СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Рабочая программа по учебному предмету  «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе Примерных программ по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе Примерных программ по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Программа разработана на основе требований к результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования МБОУ «СОШ № 9» ЭМР.

Учебный предмет «Литературное чтение» является составляющей обязательной части учебного плана.

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса средней общеобразовательной школы.

Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,

соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Ценностными ориентирами содержания учебного предмета является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Основные составляющие учебно-воспитательного процесса:

В УМК «Начальная школа XXI века» реализованы следующие идеи развивающего обучения:

-          обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;

-     методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;

-  обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Используемые образовательные технологии на уроках литературного чтения :исследовательские, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие технологии развивающего обучения, ИКТ – технологии, метод проектов.

Формы уроков: защита проектов, экскурсии, конференции, деловая игра, практикумы, лекции, уроки контроля, презентации .

Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты.

Выпускник научится:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;

• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию впрактической деятельности;

• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;

• использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;

• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;

• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

• воспринимать художественную литературу как вид искусства;

• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от целичтения;

• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

• писать отзыв о прочитанной книге;

• работать с тематическим каталогом;

• работать с детской периодикой.

Метапредметные результаты обучения.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,

самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве от личные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• с учетом целей коммуникации достаточно точно, по следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• установка на здоровый образ жизни;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нор

мам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нор

мам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Программа учебного предмета « Литературное чтение» разработана с учетом формирования следующих компетентностей: приобретение и интеграция знаний, сотрудничество, коммуникация, решение проблем, использование ИКТ для обучения, самоорганизация и саморегуляция, личностный смысл учения и начальные формы рефлексии.









Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

(4 часа в неделю)

УМК Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»


п/п


Тематический блок


Количество часов


1.

Произведения фольклора.

8

2.

Басни. Русские баснописцы.

5

3.

Произведения В.А.Жуковского.

6

4.

Произведения А.С.Пушкина.

7

5.

Произведения М.Ю.Лермонтова.

6

6.

Произведения П.П.Ершова.

4

7.

Произведения В.М.Гаршина.

2

8.

Произведения русских писателей о детях. Н.Г.Гарин – Михайловский.

2

9.

Произведения зарубежных писателей.

13

11.

Книги Древней Руси.

4

12.

Произведения Л.Н.Толстого.

6

13.

Стихи А.А.Блока.

4

14.

Стихи К.Д.Бальмонта.

6

15.

Произведения А.И.Куприна.

6

16.

Стихи И.А.Бунина.

3

17.

Произведения С.Я.Маршака.

8

18.

Стихи Н.А.Заболоцкого.

3

19.

Произведения о детях войны.

6

20.

Стихи Н.М.Рубцова.

7

21.

Произведения С.В.Михалкова.

4

22.

Юмористические произведения.

5

23.

Очерки.

6

24.

Путешествия, приключения, фантастика.

10


Всего:

135

Практическая часть

Наизусть

15 произвед.

Тестирование

5

Количество уроков с использованием ИКТ

20%

Проверочные работы

3

Контрольные работы

2

Количество проектов

7

Количество исследовательских работ

3










Темы проектов, исследовательских работ учащихся


п/п

Тема проектов, исследовательских работ

Сроки реализации

1.

Проект «Моя любимая басня»


12.09 – 30.09

2.

Проект «Моё любимое произведение А.С.Пушкина»


10.10 – 22.10


3.

Исследовательская работа «Что я знаю о П.П.Ершове»


13.11

4.

Исследовательская работа «Чему учат нас книги Древней Руси»


23.12

5.

Проект «О чем мы узнали из произведений русских писателей»


14.01 – 12.02

6.

Исследовательская работа «С.Я.Маршак – переводчик»


3.03

7.

Проект «Дети войны»


11.03 –19.03

8.

Проект «Моя веселая история»


23.04


























Тематическое планирование по литературному чтению

(4 часа в неделю)

УМК Л.А. Ефросинина «Литературное чтение»

п/п

Наименование тем уроков

Виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

По плану

Коррек

тировка

1.

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

Воспринимать на слух фольклорное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию текста.

2.09


2.

