СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «31» августа__ 2022 года

протокол № 1__

Председатель педсовета

____________Скорик О.В.




      1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По русскому языку


Уровень образования (класс): начальное общее образование, 2 класс


Количество часов: 2 класс – 136 ч.; в неделю – 4 часа


Учитель: Казарцева Елена Александровна


















Программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант, Москва, «Просвещение», 2021 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2021 г. (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, 1 вариант).

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Русский язык, 2 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018 г.

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

-Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».

-Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2022 г. № 47-01-13-12008/22 « О формировании учебных планов образовательных организаций на 2022-2023 учебный год»;


- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.08.2021 г. № 47-01-13-16710/21 с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».



Цели образования с учётом специфики предмета

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обуче­ния. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основ­ном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познава­тельной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обуслов­лена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся пси­хофизических функций.

Задачи обучения:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладении на этой основе языковыми средствами (слово, предложение);

-формирование первоначальных «дограмматических" понятий и развитие коммуникативно – речевых навыков;

- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико– ориентированных задач;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

- развитие навыков устной коммуникации;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Общая характеристика учебного предмета

В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выра­ботки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике, прежде всего, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обу­чение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать, группировать, элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельно­сти школьников. Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь». В течение учебного года по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников. Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отста­лых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквен­ному анализу. Во 2 классе звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др. Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим ос­новные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специаль­ных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными. Слово. В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. Даётся понятие о родственных словах, составляются гнёзда родственных слов, выделяется общая часть – корень. Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подго­товки умственно отсталых школьников к жизни, к общению. Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом ма­териале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, уча­щиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в закончен­ном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между со­бой. Эту связь можно установить с помощью вопросов Дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков. Особое внимание уделяется формиро­ванию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правиль­ного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построе­нию предложения создает предпосылки формирования умения высказы­ваться в устной и письменной форме. У учащихся совершенствуются графические навыки. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» включён в учебный план школы. На изучение предмета во 2 классе отводится: 4 часа в неделю, всего 136 часов в год.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

«Русский язык».


Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения учебного предмета:

-формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и

историю России;

-осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирова-ние ценностей многонационального российского общества;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав-ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, изла-гать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

-определение общей цели и путей её достижения;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности;

- адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

-сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

-формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

-осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

-овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

-освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

Формы организации образовательного процесса:

- урок сообщения новых знаний;

- урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок контроля, оценки и коррекции знаний;

- комбинированный урок.

Методы, используемые на уроках:

- словесный (объяснение, работа с учебником и книгой);

- практический;

- наглядный (наблюдение, демонстрация).

Приёмы работы на уроках:

- анализ и синтез;

- сравнение;

- аналогия;

- дидактические игры;

- игровые приёмы;

- занимательные упражнения;

- создание увлекательных ситуаций;

- обобщение.

- материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое поня-тие, использовать его в жизненной ситуации.

Основные направления коррекционной работы:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие фонетико-фонематических представлений;

- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции;

- развитие высших психических функций;

- развитие речи, владение техникой речи;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.


Содержание учебного предмета

2 класс

Практические грамматические упражнения и развитие речи

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов.

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей).

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

Слова из словаря: берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица (20 слов).

Тематическое планирование

2 класс


п/п

Разделы, темы.

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучащися.


Фонетика.

Правило записи предложения. Предложение и его схема.

8

1



Звуки и буквы.

51



Обозначение звуков на письме.

1



Гласные и согласные.

1.Гласные звуки и буквы.

2.Выделение гласных букв в слове.

3.Согласные звуки и буквы.

4.Гласные и согласные звуки и буквы.

5.Слова, которые различаются одним звуком.

6.Слова, которые различаются количеством звуков.

7.Слова, которые различаются последовательностью звуков.

8. Правило записи предложения. Предложение и его схема.

7

1

1


1

1


1



1



1


1

Чёткое произношение звуков речи, соотношение их с буквами.

Правильное написание строчных и заглавных букв, используя разные способы соединения их в слове. Выделение первого звука в слоге или слове при условии совпадения

Соблюдение правил записи предложения с опорой на схему и без неё. Распространение предложения одним словом с опорой на предметную картинку. Составление предложения из 2–3 слов по ситуационной картинке


Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.

  1. Буква е в начале слова или слога.

  2. Буква ё в начале слова или слога.

  3. Буква ю в начале слова или слога

  4. Буква я в начале слова или слога.

  5. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

  6. Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

  7. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога.

  8. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора.

