СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для детей с ОВЗ 5 класс.
Изобразительное искусство в 5 классе.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительному искусству» разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучение умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватное отображение его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи:
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Примерное содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть,правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией»дляразвития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма:примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами итрафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий:«предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия:«цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.
Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
5 | 34 | 2 | 68 |
| Всего: 68 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Количество часов | Раздел | Основные виды деятельности обучающихся |
5 класс | ||
1 | Подготовительный период. | Правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Резать бумагу по прямой линии, зигзагом, волнообразно, скругляя углы. |
30 | Обучение композиционной деятельности. | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Обследовать предметы, выделять их признаки и свойства, необходимые для передачи в рисунке. Уметь строить орнамент в полосе. Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент в квадрате, треугольнике. Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать виды орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе. Использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Рисовать по воображению. Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать, обводить шаблон, самостоятельно рисовать формы объекта. |
17 | Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. | Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Лепить с натуры, передавая все признаки и свойства изображаемого объекта. Составлять целое изображение из частей, передавать основную форму предметов. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Знать название некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки, посуду, предметы быта и домашнего обихода. Применять разные способы лепки. Рисовать изображение человека в статике и движении. Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать формы объекта. Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Знать название некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково. |
15 | Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок. | Рисовать сухой кистью, рисовать по мокрому листу. Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. Рисовать по мокрому листу акварельными красками. Применять цвета для передачи графических образов в рисовании по представлению. Подбирать цветовые сочетания при создании образов. Передавать с помощью цвета характер персонажа. Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние персонажа. Передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. |
5 | Обучение восприятию произведений искусства. | Знакомить с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовскаяроспись и т.д.). Обсуждать содержание художественных произведений. Передавать с помощью цвета настроение при прослушивании музыкального произведения. Обсуждать произведения скульптуры, архитектуры. |
Требования к результатам освоения учебного материала
Личностные результаты:
формировать навыки работы с материалами и инструментами (карандаш, краски, кисточка, зуб. счётки, тампоны и трафареты)
формировать представления о ЗОЖ, элементарные гигиенические навыки, охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки)
проявлять интерес к изобразительному искусству
развивать воображение, желание и умение подходить к своей деятельности творчески
развивать способности к эмоционально ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Регулятивные БУД:
Учить понимать учебную задачу
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя
Определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя
Использовать в своей деятельности простейшие инструменты
Проверять работу, сверяясь с образцом
Познавательные БУД:
Ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя
Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя
Уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя
Группировать предметы на основе существенных признаков с помощью учителя
Формировать приемы работы различными графическими материалами
Наблюдать за природой и природными явлениями
Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости
Коммуникативные БУД:
Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений
Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой)
Оформлять свои мысли в устной речи
Соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить
Слушать и понимать речь других
Уметь работать в паре, группе, коллективно.
Умение отвечать на вопросы различного характера.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по изобразительному искусству на конец обучения в V классе:
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью,акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Специальный учебный и дидактический материал необходим для образования обучающихся в предметной области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества требует специальных и специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий. Кроме того, для занятий по ИЗО необходим большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). Для развития изобразительной деятельности в доступные виды художественного ремесла (батик, керамика, ткачество, полиграфия и др.) необходимо безопасное оборудование для соответствующих мастерских.
Развитие жизненной компетенции
овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов
осмысление роли ученика;
расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;
развитие способности взаимодействовать с другими людьми;
формирование интереса к новизне, к пониманию значения собственной активности;
формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.
