СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по "Математике"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО начальных классов

Заместитель директора по УВР

Директор

Протокол №

_____________ Арефьева М.С.

___________Горбунова Н.А.

от «__ » __ ________ 202 г.

Руководитель МО:

____________________/ /

«__» августа 202 г.

Приказ № « » 202 г.


БОЛЬШЕКЛЮЧИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.Н. КАШТАНКИНА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета: математика

Класс: 1-4

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учитель: Горелова Е.В., Запретилова Е.Д., Ильина Т. Е., Новичкова А.И., Моисеева В.В.,

Константинова И.Е., Семизорова О.А., Шарипова В.Э., Цыбанова А.А.

Срок реализации программы: 4 года

Количество часов по учебному плану:

1 класс - всего 132 часа в год; в неделю 4 часа

2 класс - всего 136 часов в год; в неделю 4 часа

3 класс - всего 136 часов в год; в неделю 4 часа

4 класс - всего 136 часов в год; в неделю 4 часа

Рабочую программу составили:

/Горелова Е.В./

/Ильина Т.Е./

/Моисеева В.В./

_______________________Запретилова Е.Д./

______________________/Новичкова А.И../

____________________/Константинова И.Е./

______________________/Семизорова О.А./

_______________________/Шарипова В.Э./

____________________/Цыбанова А.А./




Рабочая программа по учебному предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте на­чального общего образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г. №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», а также Рабочей программы воспитания МОУ Большеключищенской СШ имени В.Н. Каштанкина.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

1. Освоение начальных математических знаний — понима­ние значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуа­ций; овладение умениями решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выпол­нения арифметических действий.

2. Овладение функциональной математической грамот­ности, которая характеризуется наличи­ем у младшего школьника опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических дей­ствий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события).

3. Обеспечение математического развития младшего школь­ника — формирование способности к интеллектуальной дея­тельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утвержде­ния, вести поиск информации (примеров, оснований для упо­рядочения, вариантов и др.

4. Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших ка­честв интеллектуальной деятельности: теоретического и про­странственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в по­вседневной жизни.

В начальных классах математические знания и умения приме­няются учащимися при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм пред­ставления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, на­зывание, изображение геометрических фигур, нахождение ге­ометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения на уровне основного лицейского образования.

В учебном плане на изучение математики в каждом классе на уровне начального общего образования отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов. Из них: в 1 классе — 132 часа, во 2 классе — 136 ча­сов, 3 классе — 136 часов, 4 классе — 136 часов.

1 КЛАСС

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, модуля, темы

Количество часов, отводимых на изучение программного материала

Количество

часов, отводимых на контрольные процедуры


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Числа и величины


27

2

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

2.

Арифметические действия

40

2

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

3.

Текстовые задачи

19

3

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru

4.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

19

2

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

5.

Математическая информация

16

2

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/


Всего: 132

121

11



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Числа и величины

Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.

Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однознач­ные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, деци­метр; установление соотношения между ними.

Арифметические действия

Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия ком­понентов действий, результатов действий сложения, вычита­ния. Вычитание как действие, обратное сложению.

Текстовые задачи

Текстовая задача: структурные элементы, составление тексто­вой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Расположение предметов и объектов на плоскости, в про­странстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.

Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольни­ка, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измере­ние длины отрезка в сантиметрах.

Математическая информация

Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объек­та, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.

Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.

Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, со­ставленные относительно заданного набора математических объектов.

Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлече­ние данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).

Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.

Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)

Познавательные УУД:

1) Базовые логические действия:


  1. -устанавливать связи и зависимости между математически­ми объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжён­ность);

  2. -применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобще­ние;

  3. -приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских за­дач;

  4. -представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

2)Базовые исследовательские действия:

  1. -проявлять способность ориентироваться в учебном материа­ле разных разделов курса математики;

  2. -понимать и адекватно использовать математическую терми­нологию: различать, характеризовать, использовать для ре­шения учебных и практических задач;

  3. -применять изученные методы познания (измерение, модели­рование, перебор вариантов)


3)Работа с информацией:

  1. -понимать, что математические явления могут быть представ­лены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;

  2. -читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.


Универсальные коммуникативные учебные действия:

  1. -характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по по­рядку;

  2. -комментировать ход сравнения двух объектов;

  3. -описывать своими словами сюжетную ситуацию и математи­ческое отношение, представленное в задаче; описывать поло­жение предмета в пространстве.

