СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска




УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от «31» августа 2022 г.

протокол №1

Председатель педсовета

_____________ О.В.Скорик







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По изобразительному искусству


Уровень образования класс: начальное общее образование, 2 класс


Количество часов: 2 класс – 34 часа; в неделю – 1 час


Учитель: Казарцева Елена Александровна
















Программа разработана на основе адаптированной основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва,«Просвещение»,2021 г.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), издательство: г.Москва, «Просвещение», 2021 г

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Изобразительное искусство», 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. – 4-е изд. М. Просвещение, 2021 г.

Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».

- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2022 г. № 47-01-13-12008/22 « О формировании учебных планов образовательных организаций на 2022-2023 учебный год»;

- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 09.08.2021 г. № 47-01-13-16710/21 с рекомендациями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью».

Цели образования с учётом специфики учебного предмета

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) , развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.



Цели образования с учётом специфики учебного предмета

Цели: Воспитание интереса к изобразительному искусству. Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека. Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

Задачи:

- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;

- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них;

- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;

- обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках;

- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.

- развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.

Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Общая характеристика учебного предмета.



Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Проводимые на уроках рисования многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы рук к точным и целенаправленным движениям, способствуют развитию зрительно - двигательной координации. В результате создаются благоприятные условия для формирования у детей навыков письма. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 1-4 классах. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Место учебного предмета в учебном плане.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» включён в учебный план школы.

На изучение предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности,формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его средствами приобщения к художественной культуре,формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка. Способствует познанию художественной культуры своего народа, воспитанию нравственности и патриотизма.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты освоения предмета:

-в связи с усвоением учебной программы по изобразительному искусству:

положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной деятельности;

-понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);

-оценка собственных возможностей и формируемых умений по передаче свойств объектов и явлений окружающего мира, а также отражению собственных впечатлений с помощью изобразительной деятельности;

-умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);

-развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства радости от восприятия красоты окружающей действительности;

-проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи;

-проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

-стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;

-привычка к организованности, порядку, аккуратности;

-овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

-овладение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

-элементарные представления о социальном окружении, своего места в нем;

установка на дальнейшее формирование умений в изобразительной и творческой деятельности.


Метапредметные результаты освоения учебного предмета:


Познавательные:

- формирование умения понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности;

- умение планировать и осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно творческих задач;

- умение организовать место занятий;

- стремление к освоению новых знаний и умений;

-овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания;

- моделирование;

- структурирование знаний;

- смысловое чтение;

- анализ объектов;

- сравнение объектов;

- классификация объектов;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:

- овладение умением распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- планирование учебного сотрудничества;

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка);

- постановка вопросов;

овладение умением вести диалог;

- разрешение конфликтов.

Регулятивные:

- анализ объектов;

- сравнение объектов;

- классификация объектов;

- построение логической цепи рассуждений.

- оценка качества и уровня усвоения;

- планирование;

- контроль;

- коррекция;

- стремление к достижению более высоких творческих результатов.


Предметные результаты обучения

Посредством занятий изобразительной деятельностью обучающиеся достигают следующих результатов:

-развитие представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

-овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства;

-развитие интереса к изобразительному искусству и изобразительной деятельности, потребности в художественном творчестве;

-овладение элементарными практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

формирование понятий и представлений по изучаемым темам, овладение тематической и терминологической лексикой, используемой при изобразительной деятельности и обсуждении предметов искусства и народного творчества.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

- формирование адекватности чувств;

- формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция развития речи:

- коррекция нарушений устной и письменной речи;

- коррекция монологической речи;

- диалогической речи;

- обогащение словаря.


Содержание учебного предмета

Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».


1. Обучение композиционной деятельности.

Закрепление умения размещать рисунок (в аппликации 2–3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Продолжение работы над понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый).

Закрепление умения учитывать расположение листа бумаги (горизонтальное и вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа; наряду со словесной речью учитель использует жесты, характеризующие направление, протяжённость, подчёркивающие размер предметов.

Обучение детей способам построения рисунка (многопредметное и фризовое построение). Обращение внимания на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу.

Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составление узора в полосе с соблюдением чередования формы и цвета его элементов.

Формирование умений планировать деятельность (в лепке, в процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе). Выделение этапов очерёдности.


2. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Формирование у обучающихся умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии (возможно использование приёма дорисовывания).

Обучение приёмам изображения с помощью опорных точек, а затем от руки геометрических форм: эталоны круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала. Использование приёма «дорисовывания изображения».

Развитие умения анализировать форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев: береза, ель, сосна. Формирование представления и развитие умения изображать человека в статической позе: человек стоит.

Развитие умения рисовать жилые дома городского типа (с использованием приёма сравнения).


3. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи

Обучение приёмам составления зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого цветов в работе с акварелью. Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета.

Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приёмам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, и т.д.). Закрепление приёма работы с акварелью «примакивание».

4. Обучение восприятию произведений искусства.

Беседа по плану:

1. Кто написал картину?

2. Что изображено на картине?

