СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №8 г. Лабинска





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от « 31» августа 2022 года

протокол № 1

Председатель педсовет

_____________ О.В.Скорик






      1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По речевой практике


Уровень образования (класс): начальное общее образование, 2 класс


Количество часов: 2 класс - 68; в неделю - 2 часа



Учитель: Казарцева Елена Александровна
















Программа разработана на основе Примерной адаптированной основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по речевой практике составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) , Москва, «Просвещение», 2021 г. (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, 1 вариант) .

Предлагаемая программа ориентирована на учебник: Речевая практика, 2 класс, С. В. Комарова. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – 2-е изд., Москва, «Просвещение», 2018 г.

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г .№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

-Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».

-Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2022 г. № 47-01-13-12008/22 « О формировании учебных планов образовательных организаций на 2022-2023 учебный год»;

Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.08.2021 г. № 47-01-13-16710/21 с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

Цели образования с учётом специфики предмета:

Формирование у учащихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет обучающимся максимально реализоваться в самостоятельной жизни.

Задачи:

-способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

-формировать выразительную сторону речи и ее эмоциональную окрашенность;

-учить строить устные связные высказывания;

-учить общаться с лицами из непосредственного окружения.

Задачи обучения:

-учащиеся должны понимать и чётко выполнять речевые инструкции;

-взаимодействовать друг с другом, обращаться друг к другу и адекватно отвечать на вопрос или просьбу, участвовать в диалогах в различных бытовых ситуациях;

-развитие интонационной выразительности речи детей, совершенствование их лексики, грамматического строя речи, формирование умений связного монологического высказывания.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлен на всестороннее развитие личности ребёнка. Введение предмета «Речевая практика» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых школьников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Первыми шагами в направлении развития коммуникативных навыков становятся: формирование социальных ответных реакций; понимание простых речевых инструкций; расширение словаря (понимание значения названий предметов и действий). В процессе обучения у детей формируются навыки привлечения внимания, обращения за помощью, выражения просьбы и отказа, сообщения и комментирования действий и событий и пр. Содержание предмета помогает детям получить элементарные навыки, необходимые для общения в учебных, игровых, бытовых и других ситуациях, чтобы с их помощью обогащать детский опыт общения. Уроки речевой практики должны строиться с учётом специфики обучения. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные в таких разделах программы, как: аудирование, дикция и выразительность речи, лексико-грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. На уроках обеспечивается формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др. Особое внимание отводится созданию речевых ситуаций с использованием элементов импровизации, которые направлены на активизацию спонтанной речи детей.

Предмет «Речевая практика» включает в себя подразделы:

«Аудирование»: содержание направлено на развитие способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь.

«Дикция и выразительность речи»:отработка у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.

Общение и его значение в жизни: проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.

Организация речевого общения: проигрывание речевых ситуаций.


Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» включён в учебный план школы. На изучение предмета по учебному плану во 2 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

предмета

Личностные учебные действия:

- воспитание поведения ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

- осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих реальному возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;

- уважительное и бережное отношение к людям и результатам их деятельности;

- включение в общеполезную социальную деятельность;

- бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны;

- обучение безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться в конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);

- принимать цели, включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

- принимать оценку деятельности;

- оценивать деятельность с учётом предложенных критериев;

- корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Познавательные учебные действия:

- выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- сравнивать, классифицировать предметы на наглядном материале;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- делать простейшие обобщения; устные высказывания;

Содержание учебного предмета

2 класс

Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомся пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи (те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)».«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»

Примерные темы речевых ситуаций.

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации:

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного моноло-гического) по теме ситуации.

Аудирование и понимание речи, дикция и выразительность речи изучаются на каждом уроке.

Тематическое планирование.

2 класс


п/п


Разделы, темы.

Кол – во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Аудирование.

На каждом уроке.

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя: сядь за парту, достань книгу, возьми тетради на столе и раздай их. Словесный отчет о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении учителя и с аудионосителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.


Дикция и выразительность речи.

