Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от « 31» августа 2022 года
протокол № 1
Председатель педсовет
_____________ О.В.Скорик
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По речевой практике
Уровень образования (класс): начальное общее образование, 2 класс
Количество часов: 2 класс - 68; в неделю - 2 часа
Учитель: Казарцева Елена Александровна
Программа разработана на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по речевой практике составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , Москва, «Просвещение», 2021 г. (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, 1 вариант) .
Предлагаемая программа ориентирована на учебник: Речевая практика, 2 класс, С. В. Комарова. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – 2-е изд., Москва, «Просвещение», 2018 г.
Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г .№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
-Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
-Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2022 г. № 47-01-13-12008/22 « О формировании учебных планов образовательных организаций на 2022-2023 учебный год»;
Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.08.2021 г. № 47-01-13-16710/21 с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».
Цели образования с учётом специфики предмета:
Формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет обучающимся максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Задачи:
-способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
-формировать выразительную сторону речи и ее эмоциональную окрашенность;
-учить строить устные связные высказывания;
-учить общаться с лицами из непосредственного окружения.
Задачи обучения:
-учащиеся должны понимать и чётко выполнять речевые инструкции;
-взаимодействовать друг с другом, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, участвовать в диалогах в различных бытовых ситуациях;
-развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствование их лексики, грамматического строя речи, формирование умений связного монологического высказывания.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлен на всестороннее развитие личности ребёнка. Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Первыми шагами в направлении развития коммуникативных навыков становятся: формирование социальных ответных реакций; понимание простых речевых инструкций; расширение словаря (понимание значения названий предметов и действий). В процессе обучения у детей формируются навыки привлечения внимания, обращения за помощью, выражения просьбы и отказа, сообщения и комментирования действий и событий и пр. Содержание предмета помогает детям получить элементарные навыки, необходимые для общения в учебных, игровых, бытовых и других ситуациях, чтобы с их помощью обогащать детский опыт общения. Уроки речевой практики должны строиться с учётом специфики обучения. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико-грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. На уроках обеспечивается формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др. Особое внимание отводится созданию речевых ситуаций с использованием элементов импровизации, которые направлены на активизацию спонтанной речи детей.
Предмет «Речевая практика» включает в себя подразделы:
«Аудирование»: содержание направлено на развитие способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь.
«Дикция и выразительность речи»:отработка у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.
Общение и его значение в жизни: проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.
Организация речевого общения: проигрывание речевых ситуаций.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» включён в учебный план школы. На изучение предмета по учебному плану во 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
предмета
Личностные учебные действия:
- воспитание поведения ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
- осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих реальному возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;
- уважительное и бережное отношение к людям и результатам их деятельности;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
- бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны;
- обучение безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться в конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
- принимать цели, включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности;
- оценивать деятельность с учётом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- сравнивать, классифицировать предметы на наглядном материале;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- делать простейшие обобщения; устные высказывания;
Содержание учебного предмета
2 класс
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомся пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи (те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций.
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации:
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного моноло-гического) по теме ситуации.
Аудирование и понимание речи, дикция и выразительность речи изучаются на каждом уроке.
Тематическое планирование.