умение ценить красоту произведений народных промыслов
Содержание программы по ИЗО 5 класс
Программа | Четверть, количество часов | Разделы и виды работ | Количество часов в год, в неделю |
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
| I четверть (18 часов) | «Подготовительный период обучения» -1 «Обучение композиционной деятельности»-9 «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»-4 «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»-2 «Обучение восприятию произведений искусства»-2 Рисование-9 Лепка-1 Аппликация-6 Беседы-2 | 68 часа (2 час в неделю) |
II четверть(14 часов) | «Обучение композиционной деятельности» - 5, «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» - 3; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи» - 5 «Обучение восприятию произведений искусства» - 1. Рисование-9 Лепка-1 Аппликация-3 Беседы-1 | ||
III четверть(20 часов) | «Обучение композиционной деятельности» - 9, «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» - 4; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи» - 6 «Обучение восприятию произведений искусства» - 1. Рисование-14 Лепка-2 Аппликация-3 Беседы-1 | ||
IVчетверть (16 часов) | «Обучение композиционной деятельности» -7, «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» - 6; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи» - 2 «Обучение восприятию произведений искусства» - 1. Рисование-11 Лепка-2 Аппликация-2 Беседы-1 | ||
«Подготовительный период обучения» - 1, «Обучение композиционной деятельности» - 30, «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию» - 17; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи» - 15; «Обучение восприятию произведений искусства» - 5. Рисование-43 Лепка-6 Аппликация-14 Беседы-5 |
Содержание по разделам
5 класс
№ | Тема | Основной вид учебной деятельности обучающихся |
Подготовительный период 1 ч | ||
1 | Материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности, правила их хранения. Резание бумаги по прямой линии, зигзагом, волнообразно, скругление углов. | Правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Резать бумагу по прямой линии, зигзагом, волнообразно, скругляя углы. |
Обучение композиционной деятельности 30 часов | ||
1 | Рисование с натуры: натюрморт «Кувшин и яблоко» | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
2 | Декоративное рисование. «Узоры в полосе из повторяющихся элементов» (стилизованные ягоды, ветки, листья). | Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать виды орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе. |
3 | Декоративное рисование. Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). | Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать виды орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе. |
4 | Декоративное рисование. Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга). | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент в круге. |
5 | Рисование с натуры. Простой натюрморт (яблоко и керамический стакан). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
6 | Декоративное рисование. Узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см.) | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент в круге |
7,8 | Аппликация (объёмная) «Кисть рябины», путём скручивания полосок цветной бумаги. (2 урока) | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать формы объекта. (Квилинг). |
9 | Рисунок с натуры: «Ваза сине-зеленой (фиолетовой) окраски». | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
10 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Например, «Крутой спуск», «Дорожные работы» |
11 | Аппликация: «Современный город» (коллективная работа из отдельных аппликаций, выполненных учащимися). | Использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации. Групповая работа |
12 | Аппликация: «Современный город» (коллективная работа из отдельных аппликаций, выполненных учащимися). | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Групповая работа |
13 | Рисование с натуры: натюрморт «Кринка и стакан». | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
14 | Декоративное рисование-оформление новогоднего пригласительного билета.
| Передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Уметь оформлять приглашение на праздник. |
15 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
16 | Рисование с натуры: «Кружка» (в положении ниже или на уровне зрения наблюдателя). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
17 | Декоративное рисование: составление декоративной композиции узора с соблюдением центральной симметрии на круглой плоскости коробочки цилиндрической формы. | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент. |
18 | Объёмная аппликация «Цветы в вазе». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
19 | Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (часы с прямоугольным циферблатом, радиоприёмник) | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Натуральные объекты (часы, приёмник) |
20 | Рисование с натуры геометрического тела: куб | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
21 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета. Аквариум с рыбками. | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
22 | Аппликация (объёмная) «Аквариум с рыбками» | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
23 | Рисование с натуры объёмного предмета расположенного выше уровня зрения (скворечник) | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
24 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий (стрекоза и тюльпан). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
25 | Рисование по представлению «Сказочные деревья» | Рисовать по воображению |
26 | Рисование на тему: «Сказочный лес и избушка на курьих ножках» | Рисовать по воображению |
27 | Рисование на тему«Добрая и злая бабочка» (оттенки теплой и холодной цветовой гаммы, оттенки черного цвета). | Использовать в рисунке теплые и холодные цвета. Передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние (добро, зло). |
28 | Декоративное рисование. Поиски цветовых сочетаний при окраске нарисованных моделей современной одежды. | Использовать цветовые сочетания для создания образов.
