Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 3 класса составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» курса «Русский язык» С.В.Иванова, утверждённой Министерством образования и науки Российской Федерации
Данная программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.
Программа по данному предмету предназначена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы.
Учебный предмет «Русский язык» является составляющей обязательной части учебного плана.
В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
2)проекты: информационные, исследовательские, социальные.
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; – эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– строить рассуждения.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– задавать вопросы.
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами,
графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
- отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога;
- проявлять качества личности: уважение к людям, доброжелательность, стрессоустойчивость, альтруизм, неконфликтность, оптимизм, ориентация на успех.
- формулировать предварительные ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- поводить наблюдения / эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей;
- работать по плану, сверять свои действия с задачей и, при необходимости исправлять ошибки;
- систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.
- уметь определять цель своей деятельности, т.е. умение увидеть проблему и выразить её;
- осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с планом и целью, поправляя себя при необходимости;
- уметь оценивать результативность своей деятельности, оценив собственное продвижение.
УМК С. В. Иванова «Русский язык»
УМК С. В. Иванова «Русский язык»
№ урока | Наименование тем уроков | Вид учебной деятельности учащихся | Дата проведения |
План | Корректи ровка |
| Повторяем фонетику | Работа со схемой (задание «Дополни схему»). Проблемные ситуации в рубриках «Вспомни 2 класс» и «Давай подумаем». Работа с таблицами. Упражнения: сравнение буквенной записи слов с записью слов при помощи транскрипции. | | |
| Вспоминаем правила написания заглавной буквы | Сопоставление, анализ слов и выбор сочетания слов по образцу. | | |
| Фонетический анализ слова | Упражнение: правила, анализ ошибок. Обсуждение порядка выполнения фонетического анализа слова. Коллективное об-суждение правила. Упражнение: отработка алгоритма правила. | | |
| Вспоминаем правило переноса слов. Словарный диктант №1 | Упражнения: правила переноса слов. Обсуждение правил переноса слов. Фронтальная работа. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Повторяем признаки и типы текста. | Беседа. Работа с текстом стихотворения. Коллективное обсуждение плана этого текста. Наблюдение над текстом-описанием. Индивидуальная работа: подбор заголовка и выбор окончания текста. | | |
| Диагностическая работа № 1 по теме «Повторение материала, изученного во втором классе» | | | |
| Фонетический анализ слов. | Наблюдения над языковым материалом «Вспомни 2 класс». Работа в парах. Упражнения: алгоритма фонетического анализа слов. | | |
| Повторяем правила обозначения гласных после шипящих Контрольное списывание № 1 | Индивидуальная работа: отработка правила обозначения гласных после шипящих. | | |
| Повторяем состав слова | Повторение: части слова и их обозначение. Фронтальная работа. Обсуждение порядка выполнения разбора слова по составу | | |
| Повторяем правописание безударных гласных в корне слов | Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв. Классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы замена звуковой записи слов буквенной. | | |
| Повторяем признаки и типы текстов . | Комплексная фронтальная работа над текстами: формулирование основной мысли текста, определение типа текста, выбор подходящего заголовка, составление плана. Решение проблемных ситуаций. | | |
| Разбор слова по составу. | Упражнения на отработку операций алгоритма разбора слов по составу (нахождение суффикса и приставки). Решение проблемных задач. Фронтальная работа и работа в парах. | | |
| Повторяем правила правописания согласных в корне | Упражнения на повторение орфограммы: письмо с пропусками букв. Классификация слов по наличию (отсутствию) данной орфограммы замена звуковой записи слов буквенной. | | |
| Повторяем словообразование. | Упражнения на отработку операций алгоритма разбора слов по составу (нахождение суффикса и приставки). Решение проблемных задач. Фронтальная работа и работа в парах. Самостоятельная работа. Проверка по образцу. | | |
| Повторяем правило правописание непроизносимых согласных в корне слова. Словарный диктант № 2 | Знать правила написания парных согласных в корне слов и на конце. Уметь подбирать проверочные слова. | | |
| Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение орфограмм корня» | | | |
| Работа над ошибками. Разбор слова по составу и словообразование | | | |
| Текст и его заглавие. | Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам, выбор наиболее подходящего заголовка и окончания текста, имеющего данный заголовок. Индивидуальная работа: продолжение текста. | | |
