СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АКБУЛАКСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»


Рассмотрено:

ШМО гуманитарного цикла

_________/Шарипова Ш.Д


Протокол № 1

от «30 » 08. 2022г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________/Туймалиева М.Б.

Протокол №1

от «30 » 08. 2022г.

Утверждено:

Директор МБОУ"Новогригорьевская ООШ"

_________/Покров А.А.


Приказ № 01-08/40

от «­­­­­29» 08. 2022г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Русский язык»

уровень общего образования, 9 класс

99 часов





Программу составила:

Шарипова Шолпан Данибековна,

учитель русского языка и литературы,


первая квалификационная категория









Новогригорьевка

2022 год







  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты обучения

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД


  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД


  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные функции языка;

  • основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;

  • основные нормы русского литературного языка;

  • нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;

  • структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Учащиеся должны уметь:

  • определять основные лингвистические понятия;

  • характеризовать орфограммы, пунктограммы;

  • выполнять разные виды разбора;

  • различать типы текста;

  • различать стили речи;

  • применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;

  • писать изложение (в том числе и сжатое);

  • создавать сочинения разных типов;

  • владеть разными типами речи.






  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»


Раздел 1. Международное значение русского языка (1 ч.):  Роль русского языка в современном мире, причины его авторитета. Международное значение русского языка. Понятие о богатстве, образности русского языка как языка художественной литературы.

Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (6 ч. + 5ч.): Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма. Орфограмма. Лексическое значение слова. Омографы, омофоны, паронимы. Фразеологизмы. Р/рСжатое изложение «Много ли слов в русском языке?» Морфемы; морфемный и словообразовательный разбор. Способы образования слов. Морфемы, передающие информацию о слове, определение основных способов словообразования. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.Р/р Сочинение по картине В.Васнецова «Баян» Опознавательные признаки словосочетания, средства синтаксической связи в словосочетаниях, опознавательные признаки предложения, отличие предложения от словосочетания. Грамматическая основа. Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Стили текста. Изобразительно-выразительные средства языка. Р/рУстное описание человека (портрет) Повторение орфограмм и пунктограмм, изученных в 5-8 классах. Проверка усвоения материала, изученного в 5-8 классах. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».

Раздел 3.Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2ч.+1ч.) Понятие сложное предложение. Общее представление об основных видах сложных предложений и способах связи между ними. Союзные( сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения) и бессоюзные предложения. Понятие о сложносочинённом предложении. Понятие о сложноподчиненном предложении.Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

 Союзные сложные предложения.Сложносочинённые предложения (5ч. + 1 ч.):  Три группы сложносочиненных предложений. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Постановка знаков препинания в ССП предложении. Составление схем предложений. Р/рРецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения". Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

 Сложноподчинённые предложения (24 ч. + 5 ч.):   Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Схематическое изображение строения сложноподчиненного предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

Основные группы сложноподчинённых предложений: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Отличие определительных придаточных и местоимённо-определительных. Р/рИзложениепо теме «Прототипы образа Чацкого». Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Словарный диктант. Контрольная работапо теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени, места, времени. Р/р Сжатое изложение «Средняя полоса России».Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, причины, цели. Придаточные предложения сравнительные, уступительные .Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?». Текст. Типы речи, рассуждение. Прямое доказательство и доказательство от противного. Придаточные предложения следствия. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными.Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с придаточными присоединительными, их текстообразующая роль. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Р/р Сообщение на лингвистическую тему.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.(5ч.+4ч.)

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.Р/рПодготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)Р/рНаписание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина. Последовательное подчинение. Параллельное подчинение. Однородное подчинение.Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244). Р/р Деловые бумаги. Официально-деловой стиль. Заявление. Автобиография. Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. Контрольный диктант по теме: «Сложноподчинённое предложение».

Бессоюзные сложные предложения (8 ч. + 3 ч.): 

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях. Отделительные знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, изъяснения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений со значением изъяснения, их текстообразующая роль. Тире в бессоюзном сложном предложении со значением времени и условия, следствия и противопоставления. Р/р Подготовка к изложению с элементами сочинения- описания портрета. Р/рНаписание изложения с элементами сочинения- описания портрета.Р/р Реферат. Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Сложные предложения с различными видами связи (4 ч. + 3 ч.): 

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. Сочетание знаков препинания. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.  Р/р Подготовка к написаниюсочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?». Авторские знаки препинания. Р/ р Сжатое изложение.

Раздел 4. Общие сведения о языке (4 ч.+1ч.)

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык – средство общения и познания. Язык как исторически развивающееся явление. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Языковые контакты русского языка. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Изменения в словарном составе языка, его грамматике и фонетике.

Русский литературный язык и его стили. Разговорная речь. Научный стиль. Публицистический стиль. Официально-деловой стиль. Язык художественной литературы. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка.Р/р. Сжатое изложение

Раздел 5. Повторение.( 18 ч.+2ч.)