3. Нравится ли вам картина? Объясни почему.

4. Какое настроение (грустное, весёлое, спокойное) создаёт эта картина?

Для демонстрации рекомендуется использовать произведения живописи и книжной графики: картины И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачёва и др., доступные пониманию учащихся (по выбору учителя).

Занятия проводятся в форме классно-урочной системы. Практическая изобразительная деятельность обучающихся по обработке и оформлению собственных работ может осуществляться также и во внеурочное время.

Программой предусматриваются следующие виды работы:

-рисование с натуры и по образцу (готовому изображению);

- рисование по памяти, представлению и воображению;

- рисование на свободную и заданную тему;

-декоративное рисование;

лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению;

-лепка на тему; лепка декоративной композиции;

-выполнение плоскостной и полуобъёмной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

-проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и декоративно-прикладного искусства.


Тематическое планирование

2 класс


п/п

Разделы, темы

Кол–во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Блок 1.

Вспомним лето красное. Здравствуй , золотая осень!

Блок 2.

Что нужно знать о цвете и изображении в картине?




9


1.

Вспомним лето. Ветка с вишнями. Рисование и лепка.

1

Описание красоты природы, осеннее состояние природы.

Описание красоты осенних листьев, ягод вишни, учитывая их цвет и форму.

Самостоятельная работа. Лепка ветки с ягодами, глядя на предложенный учителем образец.

2.

Рисунок. Съедобные грибы.

1

Описание красоты природы в осеннее время года. Прослушивание рассказа учителя.

Рисование с натуры используя муляжи грибов.

3.

Лепка. Корзина с разными съедобными грибами.

1

Работа с муляжами грибов и образцом учителя. Лепка грибов из пластилина.

4.

Беседа о художниках и их картинах.

1

Просмотр и сравнивание картин разных художников.

5.

Фон темный, светлый. Рисунок зайца.

1

Работа с учебными принадлежностями. Работа с рисунком зайца.

Рисование зайца по образцу самостоятельно и с помощью учителя.

6.

Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок дерева.

1

Работа с картиной «Осенний лес». Работа с детскими книжками с иллюстрациями. Рисование листа дерева.


7.

Рабочее место для рисования красками акварель. Рисование фона. Небо .

1

Работа с принадлежностями. Рисование акварелью фона неба.


8.

Главные и составные цвета. Рисунок. Туча.

1

Работа с пособием «Главные и составные цвета». Выполнение рисунка тучи акварелью

самостоятельно и с помощью учителя.

9.

Рисунок. Фрукты на столе

1

Работа с учебником. Рисование фруктов по образцу учителя.


Блок 3.«Человек, как ты его видишь? Фигура человека в движении».

Блок 4. «Наступила красавица-зима. Зимние игры в праздники»



7


10

Рисование фигуры человека по шаблону.

1

Работа с принадлежностями. Работа по учебнику. Рисование фигуры человека по шаблону.

11.

Беседа о художниках и их картинах. Лепка человека .

1

Работа с принадлежностями. Работа с картинами И Шишкина. Лепка фигуры человека из пластилина.

12.

Рисунок. «Мама в новом платье».

1

Работа с наброском поэтапного изображения человека.

13.

Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во дворе».

1

Работа с детскими книжками и иллюстрациями. Работа с пластилином. Лепка снеговика.

14.

Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и ножницами. Аппликация и рисунок.

1

Работа по образцам иллюстраций в детских книжках.

Работа с принадлежностями.

15.

Рисунок. Петрушка.

1

Работа над рисунком по образцу Петрушки. Обсуждение работы в коллективе.

16.

Аппликация «Хоровод».

1

Работа с принадлежностями. Работа по образцам симметричного вырезания.


Блок 5. «Любимые домашние животные. Какие они?»

Блок 6.«Дымковская игрушка. Кто и как её делает?»

Блок 7. «Птицы в природе и в изображении в лепке и аппликации».

Блок 8. «Форма разных предметов. Рассматривай, любуйся, изображай»





10


17.

Разные породы собак. Лепка «Собака».

1

Работа с презентацией «Собака – друг человека».

Работа с принадлежностями.

Лепка из пластилина собаки .

18.

Рисунок «Собака».

1

Работа по наброскам поэтапного рисования собаки.

19.

Разные породы кошек. Лепка «Кошка».

1

Работа с презентацией «За что мы любим кошек».

Работа с принадлежностями.

Лепка из пластилина кошки.

20.

Рисунок «Кошка».

1

Работа по наброскам поэтапного рисования кошки.

21.

Аппликация «Мишка».

1

Работа по образцу с шаблонами деталей аппликации.

22.

Дымковская игрушка. Лепим «Барыню».

1

Работа с дидактическим пособием «Дымковская игрушка».

Работа с принадлежностями.

Лепка из пластилина фигурки «Барыня».

23.

Рисунок «Птичка-зарянка».

1

Работа с набросками поэтапного рисования птички.

24.

Аппликация «Скворечник на березе».

1

Работа с образцами, шаблонов деталей аппликации.

Работа с принадлежностями.

25.

Аппликация «Ваза».

