Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №___ От«___»__________2022г _________/____________./ | «Согласовано» Заместитель директора по УМР____ / / «___» ___________2022г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Ютазинская СОШ» ______________/ / Приказ №______от «___»____2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личность в истории
(наименование курса)
1 год
(срок реализации программы)
для 7 класса
(возраст обучающихся)
(Ф.И.О. учителя, составителя)
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса
«Личность в истории»
Курс внеурочной деятельности «Личность в истории» (направление – духовно-нравственной) реализуется в рамках основной образовательной программы основного общего образования и является продолжением учебного предмета « История. История России».
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.
Программа элективного курса разработана на основе нормативных Федеральных документов,:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
2.Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
3.Примерное тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).
Программа элективного курса «История России в лицах X – XVII в.в.» способствует расширению знаний учащихся о роли личности в истории Данная программа дополнительного образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения обучающихся. Она не повторяет образовательную программу общеобразовательной школы. Данная программа выполняет функцию расширения возможностей образовательных стандартов.
Актуальность курса состоит в трактовке противоречивых исторических событий с позиций гражданственности, центральное место уделяется проблемам человека, события рассматриваются с цивилизационной позиции, многопланово, изучение строится на документальной основе. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперёд требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащихся могут формировать в себе необходимые качества личности.
Данная программа способствует изучению истории на углубленном уровне и подготовке к олимпиадам, конкурсам, обусловлена в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями обучающихся
Цель курса: развитие исторического мышления, понимания таких философских категорий как причина, следствие, необходимость, возможность и действительность. Она ориентирована не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей: знать события прошлого и настоящего, при признании самобытности России на фоне развития мировой цивилизации. Способствовать расширению и углублению понимания роли личности в истории
Основное предназначение программы – удовлетворять изменяющиеся индивидуальные социокультурные, образовательные и профессиональные потребности, основное внимание уделяется проблемам философии истории, обучению учащихся видеть закономерности, вариативность исторического процесса, умение читать исторические источники. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 7-9-х классов. Курс рассчитан на повышенный уровень сложности, т.е. его главной целью является подготовка учащихся для поступления в гуманитарную или социально - экономическую профильную школу.
Задачи:
Воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории России.
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
Срок реализации:_1год.
Количество часов: 34 часа.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития через лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа.
Основные методы работы:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
обучение через опыт и сотрудничество;
интерактивность (работа в малых группах, имитационное моделирование, метод проектов);
личностно - деятельностный подход в обучении;
лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели.
По уровню усвоения – ознакомительный.
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, тесты для этапа контроля Элективный курс предназначен для учащихся седьмого класса и соответствует возрастными особенностям детей 13 – 14 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).
Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:
отстаивать свою точку зрения,
взаимодействовать в группе,
применять полученные знания в конкретных ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)
.Планируемые результаты освоения курса истории
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.
• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
Выпускник получит возможность научиться
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «История».
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
- усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты
определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина
Познавательные
- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;
- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
- различать факт и мнение;
- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;
- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;
- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;
- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;
- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;
- находить основание для сравнения фактов, явлений;
- выделять характерные причинно-следственные связи;
- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;
- разделять процессы на этапы, звенья;
-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- строить рассуждение с доказательством от противного;
- решать проблемы, используя предоставленную информацию;
- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;
- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис
Регулятивные
- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах; - принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают); - планировать деятельность, формулировать ее цель; - оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу; - организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место; - осознанно принимать установленные правила поведения; - взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности; - участвовать в проектной деятельности; - знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни |
- осуществлять самоконтроль, самооценку; - брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп; - участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой); - анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач; - взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности; - формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности; - управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; - предвидеть возможные результаты своих действий; - делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния; - понимать свою роль в процессе групповой деятельности; - делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах) |
- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;
- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;
- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
- высказывать и защищать свою точку зрения;
- осуществлять самокоррекцию
Коммуникативные
- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала; - корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества) |
- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); - отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений) |
Формы представления результатов внеурочной деятельности
1.Составление кроссвордов,
Индивидуальные и групповые проекты,
5 Написание эссе,
Карта достижений учащихся в форме портфолио.