Систематизация изученного по следующим разделам языка: фонетика, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Р/р Изложение с элементами сочинения .Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Синтаксис. Пунктуация. Р/рСочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?» Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире. Скобки. Кавычки. Контрольный тест по теме «Употребление знаков препинания». Итоговое тестирование № 2 по курсу русского языка 5-9 классов. Анализ ошибок.

Формы итогового и промежуточного контроля: тестирование













3. Тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Работ по развитию речи

Контрольных работ

1.

Международное значение русского языка

1

-

-

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

11

5

1

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

3

1

-

Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.

6

1

1

 Сложноподчинённые предложения.

29

5

2

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

9

4

1

Бессоюзные сложные предложения

11

3

1

Сложные предложения с различными видами связи

7

3

-

4.

Общие сведения о языке

5

1

-

5.

Повторение

17

2

2


Итого

99

25

8























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

ур.

в разд.

Тема урока.

Колич. час.

Дата

по

плану

Дата

по

факту

1.

1.1

Международное значение русского языка. § 1. (1 ч.)

1



Повторение изученного в VVIII классах.(6ч. +6 р/р )

2.

2.1.

Фонетика § 2

1



3.

2.2.

Р/р Лексикология и фразеология. § 3

1



4.

2.3.

Р/р Сжатое изложение «Много ли слов в русском языке?»

1



5.

2.4.

Морфемика. Словообразование. § 4.

1



6.

2.5.

Морфология. § 5.

1



7.

2.6

Р/р Подготовка к сжатому изложению(упр.40)




8.

2.7

Р/р Написание изложения (упр.40)

1



9.

2.8.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

§ 6.

1



10.

2.9.

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст.

§ 6.

1



11.

2.10.

Р/р Устное описание человека (портрет) ( упр.57)

1



12.

2.11.

Входная контрольная работа

1



Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.


13.

3.1.1

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

1



14.

3.1.2.

Основные виды сложных предложений. § 7.

1



15.

3.1.3.

Р/р Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект. § 7.

1



Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения.


16.

3.2.1.

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1



17.

3.2.2.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1



18.

3.2.3.

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. § 8

1



19.

3.2.4.

Р/р Рецензия. § 8

1



20.

3.2.5.

Повторение и обобщение по теме "Сложносочиненные предложения"

1



21.

3.2.6.

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

1



Сложноподчиненные предложения.


22.

3.3.1.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

1



23.

3.3.2.

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. § 9

1



24.

3.3.3.

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10.

1



25.

3.3.4.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. § 10.

1



26.

3.3.5.

р/р Изложение.( упр.126)

1



27.

3.3.6.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11.

1



28.

3.3.7.

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. § 11. Словарный диктант (упр.150)

1



29.

3.3.8.

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

1



30.

3.3.9.

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. § 12.

1



31.

3.3.10

Придаточные предложения образа действия и степени.

1



32.

3.3.11

Придаточные предложения образа действия и степени

1



33.

3.3.12

Придаточные предложения места

1



34.

3.3.13

Придаточные предложения времени.

1



35.

3.3.14

Придаточные предложения времени.

1



36.

3.3.15

р/р Написание сжатого изложения.(упр.180)

1



37.

3.3.16

Р/р Сочинение-рассуждение о природе родного края

(Упр. 181).

1



38.

3.3.17

Придаточные предложения условные.

1



39.

3.3.18

Придаточные предложения причины.

1



40.

3.3.19

Придаточные предложения цели.

1



41.

3.3.20

Придаточные предложения сравнительные.

1



42.

3.3.21

Придаточные предложения уступительные.

1



43.

3.3.22

Р/р Рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216)

1



44..

3.3.23

Придаточные предложения следствия.

1



45.

3.3.24

Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными».

1



46.

3.3.25

Контрольная работа за 1 полугодие

1



47.

3.3.26

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1



48.

3.3.27

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1



49.

3.3.28

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. § 13

1



50.

3.3.29

Р/р Сообщение на лингвистическую тему (упр.232)

1



Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными


51.

3.4.1.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1



52.

3.4.2.

Р/р Подготовка к сочинению- описанию портретов А.С.Пушкина (упр.241)

1



53.

3.4.3.

Р/р Написание сочинения -сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

1



54.

3.4.4.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1



55.

3.4.5.

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них. § 14

1



56.

3.4.6.

Р/р. Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244).

1



57.

3.4.7.

Р/р. Деловые бумаги.

1



58.

3.4.8.

Обобщение и повторение по теме «Сложноподчинённое предложение»

1



59.

3.4.9.

Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение»

1



Бессоюзные сложные предложения.


60.

3.5.1.

Бессоюзные сложные предложения.

1



61.

3.5.2.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. § 15

1



62.

3.5.3.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1



63.

3.5.4.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. § 16

1



64.

3.5.5.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1



65.

3.5.6.

Тире в бессоюзном сложном предложении. § 17

1



66.

3.5.7.

