СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями).

2. Примерной основной образовательной программы, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgosreestr.ru/node/2068.

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год» (действует в течение трёх лет), с изменениями на 26 января 2016 (Приказ Минобрнауки от 26 января 2016 года №38).

4. Письма Минобрнауки Российской Федерации от 29.04.2014г. №08.548 г. № «О федеральном перечне учебников». Основной образовательной программы ООО МБОУ «Ключевская сош».

5. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Ключевская сош»

6. Учебного плана МБОУ «Ключевская сош» на 2022 -2023 учебный год.

7. Положения о рабочей программе по ФГОС НОО, ООО МБОУ «Ключевская сош»

Рабочая программа по курсу «История России» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС), Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт, примерной основной образовательной программой основного общего образования, Рабочей программой к учебникам Е.В. Пчелова, П.В. Лукина, В.Н. Захарова,

К.А. Соловьёва, А.П. Шевырёва «История России» для 6—9 классов общеобразовательных организаций автор-составитель Л.А. Пашкина.


Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Примерным учебным планом, согласно которому на изучение истории в 8 классе отводится 2 учебных часа в неделю. В свою очередь, курс истории России рассчитан на 45 часов учебного времени.


Статус документа

Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы Историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования.

Данная рабочая программа позволяет получить представление о целях и содержании учебного предмета, а также предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. На её основе учитель самостоятельно может разработать свою рабочую программу, ориентируясь на личный опыт, особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса и т.п.


Цели и задачи:

Основной целью курса «История России» в 8 классе является формирование у обучающихся элементарных представлений о возникновении и развитии российского общества, государства и культуры в Средние века, что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования — «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно –

ориентированной личности».

Эта общая цель определяет задачи курса:


  1. формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;

  2. овладение знаниями об особенностях развития человеческого общества на территории России с древнейших времён до начала XVI в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;

  3. воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

  4. развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;

  5. развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

  6. развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

  7. Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна основываться на следующих базовых принципах школьного исторического образования:


- ценностях гражданского общества — верховенство права, социальная

солидарность, безопасность, свобода и ответственность;

- идее преемственности этапов российской истории;

- воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной

роли в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

- общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия

государств и народов в новейшей истории;


Основными приоритетами курса отечественной истории, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, являются:

  1. многоуровневое представление истории;

  2. многоаспектный (многофакторный) характер истории;

  3. человек в истории;

  4. историко-культурологический подход: пространство диалога



Планируемые результаты освоения курса


Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системнодеятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.


Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 8 классе являются:

  1. формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

  2. приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию

изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

3. освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение

к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в

России;

4. опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого,

историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.


Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

  1. способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

  2. способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

  3. умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-

  4. популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  5. овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть

  6. проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

  7. готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

  8. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).


На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVIII в.»

обучающиеся научатся:

  1. датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;

  2. читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  3. проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

  4. характеризовать важные факты отечественной истории XVIII в., классифицировать и группировать их по различным признакам;

  5. рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;

  6. составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVIII в.;

  7. раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVIII в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVIII в.;

  8. объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

  9. сопоставлять развитие России и других стран в XVIII в., показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.);

  10. давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;

  11. давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

  12. сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVIII в.;

  13. образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

  14. самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

  1. целостное представление об историческом пути России в XVIII в. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;

  2. яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVIII в.;

  3. элементарные представления о политике исторической памяти в России.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(45 ч)

Введение (1 ч)

Хронологические рамки курса. Россия и Европа в конце XVII в. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по российской истории XVIII в.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.


Раздел I. Эпоха реформ Петра I (13 ч)

Начало правления Петра I

Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Сподвижники молодого Петра. Азовские походы 1695—1696 гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697 г. и деятельность Петра во время пребывания в странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698 г. и расправа над царевной Софьей.

Основные понятия и термины: Стрелецкий бунт, потешные полки, Великое посольство.

Основные персоналии: Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, В.В. Голицын, Ф.А. Головин, Б.П. Шереметев, А.С. Шеин, П.А. Толстой, П. Гордон, Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков.


Начало Северной войны

Предпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.

Основные понятия и термины: Константинопольский мир, рекрутские наборы, регулярная армия.

Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, А.Д. Меншиков.

Победа в Северной войне

Развитие военно-политической ситуации в 1704—1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеих сторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение.

Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714—1720 гг., их значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход 1722—1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение победы России в Северной войне.

Основные понятия и термины: гетман, Ништадтский мир, император, империя.

Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, С. Лещинский, Август II, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт, М.М. Голицын.


Преобразования Петра I

Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизации управления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии, введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии, Табель о рангах. Значение указа о единонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма.

Предпосылки экономического подъёма в первой четверти XVIII в. Строительство заводов, мануфактур и верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей: принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Дискуссии о реформах Петра I в исторической науке.

Основные понятия и термины: реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, прокурор, патриаршество, Святейший Синод, Ратуша, Магистрат, губерния, губернатор, ревизия, фискал, ревизская душа, «ревизские сказки», подушная подать, Указ о единонаследии, Табель о рангах, мануфактура, завод, Берг-привилегия, работные люди, посессионные крестьяне, меркантилизм, протекционизм, Таможенный тариф.

Основные персоналии: Пётр I, П.И. Ягужинский, Феофан Прокопович, С. Яворский, Никита Демидов.

Народные движения в начале XVIII в.

Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей на юге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения. Башкирское восстание. Общее и особенное в народных движениях второй половины XVII — первой четверти XVIII в.

Основные понятия и термины: казаки, атаман, «прелестные письма», старообрядцы.

Основные персоналии: Б.П. Шереметев, К.А. Булавин, Батырша, Ю.В. Долгорукий, В.В. Долгорукий, П.И. Хованский.

Преобразования в области культуры и быта

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Создание системы школ и специальных учебных заведений. Подготовка к созданию Академии наук. Введение нового летосчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Театр, публичные библиотеки и музеи как культурные явления Нового времени. Новые черты в искусстве первой четверти XVIII в. Светская живопись И.Н. Никитина и А.М. Матвеева. Архитектура Петровской эпохи. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Основные понятия и термины: европейское летосчисление, Навигацкая школа, Морская академия, цифирные школы, гарнизонные школы, гражданская азбука, газета, библиотека, музей, Кунсткамера, Академия наук, светский портрет, ассамблея, политес.

Основные персоналии: Пётр I, Л.Ф. Магницкий, Л.Л. Блюментрост, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, Б.К. Растрелли, Д. Трезини, И.П. Зарудный.

Династия Романовых в первой четверти XVIII в.

Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его последствия.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Основные понятия и термины: династия, Устав о наследии престола.

Основные персоналии: Екатерина Алексеевна, царевич Алексей, П.А. Толстой.


Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов (9 ч)

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов

Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм.

Основные понятия и термины: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.

Основные персоналии: Екатерина I.


Екатерина I и Пётр II

Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова при дворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировок за влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г.

Основные понятия и термины: Верховный тайный совет, «верховники», Вексельный устав.

Основные персоналии: Екатерина I, А.Д. Меншиков, А.И. Остерман, Пётр II, А.Г. Долгорукий, И.А. Долгорукий, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой.


Правление Анны Иоанновны

«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. Роль Э.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизни страны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война

1735—1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии».

Основные понятия и термины: «верховники», «Кондиции», Кабинет министров, бироновщина.

Основные персоналии: Анна Иоанновна, Д.М. Голицын, Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Б.К. Миних, А.П. Волынский, С. Лещинский, Август III, Иван (Иоанн) Антонович, Анна Леопольдовна.


Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война

Россия в европейской политике в середине XVIII в. Русско-шведская война 1741—1743 гг. Абоский мирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победы русских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.

Основные понятия и термины: «равновесие» сил, коалиция, международный конфликт.

Основные персоналии: Фридрих II, П.А. Румянцев, С.Ф. Апраксин, В.В. Фермор, П.С. Салтыков, А.Б. Бутурлин, З.Г. Чернышёв.


Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III

Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского и Купеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Правление Петра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота 28 июня 1762 г.

Основные понятия и термины: Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, «Манифест о вольности дворянства».

Основные персоналии: Елизавета Петровна, А.Г. и К.Г. Разумовские, П.И. Шувалов, Пётр III, Екатерина Алексеевна.