| Разбор слова по составу и словообразование | Упражнения: полный письменный разбор слов по составу; исправление неверно выполненных разборов; нахождение слов, соответствующих данной схеме. | | |
| Вспоминаем правописание суффиксов | | | |
| Вспоминаем правописание суффиксов. | Упражнения на повторение изученных орфограмм, конструирование слов с использованием изученных правил, классификация слов. | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Фонетический анализ слов, разбор слова по составу» | | | |
| Заглавие и начало текста. | Коллективное обсуждение начала текста. Озаглавливание текста. Анализ и корректирование текста. Запись исправленного текста в тетрадь. | | |
| Предложение и его смысл. Проект. Слова в предложении | Сопоставление определений предложения в рубрике «Вспомни 2 класс». Наблюдение над языковым материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения. | | |
| Виды предложения по цели высказывания и интонации. Защита проекта. | Фронтальная работа: выбор ответа на вопрос о целях высказывания предложения. Индивидуальная работа: определение целей высказывания предложения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунками. | | |
| Последовательность предложений в тексте. | Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста. | | |
| Контрольное списывание № 2 по теме «Орфограммы, изученные во втором классе» | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Деление текста на абзацы | Фронтальная работа: восстановление последовательности абзацев. Наблюдение над особенностями абзаца как микротемы текста. | | |
| Главные члены предложения. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Коллективное обсуждение правила. Работа в парах. | | |
| Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков | Проблемная ситуация: различение разделительного твёрдого и мягкого знака. Наблюдение над языковым материалом. Повторение: слова с непроизносимым согласным звуком. | | |
| Главные члены предложения. | Коллективное обсуждение правила и алгоритма нахождения подлежащего и сказуемого. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализ языкового материала. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». | | |
| Учимся писать приставки | Наблюдение над языковым материалом.Коллективное выведение правила, его обсуждение. Анализ слов с приставками на з//с. Тренировочные упражнения. | | |
| Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с | Классификация слов с приставками на з//с. Упражнения: отработка алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Подлежащее. Словарный диктант № 3 | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем».Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Упражнения: отработка алгоритма нахождения подлежащего, корректирование и исправление ошибок в употреблении подлежащего и сказуемого. | | |
| Сказуемое. | Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Анализ алгоритма нахождения сказуемого. Упражнения: отработка алгоритма нахождения сказуемого. | | |
| Учимся писать письма. Сочинение | Коллективная работа: составление плана текста по вопросам Наблюдение над обращением в письмах. Умение анализировать ошибки. | | |
| Контрольный диктант № 2 по теме «Орфограммы, изученные во втором классе» | | | |
| Работа над ошибками | | | |
| Подлежащее и сказуемое. | Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Сопоставление слов, словосочетаний и предложений. Работа с кроссвордом. Анализ языкового материала: сочетаемость слов. Работа в парах: конструирование предложений. | | |
| Учимся писать письма. Самостоятельная работа по развитию речи | Беседа. Анализ текстов учащихся, корректирование. | | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Главные члены предложения» | | | |
| Второстепенные члены предложения. | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: нахождение второстепенных членов в предложении. Коллективная работа по усвоению алгоритма действия. Индивидуальная работа: составление предложений. | | |
| Второстепенные члены предложения. Обстоятельство | Сравнение предложений и решение проблемной ситуации. Работа с таблицей. Коллективное выведение правила. Анализ языкового материала. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Обстоятельство. | Сравнение предложений и решение проблемной ситуации. Работа с таблицей. Анализ языкового материала. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Учимся писать приставку с-. | Обсуждение правила. Устная работа. Тренировочные упражнения. Работа в парах. Взаимопроверка. | | |
| Учимся писать письма | Беседа. Работа в парах: корректирование текста письма. Коллективная работа: составление плана письма. Самостоятельная работа: написание письма. | | |
| Определение. | Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с правилом. Сравнение предложений с определениями и без них. Наблюдения над значением определений. Решение проблемного вопроса: роль определений. | | |
| Определение | Наблюдения над значением определений. Решение проблемного вопроса: роль определений. Анализировать ошибки. | | |