Р/р Подготовка кизложению с элементами сочинения- описания портрета.(упр.282)

1



67.

3.5.8.

Р/р Написание изложения с элементами сочинения- описания портрета.

1



68.

3.5.9.

Р/р Реферат

1



69.

3.5.10.

Повторение и обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях и пунктуации в них.

1



70.

3.5.11

Итоговое собеседование

1



Сложные предложения с различными видами связи.


71.

3.6.1.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18

1



72.

3.6.2.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18

1



73.

3.6.3.

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них§ 18

1



74.

3.6.4.

Р/р Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?» (Упр. 295, 296)

1



75.

3.6.5.

Р/р. Написание сочинения-рассуждения «Как я понимаю храбрость?»

1



76.

3.6.6.

Авторские знаки препинания. § 19

1



77.

3.6.7.

Р/ р Сжатое изложение (Упр. 301)

1



Общие сведения о языке.


78.

4.1.

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. § 20

1



79.

4.2.

Русский литературный язык и его стили. § 21

1



80.

4.3.

Р/р. Сжатое изложение (упр.330)

1



81.

82.

4.4.

4.5.

Пробный экзамен в форме ОГЭ


2



Повторение.


83.

5.1.

Фонетика. Графика. Орфография.

1



84.

5.2.

Лексикология. Фразеология. Орфография.

1



86.

5.3.

Морфемика. Словообразование. Орфография.

1



87.

5.4.

Морфология. Орфография.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

1



88.

5.5.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

1



89.

5.6.

Глагол. Причастие. Деепричастие.

1



90.

5.7.

Р/р Изложение с элементами сочинения ( упр.405,406)

1



91.

5.8.

Наречие. Слова категории состояния.

1



92.

5.9.

Предлог. Союз. Частица.

1



93.

5.10.

Синтаксис. Пунктуация.

1



94.

5.11.

Р/р Сочинение «Что значит быть интеллигентным человеком?»

1



95.

5.12.

Употребление знаков препинания. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1



96.

5.13.

Запятая. Точка с запятой. Двоеточие. Тире.

1



97-99

5.14.

5.15

Итоговая контрольная работа в форме огэ.

Анализ контрольной работы

2





































Программно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

1.УМК Л.А. Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, С.Г.Бархударова: «Русский язык 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко и др. - Москва, «Просвещение», 2021 г.)

2.Программы по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, М. Н. Шанского «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы)» - М., «Просвещение», 2010 год).


Дополнительная литература

  1. Готовимся к устному и письменному экзаменам по русскому языку: 9-11 кл./ Т.М.Пахнова.-4-ое изд. –М.: Просвещение, 2002

  2. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь/ Л.И.Пучкова, Ю.Н.Гостева. – М.: Просвещение, 2006

  3. ДейкинаА.Д., ПахноваТ.М.Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000

  4. Десять дней до экзамена. Русский язык: Учеб. Пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2006

  5. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учебное пособие для 10-11 кл. / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – 3 изд. – Челябинск: Взгляд, 2006

  6. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / И.П.Цибулько. – 4-ое изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2006

  7. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991

  8. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 10-11 кл. М.: ТЦ Сфера, 2008

  9. Г.А.Богданова «Уроки русского языка в9 классе».Пособие для учителей общеобразовательных учреждений .Просвещение,2004

  10. Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное пособие». ВАКО, 2006

  11. Т. В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К учебнику С. Г.Бархударова и др. «Русский язык 9 класс».М., Просвещение, Издательство «Экзамен», 2006

  12. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь. 9 класс. Под ред. И.П. Цыбулько .М.: «Национальное образование» , 2017г.

  13. .Г.Е.Фефилова.Русский яз. 9 кл. 1 и 2 полугодие планы- конспекты уроков. Ростов-на-Дону. « Феникс», 2017

  14. .Л.И.Пучкова, В.И.Капинос Тестовые материалы для оценки качества обучения. Русский яз. 9 кл, М, Интелект-центр», 2015

  15. Е.А.Владовская?М.В.Демина, Л.В.Кулаева.Итоговые диктанты по русскому языку 5-9 классы,М, .Издательство «Экзамен», 2014

  16. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык .Основной государственный экзамен. Готовимся к  итоговой аттестации .М,  «Интеллект-Центр»2020

  17. Основной государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И. П.Цыбулько. М, Национальное образование,2020

                        

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк: руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др.  М.:Рус.яз., 1994. – 586с.

  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий).Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

  5. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

  9. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Мультимедийные пособия.

  1. Электронный репетитор-тренажер «Наставник»

  2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 9 класс.  

Интернет-ресурсы: 

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал :Русский язык»

  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  3. Htpp//edu.1september.ru

  4. WWW.scool.edu.ru

  5. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  6. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

  7. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

  8. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  9.  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

  10.  http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      

  11.  http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 

  12. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  13. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  14. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  15.  http://www.openclass.ru/