Раздел III. Расцвет Российской империи (12 ч)

Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм

Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещённый абсолютизм. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещённого абсолютизма в «Наказе» императрицы.

Основные понятия и термины: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, «Наказ», секуляризация.

Основные персоналии: Екатерина II.


Губернская реформа и сословная политика Екатерины II

Реформы местного управления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.

Основные понятия и термины: губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, капитан-исправник, прокурор, Жалованная грамота дворянству, Жалованная грамота городам, гильдии, мещане, городовые обыватели, предводитель дворянства, городской голова, городская дума.

Крепостное право в России во второй половине XVIII в.

Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и крепостных во второй половине XVIII в.

Основные понятия и термины: крепостное право, крепостные, повинности, барщина, оброк, помещик, дворовые люди, крепостная мануфактура.

Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.

Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы и др.). Политика Екатерины II в торговой сфере. Внешняя торговля России. Партнёры России во внешней торговле в Европе и в мире. Ярмарки и их роль во внутренней торговле (Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки). Денежное обращение. Транспорт и торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др.

Основные понятия и термины: месячина, отхожие промыслы, протекционизм, ярмарка, ассигнация.

Основные персоналии: Екатерина II, А.Т. Болотов, Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы.

Восстание Е.И. Пугачёва (1773—1775)

Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е. Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачёва на политику Екатерины II и развитие общественной мысли.

Основные понятия и термины: казаки, атаман, крепостные крестьяне, самозванство.

Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачёв, С. Юлаев, А.И. Бибиков, И.И. Михельсон.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.

Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления её внешней политики. Русско-турецкие войны 1768—1774 гг. и 1787—1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России по условиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе.

Основные понятия и термины: Кючук-Кайнарджийский мир, Новороссия, Ясский мир.

Основные персоналии: Екатерина II, П.А Румянцев, Г.А. Спиридов, В.М. Долгоруков, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потёмкин.

Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.

Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Укрепление международного авторитета России. Деятельность Н.И. Панина и А.А. Безбородко. Россия и Война за независимость североамериканских колоний. Декларация о вооружённом нейтралитете 1780 г. Русско-шведская война 1788—1790 гг.: причины, ход, итоги. Россия и революционная Франция.

Основные понятия и термины: диссиденты, шляхта, разделы Речи Посполитой.

Основные персоналии: Екатерина II, С. Понятовский, Т. Костюшко, А.В. Суворов, Н.И. Панин, А.А. Безбородко, Густав III, Людовик XVI, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

Народы Российской империи в XVIII в.

Россия — многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства в XVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включение представителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи. Религиозная политика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Активи зация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Немецкие переселенцы. Положение русских в Российской империи.

Основные понятия и термины: Малороссийская коллегия, православие, старообрядчество, католичество, протестантизм, ислам, Магометанское духовное собрание, иудаизм, язычество, колонисты.

Освоение Новороссии

Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Основные понятия и термины: Новороссия, колонисты, кубанское казачество.

Основные персоналии: Екатерина II, Г.А. Потёмкин.

Правление Павла I

Личность Павла I и отзывы о нём его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: цели и направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798— 1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованием Ф.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Основные понятия и термины: Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине.

Основные персоналии: Павел I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.И. Багратион.


Раздел IV. Русская культура, наука,

общественная мысль после Петра Великого (9 ч)

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России. Воспитание «новой породы» людей. Высшее образование. Основание Московского университета. Деятельность И.И. Шувалова. Домашнее воспитание и начальное образование. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.

Основные понятия и термины: Сухопутный шляхетский (кадетский) корпус, Пажеский корпус, Московский университет, гимназия, Благородный пансион, гувернёр, гувернантка, народные училища.

Основные персоналии: И.И. Бецкой, И.И. Шувалов.

Российская наука в XVIII в.

Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники (А.К. Нартов, И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Основание Российской академии. Е.Р. Дашкова. Исследования в области отечественной истории (В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер).

Основные понятия и термины: Академия наук, Российская академия, Медицинская коллегия, Российско-американская компания.

Основные персоналии: Л. Эйлер, Д. Бернулли, Г. Байер, Г.Ф. Миллер, В. Беринг, Х.П. Лаптев, Д.Я. Лаптев, С.И. Челюскин, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенинников, А.И. Чириков, И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, С.Г. Зыбелин, А.К. Нартов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Е.Р. Дашкова, В.Н. Татищев.