На каждом уроке.

Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчетливое и выразительное их произнесение (сначала со зрительной подсказкой). Дыхательные упражнения. Громкая, тихая и шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь.


Общение и его значение в жизни.

  1. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.

  2. Письменное общение (открытки).

  3. Общение на расстоянии. Кино, телевидение.

  4. Условные знаки в общении людей. Использование мимики в общении.

4

Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.


Организация речевого общения

64



Я в школе.

  1. «Добро пожаловать!» Поздравления с началом учебного года (приветствие и прощание).

  2. У нас новый ученик. Знакомство с новым учеником. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии.

  3. Дежурство с другом (подругой). Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии).

  4. Истории о лете. Игры летом.

  5. Истории о лете. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам).

  6. «Ура! Перемена!» Грубые и негрубые обращения.

  7. Правила для школьника. Именные, бытовые, ласковые обращения.

7

1.Приветствие, представление новых учеников (беседа, игра «Приветствие»)

2.Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы)

3.Актуализация правил поведения при знакомстве.

4.Тренировочные упражнения в использовании приветливого выражения лица, в произнесении реплик приветливым тоном.

5. Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик – ученик.

6.Ролевые игры по теме

7.Составление рассказа «1 сентября» с опорой на картинный план.


Игры и игрушки.

  1. Игрушки. Обращение с просьбой к сверстнику.

  2. Моя любимая игрушка. Одобрение (мне нравится твоя игрушка).

  3. Магазин игрушек. Функциональные обращения (к продавцу).

  4. Уложим куклу спать. Пожелания «Спокойной ночи».

  5. Мы уже не малыши. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего».

5

1.Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)

2.Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание.

3.Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах)

4.Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей.

5.Моделирование диалогов.

6.Ролевые игры по теме.


Играем в сказку.

  1. Знакомство со сказкой «Три медведя». Ответы на вопросы учителя.

  2. Инсценирование сказки «Три медведя». Использование мимики и жестов в общении.

  3. Знакомство со сказкой «Три поросёнка». Формирование вопроса учителю, одноклассникам.

  4. Инсценирование сказки «Три поросёнка». Моделирование речевых ситуаций.

  5. Знакомство со сказкой «Красная Шапочка».

  6. Инсценирование сказки «Красная Шапочка».

6

1.Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)

2.Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

3.Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма)

4.Инсценирование сказки

5. Обобщающая беседа


Я – дома.

  1. В воскресенье все дома. Бытовые (неофициальные) обращения в семье.

  2. Расскажи о себе: «Меня зовут …».

  3. Я звоню своему другу. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре.

  4. Выражение просьбы позвать к телефону. Распространение этих формул с помощью приветствия.

  5. Я звоню к себе домой. Значение сигналов телефонной связи.

5

1.Введение в тему (беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций).

2.Выявление умений учащихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, сотовый, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «ждите» и «занято», ответы операторов мобильных сетей.

3.Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания. при (беседа с элементами рассказа) .

4.Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес учащегося)

5.Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)

6.Ролевые игры по теме ситуации


Я и мои товарищи.

  1. Играем во дворе. Обращение с просьбой к сверстнику. Развертывание просьбы с помощью мотивировки.

  2. Не надо больше ссориться. Правильная реакция на замечания. Обращение и мотивировка при извинении.

  3. Дружат в нашем классе девочки и мальчики. Имена, фамилии, девочка-мальчик, я, он, она, ты, вы, мы, они.

  4. Наш товарищ заболел. Сочувствие заболевшему сверстнику.

4

1.Ведение в ситуацию (беседа на основе иллюстраций)

2.Моделирование диалогов на основе иллюстраций с опорой на имеющиеся знания о правилах знакомства и приветствия старших и ровесников.

3.Составление рассказов об отдельных местах в школе (работа с символическими обозначениями помещений, составление предложений, коллективное рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы учителя и друг друга, игра «Угадай, где я был»)

4.Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на план и иллюстрации.


Мы встречаем Новый год.