|
29 | Рисование по представлениюс использованием наглядных средств: «На верблюдах по пустыне», «На оленях по снегу» (соответственно теплая и холодная цветовая гамма). | Использовать в рисунке теплые и холодные цвета. Для сосредоточения на работе цветом используются трафареты и шаблоны — силуэты верблюдов и оленей; картины пустыни и северного ландшафта. |
30 | Рисование на тему: «Любимое время года», | Рисовать по представлению и воображению Пейзажные картины, изображающие природу |
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию 17 часов | ||
1 | Лепка барельефов на картоне. «Козёл» (по образцу дымковской игрушки). | Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Передавать пропорции строения тела животных. Знать название некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково. |
2 | Аппликация на цветном фоне «Кувшины разной формы». | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать формы объекта. |
3 | Аппликация (объёмная) на цветном фоне «Кисть винограда в круге» | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
4 | Аппликация (объёмная) на цветном фоне «Кисть винограда в круге» | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
5 | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
6 | Аппликация с дорисовыванием: «Дома в городе». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Вырезание из цветной бумаги домов разной формы, конструкции, размеров; дорисовывание деталей фломастерами — коллективная работа на большом формате, вытянутом по горизонтали (лист обоев). |
7 | Лепка барельефа на листе ДВП сказочного персонажа: «золотой петушок» (по образцу). | Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. |
8 | Рисование с натуры фигуры человека. | Рисовать изображение человека в статике. Передача пропорций человека. |
9 | Лепка человека в движении (лыжника) | Применять разные способы лепки. |
10 | Аппликация: натюрморт «Кофейник, чашка, яблоко». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
11 | Лепка. Коллективные модели — рисование построек из вылепленных из пластилина геометрических тел: «Сказочный город». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
12 | Рисование с натуры игрушки. Пожарная машина. «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили» | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
13 | Лепка с натуры игрушек-машин спецвызовов: скорая помощь, пожарная машина, газовая аварийная служба. | Лепить с натуры, передавая все признаки и свойства изображаемого объекта. |
14 | Рисование с натуры симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору. | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
15 | Аппликация (обёъмная) «Бабочка на ромашке» | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре |
16 | Лепка с натуры: «Сказочный богатырь». | Применять разные способы лепки. |
17 | Составление коллажа на тему «Берегите лес!» | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. |
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок15часов | ||
1 | Рисунок с натуры: «Листья дуба (осины, березы, рябины, клёна) (осенней окраски)» (акварель, работа по мокрой и сухой бумаге). | Рисовать сухой кистью, рисовать по мокрому листу. |
2 | Рисование на тему «Осенний лес» (акварель в технике «по-мокрому») | Рисовать по мокрому листу акварельными красками. |
3 | Декоративное рисование. Элементы городецкой росписи. | Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. |
4 | Декоративное рисование-рисование новогодних карнавальных очков. | Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. Декорирование карнавальных очков (картонные заготовки) |
5 | Рисование на тему «Лес зимой»
| Рисовать по воображению. На переднем плане пушистая ель и небольшая березка, чуть дальше – заснеженный лес. |
6 | Рисование «Новогодний фейерверк». | Подбирать цветовые сочетания при создании образов. |
7 | Рисование по представлению: сказочный персонаж: медведь. | Передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние. |
8 | Рисование на тему: «Зимние развлечения» (дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках). | Передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. |
9 | Рисование на тему: «Зимние развлечения» (дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках). | Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радостное настроение). |
10 | Рисование точками «Морской конёк» | Подбирать цветовые сочетания при создании образов. |
1112 | Декоративное рисование плаката «8 Марта».(2 урока) | Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радостное настроение). |
13 | Рисунок с натуры: «Портрет мамы (папы)» — по выбору учащихся. | Передавать в рисунке сходство с изображаемым объектом. Передавать с помощью цвета характер персонажа. |
14 | Рисование на тему: Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. «Русалочка», «Путешествие Нильса» | Передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. |
15 | Рисование на тему: Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. | Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние персонажа. |
Обучение восприятию произведений искусства 5 часов | ||
1 | Беседа на тему: «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Дымковская игрушка. | Обсуждать содержание произведений декоративно-прикладного искусства. |