1

Работа с образцами, шаблонов деталей аппликации.

Работа с принадлежностями.

26.

Рисунок. «Ваза».

1

Работа с набросками поэтапного рисования вазы.


Блок 9.«Красивые разные цветы».

Блок 10.«Праздники 1 мая и 9 мая. Открытки к праздникам весны».



9


27.

Поговорим о цветах. Цветы в работах известных художников.

1

Работа с презентацией «Первоцветы».

28.

Рисунок «Подснежник».

1

Работа с принадлежностями. Рисование подснежника по образцу.

29.

Аппликация. «Подснежник».

1

Работа с принадлежностями. Работа с образцами, шаблонов деталей аппликации подснежника.

30.

Рисунок «Ваза с цветами».

1

Работа с набросками поэтапного рисования вазы с цветами.

31.

Аппликация «Ваза с цветами».

1

Работа по шаблонам деталей аппликации.

32.

Рисунок «Кактус».

1

Работа с презентацией «Кактусы».

Работа с принадлежностями. Рисование кактуса по образцу.

33.

Открытки к праздникам весны.

Рисунок «Открытка к празднику».

1

Работа с картинками по теме. Работа с принадлежностями. Рисование открытки по образцу

34.

Рисунок по описанию «В парке весной».

1

Работа по учебнику.

Работа с картинками по теме.


ИТОГО:

34



Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Печатная литература:

1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2021 г. ( в электронном виде).

2. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Ю. Рау, М.А. Зыкова. – М.: «Просвещение», 2021 г.

3. И. А. Грошенко.  Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. -  М.: Академия, 2007.

4. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

5.С. Кузин Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах. - М.: Просвещение, 2006.

6. А.Ю. Бушкова Поурочные разработки по изобразительному искусству. - М., «ВАКО», 2011.

7. Т.А. Николкина. Изобразительная деятельность. – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Н.II. Ростовцев. Методика преподавания ИЗО в школе. М: Агар, 1998.

9. С.В. Аранова. Обучение ИЗО. СПб.; Каро, 2004.

10. А.М.Вагьянн. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. М: ООО «Фирма МХК», 2000.

11. И.М.Сокольникова Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1998.

Демонстрационные пособия:

Картины:

- «Золотая осень» В. Поленова;

- «Зима» И. Шишкина;

Предметы для натуры:

- муляжи овощей, фруктов, грибов;

- природный материал;

- геометрические фигуры, шаблоны;

- папка, линейка, чертёжный треугольник;

- праздничный флажок;

- ёлочные украшения;

- игрушка – рыбка;

- ранец, портфель, сумка;

- расписная тарелка;

- башенка;

- воздушные шары;

- весенние цветы.

Оборудование, ТСО


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 15 учащихся

ИЛЛЮСТРАЦИИ//ПЛАКАТЫ

1

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.


Служат для обеспечения наглядности при изучении материала.

1 комплект

СРЕДСТВА ИКТ

1.

Ноутбук.

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями.

1

2.

Телевизор.

Предназначен для применения на уроках электронных пособий.

1

3.





Мультимедийный проектор.

Используется учителем в соответствии с планируемыми потребностями

1

4.

DVD

Предназначен для применения на уроках электронных пособий.

1


Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Изобразительное искусство»

2 класс

Базовый уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

-знание выразительных средств изобразительного искусства:«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Минимальный уровень:

-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

-пользование материалами для рисования;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;

-осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

-рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

-применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

-знание выразительных средств изобразительного искусства:

- «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

-знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

-знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

-знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

-оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

-применение разных способов лепки;

-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по предмету «Изобразительное искусство».

Оценка «5»cтавится, если обучающийся в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач и переносит их в аналогичные ситуации, опираясь на собственные знания, представления и практический опыт. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «4» ставится, если обучающийся демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, применяет их в решении практических задач, но демонстрирует неспособность использовать полученные знания и умения в других аналогичных ситуациях. Устный ответ или письменная работа, а также практические действия ученика могут содержать 1–2 неточности, но в целом результат самостоятельной работы правильный. Допускается помощь учителя, которая ограничивается указанием в случае необходимости на какую-либо ошибку или неточность, при этом обучающийся демонстрирует способность исправить ошибку. Учитывается усвоение нового словаря по предмету.

Оценка «3» ставится, если обучающийся не в полном объёме демонстрирует знания и умения, полученные на уроках по данному предмету, и сталкивается с трудностями при решении практических задач. Обучающийся допускает множественные ошибки и не достигает ожидаемого результата при выполнении практического задания. Характер допущенных ошибок свидетельствуют о невысоком уровне осознанного усвоения пройденного материала.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, а помощь учителя и наводящие вопросы не оказывают влияния на содержание деятельности обучающегося.




СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:

Протокол №1 заседания МО

учителей начальных классов Заместитель директора по УВР ГКОУ школы № 8 г. Лабинска ГКОУ школы № 8г. Лабинска

от «30» августа 2022 г. ___________ Скорикова А.В.

______________Столбова Л.Н. « 30» августа 2022 г.

Подпись руководителя МО