2 класс
№ п/п | Разделы, темы. | Кол – во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| Аудирование. | На каждом уроке. | Выполнение простых и составных устных инструкций учителя: сядь за парту, достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении учителя и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. |
| Дикция и выразительность речи. | На каждом уроке. | Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение (сначала со зрительной подсказкой). Дыхательные упражнения. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. |
| Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (открытки). Общение на расстоянии. Кино, телевидение. Условные знаки в общении людей. Использование мимики в общении. | 4 | Упражнения в использовании нормального темпа речи. Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. |
| Организация речевого общения | 64 | |
| Я в школе. «Добро пожаловать!» Поздравления с началом учебного года (приветствие и прощание). У нас новый ученик. Знакомство с новым учеником. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии. Дежурство с другом (подругой). Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Истории о лете. Игры летом. Истории о лете. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам). «Ура! Перемена!» Грубые и негрубые обращения. Правила для школьника. Именные, бытовые, ласковые обращения. | 7 | 1.Приветствие, представление новых учеников (беседа, игра «Приветствие») 2.Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы) 3.Актуализация правил поведения при знакомстве. 4.Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, в произнесении реплик приветливым тоном. 5. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик – ученик. 6.Ролевые игры по теме 7.Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план. |
| Игры и игрушки. Игрушки. Обращение с просьбой к сверстнику. Моя любимая игрушка. Одобрение (мне нравится твоя игрушка). Магазин игрушек. Функциональные обращения (к продавцу). Уложим куклу спать. Пожелания «Спокойной ночи». Мы уже не малыши. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего». | 5 | 1.Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) 2.Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. 3.Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) 4.Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. 5.Моделирование диалогов. 6.Ролевые игры по теме. |
| Играем в сказку. Знакомство со сказкой «Три медведя». Ответы на вопросы учителя. Инсценирование сказки «Три медведя». Использование мимики и жестов в общении. Знакомство со сказкой «Три поросёнка». Формирование вопроса учителю, одноклассникам. Инсценирование сказки «Три поросёнка». Моделирование речевых ситуаций. Знакомство со сказкой «Красная Шапочка». Инсценирование сказки «Красная Шапочка». | 6 | 1.Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) 2.Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) 3.Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) 4.Инсценирование сказки 5. Обобщающая беседа |
| Я – дома. В воскресенье все дома. Бытовые (неофициальные) обращения в семье. Расскажи о себе: «Меня зовут …». Я звоню своему другу. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Выражение просьбы позвать к телефону. Распространение этих формул с помощью приветствия. Я звоню к себе домой. Значение сигналов телефонной связи. | 5 | 1.Введение в тему (беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций). 2.Выявление умений учащихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, сотовый, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «ждите» и «занято», ответы операторов мобильных сетей. 3.Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. при (беседа с элементами рассказа) . 4.Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес учащегося) 5.Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) 6.Ролевые игры по теме ситуации |
| Я и мои товарищи. Играем во дворе. Обращение с просьбой к сверстнику. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Не надо больше ссориться. Правильная реакция на замечания. Обращение и мотивировка при извинении. Дружат в нашем классе девочки и мальчики. Имена, фамилии, девочка-мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они. Наш товарищ заболел. Сочувствие заболевшему сверстнику. | 4 | 1.Ведение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций) 2.Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников. 3.Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был») 4.Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на план и иллюстрации. |
| Мы встречаем Новый год. Готовимся к празднику. Формула «Поздравляю с праздником…». Новогодние поздравления. Пожелания близким и малознакомым людям. | 2 | 1.Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя) 2.Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, условно-графические схемы. 3.Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики. 4.Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник. 5.Приглашение гостей на карнавал (устно и распространение письменных приглашений) 6.Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике. 7.Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» |
| Зимняя прогулка. Зимняя одежда. Обращение с просьбой подать одежду. Зимние забавы. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мы катаемся с горки. Речевые ситуации: «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе». Мы лепим снеговиков. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др. | 4 | 1. Ведение в тему (работа с иллюстрациями). 2.Тренировочные упражнения в интонировании предложений. 3. Игра «Живое предложение» 4. Конструирование возможных диалогов в ситуации записи в кружок (студию, секцию). 5.Моделирование диалогов. 6. Ролевые игры по теме. 7.Коллективное составление рассказа по теме с опорой на план. |
| Мойдодыр. Я умываюсь. Закрепление умения строить высказывание-просьбу. Я чищу зубы. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. Режим дня школьника. Составление предложений по теме ситуации. Я правильно одеваюсь. Составление предложений по теме ситуации. Вещи в моём шкафу. Воспроизведение по памяти отдельных предложений. Я собираюсь на прогулку. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. Содержу одежду в чистоте. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Опрятному человеку нужны помощники. Закрепление умения строить высказывание-просьбу. | 8 | 1.Ведение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей услышанному предложению, игра «Живое предложение», ) 2.Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. 3. Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) 4.Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. 5.Моделирование диалогов. 6. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации 7.Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») |