  1. Готовимся к празднику. Формула «Поздравляю с праздником…».

  2. Новогодние поздравления. Пожелания близким и малознакомым людям.

2

1.Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя)

2.Составление предложений по теме с опорой на иллюстрации, условно-графические схемы.

3.Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.

4.Подготовка письменных приглашений на новогодний праздник.

5.Приглашение гостей на карнавал (устно и распространение письменных приглашений)

6.Новогодний карнавал: приветствие гостей, комплименты, игры на празднике.

7.Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»


Зимняя прогулка.

  1. Зимняя одежда. Обращение с просьбой подать одежду.

  2. Зимние забавы. Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

  3. Мы катаемся с горки. Речевые ситуации: «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе».

  4. Мы лепим снеговиков. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

4

1. Ведение в тему (работа с иллюстрациями).

2.Тренировочные упражнения в интонировании предложений.

3. Игра «Живое предложение»

4. Конструирование возможных диалогов в ситуации записи в кружок (студию, секцию).

5.Моделирование диалогов.

6. Ролевые игры по теме.

7.Коллективное составление рассказа по теме с опорой на план.


Мойдодыр.

  1. Я умываюсь. Закрепление умения строить высказывание-просьбу.

  2. Я чищу зубы. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме.

  3. Режим дня школьника. Составление предложений по теме ситуации.

  4. Я правильно одеваюсь. Составление предложений по теме ситуации.

  5. Вещи в моём шкафу. Воспроизведение по памяти отдельных предложений.

  6. Я собираюсь на прогулку. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме.

  7. Содержу одежду в чистоте. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

  8. Опрятному человеку нужны помощники. Закрепление умения строить высказывание-просьбу.

8

1.Ведение в тему (подбор слов, точно характеризующих щенков на иллюстрациях, выбор картинки, точно соответствующей услышанному предложению, игра «Живое предложение», )

2.Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения.

3. Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах)

4.Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.

5.Моделирование диалогов.

6. Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации

7.Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)


Я поздравляю тебя!

  1. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки (« Спаси.

о … имя»).

  1. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности.

  2. Ответные реплики на поздравление, пожелание.(«Спасибо за поздравление»)

  3. Ответные реплики на поздравление, пожелание ( «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

4

1.Ведение в ситуацию (отгадывание загадки, беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-графическими изображениями)

2.Подготовка и составление рассказов по теме ситуации (коллективное составление рассказа по иллюстрации, игры «Рассказ по кругу», «Дополни предложение», «Копилка вопросов», индивидуальные рассказы с опорой на план).


Я за порогом дома.

  1. Садитесь, пожалуйста! Поведение в автобусе.

  2. Мы не знаем, как пройти. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

  3. Где я живу? Актуализация и уточнение словарного запаса по теме.

  4. Моя дорога в школу. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме.

  5. За покупками в магазин. Функциональное обращение к продавцу.

  6. День рождения. Знакомство с гостями. Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

  7. День рождения. Провожаем гостей. Формулы «Приходите ещё …». «Рад был познакомиться».

7

1.Введение в тему (беседа на основе личного опыта учащихся, рассматривание иллюстраций).

2.Выявление умений учащихся пользоваться телефонным аппаратом. Тренировочные упражнения в наборе заданного телефонного номера на телефонных аппаратах разных типов. Упражнения в чтении телефонных номеров разных типов (городской, сотовый, номер экстренного вызова). Знакомство с правилами набора разных типов номеров. Сигналы «ждите» и «занято», ответы операторов мобильных сетей.

3.Знакомство с правилами ведения телефонного разговора: говорить чётко, громко, использовать приветствие в начале разговора, завершать разговор фразой прощания при (беседа с элементами рассказа)

4. Заучивание необходимой информации для общения с диспетчерами экстренных служб (фамилия, имя и отчество, адрес учащегося).

5.Закрепление полученных знаний (конструирование возможных реплик в телефонном диалоге с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)

6.Ролевые игры по теме ситуации.


Я в мире природы.

