Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/ Китаева О.И./ Протокол № ___ от «__»________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/ Леонтьева Н.В./ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МКОУ 1-Абрамовской СОШ __________/Воропаев А.Л./ Приказ № ___ от «__»____20___г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 8 класса
на 2016-2017 учебный год
Учитель: Панарина Н.Д.
п. Абрамовка 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
-
федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
-
примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263).
-
адаптированная программа по географии предназначенная для детей с ОВЗ.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета . рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Цели
Цели изучения географии в 8 классе по адаптированной программе направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
1 называть:
- предмет изучения географии России;
- основные средства и методы получения географической информации;
- пограничные государства;
- особенности географического положения, размеры территории, протяженности морских и сухопутных границ;
- границы часовых поясов;
- основные геологические эры;
- климатообразующие факторы, особенности погоды;
- распределение рек по бассейнам океанов;
- основные области современного оледенения;
- зональные типы почв, их главные свойства;
- основные виды природных ресурсов.
Определять:
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территории;
- погоду по синоптической карте.
Объяснять:
- особенности тектонического строения;
- особенности компонентов природы, различия в природе отдельных регионов территории;
- причины возникновения опасных природных явлений.
Практические работы:
1 Характеристика географического положения России. Обозначение на контурной карте стран соседей России 1 и 2 порядка.
2 Решение задач на определение поясного времени.
3 Установление связи между тектоническими структурами. Формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий.
4 Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны и определение состояния погоды по синоптической карте.
5 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.
6 Составление характеристики климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.
7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.
8 Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов.
Проверочные работы:
1 По теме: «Пространство России».
2 По теме: «Рельеф и климат России».
3 По теме: «Внутренние воды , почвы . животный и растительный мир»
4 По теме: « Природа Воронежской области».
5 По теме: «Регионы России».
6 Итоговая работа по курсу: «География России. Природа».
Содержание обучения
Введение.(1час)
Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.
Наша Родина на карте мира. ( 5 часов)
Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию. Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.
История заселения и исследования территории России Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.
Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. (21 час)
Рельеф, геологическое строение и ПИ России. (5 часов)
Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.
Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф. Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина. Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Климат и климатические ресурсы России.(4 часа)
Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф). Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная. Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение. Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.
Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России. А.И. Воейков - основоположник климатологии. Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.
Внутренние воды и водные ресурсы России(4 часа)
Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России. Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение. Болота, их виды и размещение по территории России. Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России. Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны. Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.
Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.
Почва и почвенные ресурсы России( 3 часа)
Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.
Растительный, животный мир и биологические ресурсы России( 5 часов)
Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России. Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России. Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.
Раздел II. Природные комплексы России(31 час)
Природно-территориальный комплекс.(7 часов)
Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.
Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.
Природа регионов России.(29 часов)
Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.
Особенности природы Воронежской области ( 9 часов)
Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования .
Раздел III. Человек и природа. ( 5 часов)
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.
Резерв 2 часа.
Используемый УМК:
-
И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
-
И.И.Баринова Поурочные разработки по географии России. –М. Экзамен, 2008
-
Атлас. География России. Природа. 8 класс.
-
Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс
Календарно-тематическое планирование
№п. | Наименование разделов, тем | Форма учебного занятия | Д/з | Основное содержание темы | Требования к уровню подготовки | Виды контроля | дата |
По плану | факт |
1 | Что изучает физическая география России? | Изучение нового материала | Стр.3-5 | источники географической информации | Владение источниками информации | Расширение кругозора | | |
Тема: Наша Родина на карте мира. | | |
2 | Географическое положение России. пр.р.№1 Географическое положение России | Урок пракикум | П №1, вопр стр 13 | Особенности географического положения. Крайние точки России, площадь, протяженность. | определять географическое положение России показывать пограничные государства | Анализ пр.р | | |
3 | Моря, омывающие территорию России. | комбинированный | П №2 вопр. Стр 21 | Моря, омывающие Россию. Типы морей. | Показывать на карте моря омывающие Россию | Работа с картой | | |
4 | Разница во времени на территории России. Пр р №2 Определение поясного времени. | Урок пракикум | П №3 вопр стр 25 | Местное, поясное, декретное, летнее время | Определять поясное время. | Анализ пр.р Работа с картой | | |
5-6 | История освоения и заселения территории России. | комбинированный | П №4. сообщение | История освоения и заселения территории России | Уметь: Работать с разными источниками географической информации | Работа с картой | | |
Разде1. Особенности природы и природные ресурсы России. Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | | | |
7 | Особенности рельефа России. | Урок изучения нового материала | П. №5, рис 13, раб с картой | Особенности рельефа, формы рельефа ( равнины, горы) | Уметь: читать тектоническую и геологическую карту, геохронологическую таблицу. Выявлять взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа Знать: Рельеф, формы рельефа. называть и показывать крупные равнины и горы Эры, периоды развития Земли. Влияние деятельности человека на разные формы рельефа Составлять описания отдельных форм рельефа .Показывать формы рельефа по картам. Знать: Классификация природных и минеральных ресурсов. Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых . | Фронтальный опрос | , | |
8 | Геологическое летосчисление. Геологическая карта. | комбинированный | П., №6 работа с картой | Основные эры, периоды развития Земли, формирование земной коры на территории России. | Работа с геологической картой | | |
9 | Минеральные ресурсы России. Пр. р. №3. «Сопоставление тектонической и физической карт. Взаимосвязь между тектоническими структурами , формами рельефа и полезными ископаемыми». | Урок практикум | П.№7 | Классификация природных и минеральных ресурсов Роль минеральных ресурсов в хозяйстве человека | Анализ пр.р | | |
10 | Развитие форм рельефа | комбинированный | П.№8, вопр. Стр 52 | Развитие форм рельефа Влияние деятельности человека на разные формы рельефа. | Фронтальный опрос | | |
11 | Урок обобщающего повторения по теме: «географическое положение России. Рельеф» | Обобщающий урок | | | | тестирование | | |
12 | От чего зависит климат нашей страны. | Урок изучения нового материала | П.№9, вопр. Стр 59 | Климатообразующие факторы. Циклон и антициклон. Атмосферный фронт Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. Типы климата России Основные элементы климата. Сезонность климата, чем она обусловлена. | Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации .Называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России. Уметь: определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации Давать описание климата отдельных территорий. Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни. | Беседа. анализ карт | . | |
13 | Типы климатов России . Пр р. №4 Определение по климатической карте суммарной сол. радиации, тем-ры, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов | Урок практикум | П.№10 |
| Типы климатов. | комбинированный | | . Беседа. анализ карт | | |
18 | Зависимость человека от климата.. Агроклиматические ресурсы. | комбинированный | П.№10 | Неблагоприятные климатические явления. Зависимость человека от климата Влияние климата на одежду, жилище, быт. | Фронтальный опрос | | |
19 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности.. | Урок изучения нового материала | П.№11, вопр. Стр. 70 | Значение рек в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности Стихийные явления | Учащиеся должны знать крупнейшие реки и озера России Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, крупнейшие озера; области распространения многолетней мерзлоты. Объяснять: основные характеристики рек, приводит примеры хозяйственного использования внутренних вод России. | Беседа. анализ карт | | |
20 | Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники. Пр. р №5 Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока. Падение реки, возможностей хозяйственного использования. | практикум | П.№12. работа с картой | Крупнейшие озера Значение озер, болот, подземных вод | Анализ пр.р | | |
18 | Водные ресурсы. | комбинированный | П. №14 | Водные ресурсы. Пути решения экологических проблем. | Используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы. | Фронтальный опрос | | |
19 | Урок обобщающего повторения по теме: «Климат и внутренние воды России» | Обобщающий урок | | | | тестирование | | |