  4. -различать и использовать математические знаки;

  1. -строить предложения относительно заданного набора объек­тов.

Универсальные регулятивные учебные действия:

  1. -принимать учебную задачу, удерживать её в процессе дея­тельности;

  2. -действовать в соответствии с предложенным образцом, ин­струкцией;

  3. -проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возник­шей ошибки и трудности;

  4. -проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.

Совместная деятельность:

  1. -участвовать в парной работе с математическим материалом; выполнять правила совместной деятельности: договаривать­ся, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разре­шать конфликты.


2 КЛАСС

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, модуля, темы

Количество часов, отводимых на изучение программного материала

Количество

часов, отводимых на контрольные процедуры


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Числа и величины


21

2

Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru.

Видеоуроки, презентации

2.

Арифметические действия

56

4

https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

3.

Текстовые задачи

12

2

Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru.

Видеоуроки, презентации

4.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

21

1

https://www.uchportal.ru/load/47 - 2 - 2 http://school -collection.edu.ru/ http://um - razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachal naja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm

5.

Математическая информация

16

1

Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru.

Видеоуроки, презентации


Всего: 136

126

10


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Числа и величины

Числа в пределах 100: чтение, запись, десятичный состав, сравнение. Запись равенства, неравенства. Увеличение/умень­шение числа на несколько единиц/десятков; разностное срав­нение чисел.

Величины: сравнение по массе (единица массы — кило­грамм); измерение длины (единицы длины — метр, дециметр, сантиметр, миллиметр), времени (единицы времени — час, ми­нута). Соотношение между единицами величины (в пределах 100), его применение для решения практических задач.

Арифметические действия

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без пе­рехода и с переходом через разряд. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Переместительное, сочета­тельное свойства сложения, их применение для вычислений. Взаимосвязь компонентов и результата действия сложения, действия вычитания. Проверка результата вычисления (реаль­ность ответа, обратное действие).

Действия умножения и деления чисел в практических и учебных ситуациях. Названия компонентов действий умноже­ния, деления. Табличное умножение в пределах 50. Табличные случаи ум­ножения, деления при вычислениях и решении задач. Переме­стительное свойство умножения. Взаимосвязь компонентов и результата действия умножения, действия деления.

Неизвестный компонент действия сложения, действия вычи­тания; его нахождение.

Числовое выражение: чтение, запись, вычисление значения. Порядок выполнения действий в числовом выражении, содер­жащем действия сложения и вычитания (со скобками/без ско­бок) в пределах 100 (не более трех действий); нахождение его значения. Рациональные приемы вычислений: использование переместительного и сочетательного свойства.

Текстовые задачи

Чтение, представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели. План решения задачи в два действия, вы­бор соответствующих плану арифметических действий. Запись решения и ответа задачи. Решение текстовых задач на приме­нение смысла арифметического действия (сложение, вычита­ние, умножение, деление). Расчётные задачи на увеличение/уменьшение величины на несколько единиц/в несколько раз. Фиксация ответа к задаче и его проверка (формулирование, проверка на достоверность, следование плану, соответствие по­ставленному вопросу).

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, прямой угол, ломаная, многоугольник. Построение от­резка заданной длины с помощью линейки. Изображение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданными длинами сто­рон, квадрата с заданной длиной стороны. Длина ломаной. Из­мерение периметра данного/изображенного прямоугольника (квадрата), запись результата измерения в сантиметрах.

Математическая информация

Нахождение, формулирование одного-двух общих призна­ков набора математических объектов: чисел, величин, геоме­трических фигур. Классификация объектов по заданному или самостоятельно установленному признаку. Закономерность в ряду чисел, геометрических фигур, объектов повседневной жизни.

Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, со­держащие количественные, пространственные отношения, за­висимости между числами/величинами. Конструирование утверждений с использованием слов «каждый», «все».

Работа с таблицами: извлечение и использование для ответа на вопрос информации, представленной в таблице (таблицы сложения, умножения; график дежурств, наблюдения в приро­де и пр.).

Внесение данных в таблицу, дополнение моделей (схем, изо­бражений) готовыми числовыми данными.

Алгоритмы (приёмы, правила) устных и письменных вычис­лений, измерений и построения геометрических фигур.

Правила работы с электронными средствами обучения (элек­тронной формой учебника, компьютерными тренажёрами).