2 | Беседа на тему: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». Богородская деревянная игрушка | Обсуждать содержание художественных произведений. |
3 | Беседа на тему «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно - прикладное искусство, архитектура, дизайн». | Обсуждать содержание художественных произведений. |
4 | Беседа на тему: «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники живописи и графики: А Саврасов, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, И. Шишкин и т.д. | Обсуждать содержание художественных произведений. |
5 | Беседа «Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Произведения скульптуры, созданные скульпторами: В. Ватагиным, А. Опекушиной, В. Мухиной и т.д. | Обсуждать содержание художественных произведений. |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Дата | Тема урока | Содержание, вид учебной деятельности, техника, словарь, оборудование |
I Четверть (18 часов) | ||
| 1.Материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности, правила их хранения. Резание бумаги по прямой линии, зигзагом, волнообразно, скругление углов. | Правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Резать бумагу по прямой линии, зигзагом, волнообразно, скругляя углы. |
| 2.Беседа на тему: «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Дымковская игрушка. | Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.). Дымковские игрушки Народная музыка, наигрыши свистулечников. |
| 3.Лепка барельефов на картоне. «Козёл» (по образцу дымковской игрушки). | Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. Передавать пропорции строения тела животных.Знать название некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково. |
| 4.Аппликация на цветном фоне«Кувшины разной формы». | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать формы объекта. |
| 5.Рисование с натуры:натюрморт «Кувшин и яблоко» | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Используется простой карандаш: М, 2М, ЗМ. |
| 6. Декоративное рисование. «Узоры в полосе из повторяющихся элементов» (стилизованные ягоды, ветки, листья). | Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать виды орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе. Узор. Табл. «Узор в полосе» |
| 7. Декоративное рисование. Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). | Находить сходства и различие орнамента и узора. Различать виды орнаментов по форме: в поломе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.п. Уметь строить орнамент в полосе. |
| 8.Аппликация (объёмная) на цветном фоне «Кисть винограда в круге» | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
| 9.Аппликация (объёмная) на цветном фоне «Кисть винограда в круге» | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. |
| 10. Декоративное рисование. Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга). | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент в круге. Круг – по шаблону. Табл. «узор в круге» |
| 11. Рисование с натуры. Простой натюрморт (яблоко и керамический стакан). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Натюрморт |
| 12. Декоративное рисование. Узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см.) | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент в круге Круг – по шаблону. Табл. «узор в круге» |
| 13.Аппликация (объёмная) «Кисть рябины», путём скручивания полосок цветной бумаги. | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать формы объекта. Квилинг |
| 14.Аппликация (объёмная) «Кисть рябины» | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Дорисовывать формы объекта. Квилинг |
| 15.Беседа на тему: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». | Обсуждать содержание художественных произведений. Игрушки, посуда, малая скульптура. Богородская деревянная игрушка: Кузнецы, Клюющие курочки, Маша и Медведь. |
| 16. Рисунок с натуры: «Ваза сине-зеленой (фиолетовой) окраски». | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Керамическая ваза |
| 17.Рисунок с натуры: «Листья дуба (осины, березы, рябины, клёна) (осенней окраски)» (акварель, работа по мокрой и сухой бумаге). | Рисовать сухой кистью, рисовать по мокрому листу. |
| 18.Рисование на тему «Осенний лес» (акварель в технике «по-мокрому») | Рисовать по мокрому листу акварельными красками. |
| Рисование– 9 Лепка – 1 Аппликация – 6 Беседы - 2 |
|
II четверть (14 часов) | ||
| 1. Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Например, «Крутой спуск», «Дорожные работы» |
| 2.Аппликация: «Современный город» (коллективная работа из отдельных аппликаций, выполненных учащимися). | Использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации. Групповая работа |
| 3. Аппликация: «Современный город» (коллективная работа из отдельных аппликаций, выполненных учащимися). | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Групповая работа |
| 4. Рисование с натуры: натюрморт «Кринка и стакан». | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Простой карандаш: М, 2М, ЗМ. |
| 5. Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Пирамидка |
| 6. Декоративное рисование.Элементы городецкой росписи. | Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. Презентация |
| 7. Декоративное рисование-оформление новогоднего пригласительного билета.
| Передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Уметь оформлять приглашение на праздник. Листы форматом 7х 30 см |
| 8.Беседа на тему «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн». | Обсуждать содержание художественных произведений. |
| 9.Аппликация с дорисовыванием: «Дома в городе». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Вырезание из цветной бумаги домов разной формы, конструкции, размеров; дорисовывание деталей фломастерами — коллективная работа на большом формате, вытянутом по горизонтали (лист обоев). |
| 10.Лепка барельефа на листе ДВП сказочного персонажа: «золотой петушок» (по образцу). | Лепить предметы из отдельных деталей и целого куска пластилина. |
| 11.Декоративное рисование-рисование новогодних карнавальных очков. | Применять цвета для передачи графических образов в декоративном рисовании. Декорирование карнавальных очков (картонные заготовки) |
| 12. Рисование на тему«Лес зимой»
| Рисовать по воображению. На переднем плане пушистая ель и небольшая березка, чуть дальше – заснеженный лес. |
| 13. Рисование «Новогодний фейерверк». | Подбирать цветовые сочетания при создании образов. |
| 14.Рисование по представлению: сказочный персонаж: медведь. | Передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние. |
| Рисование– 9 Лепка –1 Аппликация – 3 Беседы - 1 |
|
III четверть (20 часов) | ||
| 1.Беседа на тему: «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники живописи и графики: А Саврасов, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, И. Шишкин и т.д. | Обсуждать содержание художественных произведений. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д. |
| 2. Рисование с натуры фигуры человека. | Рисовать изображение человека в статике.Передача пропорций человека. Таблица «Рисование фигуры человека» |
| 3.Лепка человека в движении (лыжника) | Применять разные способы лепки. |
| 4.Аппликация: натюрморт «Кофейник, чашка, яблоко». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Фронтальная работа над составлением аппликации натюрморта из вырезанных заранее учителем силуэтов изображений |
| 5. Рисование на тему: «Зимние развлечения» (дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках). | Передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. |
| 6. Рисование на тему: «Зимние развлечения» (дома и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках). | Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радостное настроение). |
| 7.Лепка. Коллективные модели — рисование построек из вылепленных из пластилина геометрических тел: «Сказочный город». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре.