| Учимся писать слова с двумя корнями. | Анализ языкового материала: сложные слова с соединительной гласной. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Повторение: проверяемые безударные гласные. | | |
| Запоминаем соединительные гласные о, е. | Упражнения: сложные слова с соединительными гласными. Классификация слов с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. | | |
| Учимся писать письма. Словарный диктант № 4 | Беседа. Работа с текстом: восстановление начала письма. Самостоятельная работа: исправление текста. | | |
| Дополнение | Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Наблюдения над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Упражнения: нахождение дополнений. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | | |
| Учимся определять дополнения в тексте. Защита проекта. «Роль второстепенных членов в предложении» | Обсуждение проблемной ситуации. Наблюдения над значениями дополнений. Сравнительная работа: каким членами предложения являются формы одного и того же слова. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение рубрики «Путешествие в прошлое». Защита проекта. | | |
| Контрольная работа № 3 по темам: «Распространенное и нераспространенное предложения», «Второстепенные члены предложения» | | | |
| Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | Наблюдение над обозначением звука -о- после шипящих в корнях слов. Коллективное выведение правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Тренировочные упражнения. | | |
| Буквы о, ё после шипящих в корне слова. Тестирование по теме « буквы о,ё после шипящих». | Классификация слов с о, ё после шипящих в корне слова. Тренировочные упражнения. . Комментированное письмо. Работа с карточками. | | |
| Учимся писать письма. | Беседа. Работа с текстом. Рецензирование работ. Индивидуальная работа: корректирование текста с избыточным употреблением фразеологизмов. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | | |
| Однородные члены предложения | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем» Обсуждение правила. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Работа со схемами. Объяснительный диктант. Тренировочные упражнения. | | |
| Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с –ци в корне, с окончанием –ы. | | |
| Однородные члены предложения. | Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, постановка орфографической задачи. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с –ци в корне, с окончанием –ы. | | |
| Знаки препинания при однородных членах предложения. Словарный диктант№ 5 | Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации. Коллективное формулирование правила. Письмо словарных слов под диктовку. Тренировочные упражнения. Комментированное письмо. | | |
| Контрольный диктант № 3 по темам: «Правописание слов, образованных сложением», «Правописание гласных о, е после шипящих», «Правописание гласных и, ы после ц». | | | |
| Учимся писать письма. Работа над ошибками. | Беседа. Коллективное обсуждение текста. Самостоятельная работа: написание письма с опорой на текст. Творческая работа. | | |
| Однородные члены предложения | Коллективная работа над упражнениями учебника. Упражнения: однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работа в парах. Комментированное письмо. Конструирование предложений по схемам. | | |
| Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Наблюдение: пунктуация при однородных членах, соединенных союзами. Анализ схем. Фронтальная и индивидуальная работа со схемами. Повторение: буква -и в корне, правила переноса слов. | | |
| Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений. Повторение: буква ё после шипящих в корне слова. | | |
| Однородные члены предложения. Словарный диктант № 6 | Упражнения: связь между однородными членами, исправление ошибок в употреблении однородных членов. Работа с рубрикой «Давай подумаем». | | |
| Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения | Анализ языкового материала: доказательство постановки знаков препинания, исправление ошибок, конструирование предложений. Повторение: буква ё после шипящих в корне слова. | | |
| Учимся писать письма | Обсуждение проблемного вопроса. Работа с рисунком учебника. Беседа. Самостоятельная работа. Обсуждение написанных работ. | | |
| Промежуточная диагностика № 2 | | | |
| Повторяем фонетику и состав слова | Комплексная работа с текстами упражнений: фонетический анализ слов и разбор слов по составу. Творческая работа. Самостоятельная работа по вариантам. Проверка самостоятельной работы по эталону. | | |
| Контрольная работа № 4 по теме «Фонетика. Состав слова», «Синтаксис. Простое предложение» | | | |
| Повторение тем «Фонетика. Состав слова», «Синтаксис. Простое предложение» | Фонетический анализ слов и разбор слов по составу. Работа в парах покарточкам. Классификация родственных слов. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Конструирование предложений с однородными членами. | | |
| Контрольный диктант по теме : «Фонетика. Состав слова», «Синтаксис. Простое предложение» | Самостоятельно выполнять задание в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Работа над ошибками. Контрольное списывание № 3 | | | |
