Структура рабочей программы:
1. Планируемы результаты освоения учебного предмета курса.
2. Содержание учебного предмета, курса .
3 Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы..
Планированные результаты освоение учебного предмета, курса.
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
«Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; — осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельно
Для реализации поставленных целей и задач курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – учебные проекты, чтение текстов учебника, работа с информацией, представленной в иллюстрациях, фотографиях, притчах, сказках и т.д. Данные методы помогут обеспечить:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы, карты);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культурологического и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Основное содержание с распределением учебных часов
по разделам курса 8 класс
Раздел I. Введение 4 ч
Основные термины и понятия: религия, культ. Мировые религии. Понятия «конфессия», «вероисповедание», «церковь», «ересь», «секта» Человеческая жизнь, ее цель и смысл с точки зрения мировых религий. Религия и атеизм. Религия и наука.
Раздел II. Мировые религии. (XI–XVIII вв.) 10ч
Иудаизм. Основные этапы развития иудаизма в I тысячелетии. Становление и развитие буддизма. Этическая и эстетическая культура буддизма. Развитие конфуцианства.. Становление ислама. Характеристика ислама как религиозного учения. Пять столпов ислама. Представления об окружающем мире, жизни и смерти человека. Обряды. Исламская культура. Шариат. Система воспитания. Нравственные нормы. Развитие ислама в средние века Развитие римско-католической церкви в средние века Возникновение протестантизма. Мартин Лютер Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм Англиканская церковь. Пуритане Католичество, протестантизм и европейская культура XVI–XVII веков Возрождение неоязычества в Европе. Образ мира и человека в христианстве, философском гуманизме и творчестве деятелей эпохи Возрождения
Раздел III. История важнейшие этапы русского православия от древнего времени до XVIII в.20ч
Славянские племена на территории нашей страны. Язычество древних славян. Народные праздники, обряды, календарь, культура. Нравственное состояние древних славян. Элементы языческой культуры в русской жизни. Искание правды. Приход православия на Русь. Путешествие апостола Андрея Первозванного в северный удел. Появление первых христиан на территории нашей страны.
Христиане в славянских государствах. Деятельность свв. Кирилла и Мефодия.
Распространение христианства на Руси. Аскольд и Дир – первые князья-христиане. Принятие христианства св. Ольгой. Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Выбор веры. Деятельность св. Владимира. Крещение Руси.
Распространение православия в XI в. Начало монашества на Руси. Прп. Антоний и Феодосий – основатели Киево-Печерского монастыря. Монастырское строительство на Руси. Монастырь как центр культуры и летописания на Руси. Киево-Печерский патерик.
Становление древнерусской православной цивилизации. «Слово о Законе и Благодати» - выражение русской идеологии. Значение «Слова» для развития древнерусской культуры. Роль православия в развитии древнерусского государства и общества, философско-богословской мысли, художественной культуры, семьи, просвещения, воспитания и образования.
Становление русской святости. Первые святые русской земли. Благоверные князья – Борис и Глеб. Их канонизация. Почитание святых князей, выражение неприятия и осуждение русским народом братоубийственных распрей.
Политическая раздробленность и Русская православная церковь. Усилия церкви по объединению Руси. Святые этого периода. Утверждение православия как духовной основы жизни русского народа.
Политическая раздробленность Древней Руси – главная причина крушения древнерусского государства. Монгольское нашествие. Роль церкви в сохранении русского народа. Героические подвиги русских христиан. Святой Михаил Черниговский и боярин Федор – образец патриотизма русского человека. Св.кн. Александр Невский и его деятельность по спасению русских земель.
Усилия Православной церкви по объединению Руси. Зарождение Московского княжества. Даниил Московский, Иван Калита. Деятельность митрополитов Петра и Алексия по упрочению Московского государства.
Роль преподобного Сергия Радонежского в духовном возрождении русского народа, в становлении великого русского государства и русской культуры. Преподобный Сергий Радонежский и святой князь Дмитрий Донской. Борьба против монгольского ига. Куликовская битва и ее значение в деле освобождения русского народа.
Преподобные – освоители новых земель. Основание Белозерской обители, Соловецкого, Валаамского и других монастырей.