7


1


1


1


1

1

1


1


1

1

Различие гласных и согласных звуков; перечисление их, опираясь на таблицу. Сравнение коротких слов, похожих по буквенному составу. Различиеданных слов на слух и соотношение их с соответствующими предметными картинками.


Согласные твердые и мягкие.

1.Гласные ы – и после твердых и мягких согласных.

2.Гласные о – ё после твердых и мягких согласных.

3.Гласные у – ю после твердых и мягких согласных.

4.Гласные а - я после твердых и мягких согласных.

5. Буква ь для обозначения мягкости на конце слова.

6. Гласная е после мягких согласных

7. Различение твердых и мягких согласных.

8.Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слов.

9.Письмо слов с мягкими согласными на конце.

10.Письмо слов с мягкими согласными на конце.

11.Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова.

11

1


1

1


1


1

1


1

1

1


1


1

Различие на слух и чёткое произношение твёрдых и мягких согласных на конце слов. Запоминание 2–3 примеров слов с мягким знаком на конце


Согласные глухие и звонкие.

1.Различение б – п.

2. Различение в – ф.

3.Различение г – к.

4. Различение д –т.

5. Различение ж – ш.

6. Различение з – с.

7.Шипящие согласные.

8. Свистящие согласные.

9.Различение шипящих и свистящих согласных.

10.Шипящие и свистящие согласные.

11. Различение шипящих и свистящих согласных.

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1


1

Различие звонких и глухих согласных в заданной паре звуков.







Понимание различий между свистящими и шипящими звуками, подбирание примеров слов, начинающихся на заданный звук с опорой на предметную картинку, выбранную из ряда других.




Согласные парные и непарные по твердости – мягкости.

2

Различие на слух твёрдых и мягких согласных в начале слова и правильное обозначение их соответствующими гласными буквами. Запоминание 1–2 примеров на каждый случай дифференциации


Согласные парные и непарные по звонкости – глухости.

2

Различие на слух согласных по звонкости- глухости в начале слова и правильное подчеркивание их карандашом. Запоминание 1–2 примера на каждый случай дифференциации


Ударение.

1.Ударение. Знакомство со знаком ударения.

2.Постановка знака ударения в слове.

3.Гласные ударные и безударные.

4. Выделение ударного гласного в

слове.

5.Гласные в образовании слогов.

6. Деление слов на слоги.

7. Деление слов со звуками и – й на слоги.

8. Перенос слова по слогам.

8

1


1

1

1


1

1

1

1


Сравнивание коротких слов, похожих по буквенному составу. Овладение умением различать данные слова на слух и соотносить их с соответствующими предметными картинками.




Овладение умением слышать и выделять голосом (по образцу учителя) ударный звук в слове, правильно ставить знак ударения.


Деление слова на слоги (сопровождая процесс хлопками) и переносить слова по слогам с одной строки на другую.





Графика.

Составление подписей к картинкам.

7

1



Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.

  1. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ь.

  2. Обозначение мягкости согласных на письме буквой е.

  3. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ё.

  4. Обозначение мягкости согласных на письме буквой и.

  5. Обозначение мягкости согласных на письме буквой ю.

  6. Обозначение мягкости согласных на письме буквой я.

  7. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я.

  8. Составление подписей к картинкам.



1


1


1


1


1


1

1


1

Овладение умением различать на слух твёрдые и мягкие согласные в начале слова и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. Запомнить 1–2 примера на каждый случай дифференциации


Слово.

Выбор заголовка из нескольких предложенных.

35

1



Слова, обозначающие название предметов.

  1. Различение слова и предмета.

  2. Предмет и его название.

  3. Слова, обозначающие название предметов.

  4. Слова-предметы, отвечающие на вопрос что?

  5. Слова-предметы, отвечающие на вопрос что?

  6. Названия частей предмета.

  7. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто?

  8. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто?

  9. Расширение круга слов, обозначающих фрукты.

  10. Расширение круга слов, обозначающих овощи.

  11. Расширение круга слов, обозначающих, мебель.

  12. Расширение круга слов, обозначающих транспорт.

  13. Расширение круга слов, обозначающих явления при-роды.

  14. Расширение круга слов, обозначающих растения.

  15. Расширение круга слов, обозначающих животных

  16. Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов

  17. Выбор заголовка из нескольких предложенных.

17


1

1

1


1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Овладение умением различать названия предметов по вопросам кто? что? Называть легко выделяемые части знакомого предмета и ставить вопрос что? к названиям частей.




Выбор обобщающего слова (из двух предложенных слов) к группе однородных предметов.


