О чем мы узнали из произведений русских писателей». | Находить части текста,которые подтверждают высказанное суждение. | 14.01 | |
67. | Слушание книг Л.Н.Толстого. Проверочная работа по теме «Произведения Л.Н.Толстого» | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 15.01 | |
68. | Работа над ошибками. А.А.Блок «Россия». | Выразительно читать стихотворный текст. | 16.01 | |
69. | А.А.Блок «Русская земля» | Выразительно читать стихотворный текст. | 20.01 | |
70. | А.А.Блок «Рождество». | Выразительно читать стихотворный текст. | 21.01 | |
71. | Работа над стихотворениями А.А.Блока. Тестирование по теме «Стихи А.А.Блока» | Сравнивать стихотворения. | 22.01 | |
72. | К.Д.Бальмонт «Россия» | Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | 23.01 | |
73. | К.Д.Бальмонт«К зиме». | Находить в тексте особенности авторских выразительных средств. | 27.01 | |
74. | К.Д.Бальмонт «Снежинка» | Характеризовать особенности произведения. | 28.01 | |
75. | К.Д.Бальмонт«Камыши». | Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | 29.01 | |
76. | К.Д.Бальмонт «У чудищ» | Находить в тексте особенности авторских выразительных средств. | 30.01 | |
77. | К.Д.Бальмонт «Как я пишу стихи». | Анализировать текст. | 3.02 | |
78. | А.И.Куприн «Скворцы». | Характеризовать особенности произведения. | 4.02 | |
79. | Аналитическое чтение стихотворения А.И.Куприна «Скворцы». | Анализировать текст. | 5.02 | |
80. | Очерк «Воспоминания об А.П.Чехове». | Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. | 6.02 | |
81. | Слушание детских книг и работа с ними.Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». | Характеризовать особенности произведения. | 10.02 | |
82. | В.Песков «В гостях у Сетон-Томпсона». Тестирование по теме «Произведения русских писателей». | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | 11.02 | |
83. | Конкурс чтецов. Защита проекта «О чем мы узнали из произведений русских писателей». | Анализировать содержание. Конструировать монологическое высказывание. | 12.02 | |
84. | И.Бунин «Гаснет вечер…» | Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | 13.02 | |
85. | И.Бунин «Детство» | Выразительно читать стихотворение. Определять настроение произведения. | 17.02 | |
86. | И.Бунин «Листопад». | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | 18.02 | |
87. | С.Я.Маршак «Словарь». | Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | 19.02 | |
88. | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». | Выразительно читать сказку. Участвовать в диалоге. | 20.02 | |
89. | Действующие лица пьесы С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». | Анализировать сказку. | 24.02 | |
90. | Инсценировка пьесы С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». | Инсценировать сказку. | 25.02 | |
91. | Р.Бернс «В горах мое сердце…». | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. | 26.02 | |
92. | Слушание детских книг и работа с ними. Доп.чтение: С.Я.Маршак «Ледяной остров». | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 27.02 | |
93. | Произведения С.Я.Маршака. Исследовательская работа «С.Я.Маршак –переводчик» | Формулировать высказывания в рамках исследовательской работы. | 3.03 | |
94. | Проверочная работа по теме «Творчество С.Я.Маршака» | Читать и отвечать на вопросы учебного текста. | 4.03 | |
95. | Работа над ошибками. Н.А.Заболоцкий «Детство» | Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | 5.03 | |
96. | Н.А.Заболоцкий«Лебедь в зоопарке». | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. | 6.03 | |
97. | Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу» | Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания поэтических образов. | 10.03 | |
98. | В.П.Катаев «Сын полка». Проект «Дети войны». | Анализировать текст. Отвечать на вопросы. | 11.03 | |
99. | Авторская позиция в повести В.П.Катаева «Сын полка». | Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге. | 12.03 | |
100. | Герои повести В.П.Катаева «Сын полка». | Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | 13.03 | |
101. | К.М.Симонов «Сын артиллериста». | Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора. | 17.03 | |
102. | Герои стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста» | Описывать героев, особенности и причины их поведения. | 18.03 | |
103. | Произведения о войне. Защита проекта «Дети войны». | Анализировать и сравнивать художественные произведения. | 19.03 | |
104. | Н.М.Рубцов «Березы» | Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания поэтических образов. | 20.03 | |
105. | Аналитический анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Березы» | Анализировать поэтическое произведение. | 31.03 | |
106. | Н.М.Рубцов «Тихая моя родина» | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. | 1.04 | |
107. | Н.М.Рубцов «Ласточка» | Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге. | 2.04 | |
108. | А.Т.Платонов «Любовь к Родине или Путешествие воробья». | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | 3.04 | |
109. | Особенности сказки А.Т.Платонова «Любовь к Родине или Путешествие воробья». | Характеризовать особенности произведения. | 7.04 | |
110. | Обучение сочинению «Отзыв о моем любимом герое» | Создавать письменный текст на заданную тему. | 8.04 | |
111. | Анализ сочинений. С.В.Михалков «Школа» | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 9.04 | |
112. | С.В.Михалков«Хижина Дяди Тома». | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | 10.04 | |