Положительные и отрицательные герои в сказке «Иван-царевич и серый волк»

Конструировать алгоритм выполнения учебного задания.

3.09


3.

Былина «Волх Всеславович»

Осознавать прочитанный текст отвечать на вопросы, используя текст.

4.09


4.

«Легенда о граде Китеже»

Характеризовать особенности текста, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета.

5.09


5.

«Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Определять главную мысль текста, находить в тексте доказательства отражения собственных суждений.

9.09


6.

Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Составлять план текста, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова.

10.09


7.

Проверочная работа по теме «Произведения фольклора»

Различать и называть писателей, названия произведений.

11.09


8.

Работа над ошибками. И.Крылов «Стрекоза и Муравей». Проект «Моя любимая басня»

Характеризовать особенности текста, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета.

12.09


9.

И.Хемницер «Стрекоза».

Сравнивать тексты. Выделять особенности, анализировать структуру.

16.09


10.

Л.Толстой «Стрекоза и муравьи».

Анализировать текст. Участвовать в диалоге. Конструировать монологические высказывания.

17.09


11.

И.Хемницер «Друзья»

Определять главную мысль текста, находить в тексте доказательства отражения собственных суждений.

18.09


12.

А.Е.Измайлов «Кукушка»

Инсценировать художественное произведение.

19.09


13.

И.Крылов «Мартышка и очки»

Анализировать текст. Участвовать в диалоге. Конструировать монологические высказывания.

23.09


14.

И.Крылов«Квартет».

Читать выразительно. Определять главную мысль произведения.

24.09


15.

И.Дмитриев «Муха»

Характеризовать особенности произведения, описывать героев.

25.09


16.

И.Дмитриев«Петух, Кот и Мышонок».

Характеризовать особенности произведения, описывать героев.

26.09


17.

Работа над баснями. Защита проекта «Моя любимая басня».

Сравнивать темы произведений авторов. Презентовать выступление по заданной теме.

30.09


18.

В.А.Жуковский «Песня».

Читать выразительно. Анализировать текст. Находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

1.10


19.

В.А.Жуковский «Ночь»

Анализировать текст. Находить в тексте сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы.

2.10


20.

В.А.Жуковский «Спящая красавица».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

3.10


21.

Выразительные средства сказки В.А.Жуковского «Спящая красавица».

Анализировать текст.

7.10


22.

Обучение сочинению «Сравнение сказок Ш.Перро и В.Жуковского «Спящая красавица»

Конструировать сочинение: передавать тему, главную мысль произведения, выразительные средства языка.

8.10


23.

Анализ сочинений. Тестирование по теме «Произведения В.А.Жуковского»

Анализировать сочинения. Различать и называть поэтов и писателей.

9.10


24.

А.С.Пушкин «Осень». Проект «Моё любимое произведение А.С.Пушкина»

Читать выразительно в соответствии с особенностями художественного произведения.

10.10


25.

Г.Н.Волков «Удивительный Александр Сергеевич».

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

14.10


26.

А.С.Пушкин «И.И.Пущину».

Характеризовать особенности художественного произведения.

15.10


27.

И.И.Пущин «Записки о Пушкине».

Определять жанр произведения, раскрывать последовательность развития сюжета.

16.10


28.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога».

Читать выразительно. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

17.10


29.

Из воспоминаний В.И.Даля. По страницам детских журналов.

Пересказывать текст художественного произведения.

21.10


30.

Конкурс чтецов.Защита проекта «Моё любимое произведение А.С.Пушкина».

Выразительное чтение.

22.10


31.

Стихи М.Ю.Лермонтова «Москва! Люблю тебя как сын…»

Читать выразительно. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

23.10


32.

М.Ю.Лермонтов «Парус»

Определять особенности текста.

24.10


33.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…»


Характеризовать текст. Формулировать главную мысль.

28.10


34.

М.Ю.Лермонтов «Утес».

Характеризовать героев. Выразительное чтение.

29.10


35.

М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня»

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, паузы.

30.10


36.

Слушание детских книг и работа с ними. Книги-справочники о М.Ю.Лермонтове.

Характеризовать книгу. Анализировать структуру книги. Составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

31.10


37.

П.П.Ершов «Конек-Горбунок».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

11.11


38.