Универсальные познавательные учебные действия:

1) Базовые логические действия:


  1. -устанавливать связи и зависимости между математически­ми объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжён­ность);

  2. -применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобще­ние;

  3. -приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских за­дач;

  4. -представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

2)Базовые исследовательские действия:

  1. -проявлять способность ориентироваться в учебном материа­ле разных разделов курса математики;

  2. -понимать и адекватно использовать математическую терми­нологию: различать, характеризовать, использовать для ре­шения учебных и практических задач;

  3. -применять изученные методы познания (измерение, модели­рование, перебор вариантов)


3)Работа с информацией:

  1. извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок, схема, таблица) форме, за­полнять таблицы;

  2. устанавливать логику перебора вариантов для решения про­стейших комбинаторных задач;

  1. дополнять модели (схемы, изображения) готовыми числовы­ми данными.


Универсальные коммуникативные учебные действия:

  1. комментировать ход вычислений;

  2. объяснять выбор величины, соответствующей ситуации из­мерения;

  3. составлять текстовую задачу с заданным отношением (гото­вым решением) по образцу;

  4. использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; конструирования утвержде­ний, выводов относительно данных объектов, отношения;

  5. называть числа, величины, геометрические фигуры, облада­ющие заданным свойством;

  6. записывать, читать число, числовое выражение; приводить примеры, иллюстрирующие смысл арифметического действия.

  7. конструировать утверждения с использованием слов «каж­дый», «все».


Универсальные регулятивные учебные действия:

  1. следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, величин, геометрических фигур;

  2. организовывать, участвовать, контролировать ход и резуль­тат парной работы с математическим материалом;

  3. проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия, обратного действия;

  4. находить с помощью учителя причину возникшей ошибки и трудности.


Совместная деятельность:

  1. принимать правила совместной деятельности при работе в парах, группах, составленных учителем или самостоятельно;

  2. участвовать в парной и групповой работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, ком­ментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию (устное выступление) ре­шения или ответа;

  3. решать совместно математические задачи поискового и твор­ческого характера (определять с помощью измерительных инструментов длину, определять время и продолжительность с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата действий, измерений);

  4. совместно с учителем оценивать результаты выполнения об­щей работы.

  5. 3 КЛАСС

  6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, модуля, темы

Количество часов, отводимых на изучение программного материала

Количество

часов, отводимых на контрольные процедуры


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Числа и величины


20

2

Учебник,
методическое
пособие, презентация по теме урока
multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

2.

Арифметические действия

48

3

Учебник,
методическое
пособие, презентация по теме урока
multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

3.

Текстовые задачи

23

2

Учебник,
методическое
пособие, презентация по теме урока
multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

4.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

20

1

Учебник,
методическое
пособие, презентация по теме урока
multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

5.

Математическая информация

15

2

Учебник,
методическое
пособие, презентация по теме урока
multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/


Всего: 136

126

10


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

  1. Числа и величины

  2. Числа в пределах 1000: чтение, запись, сравнение, представ­ление в виде суммы разрядных слагаемых. Равенства и нера­венства: чтение, составление. Увеличение/уменьшение числа в несколько раз. Кратное сравнение чисел.

  3. Масса (единица массы — грамм); соотношение между кило­граммом и граммом; отношение «тяжелее/легче на/в».

  4. Стоимость (единицы — рубль, копейка); установление отно­шения «дороже/дешевле на/в». Соотношение «цена, количе­ство, стоимость» в практической ситуации.

  5. Время (единица времени — секунда); установление отноше­ния «быстрее/медленнее на/в». Соотношение «начало, оконча­ние, продолжительность события» в практической ситуации.

  6. Длина (единица длины — миллиметр, километр); соотноше­ние между величинами в пределах тысячи.

  7. Площадь (единицы площади — квадратный метр, квадрат­ный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр).

  8. Арифметические действия

  9. Устные вычисления, сводимые к действиям в пределах 100 (табличное и внетабличное умножение, деление, действия с круглыми числами).

  10. Письменное сложение, вычитание чисел в пределах 1000. Действия с числами 0 и 1.

  11. Письменное умножение в столбик, письменное деление угол­ком. Письменное умножение, деление на однозначное число в пределах 100. Проверка результата вычисления (прикидка или оценка результата, обратное действие, применение алгоритма, использование калькулятора).