Русское духовное Возрождение вторая половина XIV – первая половина XV века. Святые преподобные Феофан Грек, Андрей Рублев, Епифаний Премудрый и их роль в развитии русской культуры. Экономическое и политическое возрождение Руси. Духовное возрождение русского человека.
Значение православия в жизни русского общества во второй половине XV – первой половины XVI вв. Роль церкви в формировании государственной идеологии. Совместная деятельность Ивана III и св. митрополита Ионы.
Чудотворные иконы пресвятой Богородицы.
Значение православия в деле строительства русской семьи. История «Домостроя» и его содержание.
Утверждение идеала Святой Руси во второй половине XVI в. Митрополит Макарий. Митрополит Филипп. Книгопечатание. Введение патриаршества на Руси – как результат святости Русского государства.
Православие в XVII веке. Смутное время – как испытание прочности православия. Роль православной церкви в преодолении смуты. Деятельность св. патриарха Гермогена. Троице-Сергиева Лавра как идеологический, духовный и военный центр отражения иностранной интервенции. Роль церкви в преодолении внутренних нестроений.
Возрождение России в период правления царя Михаила Романова. Роль патриарха Филарета в строительстве русского государства.
Православие во времена Алексея Михайловича. Раскол в Русской православной церкви и начало старообрядчества. Предпосылки и корни раскола. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Особенности вероучения и культа старообрядцев. Последствия раскола для русской истории.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Раздел I. Введение |
1 | Вводная беседа. Основные термины и понятия | 1 | | | |
2 | Человеческая жизнь, ее цель и смысл | 1 | | | |
3 | Религия и атеизм | 1 | | | |
4 | Религия и наука | 1 | | | |
Раздел II. Мировые религии. (XI–XVIII вв.) |
5 | Индуизм. Становление и развитие. | 1 | | | |
6 | Становление и развитие буддизма. Этическая и эстетическая культура буддизма. | 1 | | | |
7 | Развитие конфуцианства | 1 | | | |
8 | Характеристика ислама как религиозного учения. | 1 | | | |
9 | Исламская культура. Шариат. | 1 | | | |
10 | Развитие римско-католической церкви в средние века | 1 | | | |
11 | Возникновение протестантизма. Мартин Лютер | 1 | | | |
12 | Распад протестантизма. Лютеранство и кальвинизм | 1 | | | |
13 | Англиканская церковь. Пуритане | 1 | | | |
14 | Католичество, протестантизм и европейская культура XVI–XVII веков | 1 | | | |
Раздел III. История важнейшие этапы русского православия от древнего времени до XVIII в. |
15 | Русь Святая. Что такое святость? | 1 | | | |
16 | .Язычество древних славян. Приход православия на Русь. | 1 | | | |
17 | Христиане в славянских государствах. Деятельность свв. Кирилла и Мефодия. | 1 | | | |
18 | Распространение христианства на Руси. Крещение Руси. | 1 | | | |
19 | Распространение православия в XI в. Начало монашества на Руси. | 1 | | | |
20 | «Слово о Законе и Благодати» - выражение русской идеологии. | 1 | | | |
21 | Первые святые русской земли. | 1 | | | |
22-23 | Политическая раздробленность и Русская православная церковь. | 2 | | | |
24 | Усилия Православной церкви по объединению Руси. | 1 | | | |
25 | Роль преподобного Сергия Радонежского в духовном возрождении русского народа. | 1 | | | |
26 | Преподобные – освоители новых земель. Основание монастырей. | 1 | | | |
27 | Русское духовное Возрождение вторая половина XIV – первая половина XV века. | 1 | | | |
28 | Роль церкви в формировании государственной идеологии. | 1 | | | |
29 | Чудотворные иконы пресвятой Богородицы. | 1 | | | |
30 | Значение православия в деле строительства русской семьи. | 1 | | | |
31 | Утверждение идеала Святой Руси во второй половине XVI в. | 1 | | | |
32 | Православие в XVII веке. Роль православной церкви в преодолении смуты. й. | 1 | | | |
33 | Роль патриарха Филарета в жизни русского государства. | 1 | | | |
34 | Раскол в Русской православной церкви и начало старообрядчества.. | 1 | | | |