|
| 8. Рисование с натуры цветочного горшка с растением | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Натуральный объект (горшок с растением) |
| 9.Рисование с натуры: «Кружка» (в положении ниже или на уровне зрения наблюдателя). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
| 10. Рисование точками «Морской конёк» | Подбирать цветовые сочетания при создании образов. Акварель, работа по сухой бумаге. |
| 11.Декоративное рисование: составление декоративной композиции узора с соблюдением центральной симметрии на круглой плоскости коробочки цилиндрической формы. | Соотносить формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Уметь строить орнамент. |
| 12.Объёмная аппликация «Цветы в вазе». | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре Вазу вырезают по трафарету, цвет вазы выбирают. Цветы делают путём скручивания салфеток. |
| 13. Рисование с натуры объёмного прямоугольного предмета (часы с прямоугольным циферблатом, радиоприёмник) | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Натуральные объекты (часы, приёмник) |
| 14. Декоративное рисование плаката «8 Марта». | Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радостное настроение). |
| 15. Декоративное рисование плаката «8 Марта». | Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние (радостное настроение). |
| 16.Рисунок с натуры: «Портрет мамы (папы)» — по выбору учащихся. | Передавать в рисунке сходство с изображаемым объектом. Передавать с помощью цвета характер персонажа. |
| 17. Рисование с натурыгеометрического тела: куб | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
| 18. Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета. Аквариум с рыбками. | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
| 19.Аппликация (объёмная) «Аквариум с рыбками» | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре. Групповая работа. |
| 20. Рисование с натуры объёмного предмета расположенного выше уровня зрения (скворечник) | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Таблица «Скворечник» |
| Рисование– 14 Лепка – 2 Аппликация – 3 Беседы - 1 |
|
IV четверть (16 часов) | ||
| 1.Рисование на тему: Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. «Русалочка», «Путешествие Нильса» | Передавать движения различных одушевленных и неодушевленных предметов. |
| 2.Рисование на тему: Иллюстрирование отрывка из литературного произведения. | Передавать с помощью цвета эмоциональное состояние персонажа. |
| 3. Рисование с натуры игрушки. Пожарная машина. «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили» | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. |
| 4.Лепка с натуры игрушек-машин спецвызовов: скорая помощь, пожарная машина, газовой аварийной службы. | Лепить с натуры, передавая все признаки и свойства изображаемого объекта. |
| 5. Рисование с натуры симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору. | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Симметрия, насекомые. Таблица «Рисование бабочки» |
| 6.Аппликация (обёъмная) «Бабочка на ромашке» | Чередовать элементы по форме, цвету, располагать элементы по краю, углам, в центре |
| 7. Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. Составление узора в круге с применением осевых линий (стрекоза и тюльпан). | Рисовать с натуры, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта. Первоцветы |
| 8.Лепка с натуры: «Сказочный богатырь». | Применять разные способы лепки. |
| 9.Рисование по представлению «Сказочные деревья» | Рисовать по воображению |
| 10.Составление коллажа на тему «Берегите лес!» | Составлять целое изображение из деталей, вырезанных из бумаги. Работа в группах |
| 11.Рисование на тему: «Сказочный лес и избушка на курьих ножках» | Рисовать по воображению |
| 12.Беседа«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры.Произведения скульптуры, созданные скульпторами: В. Ватагиным, А. Опекушиной, В. Мухиной и т.д. | Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. |
| 13.Рисование на тему«Добрая и злая бабочка» (оттенки теплой и холодной цветовой гаммы, оттенки черного цвета). | Использовать в рисунке теплые и холодные цвета. Передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние (добро, зло). |
| 14.Декоративное рисование. Поиски цветовых сочетаний при окраске нарисованных моделей современной одежды. | Использовать цветовые сочетания для создания образов. Модели рисуются по шаблону или трафарету. |
| 15.Рисование по представлениюс использованием наглядных средств: «На верблюдах по пустыне», «На оленях по снегу» (соответственно теплая и холодная цветовая гамма). | Использовать в рисунке теплые и холодные цвета. Для сосредоточения на работе цветом используются трафареты и шаблоны — силуэты верблюдов и оленей; картины пустыни и северного ландшафта. |
| 16.Рисование на тему: «Любимое время года», | Рисовать по представлению и воображению Пейзажные картины, изображающие природу |
| Рисование– 11 Лепка – 2 Аппликация – 2 Беседы– 1 |
|
ИТОГО 68 ч | Рисование – 43 ч. Лепка – 6 ч. Аппликация – 14 ч. Беседы– 5 ч |
|
Материально – техническое обеспечение:
Объекты для рисования с натуры (игрушки, посуда, муляжи овощей и фруктов).
Интерактивный комплекс.
Фотокамера.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.) ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Рабочая программа по рисованию для 5-класса.
Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.
Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», М.: «Просвещение», 1979 г.
В. Б. Розенвассер «Беседы об искусстве», М.: «Просвещение», 1979 г.