  12. Переместительное, сочетательное свойства сложения, умно­жения при вычислениях.

  13. Нахождение неизвестного компонента арифметического дей­ствия.

  14. Порядок действий в числовом выражении, значение число­вого выражения, содержащего несколько действий (со скобка­ми/без скобок), с вычислениями в пределах 1000.

  15. Однородные величины: сложение и вычитание.

  16. Текстовые задачи

Работа с текстовой задачей: анализ данных и отношений, представление на модели, планирование хода решения задачи, решение арифметическим способом. Задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остат­ком), отношений (больше/меньше на/в), зависимостей (ку­пля-продажа, расчёт времени, количества), на сравнение (раз­ностное, кратное). Запись решения задачи по действиям и с помощью числового выражения. Проверка решения и оценка полученного результата.

Доля величины: половина, треть, четверть, пятая, десятая часть в практической ситуации; сравнение долей одной вели­чины. Задачи на нахождение доли величины.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Конструирование геометрических фигур (разбиение фигуры на части, составление фигуры из частей).

Периметр многоугольника: измерение, вычисление, запись равенства.

Измерение площади, запись результата измерения в ква­дратных сантиметрах. Вычисление площади прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами, запись равенства. Изобра­жение на клетчатой бумаге прямоугольника с заданным зна­чением площади. Сравнение площадей фигур с помощью на­ложения.

Математическая информация

Классификация объектов по двум признакам.

Верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения: кон­струирование, проверка. Логические рассуждения со связками «если …, то …», «поэтому», «значит».

Извлечение и использование для выполнения заданий ин­формации, представленной в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписа­ние уроков, движения автобусов, поездов); внесение данных в таблицу; дополнение чертежа данными.

Формализованное описание последовательности действий (инструкция, план, схема, алгоритм).

Столбчатая диаграмма: чтение, использование данных для решения учебных и практических задач.

Алгоритмы изучения материала, выполнения обучающих и тестовых заданий на доступных электронных средствах обучения (интерактивной доске, компьютере, других устрой­ствах)


Универсальные познавательные учебные действия:

1) Базовые логические действия:


  1. -устанавливать связи и зависимости между математически­ми объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжён­ность);

  2. -применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобще­ние;

  3. -приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских за­дач;

  4. -представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

  1. - сравнивать математические объекты (числа, величины, гео­метрические фигуры);

  2. - выбирать приём вычисления, выполнения действия;

  3. - классифицировать объекты (числа, величины, геометриче­ские фигуры, текстовые задачи в одно действие) по выбран­ному признаку;

  4. - понимать смысл зависимостей и математических отноше­ний, описанных в задаче

  5. - различать и использовать разные приёмы и алгоритмы вы­числения;

  1. - составлять ряд чисел (величин, геометрических фигур) по самостоятельно выбранному правилу;

  1. - устанавливать последовательность событий, действий сюже­та текстовой задачи.


2)Базовые исследовательские действия:

  1. -проявлять способность ориентироваться в учебном материа­ле разных разделов курса математики;

  2. -понимать и адекватно использовать математическую терми­нологию: различать, характеризовать, использовать для ре­шения учебных и практических задач;

  3. -применять изученные методы познания (измерение, модели­рование, перебор вариантов)

-конструировать геометрические фигуры;

  1. -прикидывать размеры фигуры, её элементов;

  2. -соотносить начало, окончание, продолжительность события в практической ситуации;

  3. -моделировать предложенную практическую ситуацию;

  4. устанавливать последовательность событий, действий сюже­та текстовой задачи.


Работа с информацией:

  1. читать информацию, представленную в разных формах;

  2. извлекать и интерпретировать числовые данные, представ­ленные в таблице, на диаграмме;

  3. заполнять таблицы сложения и умножения, дополнять дан­ными чертеж;

  4. устанавливать соответствие между различными записями ре­шения задачи;

  5. использовать дополнительную литературу (справочники, словари) для установления и проверки значения математи­ческого термина (понятия).


Универсальные коммуникативные учебные действия:

  1. использовать математическую терминологию для описания отношений и зависимостей;

  2. строить речевые высказывания для решения задач; состав­лять текстовую задачу;

  3. объяснять на примерах отношения «больше/меньше на … », «больше/меньше в … », «равно»;

  1. использовать математическую символику для составления числовых выражений;

  2. выбирать, осуществлять переход от одних единиц измере­ния величины к другим в соответствии с практической си­туацией;

  3. участвовать в обсуждении ошибок в ходе и результате выпол­нения вычисления.


