Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детгородковская средняя общеобразовательная школа» |
| | |
«СОГЛАСОВАНО» | | «УТВЕРЖДАЮ» |
Зам.директора по УВР | | Директор МОУ «Детгородковская СОШ» |
_________/Е. Ю. Морозова/ | | ____________/ А. М. Захаров |
от «___» __________ 2022 г. | | от «____» __________ 2022 г. |
| | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
физике
(базовый уровень)
11 класс
Составитель:
Зубко Виктория Валентиновна
Учитель физики
2022 – 2023 учебный год
Рабочая программа по физике для 11 класса разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Физика» для 10-11 классов В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова Москва «Просвещение» 2015 год и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта (ФКГОС) утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Физика автор А. Э. Генденшьейн Москва «Бином» 2020 год., включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 и приказов № 576 от 08 июня 2015 г., № 1529 от 28 декабря 2015 г., № 38 от 26 января 2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников»).
В соответствии с учебным планом школы на 2021 - 2022 учебный год рабочая программа рассчитана на 64 часа в год (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗКУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне):
в познавательной сфере:
давать определения изученным понятиям;
называть основные положения изученных теорий и гипотез;
описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;
структурировать изученный материал;
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;
в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
Ученик научится
описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводына основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Ученик получит возможность научиться
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин:скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Основное содержание (68 часов)
№ | Наименование разделов и тем. | Всего часов. | Из них |
Лабораторные и практические | Контрольные и диагностические |
1 | Электродинамика | 37 | 6 | 3 |
| Законы постоянного тока | 10 | 1 | 1 |
| Магнитные взаимодействия | 5 | 1 | |
| Электромагнитное поле | 10 | 2 | 1 |
| Оптика | 12 | 2 | 1 |
2 | Квантовая физика | 17 | 3 | 1 |
| Кванты и атомы | 8 | 1 | |
| Атомное ядро и элементарные частицы | 9 | 2 | 1 |
3 | Строение и эволюция Вселенной | 9 | | 1 |
4 | Подведение итогов и подготовка к итоговому тестированию. | 5 | | |
| Итого | 68 | 9 | 5 |
Электродинамика (продолжение)
Магнитное поле. Взаимодействие токов. Магнитное поле тока. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Электромагнитная индукция. Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Электроизмерительные приборы. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Магнитные свойства вещества. Электромагнитное поле.
Колебания и волны
Механические колебания. Свободные колебания. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания.
Электрические колебания. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электрических колебаний. Вынужденные колебания. Переменный электрический ток. Активное сопротивление, емкость и индуктивность в цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.
Производство, передача и потребление электрической энергии. Генерирование энергии. Трансформатор. Передача электрической энергии.
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Звуковые волны. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Дифракция волн.
Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Телевидение.
Оптика. Основы специальной теории относительности
Световые волны. Световые лучи. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Призма. Формула тонкой линзы. Получение изображения с помощью линзы Оптические приборы. Их разрешающая способность. Свето-электромагнитные волны. Скорость света и методы ее измерения. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. Излучение и спектры. Шкала электромагнитных волн.
Элементы теории относительности. Постулаты теории относительности. Принцип относительности Эйнштейна. Постоянство скорости света. Пространство и время в специальной теории относительности. Релятивистская динамика. Связь массы и энергии.
Квантовая физика
Световые кванты. Тепловое излучение. Постоянная Планка. Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Опыты Лебедева и Вавилова.
Атомная физика. Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Лазеры.
Физика атомного ядра. Методы регистрации элементарных частиц. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Протонно-нейтронная модель строения атомного ядра. Дефект масс и энергия связи нуклонов в ядре. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Физика элементарных частиц. Статистический характер процессов в микромире. Античастицы.
Строение и эволюция Вселенной
Строение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Солнце - ближайшая к нам звезда. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца, звезд, галактик. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.