Герои сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок».

Анализировать текст.

12.11


39.

П.П.Ершов «Кто он?»

Исследовательская работа «Что я знаю о П.П.Ершове»

Конструировать монологическое высказывание на заданную тему.

13.11


40.

Проверочная работа по теме «Произведения М.Ю.Лермонтова, П.П.Ершова»

Различать и называть названия произведений, этапы жизненного пути писателя.

14.11


41.

Работа над ошибками.

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Определять особенности художественного текста.

18.11


42.

Составление плана сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница».

Делить текст на смысловые части, давать им название.

19.11


43.

Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодезь».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

20.11


44.

Композиция рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского «Старый колодезь».

Анализировать текст.

21.11


45.

В.Гюго «Козетта».

Выразительно читать. Отвечать на вопросы.

25.11


46.

Особенности языка рассказаВ.Гюго «Козетта».

Читать по ролям, отбирать выразительные средства, раскрывающие особенности произведения.

26.11


47.

Составление плана рассказаВ.Гюго «Козетта».

Делить текст на смысловые части, давать им название.

27.11


48.

М.Твен «Приключения Тома Сойера».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

28.11


49.

Обучение сочинению на тему «Отзыв о книге» (по главам из повести М.Твена «Приключения Тома Сойера»)

Создавать письменный текст на заданную тему.

2.12


50.

Анализ сочинений. Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

Ориентироваться в основном и второстепенном плане.

3.12


51.

Положительные и отрицательные герои сказки Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».

Анализировать текст.

4.12


52.

Авторская позиция в сказке «Дикие лебеди».

Анализировать особенности авторских выразительных средств. Соотнесение их с позицией автора.

5.12


53.

Х.К.Андерсен «Дети года».

Формулировать главную мысль текста.

9.12


54.

Инсценирование сказки Х.К.Андерсена «Дети года».

Инсценировать сказку.

10.12


55.

Работа с детскими журналами и газетами. Тестирование по теме «Произведения зарубежных писателей»

Выбирать книгу. Составлять краткий отзыв. Различать и называть писателей, названия произведений.

11.12


56.

Конкурс «Книгочей класса».

Участвовать в диалоге. Формулировать вопросительные предложения.

12.12


57.

Контрольная работа по теме «Произведения русских писателей»

Различать и называть писателей, названия произведений.

16.12


58.

Работа над ошибками.

«Деятельность Ярослава».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

17.12


59.

Слушание детских книг и работа с ними. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

18.12


60.

Слушание детских книг и работа с ними. «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

19.12


61.

Книги Древней Руси. Исследовательская работа «Чему учат нас книги Древней Руси»

Проводить исследование на заданную тему.

23.12


62.

Повторение произведений Л.Н.Толстого. «Воспоминания Л.Н.Толстого».

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

24.12


63.

Л.Н.Толстой «Два брата», «Мужик и Водяной».

Пересказывать сюжет по эпизодам.

25.12


64.

Л.Н.Толстой «Черепаха», «Русак».

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

26.12


65.

Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь».

Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев.

13.01


66.

Характеристика былинных героев. Проект «О чем мы узнали из произведений русских писателей».

Находить части текста,которые подтверждают высказанное суждение.

14.01


67.

Слушание книг Л.Н.Толстого. Проверочная работа по теме «Произведения Л.Н.Толстого»

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

15.01


68.

Работа над ошибками.

А.А.Блок «Россия».

Выразительно читать стихотворный текст.

16.01


69.

А.А.Блок «Русская земля»

Выразительно читать стихотворный текст.

20.01


70.

А.А.Блок «Рождество».

Выразительно читать стихотворный текст.

21.01


71.

Работа над стихотворениями А.А.Блока. Тестирование по теме «Стихи А.А.Блока»

Сравнивать стихотворения.

22.01


72.

К.Д.Бальмонт «Россия»

Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

23.01


73.

К.Д.Бальмонт«К зиме».

Находить в тексте особенности авторских выразительных средств.

27.01


74.

К.Д.Бальмонт «Снежинка»

Характеризовать особенности произведения.

28.01


75.

К.Д.Бальмонт«Камыши».

Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

29.01


76.

К.Д.Бальмонт «У чудищ»

Находить в тексте особенности авторских выразительных средств.

30.01


77.

К.Д.Бальмонт «Как я пишу стихи».

Анализировать текст.

3.02


78.

А.И.Куприн «Скворцы».

Характеризовать особенности произведения.

4.02


79.

Аналитическое чтение стихотворения А.И.Куприна «Скворцы».

Анализировать текст.

5.02


80.

Очерк «Воспоминания об А.П.Чехове».

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

6.02


81.

Слушание детских книг и работа с ними.Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк».

Характеризовать особенности произведения.

10.02


82.

В.Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

Тестирование по теме «Произведения русских писателей».

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

11.02


83.

Конкурс чтецов. Защита проекта «О чем мы узнали из произведений русских писателей».

Анализировать содержание. Конструировать монологическое высказывание.

12.02


84.

И.Бунин «Гаснет вечер…»

Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

13.02


85.

И.Бунин «Детство»

Выразительно читать стихотворение. Определять настроение произведения.

17.02


86.

И.Бунин «Листопад».

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

18.02


87.

С.Я.Маршак «Словарь».

Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

19.02


88.

С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

Выразительно читать сказку. Участвовать в диалоге.

20.02


89.

Действующие лица пьесы С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

Анализировать сказку.

24.02


90.

Инсценировка пьесы С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

Инсценировать сказку.

25.02


91.

Р.Бернс «В горах мое сердце…».

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

26.02


92.

Слушание детских книг и работа с ними. Доп.чтение: С.Я.Маршак «Ледяной остров».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

27.02


93.

Произведения С.Я.Маршака. Исследовательская работа «С.Я.Маршак –переводчик»

Формулировать высказывания в рамках исследовательской работы.

3.03


94.

Проверочная работа по теме «Творчество С.Я.Маршака»

Читать и отвечать на вопросы учебного текста.

4.03


95.

Работа над ошибками. Н.А.Заболоцкий «Детство»

Читать вслух плавно. Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

5.03


96.

Н.А.Заболоцкий«Лебедь в зоопарке».

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

6.03


97.

Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу»

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания поэтических образов.

10.03


98.

В.П.Катаев «Сын полка». Проект «Дети войны».

Анализировать текст. Отвечать на вопросы.

11.03


99.

Авторская позиция в повести В.П.Катаева «Сын полка».

Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге.

12.03


100.

Герои повести В.П.Катаева «Сын полка».

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

13.03


101.

К.М.Симонов «Сын артиллериста».

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.

17.03


102.

Герои стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста»

Описывать героев, особенности и причины их поведения.

18.03


103.

Произведения о войне. Защита проекта «Дети войны».

Анализировать и сравнивать художественные произведения.

19.03


104.

Н.М.Рубцов «Березы»

Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания поэтических образов.

20.03


105.

Аналитический анализ стихотворения Н.М.Рубцова «Березы»

Анализировать поэтическое произведение.

31.03


106.

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина»

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

1.04


107.

Н.М.Рубцов «Ласточка»

Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге.

2.04


108.

А.Т.Платонов «Любовь к Родине или Путешествие воробья».

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

3.04


109.

Особенности сказки А.Т.Платонова «Любовь к Родине или Путешествие воробья».

Характеризовать особенности произведения.

7.04


110.

Обучение сочинению «Отзыв о моем любимом герое»

Создавать письменный текст на заданную тему.

8.04


111.

Анализ сочинений. С.В.Михалков «Школа»

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

9.04


112.

С.В.Михалков«Хижина Дяди Тома».

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

10.04


113.

С.В.Михалков «Как бы мы жили без книг?»

Делить рассказ на смысловые части. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассниками.

14.04


114.

Басня С.В.Михалкова «Зеркало».

Характеризовать особенности прочитанного произведения.

15.04


115.

Н.Н.Носов «Федина задача».

Читать по ролям.

16.04


116.

Мониторинговые исследования качества начального образования.


17.04


117.

И.Л.Гамазкова «Страдания».

Выразительно читать.

21.04


118.

Слушание детских книг и работа с ними. В.Драгунский «Тайное становится явным»,

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию текста.