Универсальные регулятивные учебные действия:

  1. проверять ход и результат выполнения действия;

  2. вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять;

  3. формулировать ответ (вывод), подтверждать его объяснени­ем, расчётами;

  4. выбирать и использовать различные приёмы прикидки и проверки правильности вычисления; проверять полноту и правильность заполнения таблиц сложения, умножения.


Совместная деятельность:

  1. при работе в группе или в паре выполнять предложенные за­дания (находить разные решения; определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инстру­ментов длину, массу, время);

  2. договариваться о распределении обязанностей в совместном труде, выполнять роли руководителя, подчинённого, сдер­жанно принимать замечания к своей работе;

  3. выполнять совместно прикидку и оценку результата выпол­нения общей работы.


4 КЛАСС

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название раздела, модуля, темы

Количество часов, отводимых на изучение программного материала

Количество

часов, отводимых на контрольные процедуры


Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Числа и величины


25

2

Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru. Видеоуроки, презентации

2.

Арифметические действия

39

2

https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

3.

Текстовые задачи

23

2

https://www.uchportal.ru/load/47 - 2 - 2 http://school -collection.edu.ru/ http://um - razum.ru/load/uchebnye_prezentacii/nachal naja_shkola/18 http://internet.chgk.info/ http://www.vbg.ru/~kvint/im.htm

4.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

22

2

Образовательные платформы: Учи.ру, Яндекc.Учебник, РЭШ.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru. Видеоуроки, презентации

5.

Математическая информация

17

2

https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru/

multiurok.ru
infourok.ru
nsportal.ru
https://kopilkaurokov.ru https://interneturok.ru


Всего: 136

126

10


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Числа и величины

Числа в пределах миллиона: чтение, запись, поразрядное сравнение упорядочение. Число, большее или меньшее данного числа на заданное число разрядных единиц, в заданное число раз.

Величины: сравнение объектов по массе, длине, площади, вместимости.

Единицы массы — центнер, тонна; соотношения между еди­ницами массы.

Единицы времени (сутки, неделя, месяц, год, век), соотно­шение между ними.

Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, ки­лометр), площади (квадратный метр, квадратный сантиметр), вместимости (литр), скорости (километры в час, метры в минуту, метры в секунду); соотношение между единицами в преде­лах 100 000.

Доля величины времени, массы, длины.

Арифметические действия

Письменное сложение, вычитание многозначных чисел в пределах миллиона. Письменное умножение, деление мно­гозначных чисел на однозначное/двузначное число в пределах 100 000; деление с остатком. Умножение/деление на 10, 100, 1000.

Свойства арифметических действий и их применение для вы­числений. Поиск значения числового выражения, содержаще­го несколько действий в пределах 100 000. Проверка результа­та вычислений, в том числе с помощью калькулятора.

Равенство, содержащее неизвестный компонент арифметиче­ского действия: запись, нахождение неизвестного компонента.

Умножение и деление величины на однозначное число.

Текстовые задачи

Работа с текстовой задачей, решение которой содержит 2—3 действия: анализ, представление на модели; планирова­ние и запись решения; проверка решения и ответа. Анализ за­висимостей, характеризующих процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность, время, объём работы), купли-продажи (цена, количество, стоимость) и решение соответствующих задач. Задачи на установление времени (начало, продолжительность и окончание события), расчёта количества, расхода, изменения. Задачи на нахожде­ние доли величины, величины по её доле. Разные способы ре­шения некоторых видов изученных задач. Оформление реше­ния по действиям с пояснением, по вопросам, с помощью числового выражения.

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Наглядные представления о симметрии.

Окружность, круг: распознавание и изображение; построе­ние окружности заданного радиуса. Построение изученных ге­ометрических фигур с помощью линейки, угольника, циркуля.

Пространственные геометрические фигуры (тела): шар, куб, цилиндр, конус, пирамида; различение, называние.

Конструирование: разбиение фигуры на прямоугольники (квадраты), составление фигур из прямоугольников/квадратов. Периметр, площадь фигуры, составленной из двух-трёх прямо­угольников (квадратов).

Математическая информация

Работа с утверждениями: конструирование, проверка истин­ности; составление и проверка логических рассуждений при решении задач.

