СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка к рабочей программе по географии 5 кл.

Рабочая программа по курсу «География» для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана на основе авторской программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, автор Домогацких Е.М. . М.: «Русское слово», 2015 Она ориентирована на использование учебника «География. Введение в географию». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Е.М. Домогацких, Н.И.«Русское слово», 2015г

Данная рабочая программа разработана на основе программы для образовательных учреждений в соответствии с образовательными стандартами по географии. На изучение материала отводится 34 ч. по 1 ч. в неделю.

Цели курса:

  1. - систематизация знаний о природе и человеке,

  2. подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

  3. - воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Задачи курса:

  1. создать условия для формирования представлений обучающихся о системе географических знаний как составной части научной картины мира;

2 способствовать формированию познавательного интереса учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

3 способствовать формированию понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

4 создать условия для развития картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК

1. Программа курса «География. 5–9 классы» / авт.-сост. Е.М. Домогацких.

2. Домогацких Е.М., Введенский Э.Л., Плешаков А.А. География. Введение в географию. 5 класс. Учебник. ФГОС, 2016

3. Банников С.В., Молодцов Д.В. Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова География. Введение в географию. 5 класс ФГОС, 2016

4. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е.Введение в географию 5 класс. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких. ФГОС, 2016

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока, реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития. Запланированы как традиционные, так и нетрадиционные формы организации учебного процесса.

Учебный курс состоит из следующих разделов:

Название раздела

кол-во часов

Наука география

2

2

Земля и её изображение

5

3

История географических открытий

14

4

Путешествие по планете Земля

9

5

Природа Земли

2


Резервный урок

1


Резервный урок

1

Общая характеристика учебного предмета

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.

Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Пятый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании 3 первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Формы организации учебного процесса.

- индивидуальные;

- парные;

- фронтальные;

- групповые;

Виды учебной деятельности:

  • Работа с текстом параграфа

  • Работа с географической картой

  • Работа с контурной картой

  • Участие в дискуссии

  • Рефлексия

Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов, дискуссий, проверочных тестирований.

Аттестация учащихся проводится в форме ВПР.

Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , входит в цикл предметов обществознание и составлена на основе авторской программы Е.М. Домогацких, Москва «Русское слово» 2012 .

«Ведение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.



.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • Осознание роли географии в познании окружающего мира. Учащийся должен уметь объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

  • Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира. Учащийся должен уметь:

- составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки;

- выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения;

- объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности;

- определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;

- устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

- выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.

  • Использование географических умений:

- анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;

- находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах.

Использование карт как моделей. Учащийся должен уметь:

- различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.


Основное содержание предмета.


Тема 1. Введение (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.

Основные образовательные идеи:

География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

специфику географии как науки, методов географических исследований.

Умение определять:

отличительные особенности географических методов исследования;

рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Организация наблюдений за погодой.

Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.

Основные образовательные идеи:

Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы. Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

особенности формы и размеров Земли; свойства географической карты и плана местности; географические следствия вращения Земли.

Умение определять:

отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане; стороны горизонта.

Практические работы:

4.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

5.Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Тема 3. История географических открытий (14 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.

Основные образовательные идеи:

Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

результаты выдающихся географических открытий и путешествий; влияние путешествий на развитие географических знаний.

Умение определять:

причины и следствия географических открытий; маршруты путешествий.

Практические работы:

6.Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

7.Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Путешествие по планете Земля

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

географические особенности природы и населения материков и океанов;

особенности взаимодействия океаны и суши; значение Мирового океана;

.Умение определять:

специфику природы и населения материков; характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Практические работы:

8.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

9.Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.

Тема 5. Природа Земли

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.

Метапредметные умения:

ставить учебную задачу под руководством  учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Предметные умения:

Умение объяснять:

особенности оболочек Земли; специфику географической оболочки.

Умение определять:

отличия природных объектов; отличия оболочек Земли.

Практическая работа:

10.Организация фенологических наблюдений в природе.



Тематическое планирование курса географии – 5 кл.

Всего: 68 ч.

Описание раздела

Тема урока

Кол-во ч.

Домашнее задание

Наука география (2 часа)


Что такое география

1

§1

 

Методы географических явлений

1

§2

Земля и её изображение (5часов)

 

От плоской Земли к земному шару

1

§3

 

Форма, размеры и движения Земли

1

 §4


Глобус и карта

1

§5

 

Ориентирование на местности

1

§6

История географических открытий

 

По следам путешественников каменного века

1

§7

 

Путешественники древности

1

§8

 

Путешествия морских народов

1

§9


Первые европейцы на краю Азии

1

§10

 

Хождение за три моря

1

§11

 

Морской путь в Индию

1

 §12


Открытие Америки

1

§13


Первое кругосветное плавание


§14

 

Открытие Южного материка

1

§15

 

Поиски Южной Земли продолжаются

1

§16


Русские путешественники

1

§17

 

Вокруг света под русским флагом

1

§18

Путешествие по планете Земля

 

Мировой океан и его части

1

§19

 

Значение мирового океана для природы и человека

1

§20

 

Путешествие по Евразии

1

§21


Путешествие по Африке

1

§22

 

Путешествие по Северной Америке

1

§23

 

Путешествие по Южной Америке

1

 §24

 

Путешествие по Австралии

1

 §25


Путешествие по Антарктиде

1

§26

Природа Земли.

 

Что такое природа

1

§27

 

Оболочка Земли

1

§28


Резервные уроки

6


Список литературы для учителя.

  1. Программа по географии для 5-10 классов общеобразовательных учреждений. Домогацких Е.М. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2010. – 56с.

  2. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Введение в географию. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. –  4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 160 с.

  3. Географический атлас по географии: География. 5 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

  4. Контурные карты по географии: География. 5 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011

  5. География. Материки и океаны. 5 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).

  6. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. – 608 с





Список литературы для учащихся.

  1. Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.

  2. Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М.: ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.

  3. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!