Значение физики для понимания мира и развития производительных сил
Единая физическая картина мира. Фундаментальные взаимодействия. Физика и научно-техническая революция. Физика и культура.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Электродинамика |
Законы постоянного тока |
1 | Введение. Задачи и содержание курса. Электрический ток. | 02.09 | | |
2 | Закон Ома для участка цепи. | 05.09 | | |
3 | Последовательное и параллельное соединение проводников. | 09.09 | | |
4 | Решение задач. | 12.09 | | |
5 | Работа и мощность постоянного тока. | 16.09 | | |
6 | Закон Ома для полной цепи. | 19.09 | | |
7 | Решение задач. | 23.09 | | |
8 | Лабораторная работа №1: "Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока" | 26.09 | | |
9 | Обобщающий урок по теме "Законы постоянного тока" | 30.09 | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме "Законы постоянного тока" | 03.10 | | |
Магнитное взаимодействие |
11 | Взаимодействие магнитов и токов. | 07.10 | | |
12 | Магнитное поле. | 17.10 | | |
13 | Решение задач. | 21.10 | | |
14 | Лабораторная работа №2: "Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током". | 24.10 | | |
15 | Обобщающий урок по теме "Магнитные взаимодействия" | 28.10 | | |
Электромагнитное поле. |
16 | Электромагнитная индукция | 31.10 | | |
17 | Правило Ленца. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 07.11 | | |
18 | Решение задач. | 11.11 | | |
19 | Лабораторная работа №3: "Изучение явления электромагнитной индукции". | 14.11 | | |
20 | Производство, передача и потребление электроэнергии. | 18.11 | | |
21 | Лабораторная работа №4: "Изучение устройства и работы трансформатора". | 28.11 | | |
22 | Электромагнитные волны. | 02.12 | | |
23 | Передача информации с помощью электромагнитных волн. | 05.12 | | |
24 | Обобщающий урок по темам "Магнитные взаимодействия", "Электромагнитное поле". | 09.12 | | |
25 | Контрольная работа №2 по теме "Магнитные взаимодействия. Электромагнитное поле" | 12.12 | | |
Оптика |
26 | Природа света | 16.12 | | |
27 | Законы геометрической оптики | 19.12 | | |
28 | Лабораторная работа №5 "Определение показателя преломления стекла". | 23.12 | | |
29 | Линзы | 26.12 | | |
30 | Построение изображений в линзах | 30.12 | | |
31 | Решение задач. | 09.01 | | |
32 | Глаз и оптические приборы. | 13.01 | | |
33 | Световые волны. | 16.01 | | |
34 | Лабораторная работа №6 "Наблюдение интерференции и дифракции света" | 20.01 | | |
35 | Цвет | 23.01 | | |
36 | Обобщающий урок по теме "Оптика" | 27.01 | | |
37 | Контрольная работа №3 "Оптика" | 30.01 | | |
Квантовая физика |
Кванты и атомы |
38 | Кванты света - фотоны | 03.02 | | |
39 | Фотоэффект | 06.02 | | |
40 | Строение атома | 10.02 | | |
41 | Атомные спектры | 13.02 | | |
42 | Лабораторная работа №7 "Наблюдение сплошного и линейчатого спектров" | 17.02 | | |
43 | Лазеры | 27.02 | | |
44 | Квантовая механика | 03.03 | | |
45 | Обобщающий урок по теме "Кванты и атомы" | 06.03 | | |
Атомное ядро и элементарные частицы |
46 | Атомное ядро | 10.03 | | |
47 | Радиоактивность | 13.03 | | |
48 | Ядерные реакции и энергия связи ядер | 17.03 | | |
49 | Ядерная энергетика | 20.03 | | |
50 | Лабораторная работа №8 "Изучение треков заряженных частиц по фотографиям" | 24.03 | | |
51 | Лабораторная работа №9 "Моделирование радиоактивного распада" | 27.03 | | |
52 | Мир элементарных частиц. | 31.03 | | |
53 | Обобщающий урок по теме "Атомное ядро и элементарные частицы" | 10.04 | | |
54 | Контрольная работа №4 "Атомное ядро и элементарные частицы" | 14.04 | | |
Строение и эволюция вселенной |
55 | Размеры Солнечной системы | 17.04 | | |
56 | Солнце | 21.04 | | |
57 | Природа тел солнечной системы | 24.04 | | |
58 | Разнообразие звезд | 28.04 | | |
59 | Судьбы звезд | 05.05 | | |
60 | Галактики | 12.05 | | |
61 | Происхождение и эволюция Вселенной | 15.05 | | |
62 | Обобщающий урок по теме "Строение и эволюция Вселенной" | 19.05 | | |
63 | Контрольная работа №5 "Строение и эволюция Вселенной" | 22.05 | | |
Подведение итогов и подготовка к итоговому тестированию. |
64 | Анализ тестов. Итоги года. | 26.05 | | |
11