22.04


119.

Юмористические рассказы. Проект «Моя веселая история»

Конструировать монологическое высказывание. Готовить презентацию проекта на заданную тему.

23.04


120.

И.С.Соколов-Микитов «Родина».

Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге.

24.04


121.

М.А.Шолохов «Любимая мать-отчизна».

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

28.04


122.

Обучение сочинению на тему «Моя Родина»

Создавать письменное высказывание на заданную тему.

29.04


123.

Анализ сочинений.

А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

Анализировать текст.

30.04


124.

Н.Шер «Картины-сказки».

Отвечать на вопросы, оценивать результат работы.

5.05


125.

Р.С.Сеф «О стихах Джона Чиарди». Тестирование на тему «Книги бывают разные»

Отвечать на вопросы по содержанию. Находить части текста, подтверждающие суждение.

6.05


126.

Н.П.Вагнер «Фея Фанатаста»

Выразительно читать текст.

7.05


127.

Н.П.Вагнер «Береза»

Понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора.Участвовать в диалоге.

8.05


128.

Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов».

Анализировать текст.

12.05


129.

Главный герой сказки Дж.Свифта «Гулливер в стране лилипутов».

Описывать героев, особенности и причины их поведения.

13.05


130.

Составление плана к сказке Дж.Свифта «Гулливер в стране лилипутов».

Делить текст на смысловые части.

14.05


131.

Слушание детских книг и работа с ними. Доп.чтение: В.Рыбников «О книге Дж.Свифта», М.Горький «О книгах»

Воспринимать на слух художественные произведения. Отвечать на вопросы.

15.05


132.

Контрольная работа по теме «Путешествия, приключения, фантастика»

Отвечать на вопросы по заданной теме.

19.05


133.

Работа над ошибками. КВН книгочеев.

Выразительно читать.

20.05


134.

Обучение сочинению «Моя любимая книга»

Создавать письменный текст.

21.05


135.

Анализ и редактирование сочинений. Обобщение по теме «Мир книг»

Задавать вопросы одноклассникам по содержанию текстов.

22.05











Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методический комплект (УМК) Л.А. Ефросининой «Литературное чтение»

Литература для учителя:

- Литературное чтение : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А.Ефросинина.-3-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).

- Литературное чтение: 4 класс: методическое пособие: в 2 ч. /Л.А.Ефросинина.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).

- Литературное чтение: 4 класс: оценка знаний: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания:/ Л.А.Ефросинина - М.: издательский центр «Вентана-Граф» 2008 год;

Литература для учащихся:

- Литературное чтение : 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л.А.Ефросинина.-3-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).

-Литературное чтение: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Л.А.Ефросинина.-4-е изд., перераб.-М.:Вентана-Граф, 2014. («Начальная школа XXI века»).

Адреса электронных ресурсов:

  1. Большая детская библиотека. (Zip-библиотека детской литературы на сервере KidHYPERLINK "http://kid.ru/".HYPERLINK "http://kid.ru/"ru.

http: www.kid.ru/index3.php3

  1. Дважды пять: детская библиотека. (Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок. рассказов и стихов.) http://HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"tenHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"2HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"xHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"5.HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"narodHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"ruHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"/HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"biblioHYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm".HYPERLINK "http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm"htm

  2. Kidsbook: электронная библиотека. (Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) httpHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"://HYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"kidsbookHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"narodHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/".HYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"ruHYPERLINK "http://kidsbook.narod.ru/"/

  3. Русская и зарубежная литература для школы: коллекция

(Коллекция электронных версий литературных | произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) httpHYPERLINK "http://litera.edu.ru/"://HYPERLINK "http://litera.edu.ru/"literaHYPERLINK "http://litera.edu.ru/".HYPERLINK "http://litera.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://litera.edu.ru/".HYPERLINK "http://litera.edu.ru/"ru

  1. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных трупп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

  2. Электронная коллекция сказок народов мира (http:// www. skazkihome.info/)

  3. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.): Русская виртуальная библиотека, www. rvb. Ru

Техническое обеспечение:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 

  2. Компьютер.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Экран для мультимедийного проектора.

  5. Многофункциональное устройство (МФУ).