Данные о реальных процессах и явлениях окружающего мира, представленные на диаграммах, схемах, в таблицах, тек­стах. Сбор математических данных о заданном объекте (числе, величине, геометрической фигуре). Поиск информации в спра­вочной литературе, сети Интернет. Запись информации в пред­ложенной таблице, на столбчатой диаграмме.

Доступные электронные средства обучения, пособия, трена­жёры, их использование под руководством педагога и самосто­ятельно. Правила безопасной работы с электронными источни­ками информации (электронная форма учебника, электронные словари, образовательные сайты, ориентированные на детей младшего школьного возраста). Алгоритмы решения учебных и практических задач.

Универсальные познавательные учебные действия:

1) Базовые логические действия:

-устанавливать связи и зависимости между математически­ми объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжён­ность);

  1. -применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобще­ние;

  2. -приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских за­дач;

  3. -представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.

  4. -сравнивать математические объекты (числа, величины, гео­метрические фигуры), записывать признак сравнения;

  5. -выбирать метод решения математической задачи (алгоритм действия, приём вычисления, способ решения, моделирова­ние ситуации, перебор вариантов);

  6. -обнаруживать модели изученных геометрических фигур в окружающем мире;

  7. -составлять модель математической задачи, проверять её со­ответствие условиям задачи;

2)Базовые исследовательские действия:

  1. -проявлять способность ориентироваться в учебном материа­ле разных разделов курса математики;

  2. -понимать и адекватно использовать математическую терми­нологию: различать, характеризовать, использовать для ре­шения учебных и практических задач;

  3. -применять изученные методы познания (измерение, модели­рование, перебор вариантов)

  4. -определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (ма­кет спидометра), вместимость (с помощью измерительных сосудов).

  1. - конструировать геометрическую фигуру, обладающую задан­ным свойством (отрезок заданной длины, ломаная опреде­лённой длины, квадрат с заданным периметром);

  2. -классифицировать объекты по 1—2 выбранным признакам.

  3. определять с помощью цифровых и аналоговых приборов: массу предмета (электронные и гиревые весы), температуру (градусник), скорость движения транспортного средства (ма­кет спидометра), вместимость (с помощью измерительных сосудов).

Работа с информацией:

  1. представлять информацию в разных формах;

  2. извлекать и интерпретировать информацию, представлен­ную в таблице, на диаграмме;

  3. использовать справочную литературу для поиска информа­ции, в том числе Интернет (в условиях контролируемого вы­хода).

Универсальные коммуникативные учебные действия:

  1. использовать математическую терминологию для записи ре­шения предметной или практической задачи;

  2. приводить примеры и контрпримеры для подтверждения/опровержения вывода, гипотезы;

  3. конструировать, читать числовое выражение;

  4. описывать практическую ситуацию с использованием изу­ченной терминологии;

  5. характеризовать математические объекты, явления и собы­тия с помощью изученных величин;

  6. составлять инструкцию, записывать рассуждение;

  7. инициировать обсуждение разных способов выполнения за­дания, поиск ошибок в решении.

Универсальные регулятивные учебные действия:

  1. контролировать правильность и полноту выполнения алго­ритма арифметического действия, решения текстовой зада­чи, построения геометрической фигуры, измерения;

  2. самостоятельно выполнять прикидку и оценку результата измерений;

  3. находить, исправлять, прогнозировать трудности и ошибки и трудности в решении учебной задачи.

Совместная деятельность:

  1. участвовать в совместной деятельности: договариваться о способе решения, распределять работу между членами груп­пы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов), согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа;

  2. договариваться с одноклассниками в ходе организации про­ектной работы с величинами (составление расписания, под­счёт денег, оценка стоимости и веса покупки, рост и вес че­ловека, приближённая оценка расстояний и временных интервалов; взвешивание; измерение температуры воздуха и воды), геометрическими фигурами (выбор формы и деталей при конструировании, расчёт и разметка, прикидка и оценка конечного результата).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»

Младший школьник достигает планируемых результатов об­учения в соответствии со своими возможностями и способно­стями. На его успешность оказывают влияние темп деятельно­сти ребенка, скорость психического созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к целепола­ганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Математика» на уровне начального общего образования у учащегося будут сформированы следующие лич­ностные результаты:

  1. - осознавать необходимость изучения математики для адапта­ции к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;

  2. - развитие способности мыслить, рассуждать, вы­двигать предположения и доказывать или опровергать их;