20 | Образование почв и их разнообразие. | Урок изучения нового материала | П.№15, вопр. Стр. 92 | Почва и почвенные ресурсы, плодородие. Типы почв. Значение почв. В,В,Докучаев – основоположник почвоведения | Учащиеся должны называть факторы почвообразования; Используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. Объяснять: необходимость охраны почв. | Фронтальный опрос | | |
21 | Закономерности распространения почв. | комбинированный | П.№16 | Фронтальный опрос | | |
22 | Почвенные ресурсы России.. | комбинированный | П. №17, вопр. Стр. 98 | Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования | Фронтальный опрос | | |
23 | Растительный и животный мир России. | Урок изучения нового материала | П №18, вопр. Стр. 105 | Растительный и животный мир России. Значение растительного и животного мира | Уметь: приводить примеры значения растительного и животного мира в жизни человека .Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ видовое и разнообразие животного мира; на территории России, приводить примеры; называть меры по охране растений и животных. | Анализ таблицы | | |
24 | Биологические ресурсы.. | Урок-семинар | П. №19, подгот. Сообщ. «Заповедники» | Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растительного и животного мира | Фронтальный опрос | | |
25 | Охрана растительного и животного мира. | комбинированный | П.№19, вопр. Стр. 115 | Особо охраняемые территории – заповедники. | Беседа. анализ карт | | |
26 | Природно-ресурсный потенциал России. | комбинированный | П. №20, итог. Зад стр. 120-121 | Видовое разнообразие. Охрана Растительного и животного мира | Фронтальный опрос | | |
27 | Урок обобщения по теме: «Почвы. Растительный и животный мир.» | Урок обобщения | | | | тестирование | | |
28 | Разнообразие природных комплексов России. | Урок изучения нового материала | П.№21, вопр. 1-5, стр. 126 | Разнообразие природных комплексов | Знать: Значение природных комплексов Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира природных комплексов, примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; называть их. Объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов | Фронтальный опрос | | |
29 | Моря как крупные природные комплексы | комбинированный | П.№22, вопр. 1-4, стр. 129 | Моря России | Работа с картой | | |
30 | Природные зоны России. | Семинар | П.№23. подгот. Сообщ. | Природные зоны России Зона арктических пустынь, тундра. Разнообразие лесов России. | Анализ таблицы | | |
31 | Разнообразие лесов России. Пр.р.№6 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. | практикум | П.№24 | Разнообразие лесов | Называть и показывать на карте лесные зоны России | Значение лесов Анализ пр.р | | |
32 | Безлесные зоны на юге России | комбинированный | П.№25. рис. И схема | Степь. Значение степей | Называть и показывать на карте | Фронтальный опрос | | |
33 | Высотная поясность. | комбинированный | П.№26, табл. Стр. 147 | Высотная поясность | Выявлять зависимость между компонентами комплекса | Фронтальный опрос | | |
34 | Урок обобщающего повторения по теме: «Природное районирование» | Урок обобщения | | | | тестирование | | |
35 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | Урок изучения нового материала | П. №27 рис. 25, раб. с картой | Европейская Россия – основа формирования Российского государства. Г.п. Русской равнины. Памятники природы. Природные комплексы. Проблемы рационального использования. | Давать комплексную физико-географическую характеристику. называть и показывать на карте географические объекты. Объяснять: зависимость природных объектов от географической широты, характера подстилающей поверхности. | Беседа, работа с картой | | |
36 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | комбинированный | П.№28 стр. 163 вопр.1-3 | Фронтальный опрос | | |
37 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | комбинированный | П. №29вопр. Стр. 161 | Фронтальный опрос | | |
38 | Территории, границы, географическое положение | Урок изучения нового материала | конспект | Особенности физико-географического положения области. Особенности геологического строения территории. Климатообразующие факторы, особенности погоды. Влияние климата на жизнь и быт населения. почвы. Роль В.В.Докучаева в изучении почв края. Внутренние воды и их использование. | Учащиеся должны определять по карте особенности географического РТ Приводить примеры природоохранной деятельности; Называть и показывать основные формы рельефа; давать характеристику климатических особенностей Называть и показывать наиболее значительные реки и озера; называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране; | Беседа. анализ карт | | |
39 | Геологическая история и геологическое строение территории. | комбинированный | Конспект, сообщ «Основные формы рельефа» | Фронтальный опрос | | |
40 | Рельеф, полезные ископаемые. | комбинированный | конспект | Беседа. анализ карт | | |
41 | Климатические особенности. | комбинированный | конспект | Беседа. анализ карт | | |
42 | Внутренние воды. | комбинированный | Конспект, составить кроссворд | Беседа. анализ карт | | |
43 | Почвы. | комбинированный | Конспект, сообщение»В.В.Докучаев» | Фронтальный опрос | | |
44 | Растительный и животный мир. | комбинированный | Конспект.Сообщение «Заповедники края» | Беседа. анализ карт | | |
45 | Охрана и преобразования природы родного края. | комбинированный | Повторить изученное | | | Анализ сообщений | | |