| Части речи. | Обсуждение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Классификация слов по значению: слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Что делать? Коллективное обсуждение правила. Работа с рисунком учебника. | | |
| Самостоятельные и служебные части речи | Наблюдение: самостоятельные и служебные части речи. Коллективное формулирование правила. Проблемные вопросы в рубрике «Давай подумаем». Классификация: изменение слов по данным образцам. Работа с рубрикой «Обрати внимание». . | | |
| Заглавие и план текста. Тексты-описания и тексты-повествования | Индивидуальная работа с последующим обсуждением: подбор заглавия, составление плана текста, разграничение и сравнение текста-описания и текста-повествования, создание собственного текста. | | |
| Имя существительное | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени существительного. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Классификация существительных по вопросам и значениям. | | |
| Повторение. Орфограммы «Безударные гласные в корнях слов (проверяемые, непроверяемые)», «Непроизносимые согласные» | Классификация родственных слов. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Конструирование предложений с однородными членами. | | |
| Учимся писать изложение | | | |
| Род имен существительных | Коллективное обсуждение правила. Упражнения: определение рода имен существительных. Работа с рубрикой «Обрати внимание». . | | |
| Определение рода имен существительных. | Упражнения: определение рода имен существительных. Работа с рубрикой «Обрати внимание». | | |
| Учимся писать изложение. | Индивидуальная работа: написание изложения текста – описания, взаимопроверка (работа в парах). Решение проблемной задачи. | | |
| Число имен существительных. Работа над ошибками | Анализ ошибок. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Классификация: имена существительные в форме единственного и множественного числа. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте. | | |
| Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных | Наблюдение над языковым материалом. Обсуждение проблемной ситуации. Коллективное формулирование правила. Обсуждение алгоритма применения правила. Классификация слов с Ь после шипящих и без него. Творческая работа: отгадать слово по его значению. | | |
| Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных | Тренировочные упражнения по учебнику. Работа с рубрикой «Давай подумаем». Работа с загадками. Выборочный диктант. Осложненное списывание. | | |
| Число имен существительных | Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение материала рубрики «Обрати внимание». Выборочный диктант. Упражнения: определение рода и числа имен существительных. | | |
| Изменение имен существительных по числам. | Наблюдение над языковым материалом. Письмо под диктовку. Самостоятельная работа: определение числа имен существительных в тексте. упражнения по учебнику. | | |
| Изменение имен существительных по числам | Наблюдения над существительными на – мя. Тренировочные упражнения по учебнику. Выборочный диктант. Составление словосочетаний. Комментированное письмо. | | |
| Контрольная работа № 5 по темам: «Части речи», «Род и число имен существительных» | | | |
| Работа над ошибками. Изменение имен существительных по числам. | | | |
| Учимся писать изложение | Фронтальная работа: анализ текста. Индивидуальная работа: составление плана и запись по памяти одного образца текста. Творческая работа: знакомство с легендой о камнях, исправление текста. | | |
| Изменение имен существительных по падежам | Введение понятия «изменение слова по падежам». Решение проблемной задачи. Коллективное обсуждение правила. Выполнение упражнений учебника. | | |
| Падеж имен существительных | Знакомство с названием падежей и падежными вопросами. Фронтальная работа с таблицей учебника .Знакомство с алгоритмом определения падежа слова в предложении. Тренировочные упражнения. | | |
| Определение падежей имён существительных. | Сопоставление слов в форме именительного и винительного падежа. Введение понятия «косвенный падеж». Фронтальная работа с таблицей учебника. Работа с алгоритмом определения падежа слова в предложении. Тренировочные упражнения. | | |
| Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | Написание слов с удвоенными согласными в корне слова. | | |
| Учимся писать письма | Фронтальная работа: анализ текста учебника. Индивидуальная работа: написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица. | | |
| Падеж имен существительных. Словарный диктант № 7 | Решение проблемной задачи. Упражнения: различение падежного и синтаксического вопроса к слову, нахождение слов в форме родительного падежа, постановка слов в форму определенного падежа. | | |
| Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Сравнение слов с различными орфограммами в суффиксе. Разбор слов по составу | | |
| Падеж имен существительных | Работа в парах. Упражнения: постановка слов в форму творительного падежа, нахождение слов в форме творительного падежа. | | |
| Контрольный диктант № 5 по теме «Падежи имен существительных» | Самостоятельно выполнять задание в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных | | | |
| Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетанияичк и ечк. Исследовательская работа. | Анализ языкового материала. Коллективное формулирование выводов. Обсуждение правил и алгоритмов их применения. Замена звуковой записи слов буквенной. Составление слов по заданной модели. Комментированное письмо. | | |
| Работа с текстом | Анализировать ошибки. Комплексная фронтальная работа над текстами учебника. Индивидуальная работа: рассказ о животном. Беседа. Самостоятельная работа с упражнением учебника. | | |
| Склонение имен существительных | Решение проблемной задачи: рубрика «Давай подумаем». Анализ языкового материала, классификация слов. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Работа со словарем. | | |
| Учимся писать сочетания инк, енк | Фронтальная работа: наблюдение над языковым материалом. Формирование понятия «склонение». Классификация имен существительных по склонениям. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | | |
| Склонение имен существительных | Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем». Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения | | | |
| Контрольное списывание № 4 | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Работа с текстом. | Комплексная фронтальная работа над текстами учебника. Индивидуальная работа . Беседа. Самостоятельная работа с упражнением учебника. | | |
| Склонение имен существительных. Словарный диктант № 8 | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем». Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | | |
| Контрольная работа № 6 по теме «Склонение имен существительных» | | | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения | Беседа. Индивидуальная работа . Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Комментированное письмо. Самостоятельная работа с упражнением учебника. Развернутое объяснение выбора падежного окончания. | | |
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Наблюдение над языковым материалом. Введение понятия «одушевленные и неодушевленные имена существительные». Классификация слов. Решение проблемной задачи. Упражнение (работа в парах | | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения. Работа над ошибками. | Анализ языкового материала. Работа с таблицей учебника. Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Повторение (индивидуальная работа). Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Учимся писать изложение. | Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная работа над текстом. Пересказ от первого лица (индивидуальная работа). Корректировка готового плана текста | | |
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Классификация слов. Наблюдение над языковым материалом. Самостоятельная работа. Распределительный диктант. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 2-го склонения. Работа над ошибками. | Анализ ошибок. Упражнения: отработка алгоритма применения изученного правила. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Выборочный диктант. проверка по эталону. Комментированное письмо. | | |
| Имена существительные собственные и нарицательные | Анализ языкового материала. Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Решение проблемной задачи. | | |
| Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц | Анализ языкового материала. Введение понятия «собственные и нарицательные имена существительные». Классификация слов. Решение проблемной задачи. | | |
| Учимся писать изложение | Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная работа над текстом. Обсуждение порядка действий при написании изложения. Работа в парах: подготовка к написанию изложения. Самостоятельная работа: написание изложения. | | |
| Способы образования имен существительных. Исследовательская работа. | Решение проблемной задачи. Тренировочные упражнения по учебнику. Итоговое повторение. Самостоятельная исследовательская работа. работа | | |
| Способы образования имен существительных. Исследовательская работа. | Решение проблемной задачи. Тренировочные упражнения по учебнику. Итоговое повторение. Самостоятельная исследовательская работа. работа | | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения | Фронтальная работа с материалом рубрики «Давай подумаем». Развернутое объяснение выбора падежного окончания. Словарная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Выборочный диктант. Комментированное письмо. | | |
| Контрольная работа № 7 по теме «Грамматические признаки имени существительного» | | | |
| Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения | Упражнения на повторение. Составление слов по заданной модели. Разбор слов по составу. Словарный диктант. Самостоятельная работа. Комментированное письмо. | | |
| Контрольное изложение | Беседа по повторению знаний о тексте. Комплексная фронтальная работа с текстом. Анализ текстов. Корректировка текстов. | | |
| Повторяем фонетику и состав слова. Работа над ошибками. | Анализ ошибок. Решение проблемной задачи. Тренировочные упражнения | | |
| Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения | Тренировочные упражнения. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем. | | |