  3. - применять правила совместной деятельности со сверстника­ми, проявлять способность договариваться, лидировать, сле­довать указаниям, осознавать личную ответственность и объ­ективно оценивать свой вклад в общий результат;

  4. - осваивать навыки организации безопасного поведения в ин­формационной среде;

  5. - применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи од­ноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожи­лым людям;

  6. - работать в ситуациях, расширяющих опыт применения ма­тематических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность в своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;

- оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;

- оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои ма­тематические знания и умения;

- пользоваться разнообразными информационными средства­ми для решения предложенных и самостоятельно выбран­ных учебных проблем, задач.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты представлены в таблице по каждой теме, изучаемой с 1-го по 4-й класс.


1 класс

Числа и величины

Арифметические действия

Текстовые задачи

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Математическая информация

  1. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;

  2. пересчитывать различные объекты, устанавливать порядко­вый номер объекта;

  3. находить числа, большие/меньшие данного числа на задан­ное число.


  1. выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через деся­ток;

  2. называть и различать компоненты действий сложения (сла­гаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность).


  1. решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вы­читание: выделять условие и требование (вопрос).


  1. сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними со­отношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);

  2. знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);

  3. различать число и цифру;

  4. распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок.


  1. устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;

  2. распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;

  3. группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;

  4. различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в та­блицу, извлекать данное/данные из таблицы;

  5. сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры);

  6. распределять объекты на две группы по заданному основа­нию.

2 класс

Числа и величины

Арифметические действия

Текстовые задачи

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Математическая информация

  1. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пре­делах 100;

  2. находить число большее/меньшее данного числа на заданное число (в пределах 100); большее данного числа в заданное число раз (в пределах 20);

  3. устанавливать и соблюдать порядок при вычислении значе­ния числового выражения (со скобками/без скобок), содер­жащего действия сложения и вычитания в пределах 100.


  1. выполнять арифметические действия: сложение и вычита­ние, в пределах 100 - устно и письменно; умножение и деление в пределах 50 с использованием таблицы умноже­ния;

  2. называть и различать компоненты действий умножения (множители, произведение); деления (делимое, делитель, частное);

  3. находить неизвестный компонент сложения, вычитания;

  4. использовать при выполнении практических заданий едини­цы величин длины (сантиметр, дециметр, метр), массы (ки­лограмм), времени (минута, час); стоимости (рубль, копей­ка); преобразовывать одни единицы данных величин в другие;

  5. определять с помощью измерительных инструментов длину; определять время с помощью часов; выполнять прикидку и оценку результата измерений; сравнивать величины длины, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соот­ношение «больше/меньше на»;

проверять правильность вычислений.

решать текстовые задачи в одно-два действия: представлять задачу (краткая запись, рисунок, таблица или другая мо­дель); планировать ход решения текстовой задачи в два дей­ствия, оформлять его в виде арифметического действия/дей­ствий, записывать ответ;

составлять (дополнять) текстовую задачу.



различать и называть геометрические фигуры: прямой угол; ломаную, многоугольник; выделять среди четырехугольни­ков прямоугольники, квадраты;

на бумаге в клетку изображать ломаную, многоугольник; чертить прямой угол, прямоугольник с заданными длинами сторон; использовать для выполнения построений линейку, угольник;

выполнять измерение длин реальных объектов с помощью линейки;

находить длину ломаной, состоящей из двух-трёх звеньев, периметр прямоугольника (квадрата).

распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами «все», «каждый»; проводить одно-двухша­говые логические рассуждения и делать выводы;

находить общий признак группы математических объектов (чисел, величин, геометрических фигур);

находить закономерность в ряду объектов (чисел, геометри­ческих фигур);

представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геоме­трических фигур);

сравнивать группы объектов (находить общее, различное);

обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире;

подбирать примеры, подтверждающие суждение, ответ.


3 класс

Числа и величины

Арифметические действия

Текстовые задачи

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Математическая информация

  1. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пре­делах 1000;

  2. находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);

  3. устанавливать и соблюдать порядок действий при вычисле­нии значения числового выражения (со скобками/без ско­бок), содержащего арифметические действия сложения, вы­читания, умножения и деления;

использовать при выполнении практических заданий и ре­шении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, деци­метр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобра­зовывать одни единицы данной величины в другие;

  1. сравнивать величины длины, площади, массы, времени, сто­имости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»;

  2. называть, находить долю величины (половина, четверть);

  3. сравнивать величины, выраженные долями.