Михаил Васильевич Ломоносов

Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения в области естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки.

Основные персоналии: М.В. Ломоносов.

Общественная мысль второй половины XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. Деятельность А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Основные понятия и термины: масонство, Вольное экономическое общество.

Основные персоналии: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Г.С. Коробьин, М.М. Щербатов, А.Я. Поленов.

Русская литература, театральное и музыкальное искусство

Русская литература до середины XVIII в. Классицизм в русской литературе. Драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Развитие литературы во второй половине XVIII в. Г.Р. Державин. Рождение нового литературного стиля. Творчество Н.М. Карамзина. Театральное искусство. Музыка.

Основные понятия и термины: классицизм, сентиментализм, сатира, социальная комедия, Придворная певческая капелла.

Основные персоналии: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, В.В. Капнист, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, Н.А. Львов, Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский.

Русская художественная культура XVIII в.

Архитектура. Скульптура. Живопись

Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). Открытие Академии художеств. Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре. Идея «регулярной застройки» и её воплощение в российских городах. Переход к классицизму. Классические архитектурные ансамбли Москвы и Петербурга. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Русская скульптура. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Основные понятия и термины: барокко, рококо, классицизм.

Основные персоналии: Ф.Б. Растрелли, Ж.Б. Валлен-Деламот, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Дж. Кваренги, Д. Жилярди, И.Е. Старов, Э.М. Фальконе, Б.К. Растрелли, М.И. Козловский, Ф.И. Шубин, С.Ф. Щедрин, А.П. Лосенко, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

Культура и быт российских сословий

Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.

Основные понятия и термины: этикет, дуэль, парик, камзол, фрак, редингот, кюлоты, жабо, корсет, кринолин, фижмы, турнюр, менуэт, полонез, этикет, дуэль, дворянская усадьба, французский (регулярный) парк, английский (пейзажный) парк.


Итоговое обобщение (1 ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п


Название темы

(раздела)

Кол-во

часов

Кол-во

контрол.

работ



Планируемые

предметные результаты

1

Введение.Россия на рубеже XVII-XVIII вв.

1


Определять хронологические рамки нового курса, объяснять необходимость проведения масштабных реформ в России, давать общую характеристику

развитию и достижениям России в XVIII в. Знание основных видов

исторических источников по истории России XVIII в.

Раздел I. Эпоха реформ Петра I

2

Начало правления Петра I.

1



Знание основных дат и значения понятий темы урока. Характеризовать внешнюю и внутреннюю политику царевны Софьи. Высказывать своё мнение о личности и деятельности Петра I в начале царствования

3

Начало Северной войны.









1



Раскрывать цели развязывания войны со Швецией, объяснять выбор Россией союзников. Составлять хронологию военных действий начального этапа Северной войны. Показывать на карте места основных сражений 1700—1704 гг. Обобщать итоги начального этапа войны со Швецией. Давать характеристику военной реформы Петра I и оценивать её значение.


4


Военные реформы Петра I.


1






Составлять хронологию воен-

ных действий Северной войны в 1708—1721 гг., характеризовать их результаты

5

Перелом в войне.

1



Знание хронологии событий и

основных дат темы урока. Показывать по исторической карте основные направления походов русских и шведских войск; места крупных сражений, территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому миру.

Составлять хронологию воен-

ных действий Северной войны в 1708—1721 гг., характеризовать их результаты.

6













7 - 9

Победа в Северной войне.












Преобразования Петра I

1













3

1



Знание хронологии событий и основных дат темы урока. Показывать по исторической карте основные направления походов русских и шведских войск; места крупных сражений, территории территории, вошедшие в состав России по Ништадтскому миру. Составлять хронологию военных действий Северной войны в 1708—1721 гг., характеризовать их результаты.




Овладение понятийным аппаратом темы урока. Знание основных дат темы. Раскрывать предпосылки петровских преобразований, характеризовать основные направления реформ.

Систематизировать государствен ные преобразования Петра I в форме таблицы или перечня.

10 -11

Преобразования в области культуры и быта.