| Контрольный диктант № 6 по теме: " Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе». | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Работа над ошибками. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания | | |
| Имя прилагательное | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени прилагательного. Классификация имен прилагательных. Работа в парах. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: связь имени прилагательного и имени существительного, начальная форма имени прилагательного. | | |
| Правописание окончаний имен существительных множественного числа | Наблюдения над окончаниями имен существительных. Упражнения: классификация . Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Выборочный диктант. Комментированное письмо. | | |
| Повторение. Работа с текстом. | Фронтальная работа с текстом: восстановление порядка предложений, подбор заголовка, составление плана. Языковой анализ текста. | | |
| Имя прилагательное. | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением имени прилагательного. Классификация имен прилагательных. Работа в парах. Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Упражнения: связь имени прилагательного и имени существительного, начальная форма имени прилагательного. | | |
| Повторяем правописание безударных окончаний имен существительных. | Закрепление знаний, полученных при изучении данной темы. Правописание безударных окончаний имен существительных. | | |
| Имя прилагательное | Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем» (сравнение). Обсуждение правила. Упражнения по определению рода, числа, падежа имен прилагательных. Самостоятельное наблюдение над склонением имен прилагательных. | | |
| Имена существительные, оканчивающиеся на -ий, -ия, -ие. | Наблюдения: работа с таблицей учебника. Коллективное формулирование правила. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Правописание имен существительных на -ий, -ия, -ие | Тренировочные упражнения. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. | | |
| Повторение правил правописания безударных окончаний имен существительных | Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и обсуждение правила. Работа с таблицей учебника. Обобщение и отработка правил правописания безударных окончаний имен существительных. | | |
| Контрольный диктант № 7 по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных". | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Качественные имена прилагательные. Работа над ошибками. | Анализировать ошибки, подбирать аналогичные задания. Наблюдения: значение имен прилагательных. Работа с рисунком учебника. Сравнение признаков предмета. Обсуждение рубрики «Обрати внимание» и правила: степени сравнения имен прилагательных, качественные имена прилагательные. | | |
| Определение качественных имен прилагательных в тексте. | Наблюдения над признаками качественных имен прилагательных: подбор антонимов, образование прилагательных с приставкой не-, с суффиксами –оват-,-еват-,-оньк-,-еньк-. | | |
| Изложение с элементами сочинения «Незабудка». | Работа в группах: смысловая цельность текста. Самостоятельная работа: написание текста по данному плану. Работа с рубриками «Путешествие в прошлое» и «Обрати внимание». Анализ текста, создание текста-рассуждения. | | |
| Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных | Анализ ошибок. Работа с таблицей учебника. Формулирование выводов о правописании окончаний имен прилагательных. Упражнения: изменение имен прилагательных по падежам, выделение окончаний. Письмо под диктовку. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Учимся писать изложение «Подсолнух» | Анализ текста, составление плана. Самостоятельная работа: письменный пересказ текста с элементами сочинения. | | |
| Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных Повторение. Признаки и типы текста. | Анализ ошибок Группировка слов по орфограммам. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Самостоятельная работа: исправление ошибок в написании окончаний имен прилагательных. | | |
| Краткая форма качественных прилагательных. | Наблюдение над языковым материалом только на уровне предъявления. Фронтальная работа: обсуждение правила, работа с текстом «Пейзаж». Остальные упражнения – по выбору. | | |
| Правописание окончаний имен прилагательных | Наблюдение над языковым материалом. Работа с таблицей учебника. Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Коллективное формулирование и обсуждение правила. Классификация слов с буквами О и Ё в окончании. | | |
| Учимся писать сочинение. | Работа с рубрикой «Обрати внимание»: Отличие сочинения от изложения. Анализ текста (сочинения): подбор заголовков. Коллективная работа: исправление нарушений в тексте. | | |
| Работа над ошибками. Относительные имена прилагательные. | Анализ ошибок. Классификация имен прилагательных Коллективное обсуждение правила. Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа с рубрикой «Обрати внимание». | | |
| Правописание относительных имен прилагательных. | Классификация имен прилагательных: Н и НН. Комментированное письмо. Работа с карточками. Письмо по памяти. Индивидуальная работа. Объяснительный диктант. Работа со словарем. | | |