  1. выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 - устно, в пределах 1000 - письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 - устно и письменно);

выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;

  1. устанавливать и соблюдать порядок действий при вычисле­нии значения числового выражения (со скобками/без ско­бок), содержащего арифметические действия сложения, вы­читания, умножения и деления;

  2. использовать при вычислениях переместительное и сочета­тельное свойства сложения;

  3. находить неизвестный компонент арифметического действия;

  4. знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполне­ние расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число.


  1. решать задачи в одно-два действия: представлять текст зада­чи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, прове­рять вычисления).


  1. конструировать прямоугольник из данных фигур (квадра­тов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные ча­сти;

  2. сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);

  3. находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;

распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каж­

дый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок.


  1. определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выпол­нять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;

классифицировать объекты по одному-двум признакам;

извлекать и использовать информацию, представленную в та­блицах с данными о реальных процессах и явлениях окружа­ющего мира (например, расписание, режим работы), в пред­метах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);

структурировать информацию: заполнять простейшие табли­цы по образцу;

составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;

сравнивать математические объекты (находить общее, раз­личное, уникальное);

выбирать верное решение математической задачи.


4-й класс

Числа и величины

Арифметические действия

Текстовые задачи

Пространственные отношения и геометрические фигуры

Математическая информация

  1. читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многознач­ные числа;

  2. находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;

  3. использовать единицы величин для при решении задач (дли­на, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, ско­рость


  1. использовать при решении задач единицы длины (милли­метр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час; сутки, неделя, месяц, год, век), вместимости (литр), стоимо­сти (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадрат­ный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час, метр в секунду).


  1. выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 — уст­но); умножение и деление многозначного числа на однознач­ное, двузначное число письменно (в пределах 100 - устно); деление с остатком - письменно (в пределах 1000);

  2. вычислять значение числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего действия сложения, вычитания, умно­жения, деления с многозначными числами;

  3. использовать при вычислениях изученные свойства арифме­тических действий;

  4. выполнять прикидку результата вычислений; осуществлять проверку полученного результата по критериям: достовер­ность(реальность), соответствие правилу/алгоритму, а также с помощью калькулятора;

  5. находить долю величины, величину по ее доле;

  6. находить неизвестный компонент арифметического дей­ствия.


  1. использовать при решении текстовых задач и в практиче­ских ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путем, между производительностью, временем и объёмом работы;

  2. решать текстовые задачи в 1-3 действия, выполнять преоб­разование заданных величин, выбирать при решении подхо­дящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислитель­ные устройства, оценивать полученный результат по крите­риям: достоверность/реальность, соответствие условию;

  3. решать практические задачи, связанные с повседневной жиз­нью (на покупки, движение и т.п.), в том числе, с избыточ­ными данными, находить недостающую информацию (на­пример, из таблиц, схем), находить и оценивать различные способы решения, использовать подходящие способы проверки.


  1. различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг;

  2. изображать с помощью циркуля и линейки окружность за­данного радиуса;

  3. различать изображения простейших пространственных фи­гур: шара, куба, цилиндра, конуса, пирамиды; распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену);

  4. выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) про­стейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трех прямоугольников (квадратов).


  1. определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в по­мещении), скорость движения транспортного средства; опре­делять с помощью измерительных сосудов вместимость; вы­полнять прикидку и оценку результата измерений;

  2. распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения; приводить пример, контрпример;

  3. формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-/двухшаговые) с использованием изучен­ных связок;

  4. классифицировать объекты по заданным/самостоятельно установленным одному-двум признакам;

  5. извлекать и использовать для выполнения заданий и реше­ния задач информацию, представленную в простейших столбчатых диаграммах, таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, кален­дарь, расписание), в предметах повседневной жизни (напри­мер, счет, меню, прайс-лист, объявление);

  6. заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую ди­аграмму;

  7. использовать формализованные описания последовательно­сти действий (алгоритм, план, схема) в практических и учеб­ных ситуациях; дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма;

  8. выбирать рациональное решение;

  9. составлять модель текстовой задачи, числовое выражение;

  10. конструировать ход решения математической задачи;

  11. находить все верные решения задачи из предложенных.


16