113. | С.В.Михалков «Как бы мы жили без книг?» | Делить рассказ на смысловые части. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассниками. | 14.04 | |
114. | Басня С.В.Михалкова «Зеркало». | Характеризовать особенности прочитанного произведения. | 15.04 | |
115. | Н.Н.Носов «Федина задача». | Читать по ролям. | 16.04 | |
116. | Мониторинговые исследования качества начального образования. | | 17.04 | |
117. | И.Л.Гамазкова «Страдания». | Выразительно читать. | 21.04 | |
118. | Слушание детских книг и работа с ними. В.Драгунский «Тайное становится явным», | Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста. | 22.04 | |
119. | Юмористические рассказы. Проект «Моя веселая история» | Конструировать монологическое высказывание. Готовить презентацию проекта на заданную тему. | 23.04 | |
120. | И.С.Соколов-Микитов «Родина». | Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге. | 24.04 | |
121. | М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна». | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | 28.04 | |
122. | Обучение сочинению на тему «Моя Родина» | Создавать письменное высказывание на заданную тему. | 29.04 | |
123. | Анализ сочинений. А.И.Куприн «Сказки Пушкина» | Анализировать текст. | 30.04 | |
124. | Н.Шер «Картины-сказки». | Отвечать на вопросы, оценивать результат работы. | 5.05 | |
125. | Р.С.Сеф «О стихах Джона Чиарди». Тестирование на тему «Книги бывают разные» | Отвечать на вопросы по содержанию. Находить части текста, подтверждающие суждение. | 6.05 | |
126. | Н.П.Вагнер «Фея Фанатаста» | Выразительно читать текст. | 7.05 | |
127. | Н.П.Вагнер «Береза» | Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге. | 8.05 | |
128. | Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов». | Анализировать текст. | 12.05 | |
129. | Главный герой сказки Дж.Свифта «Гулливер в стране лилипутов». | Описывать героев, особенности и причины их поведения. | 13.05 | |
130. | Составление плана к сказке Дж.Свифта «Гулливер в стране лилипутов». | Делить текст на смысловые части. | 14.05 | |
131. | Слушание детских книг и работа с ними. Доп.чтение: В.Рыбников «О книге Дж.Свифта», М.Горький «О книгах» | Воспринимать на слух художественные произведения. Отвечать на вопросы. | 15.05 | |
132. | Контрольная работа по теме «Путешествия, приключения, фантастика» | Отвечать на вопросы по заданной теме. | 19.05 | |
133. | Работа над ошибками. КВН книгочеев. | Выразительно читать. | 20.05 | |
134. | Обучение сочинению «Моя любимая книга» | Создавать письменный текст. | 21.05 | |
135. | Анализ и редактирование сочинений. Обобщение по теме «Мир книг» | Задавать вопросы одноклассникам по содержанию текстов. | 22.05 | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект (УМК) Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»
Литература для учителя:
- Литературное чтение : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А.Ефросинина.-3-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).
- Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие: в 2 ч. /Л.А.Ефросинина.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).
- Литературное чтение: 4 класс: оценка знаний: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания:/ Л.А.Ефросинина - М.: издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год;
Литература для учащихся:
- Литературное чтение : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А.Ефросинина.-3-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).
-Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Л.А.Ефросинина.-4-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).
Адреса электронных ресурсов:
Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере KidHYPERLINK "http://kid.ru/".HYPERLINK "http://kid.ru/"ru.
http: www.kid.ru/index3.php3
Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок. рассказов и стихов.) http://HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"tenHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"2HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"xHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"5.HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"narodHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"ruHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"/HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"biblioHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"htm
Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) httpHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"://HYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"kidsbookHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"narodHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"ruHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"/
Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(Коллекция электронных версий литературных | произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) httpHYPERLINK "http://litera.edu.ru/"://HYPERLINK "http://litera.edu.ru/"literaHYPERLINK "http://litera.edu.ru/".HYPERLINK "http://litera.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://litera.edu.ru/".HYPERLINK "http://litera.edu.ru/"ru
Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных трупп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
Электронная коллекция сказок народов мира (http:// www. skazkihome.info/)
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.): Русская виртуальная библиотека, www. rvb. Ru
Техническое обеспечение:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран для мультимедийного проектора.
Многофункциональное устройство (МФУ).