Пояснительная записка
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 – 4 классы» - М.: «Просвещение», 2015.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства от 19.03.2001 года № 196;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
В структуру и содержание учебников заложена система знаний, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала, с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и их формирования способности самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.В рабочей программе и учебниках реализован коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 3 классе 5 часов в неделю - 170 часов в год.
Результаты изучения курса:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обуучающихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 55 –60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чнв словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Проектная и исследовательская деятельность | Количество и виды контроля |
1 | Язык и речь | 2 | | |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | | Диктант -2 Обучающее изложение – 1 Словарный диктант - 1 |
3 | Слово о языке и речи. | 19 | 1 | Диктант -1 Обучающее изложение – 2 Словарный диктант - 2 |
4 | Состав слова. | 15 | 1 | Диктант -1 Обучающее изложение – 1 Словарный диктант - 1 Сочинение - 1 |
5 | Правописание частей слова. | 26 | 1 | Диктант -2 Обучающее изложение – 2 Сочинение – 1 Словарный диктант - 1 |
6 | Части речи | 80 | 3 | Диктант -4 Обучающее изложение – 5 Сочинение – 1 Словарный диктант - 3 |
7 | Повторение | 14 | | Диктант -1 Обучающее изложение – 2 Сочинение – 1 |
8 | Итого: | 170 | 6 | Диктант -11 Обучающее изложение – 13 Словарный диктант - 8 Сочинение - 4 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
по плану | по факту |
Язык и речь – 2 часа |
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 | 2.09 | | |
2 | Наш язык. | 1 | 5.09 | | |
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов |
3 | Текст. Типы текстов | 1 | 6.09 | | |
4 | Текст. Типы текстов | 1 | 7.09 | | |
5 | Предложение. Развитие речи. | 1 | 8.09 | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 9.09 | | |
7 | Виды предложений по интонации. | 1 | 12.09 | | |
8 | Предложения с обращением | 1 | 13.09 | | |
9 | Обучающее изложение | 1 | 14.09 | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 15.09 | | |
11 | Вводный диктант по тексту администрации. | 1 | 16.09 | | |
12 | Работа над ошибками. Простое и сложное предложения. | 1 | 19.09 | | |
13 | Простое и сложное предложения. Словарный диктант. | 1 | 20.09 | | |
14 | Словосочетание. | 1 | 21.09 | | |
15 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 22.09 | | |
16 | Работа над ошибками. Словосочетание. | 1 | 23.09 | | |
Слово о языке и речи – 19 часов |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | 26.09 | | |
18 | Синонимы и антонимы. | 1 | 27.09 | | |
19 | Омонимы. | 1 | 28.09 | | |
20 | Слово и словосочетание. | 1 | 29.09 | | |
21 | Фразеологизмы | 1 | 30.09 | | |
22 | Обучающее изложение | 1 | 3.10 | | |
23 | Части речи. Имя существительное. | 1 | 4.10 | | |
24 | Имя прилагательное. | 1 | 5.10 | | |
25 | Глагол. | 1 | 6.10 | | |
26 | Глагол. | 1 | 7.10 | | |
27 | Что такое имя числительное? | 1 | 10.10 | | |
28 | Однокоренные слова. Словарный диктант. | 1 | 11.10 | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | 12.10 | | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | 13.10 | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | 14.10 | | |
32 | Обучающее изложение. | 1 | 17.10 | | |
33 | Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. | 1 | 18.10 | | |
34 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | 19.10 | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 | 20.10 | | |
Состав слова – 15 часов |
36 | Что такое корень слова? | 1 | 21.10 | | |
37 | Как найти корень в слове? | 1 | 24.10 | | |
38 | Сложные слова. | 1 | 25.10 | | |
39 | Что такое окончание? | 1 | 26.10 | | |
40 | Как найти в слове окончание? | 1 | 27.10 | | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 28.10 | | |
42 | Значения приставок. | 1 | 7.11 | | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 8.11 | | |
44 | Значения суффиксов. | 1 | 9.11 | | |
45 | Сочинение по картине А.А.Рылова. | 1 | 10.11 | | |
46 | Что такое основа слова? Обобщение знаний о составе слова. | 1 | 11.11 | | |
47 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | 14.11 | | |
48 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | 15.11 | | |
49 | Обучающее изложение. | 1 | 16.11 | | |
50 | Словарный диктант. Проект «Семья слов» | 1 | 17.11 | | |
Правописание частей слова – 26 часов |
51 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | 18.11 | | |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | 21.11 | | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 22.11 | | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 23.11 | | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 24.11 | | |
56 | Обучающее изложение. | 1 | 25.11 | | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 28.11 | | |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 29.11 | | |
59 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 30.11 | | |
60 | Сочинение по картине В.М.Васнецова«Снегурочка» | 1 | 1.12 | | |
61 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | 2.12 | | |
62 | Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 5.12 | | |
63 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 6.12 | | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 7.12 | | |
65 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 8.12 | | |
66 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 9.12 | | |
67 | Правописание суффиксов и приставок. Словарный диктант. | 1 | 12.12 | | |
68 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 13.12 | | |