Творческий отчет.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат.
В процессе изучения элективного курса «Личность в истории» учащиеся 7-ого класса будут
знать:
причины и логику развития исторических процессов, вариативность исторического развития, фаты, понятия, имена, осмысленное восприятие всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.
Смогут научиться:
выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
формировать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения.
Содержание курса.
Ведение – 1 час
Знакомство с курсом.
Раздел 1. Земля русская (16 часов)
Тема 1. Рюрик (2 ч.)
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.
Тема 2. Первые князья (2 ч.)
Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 3. Владимир Святой (2 ч.)
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)
Борис и Глеб – князья мученики.
Тема 5. Ярослав Мудрый (2 ч.)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.
Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)
Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (3 ч.)
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.
Тема 8. Александр Невский (1 ч.)
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)
Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.
Повторение – 1 час
Тестирование, игра.
Раздел 2. Московская Русь (8 часов)
Тема 1. Иван Калита (1 ч.)
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)
Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.)
Сергий Радонежский.
Тема 4. Иван III (1 ч.)
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.
Тема 5. Иван IV Грозный (2 ч.)
Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.
Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)
Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.
Повторение – 1 час
Тестирование, игра.
Раздел 3. Россия в XVII веке (7 часов)
Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.
Тема 2. Минин и Пожарский (2 ч.)
Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.
Тема 4. Степан Разин (1 ч.)
XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.
Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)
Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.
Тема 6. Деятели культуры (1 ч.)
Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.
Итоговое занятие - 2 часа
Обобщить знания, полученные на занятиях. Защита проектов
Система оценки результатов внеурочной деятельности - диагностирующая и корректирующая
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по истории России. В ходе курса предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования.
Формы контроля:
1 устный опрос,
2 тестирование,
3 викторины,
4 выполнение заданий на выявление операционных умений,
5 моделирование жизненных ситуаций,
6 составление кроссвордов, ребусов;
7 защита проектов.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
теория | практика | всего |
1 | Входной контроль | 1 | 0 | 1 |
2 | Раздел 1. Земля русская | 8 | 8 | 16 |
3 | Раздел 2. Московская Русь | 4 | 4 | 8 |
4 | Раздел 3. Россия в XVII веке | 3 | 4 | 7 |
5 | Раздел 4. Повторение | 0 | 2 | 2 |
| ИТОГО | 16 | 18 | 34 |
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
№ п/п | Тема учебного занятия | Дата |
1 | Введение | 05.09.2022 |
Раздел 1. Земля русская | |
2-3 | Рюрик | 12.09.2022 19.09.2022 |
4-5 | Первые князья | 26.09.2022 03.10.2022 |
6-7 | Владимир Святой | 10.10.2022 17.10.2022 |
8 | Первые святые на Руси | 24.10.2022 |
9-10 | Ярослав Мудрый | 07.11.2022 14.11.2022 |
11 | Владимир Мономах | 21.11.2022 |
12-14 | Князья периода феодальной раздробленности | 28.11.2022 05.12.2022 12.12.2022 |
15 | Александр Невский | 19.12.2022 |
16 | Деятели русской церкви и культуры | 26.12.2022 |
17 | Повторение | 09.01.2023 |
Раздел 2. Московская Русь | |
18 | Иван Калита. | 16.01.2023 |
19 | Дмитрий Донской | 23.01.2023 |
20 | Сергий Радонежский | 30.01.2023 |
21 | Иван III. | 06.02.2023 |
22-23 | Иван IV Грозный | 13.02.2023 20.02.2023 |
24 | Великие живописцы | 27.02.2023 |
25 | Повторение | 06.03.2023 |
Раздел 3. Россия в XVII веке | |
26 | Борис Годунов | 13.03.2023 |
27-28 | Минин и Пожарский. | 20.03.2023 03.04.2023 |
29 | Алексей Михайлович “Тишайший” | 10.04.2023 |
30 | Степан Разин | 17.04.2023 |
31 | Церковный раскол | 24.04.2023 |
32 | Деятели культуры | 15.05.2023 |
Раздел 4 Повторение | |
33-34 | Итоговое занятие - 2 часа . | 22.05.2023 9.05.2023 |