Г. Н. Пантелеев, Ю. В. Максимов и Л. В. Пантелеева «Декоративное искусство детям», М.: «Просвещение», 1979 г.
В. С. Кузин «Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах»,М.: «Просвещение», 1979 г.
Л. А. Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ – художник», учебник 4 класса начальной школы, М.: «Просвещение» 2006 г.
В.Б. Косминская, Н. Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей», лабораторный практикум,М «Просвещение», 1987 г.
Н. Н. Ростовцев «Рисование 3 класс», Учпедгиз, 1961г.
И. Я. Богусловская «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник РСФСР»,1988 г.
В. С. Кузин и Э. И.Кубышкина«Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 классы, часть первая», М.: Изд.дом «ДРОФА» 2000 г.
В. С. Кузин и Э. И.Кубышкина «Изобразительное искусство в начальной школе 1-2 классы, часть вторая», М.: Изд.дом «ДРОФА» 1997 г.
Н. Н. Бедник «Цветы на подносе», Ленинград «Художник РСФСР»,1986 г.
А. Алёхин «Матрёшки», М.: Изд. «Малыш»,1989 г.
А. Тимофеевский «Богородская игрушка»,М.: Изд. «Малыш»,1987 г.
Джун Джексон «Поделки из бумаги», М.: «Просвещение», 1979 г.
Бетти Эдвардс «Откройте в себе художника», Минск «ПОПУРРИ»,2003 г.
Джо Френсис Дауден «Рисуем воду акварелью», М.: «Кристина-новый век», 2004 г.
Ольга Шматова «Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами для взрослых и детей», экспресс-курс, М.: «Эксмо», 2008 г.
КлаудиаНайс «Школа рисования. Рисунок тушью», Минск «ПОПУРРИ»,2003 г.
Стенли Молцмен «Школа рисования. Рисуем пейзаж», Минск «ПОПУРРИ»,2001 г.
В. П. Пенова «Рисуем карандашом. Деревья, цветы, животные», ООО Книжный клуб «Клуб семейного досуга», г. Белгород, 2008 г.
О. В. Иванова, Е.Э. Аллахвердова «Акварель: Практические советы», ООО «Издательство Астрель»,2001 г.
Школа рисования «Свет и цвет в живописи», М.: «Мир книги», 2006 г.
Г. Б. Никодеми «Рисунок. Школа рисунка», Москва ЗАО Издательство «ЭКСМО»-Пресс, 2002 г.
Джованни Чиварди «Рисунок. Художественный портрет», Москва ЗАО Издательство «ЭКСМО»-Пресс, 2002 г.
Джованни Чиварди «Техника Рисунка. Инструменты, материалы, методы. Практические советы», Москва ЗАО Издательство «ЭКСМО»-Пресс, 2002 г.
П. Порте. Серия книг «Учимся рисовать», М.: ООО «Мир книги»,2004 г.
От А до Я.
Природу
Диких животных
Зверей, рыб и птиц
Человека
Окружающий мир.
Наборы открыток: «Искусство жостовких мастеров», «Искусство гжели».
Таблицы:
Номера таблиц |
| Стилизация Композиция орнамента Дымковская игрушка Гжель Хохломская роспись Деревянные игрушки Павлово - посадские платки Вологодское кружево Аппликация Коллаж Витраж Мозаика
| Номера таблиц
| 16. 15. 27. 21. 0. 24. 1. 29. 4. 3. 18. 20. 25. 7. 31. | Рисование сороки Рисование бабочки Узор в круге (украинский орнамент) Рисование ящика Рисование фигуры человека Рисование кофейника Рисование скворечника Рисование крынки карандашом Рисование узора в полосе Узор в полосе (ромашка) Рисование узора в полосе, квадрате, круге Перспектива круга и квадрата Рисование мяча Узор в полосе (ветка вишни) Шрифт
|
Интернет-ресурсы:
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка учителя изобразительного искусства
http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей
http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticle...sn=20&st=40 учимся рисовать.
http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/Na...yePromysly.html Народные промыслы