| Как образуются относительные имена прилагательные. | Творческая работа. Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Решение проблемной ситуации в рубрике «Давай подумаем». Работа в парах: способы образования относительных имен прилагательных. Тренировочные упражнения. | | |
| Правописание относительных прилагательных. | Работа с рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме. Классификация : слова с суффиксами -ов-, -ан-// -ян-, -енн-. Фронтальная работа с карточками. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Учимся писать сочинение. Самостоятельна работа по развитию речи. | Беседа. Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунком учебника. Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста. | | |
| Контрольная работа № 8 по теме «Имя прилагательное и его грамматическое значение» | | | |
| Правописание относительных прилагательных. | Работа с рубрикой «Давай подумаем». Фронтальная работа: образование слов по схеме. Фронтальная работа с карточками. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Диагностическая работа № 3 по теме: "Имя прилагательное и его грамматические признаки" | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Притяжательные имена прилагательные. Работа над ошибками. | Наблюдения над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различение качественных и относительных имен прилагательных. Коллективное обсуждение правила. Наблюдения над притяжательными именами прилагательными. | | |
| Правописание притяжательных прилагательных | Наблюдения над разрядами имен прилагательных в рубрике «Давай подумаем». Индивидуальная работа: различение качественных и относительных имен прилагательных. Коллективное обсуждение правила. Наблюдения над притяжательными именами прилагательными. | | |
| Контрольный диктант № 8 по теме: "Правописание падежей окончаний имен прилагательных» | Самостоятельно разбирать задание и выполнять в тетради, соблюдая орфографический режим. | | |
| Повторение (развитие речи) | Беседа. Коллективная работа: анализ текста, обсуждение плана. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работа с рисунком учебника. Самостоятельная творческая работа: создание собственного текста. | | |
| Повторяем фонетику и состав слова. | Упражнения на повторение. Составление слов по заданной модели. Разбор слов по составу. Тренировочные и творческие упражнения: способы образования относительных имен прилагательных | | |
| Местоимение. | Коллективное обсуждение вопросов, связанных с изучением местоимения. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем». Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Упражнения. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое | | |
| Личные местоимения | Наблюдение и анализ над языкового материала: местоимения и слова, которые они заменяют в тексте. Индивидуальная работа: конструирование текста. Анализ таблицы учебника. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Личные местоимения Повторение. правописание окончаний имён прилагательных. | Наблюдение над языковым материалом. Коллективное обсуждение правила. Самостоятельная работа с таблицей учебника. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем».Работа в парах. Тренировочные упражнения по учебнику. | | |
| Правописание местоимений с предлогами. | Обсуждение рубрики «Обрати внимание». Тренировочные упражнения по учебнику. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». | | |
| Как изменяются местоимения. | Беседа. Тренировочные упражнения по учебнику. Работа в орфографической тетради. | | |
| Правописание местоимений | Тренировочные упражнения. Классификация: местоимения существительные и местоимения-прилагательные. | | |
| Как изменяются местоимения. Повторение. Притяжательные имена прилагательные. | Тренировочные упражнения по учебнику. Самостоятельная работа. Выборочный диктант. Комментированное письмо. Работа с карточками. Работа в парах. | | |
| Работа с текстом. | Выполнение упражнений в грамматической тетради; проверка навыков выполнения самостоятельной работы. | | |
| Признаки и типы текстов. Последовательность абзацев в тексте. | Упражнения на повторение. Составление слов по заданной модели. Разбор слов по составу | | |
Иванов С. В. «Русский язык»
1.Контрольные работы работы, тесты, диктанты, изложения / В. Ю. Романова, Л. В. Петленко; под редакцией С. В. Иванова. – М. : Вентана – Граф, 2011.- 2-е издание.
2.Методические рекомендации к курсу «Русский язык», Иванов С. В., Евдокимова А. О. – М.: Вентана-Граф,2012
1.Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю. Русский язык.: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях-2-е издание, испр. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 160с.
2. Кузнецова М. И. Учусь писать без ошибок: рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М. : Вентана – Граф, 20013. – 96 с.
3. Кузнецова М. И .Пишем грамотно:3 Класс: Рабочие тетради № 1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях-2-е издание, испр. – М.: Вентана – Граф, 2013. – 48с.
http//for-schoolboy. ru/ Большая энциклопедия школьника