Отрабатывание умения изменять форму слова в зависимости от обозначения одного или нескольких одинаковых предметов.



Имена собственные.

  1. Большая буква в именах людей.

  2. Большая буква в именах, фамилиях людей.

  3. Большая буква в кличках животных.

  4. Большая буква в кличках животных.

  5. Большая буква в именах, фамилиях людей икличках животных.

  6. Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.


6

1


1

1


1

1


1

Овладение умением понимать различие между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запомнить правило записи имён людей и кличек животных. Проявлять желание придумывать клички животным, изображённым на картинках, и записывать название животного и его кличку. Овладевать умением правильно записывать имена и клички в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух.


Слова, обозначающие название действий.

  1. Различение действия и его

названия.

  1. Слова, обозначающие название действий.

  2. Действие и его название.

  3. Название действий по вопросам что делает?

  4. Название действий по вопросам что делают?

  5. Название действий по вопросам что делают?

  6. Название действий по вопросам что делал?

  7. Название действий по вопросам что делал?

  8. Название действий по вопросам что будет делать?

  9. Различение названий действий по вопросам.

  10. Согласование слов-действий со словами-предметами.

  11. Согласование слов-действий со словами-предметами.

12


1


1

1

1

1


1

1


1

1

1


1

1


Овладение умением различать названия действий по вопросам что делает? и что делают?


Подбор названия 1–2 действий к названию предмета с опорой на вопрос


Выбор одного из двух предложенных названий действий и вставлять его в предложение.




Предлог.

  1. Предлог как отдельное слово.

  2. Раздельное написание предлога со словами.

  3. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов

  4. Составление предложений с предлогами.

8

2


2


2


2

Овладение умением находить в предложении «маленькое слово» – предлог. Учитывать наличие предлога при подсчёте слов в предложении и его схеме.



Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных).

Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора

  1. Большая буква в именах и фамилиях людей.

  2. Большая буква в кличках животных.

  3. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.

  4. Коллективное составление короткого рассказа на заданную учителем тему после предварительного разбора

3



1


1

1


1


1

Понимание различий между названием человека и его именем, названием животного и его кличкой. Запоминание правила записи имён людей и кличек животных. Подбирание кличек животным, изображённым на картинках, и записывание названия животного и его кличку. Овладевать умением правильно записывать имена и клички в словосочетаниях и коротких предложениях, воспринимаемых на слух.


Правописание.

  1. Выделение трудной гласной в словах.

  2. Написание гласных в словах-родственниках.


2

1


1

Запись трудной гласной с опорой на схему и без неё.

Подбор гнёзд родственных слов.


Предложение.

  1. Смысловая законченность предложения.

  2. Признаки предложения.

  3. Правила записи предложения.

  4. Выделение предложений из текста.

  5. Порядок слов в предложении.

  6. Составление предложений с опорой на сюжетную картину.

  7. Составление предложений с опорой на серию сюжетных картин

  8. Составление предложений по вопросам.

  9. Завершение начатого предложения.

  10. Оформление предложения в устной и письменной речи

10

1

1


1


1


1


1


1

1


1

Твёрдо знать правила записи предложения. Показывать отражение этих правил в записанном предложении и на его схеме.



Овладение умением выделять заданное предложение из текста (предложение о ком-то или о чём-то).



Составление предложения из 2–3 данных слов по предметной или сюжетной картинке.

Овладение умением различать на слух разные по интонации предложения (предложения-вопросы и предложения-ответы). Подкреплять данное умение демонстрацией карточки с точкой или вопросительным знаком. Повторять за учителем предложение с правильной интонацией (вопросительной или повествовательной


Контрольные диктанты.

9



ИТОГО:

136 ч.


Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Печатная литература:

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2021 г.

2. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. В 2 частях. – М.: «Просвещение», 2018 г.

3. А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. Методика преподавания русского языка. -

М.: Просвещение, 2011.

4.А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. «Дидактические игры на уроках русского

языка в 1-4 классах вспомогательной школы». - М.: Просвещение, 1987.

5. В.В. Волина. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

6. В.В. Воронкова. Обучение грамоте и правописанию в I – IVклассах

вспомогательной школы, - М., «Школа – пресс», 1995.

7.Л.В.Зубарева. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. Практические

и тренировочные упражнения. Волгоград. Учитель. 2007.А.А. Катаева,

8. Е.А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения. М.:

Просвещение, 1991 г.

9. Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя.

1 класс. М.: «ВАКО», 2008.

10. Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. Система упражнений по

коррекции письма и чтения для детей ОНР. Воронеж. ЧТ С.С. Лако-

цепин. 2006.

11. Н.П. Мещерякова Е.В.Зубович, С.В. Леонтьева. Коррекция письменной речи в начальной школе. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2009.

Используемые ресурсы:

1. Слайды:«Алфавит», «Звуки и буквы», «Имена собственные», «Гласные ударные и безударные», «Жи-ши, ча-ща, чу-щу», «Слова, обозначающие предметы», «Слова, обозначающие действия», «Мягкий знак на конце и в середине слова», «Парные звонкие и глухие согласные», «Предлоги», «Семья», «День Победы», «Школа», «Поведение в школе», «Учитель, ученик, класс», «Посуда», «Уборка в классе», «Помощники», «1 сентября», «Осень», «Зима», «Декабрь», «Вьюга», «Наш город», «Профессии», «В лесу», «На реке», «Животные леса», «Подарки для выставки», «Школьный сад», «Фрукты», «Овощи», «Сказки», «Мышки в норке», «Зоопарк».

2. Видеофильмы: «Листопад», «Дождь»,«Орел»,«Весна»,«Зима в Простоквашино»,«Сказки В. Сутеева», «Апрель»,«Лето».

3. Презентации: «Откуда взялись буквы», «Письменные буквы русского алфавита», «Учимся писать», «Игры с буквами и словами», «Фото обучающихся»,«Картинный словарь», «Разделительный мягкий знак», «Подарок для папы», «Инструменты», «Зимние забавы», «Дежурство в классе».

4. Аудиозаписи:«Музыка Шопена», «Песни В. Шаинского».

Электронные пособия:

1.CD-ROM «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс».

2. CD-ROM «Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажёр 1 класс».

3. «Гимнастика для глаз».

4. «Буратино делает зарядку».

Оборудование, ТСО


№п.п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 15 учащихся

ИЛЛЮСТРАЦИИ//ПЛАКАТЫ

1.

Комплекты таблиц по русскому языку.

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала.

1 комплект

2.

Плакаты: «Алфавит», «Лента букв», «Времена года»,

«Домашние животные».


Служат для обеспечения наглядности при изучении материала.

1 экземпляр

3.

Демонстрационная азбука на магнитной основе.


Служит для обеспечения наглядности при изучении материала.

1 комплект

4.

Картинки: «Родная природа», «Животные, Домашние питомцы», «Овощи», «Профессии».

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала.

1 экземпляр

5.

Раздаточный иллюстративный материал: «Продукты питания»,«Игрушки», «Инструменты», «Спортивный инвентарь»,«Рыбы», « Насекомые», «Лесные истории».

Служит для обеспечения наглядности при изучении материала.

1 комплект

6.

Наборы карточек: «Дикие кошки», «Цветы», «Ягоды», «Птицы», «Домашние животные и птицы».

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала.

1 комплект

СРЕДСТВА ИКТ

1.

Ноутбук

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями.

1

2.

Мультимедийный проектор.


Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями.

1

ТСО

1.

Телевизор.

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями.

1

2.

DVD.


Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями.

1

3.

Магнитофон

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями.

1


Планируемые результаты по предмету «Русский язык».

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

-анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и со-гласные, согласные звонкие и глухие, р –л, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

-списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

-писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

-писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

-составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

Минимальный уровень

Учащиеся должны уметь:

-различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные согласные звуки; оппозиционные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

-делить слова на слоги для переноса;

-списывать по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

-записывать под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с

изученными орфограммами;

-обозначать мягкость и твердость согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

-дифференцировать подбор слов, обозначающих предметы, действия;

-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

-выделение из текста предложений на заданную тему.

Достаточный уровень

Учащиеся должны уметь:

-различать звуки и буквы;

-характеризовать гласные и согласные звуки с опорой на образец и опорную схему;

-списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

-записывать под диктовку текст, включающего слова с изученными орфо-граммами (15-20 слов);

-дифференцировать и подбирать слова различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов и действий);

-составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами с помощью учителя, ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

-самостоятельная запись 1-2 предложений из составленного текста после его анализа.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по русскому языку

Оценка «5» ставится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.


СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол № 1 заседания

методического объединения Заместитель директора по УВР учителей начальных классов ГКОУ школы № 8г. Лабинска

ГКОУ школы № 8 г. Лабинска ___________Скорикова А.В.

от « 30» августа 2022 г.

_______________Столбова Л.Н. «30» августа 2022 г.

Подпись руководителя МО

.