  1. К нам весна шагает. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме.

  2. Первоцветы. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме.

  3. Весенняя прогулка. Обращения к сверстникам.

  4. «А у нас в квартире кот! А у вас?» Общение с животными.

  5. Учу попугая говорить. Составление устного текста (диалогического) по теме ситуации.

  6. У меня есть щенок! Составление рассказа-описания щенка.

  7. У меня есть щенок! Актуализация и уточнение словарного запаса по теме.

  8. Здравствуй, лето! Составление устного текста (диалогического) по теме ситуации

  9. Здравствуй, лето !Составление устного текста (несложного монологического) по теме ситуации.

9

1.Введение в тему (работа с иллюстрацией)

2.Актуализация личного опыта школьников: беседа с элементами рассказывания.

3.Конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик, ученик – ученик.

4.Ролевые игры по теме

5.Составление рассказа «Ура, каникулы! » с опорой на картинный план


Поклонимся памяти Героев

  1. Поздравительные открытки.

  2. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.

  3. Поздравление героям войны. Актуализация и уточнение словарного запаса по теме

3

1.Введение в ситуацию

2.Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией

3.Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

4.Создание видеопоздравления


ИТОГО:

68 ч.



Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Печатная литература:

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2021 г.

2. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. С, В. Комарова. – Москва, «Просвещение», 2018.


Оборудование, ТСО

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 15 учащихся

ИЛЛЮСТРАЦИИ//ПЛАКАТЫ

1.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.


Служат для обеспечения наглядности при изучении материала

1 комплект

СРЕДСТВА ИКТ

1.

Ноутбук

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1

2.





Мультимедийный проектор

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1

ТСО

3.

DVD

Предназначен для применения на уроках электронных пособий

1

4.

Телевизор

Предназначен для применения на уроках электронных пособий

1

5.

Магнитофон

Предназначен для прослушивания аудиозаписей

1


Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Речевая практика» во 2 классе.

Предметные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:

Достаточный уровень:

- выполнять различные задания по словесной инструкции учителя, понимать речь, записанную на магнитофонной пленке;

- использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;

- участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и спрашивать ответа у товарищей;

- правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;

- уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;

- знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей, сотрудников, часто взаимодействующих с детьми в школе, ближайших родственников;

- слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно - символический план.

Минимальный уровень:

- выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;

- называть предметы и действия, соотносить их с картинками;

- правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова;

- адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;

- знать свое имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы и дома маршрут до школы и дома;

- участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);

- слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.

Личностные результаты, ожидаемые после 2 года обучения:

1) Зарождение представлений о праздниках личных и государственных, связанных с историей страны.

2) Практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын-дочь, воспитанник, одноклассник и др.).

3) Принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного поведения.

4) Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2 года обучения).

5) Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2 года обучения).

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по речевой практике

При оценке достижений умственно отсталых школьников по предмету «Речевая практика» следует исходить от достигнутых ими личных достижений, индивидуальной динамики речевого и коммуникативного развития. Принципиально важно выбирать такую оценку, которая бы стимулировала активность второклассников в процессе участия в речевых ситуациях. Работа учащихся на уроке не оценивается системой баллов. Оценка достижений осуществляется по шкале «хорошо - очень хорошо - отлично».

Деятельность школьников оценивается по итогам их участия в речевых ситуациях. Обсуждая речевую ситуацию, оценивая участие в ней школьников, учителю важно проявлять такт. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведёт к снижению активности. При обсуждении действий участников проигранного сюжета отмечаются прежде всего удачные моменты и тактично указываются на некоторые недостатки.


При этом берется во внимание не конечный результат работы ученика, а его продвижение в речевых навыках.



СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол № 1 заседания

методического объединения Заместитель директора поУВР учителей начальных классов ГКОУ школы № 8г. Лабинска

ГКОУ школы № 8 г. Лабинска ________ Скорикова А.В.

От «30» августа 2022 г.

_______________Столбова Л.Н. «30» августа 2022г.