2



Определять влияние культуры Европы на российскую культуру начала XVIII в. Характеризовать

основные петровские преобра -зования в области культуры и быта, давать оценку способам их введеия. Сравнивать систему просвещения первой четверти XVIII в. с существовавшей ранее


12

Народные движения в начале XVIII века.



1



Выявлять в тексте учебника причины роста народного недовольства петровскими преобразованиями. Характеризовать Астраханское восстание по примерному плану. Рассказывать восстании К. Булавина, объяснять причины его поражения.


13

Династия Романовых в первой четверти XVIII века.

1



Описывать основные моменты семейной жизни Петра I. Раскрывать причины конфликта между Петром I и царевичем Алексеем, давать собственную оценку поведения в нём императора. Оценивать новый порядок наследования престола на основе текста учебника и исторического источника («Устав о наследии»).

14

Обобщение: «Эпоха реформ Петра I»

1

1


Формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав России при Петре I; называть сподвижников первого российского императора; давать общую характеристику петровских преобразований


Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов. 9часов.

15

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов.

1



Описывать политическую обстановку в стране после смерти Петра I. Объяснять причины и характеризовать сущность дворцовых переворотов. Определять сущность и влияние феномена фаворитизма на историческое развитие Российской империи.

16

Правление Екатерины I.








1



Рассказывать о борьбе дворян -ских группировок за власть в 1725—1730 гг. Характеризовать личности Екатерины I и Петра II. Объяснять причины взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова. Анализировать внутреннюю политику Екатерины I и Петра II.

17

Правление Петра II.




1



Рассказывать о борьбе дворян -ских группировок за власть в 1725—1730 гг. Характеризовать личности Екатерины I и Петра II. Объяснять причины взлёта и падения политической карьеры А.Д. Меншикова. Анализировать внутреннюю политику Екатерины I и Петра II.

18-19

Правление Анны Иоанновны.

2



Описывать обстоятельства

вступления на престол Анны

Иоанновны. Характеризовать окружение императрицы. Рассказывать об основных мероприятиях внутренней

политики Анны Иоанновны.

Называть основные направления и оценивать результаты внешней политики России

20

Внешняя политика и правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война

1



Определять основные задачи внешней политики России в середине XVIII в. Умение характеризовать место России в системе международных отношений в этот период. Структурировать информацию о русско-шведской войне 1741—1743 гг. в виде таблицы. Умение раскрывать цели вступления России в Семилетнюю войну

21

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны.






1



Характеризовать изменения в положении дворянства, крепост -ных крестьян, купечества при Елизавете Петровне. Характеризовать экономическую и финансовую политику. Оценивать деятельность П.И. Шувалова. Составлять план –перечисление внутриполитичес- ких реформ Петра III, оценивать их результаты

22

Правление Петра III.






23

Обобщение: « Россия в эпоху дворцовых переворотов».

1

1


Формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий; показывать на карте территории, вошедшие в состав России в 1725—1762 гг.; объяснять

причины и последствия дворцовых переворотов;


Раздел III .Расцвет Российской империи 12 часов

24

Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм.

1



Знание основных дат темы урока. Определять влияние идей просветителей на взгляды и деятельность Екатерины II. Характеризовать политические взгляды Екатерины II на основе

текста учебника и исторического источника. Умение выявлять

особенности просвещённого

абсолютизма в России.

25

Губернская реформа и сословная политика Екатерины II.

1



Составлять схему местного управления. Умение определять цели и характер сословной политики Екатерины II. Умение

систематизировать информацию учебника и исторических источников о сословной политике

Екатерины II в форме таблицы

26

Крепостное право в России во второй половине XVIII в.

1



Описывать условия жизни в крепостной деревне. Перечислять повинности крестьян. Характери -зовать отношения помещиков и крепостных крестьян во торой половине XVIII в. Делать вывод о развитии крепостного права и роли крепостного строя в экономике России во второй половине XVIII в.

27-28

Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.

2



Характеризовать барщинное и оброчное хозяйство. Составлять развёрнутый план промышлен- ного развития России в данное время. Оценивать роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Характеризовать политику Екатерины II в торговой сфере.

29

Восстание Е.И.

Пугачёва (1773 – 1775 гг.)

1



Раскрывать причины восстания под предводительством Е.И. Пугачёва и его значение. Характеризовать личность Е.И. Пугачёва, используя текст учебника, исторических источников. Показывать на исторической карте территорию и ход восстания.