| Я поздравляю тебя! Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки (« Спаси. о … имя»). Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание.(«Спасибо за поздравление») Ответные реплики на поздравление, пожелание ( «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). | 4 | 1.Ведение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями) 2.Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план). |
| Я за порогом дома. Садитесь, пожалуйста! Поведение в автобусе. Мы не знаем, как пройти. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. Где я живу? Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. Моя дорога в школу. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. За покупками в магазин. Функциональное обращение к продавцу. День рождения. Знакомство с гостями. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации. День рождения. Провожаем гостей. Формулы «Приходите ещё …». «Рад был познакомиться». | 7 | 1.Введение в тему (беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций). 2.Выявление умений учащихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, сотовый, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «ждите» и «занято», ответы операторов мобильных сетей. 3.Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания при (беседа с элементами рассказа) 4. Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес учащегося). 5.Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) 6.Ролевые игры по теме ситуации. |
| Я в мире природы. К нам весна шагает. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. Первоцветы. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. Весенняя прогулка. Обращения к сверстникам. «А у нас в квартире кот! А у вас?» Общение с животными. Учу попугая говорить. Составление устного текста (диалогического) по теме ситуации. У меня есть щенок! Составление рассказа-описания щенка. У меня есть щенок! Актуализация и уточнение словарного запаса по теме. Здравствуй, лето! Составление устного текста (диалогического) по теме ситуации Здравствуй, лето !Составление устного текста (несложного монологического) по теме ситуации. | 9 | 1.Введение в тему (работа с иллюстрацией) 2.Актуализация личного опыта школьников: беседа с элементами рассказывания. 3.Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик – ученик. 4.Ролевые игры по теме 5.Составление рассказа «Ура, каникулы! » с опорой на картинный план |
| Поклонимся памяти Героев Поздравительные открытки. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Поздравление героям войны. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме | 3 | 1.Введение в ситуацию 2.Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией 3.Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов 4.Создание видеопоздравления |
| ИТОГО: | 68 ч. | |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Печатная литература:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2021 г.
2. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. С, В. Комарова. – Москва, «Просвещение», 2018.
Оборудование, ТСО
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Дидактическое описание | Количество на 15 учащихся |
ИЛЛЮСТРАЦИИ//ПЛАКАТЫ |
1. | Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой. | Служат для обеспечения наглядности при изучении материала | 1 комплект |
СРЕДСТВА ИКТ |
1. | Ноутбук | Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями | 1 |
2. | Мультимедийный проектор | Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями | 1 |
ТСО |
3. | DVD | Предназначен для применения на уроках электронных пособий | 1 |
4. | Телевизор | Предназначен для применения на уроках электронных пособий | 1 |
5. | Магнитофон | Предназначен для прослушивания аудиозаписей | 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Речевая практика» во 2 классе.
Предметные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
Достаточный уровень:
- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной пленке;
- использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
- уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
- знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе, ближайших родственников;
- слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно - символический план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;
- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома;
- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:
1) Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.
2) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын-дочь, воспитанник, одноклассник и др.).
3) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения.
4) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 года обучения).
5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 года обучения).
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по речевой практике
При оценке достижений умственно отсталых школьников по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать такую оценку, которая бы стимулировала активность второклассников в процессе участия в речевых ситуациях. Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично».
Деятельность школьников оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях. Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней школьников, учителю важно проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведёт к снижению активности. При обсуждении действий участников проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые недостатки.
При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых навыках.
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол № 1 заседания
методического объединения Заместитель директора поУВР учителей начальных классов ГКОУ школы № 8г. Лабинска
ГКОУ школы № 8 г. Лабинска ________ Скорикова А.В.
От «30» августа 2022 г.
_______________Столбова Л.Н. «30» августа 2022г.