69 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 14.12 | | |
70 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | 1 | 15.12 | | |
71 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | 1 | 16.12 | | |
72 | Обобщение знаний. | 1 | 19.12 | | |
73 | Контрольный диктант по тексту администрации. | 1 | 20.12 | | |
74 | Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 | 21.12 | | |
75 | Обучающее изложение. | 1 | 22.12 | | |
76 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 23.12 | | |
Части речи – 80 часов |
77 | Части речи. | 1 | 26.12 | | |
78 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 27.12 | | |
79 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 28.12 | | |
80 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 09.01 | | |
81 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 10.01 | | |
82 | Обучающее изложение. | 1 | 11.01 | | |
83 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 12.01 | | |
84 | Проект «Тайна имени» | 1 | 13.01 | | |
85 | Число имён существительных. | 1 | 16.01 | | |
86 | Число имён существительных. | 1 | 17.01 | | |
87 | Род имён существительных. | 1 | 18.01 | | |
88 | Род имён существительных. Словарный диктант. | 1 | 19.01 | | |
89 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 20.01 | | |
90 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 23.01 | | |
91 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 24.01 | | |
92 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 25.01 | | |
93 | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 26.01 | | |
94 | Обучающее изложение. | 1 | 27.01 | | |
95 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 30.01 | | |
96 | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | 1 | 31.01 | | |
97 | Склонение имен существительных. | 1 | 1.02 | | |
98 | Падеж имен существительных. | 1 | 2.02 | | |
99 | Падеж имен существительных. | 1 | 3.02 | | |
100 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | 6.02 | | |
101 | Именительный падеж. | 1 | 7.02 | | |
102 | Родительный падеж. | 1 | 8.02 | | |
103 | Дательный падеж. | 1 | 9.02 | | |
104 | Винительный падеж. | 1 | 10.02 | | |
105 | Творительный падеж. | 1 | 13.02 | | |
106 | Предложный падеж. Словарный диктант. | 1 | 14.02 | | |
107 | Обучающее изложение. | 1 | 15.02 | | |
108 | Все падежи. | 1 | 16.02 | | |
109 | Обобщение знаний. | 1 | 17.02 | | |
110 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | 20.02 | | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | 21.02 | | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | 1 | 22.02 | | |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | 24.02 | | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | 27.02 | | |
115 | Роль прилагательных в тексте. | 1 | 28.02 | | |
116 | Текст-описание. | 1 | 1.03 | | |
117 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | 2.03 | | |
118 | Род имён прилагательных. | 1 | 3.03 | | |
119 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 6.03 | | |
120 | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 7.03 | | |
121 | Число имён прилагательных | 1 | 9.03 | | |
122 | Число имён прилагательных | 1 | 10.03 | | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | 13.03 | | |
124 | Изменение имён прилагательных по падежам | 1 | 14.03 | | |
125 | Обобщение знаний. | 1 | 15.03 | | |
126 | Обобщение знаний. | 1 | 16.03 | | |
127 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | 17.03 | | |
128 | Обобщение знаний. | 1 | 20.03 | | |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | 21.03 | | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | 22.03 | | |
131 | Личные местоимения. | 1 | 23.03 | | |
132 | Изменение местоимений по родам. | 1 | 24.03 | | |
133 | Местоимение. Словарный диктант. | 1 | 3.04 | | |
134 | Местоимение. | 1 | 4.04 | | |
135 | Обучающее изложение. | 1 | 5.04 | | |
136 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 6.04 | | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 7.04 | | |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 10.04 | | |
139 | Неопределённая форма глаголов. | 1 | 11.04 | | |
140 | Неопределённая форма глаголов. | 1 | 12.04 | | |
141 | Число глаголов. | 1 | 13.04 | | |
142 | Число глаголов. | 1 | 14.04 | | |
143 | Времена глаголов. | 1 | 17.04 | | |
144 | Времена глаголов. Второе лицо. | 1 | 18.04 | | |
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 19.04 | | |
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 20.04 | | |
147 | Обучающее изложение. | 1 | 21.04 | | |
148 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | 24.04 | | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | 25.04 | | |
150 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 26.04 | | |
151 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 27.04 | | |
152 | Обобщение знаний. | 1 | 28.04 | | |
153 | Обобщение знаний. | 1 | 2.05 | | |
154 | Обобщение знаний. | 1 | 3.05 | | |
155 | Обобщение знаний. | 1 | 4.05 | | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 5.05 | | |
Повторение – 14 часов |
157 | Части речи | 1 | 8.05 | | |
158 | Части речи | 1 | 10.05 | | |
159 | Обучающее изложение. | 1 | 11.05 | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | 12.05 | | |
161 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | 15.05 | | |
162 | Правописание предлогов и приставок. | 1 | 16.05 | | |
163 | Правописание безударных гласных. | 1 | 17.05 | | |
164 | Правописание значимых частей слова. | 1 | 18.05 | | |
165 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 19.05 | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | 1 | 22.05 | | |
167 | Обучающее изложение. | 1 | 23.05 | | |
168 | Текст. | 1 | 24.05 | | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | 1 | 25.05 | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | 26.05 | | |