46 | География родного края. | Обобщающий урок | | | | тестирование | | |
47 | Кавказ - самые высокие горы России. | Урок изучения нового материала | П.№30, рис. Вопр стр 178 | Г.п. Кавказа. Геологическое строение, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. Памятники природы. | Давать комплексную физико-географическую характеристику. Уметь: показывать по карте географический район, его составные части, наивысшие точки. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. | Беседа. анализ карт | | |
48 | Природные комплексы Северного Кавказа. | комбинированный | П.№31. сообщ | Фронтальный опрос | | |
49 | Урал — " Каменный пояс Русской земли" | Урок изучения нового материала | П.№32, вопр 1-4 стр 186 | Г.п. Урала | Давать комплексную физико-географическую характеристику. называть и показывать на карте географические объекты Давать характеристику природных ресурсов | Беседа. анализ карт | | |
50 | Своеобразие природы Урала. | комбинированный | П. №33 вопр. Стр 1-4стр. 192 | Части Урала Природные ресурсы Урала Памятники природы | Фронтальный опрос | | |
51 | Природные уникумы. Природные богатства, экологические проблемы | комбинированный семинар | П. №34 зад 1-4 стр 195 | Фронтальный опрос | | |
52 | Западно - Сибирская равнина — особенности природы. | Урок изучения нового материала | П №35 рис, схема, вопр | Г.п. Западной Сибири Геологическое строение, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. Памятники природы Природные ресурсы Западной Сибири | Давать комплексную физико-географическую характеристику. Уметь: показывать по карте географический район, его составные части. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы | Беседа. анализ карт | | |
53 | Природные ресурсы Западной Сибири, проблемы рационального использования. | комбинированный | П.№36 | Фронтальный опрос | | |
54 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | Урок изучения нового материала | П. №37, рис, схема, вопр стр 215 | Г.п. Восточной Сибири Геологическое строение, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. | Давать комплексную физико-географическую характеристику. | Беседа. анализ карт | | |
55 | Природные районы Восточной Сибири. | комбинированный | П №38вопр. Стр 223. соощ | Природные районы Восточной Сибири | Называть и показывать на карте | Фронтальный опрос | | |
56 | Горы Южной Сибири. | Урок изучения нового материала | конспект | Г.п. гор южной Сибири Геологическое строение, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. | Давать комплексную физико-географическую характеристику. называть и показывать на карте географические объекты | Беседа . анализ карт | | |
57 | Жемчужина Сибири Байкал. | Урок - путешествие | П №39 вопр.1-4 стр.229 | Уникальность озера Байкал | Давать комплексную физико-географическую характеристику. Показывать на карте | Беседа. анализ карт | | |
58 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Пр.р. №7 Оценка природных условий и ресурсов природной зоны Сибири. | практикум | П №40 вопр стр 233 | | Давать характеристику природных ресурсов | Анализ пр.р | | |
59 | Дальний Восток — край контрастов. | Урок изучения нового материала | П №41. вопр 1-5 стр 238 | Г.п. Дальнего Востока Геологическое строение, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. | Давать комплексную физико-географическую характеристику, характеристику природных ресурсов | Беседа. анализ карт | | |
60 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | Урок-путешествие | П №42, рис. схема | Геологическое строение, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. Природные комплексы Дальнего Востока Природные ресурсы Дальнего Востока | Давать комплексную физико-географическую характеристику называть и показывать на карте географические объекты Знать крупные географические объекты Давать характеристику природных ресурсов называть и показывать на карте географические объекты | Фронтальный опрос | | |
61 | Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком. | комбинированный | №43 | Фронтальный опрос | | |
62 | Пр.р.№8 Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов. | | Повторить п.№27-43 | | | Анализ пр.р | | |
63 | Обобщающий урок по разделу «Крупные природные районы России». | Обобщающий урок | | | | тестирование | | |
| Раздел 3 Человек и природа | | | |
.64 | Влияние природных условий на жизнь и быт человека | Урок изучения нового материала | П №44,. Вопр стр 261 | Природные условия | Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей на изменение природы под влиянием деятельности человека , а также приводить соответствующие примеры. | Фронтальный опрос | | | |
65 | Антропогенное воздействие на природу | комбинированный | П №45. сообщ. | Антропогенное воздействие на природу | Фронтальный опрос | | | |
66 | Рациональное природопользование | комбинированный | П №46, табл, вопр стр 271 | Рациональное природопользование | . Фронтальный опрос | | | |
67 | Экологическая ситуация в России | комбинированный | П №27 | Экологическая ситуация в России. | Формирование экологического сознания и экологической культуры — один из важнейших путей решения экологических проблем. Характеристика экологической ситуации | Фронтальный опрос | | | |
68 | Урок обобщающего повторения по курсу «География России. Природа». | Обобщающий урок | | | | тестирование | | | |
69-70 | резерв | | | | | | | | |