30

Русско – турецкие войны второй половины XVIII в.

1



Называть выдающихся полководцев Екатерининской эпохи. Раскрывать цели и обозначать направления внешней политики Екатерины II. Объяснять причины русско-турецких войн 1768—1774, 1787—1791 гг. и оценивать

их результаты. Показывать по исторической карте направления походов, места основных сражений, территори приобретён - ные Россией по Кючук -Кайнарджийскому и Ясскому мирным договорам и

31

Разделы Речи Посполи- той и внешняя политика России в конце XVIII в.

1



Рассказывать об участии России в разделах Речи Посполитой. Показывать на исторической карте территории, отошедшие к России в результате разделов Речи Посполитой. Оценивать значение вхождения в состав России территорий Украины, Белоруссии, Литвы и Курляндии

32

Народы Российской империи в XVIII в.

1



Знание определений понятий

темы. Характеризовать

многонациональный и поликонфессиональный состав Российской империи и связанные с этим проблемы. Определять задачи национальной политики

Российского государства.

Составлять развёрнутый план, характеризующий национальную и религиозную политику российского правительства в XVIII в

33

Освоение Новороссии.

1



Рассказывать о возникно -вении Новороссии. Показывать на исторической карте территорию Новороссии, крупнейшие промышленные центры и порты. Составлять схему управления Новороссией Давать оценку деятельности Г.А. Потёмкина по развитию региона.

34








35

Правление Павла I.








Обобщение: « Расцвет Российской империи».

1








1









1






Характеризовать личность Павла I. Характеризовать основные мероприятия внутренней поли -тики императора. Определять цели и задачи внешней политики Павла I.



Формулировать определения основных понятий и терминов; определять хронологическую последовательность событий;

показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской

империи во второй половине

XVIII в., места сражений в русско- турецких войнах, территорию восстания Е.И. Пугачёва; раскрывать сущность понятия «просвещённый абсолютизм»; давать общую характеристику внутренней политики Екатерины


Раздел IV. Российская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого.

9 часов.

36

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

1



Характеризовать структуру

и особенности обучения в со-

словных учебных заведениях для юношества из дворянства.

Определять влияние идей просветителей на педагоги -ческую мысль в России.

37

Российская наука в XVIII в.

1



Систематизировать ин-

формацию о научных открытиях и развитии технической мысли в

XVIII в. в форме таблицы.

Делать обобщающий вывод

о развитии российской науки в XVIII в.

38

Михаил Васильевич Ломоносов.

1



Знание основных фактов из жизни М.В. Ломоносова. Составлять рассказ о детстве и юности М.В. Ломоносова. Составлять развёрнутый план-перечисление достижений М.В. Ломоносова в области естественных и гуманитарных наук на основе текста учебника и исторического источника.

39

Общественная мысль второй половины XVIII в.

1



Определять влияние идей Просвещения на развитие общественной мысли в России.

40

Русская литература, театральное и музыкальное искусство XVIII в.

1



Характеризовать стили и

жанры русской литературы, называть их основных представителей. Определять принадлежность к определённому стилю различных литературных произведений

41 -42

Русская художествен -ная культура XVIII в. Архитектура, скульп- тура, живопись.

2



Называть выдающихся деятелей русского искусства XVIII в. Характеризовать стили и

направления, развивавшиеся в

изучаемое время в архитектуре,

скульптуре и живописи; называть

их основных представителей и

произведения. Составлять описание отдельных памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства XVIII в.

43

Культура и быт российских сословий.

1



Объяснять причины неизмен-

ности крестьянского быта.

Рассказывать об изменениях в

быту горожан. Описывать

одежду дворянского сословия

XVIII в. Рассказыват об изм быту горожан. Описывать одежду дворянского сословия XVIII в. Рассказывать о повседневной жизни российского дворянства. Перечислять основные положения дворянского этикета.

44

Обобщение: Российская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого.

1

1


Формулировать определения основных понятий и терминов; определять основные тенденции развития образования, общественной мысли, науки и культуры в изучаемое время; устанавливать соответствие между направлениями и стилями искусства XVIII в.

45

Итоговое обобщение.

1



Предметные результаты освоения курса


23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!