Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52 города Тюмени»
(МАОУ СОШ №52 города Тюмени)
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Начальных классов МАОУ ООШ №52 ______________ О.И. Кадырова Протокол № 5 От 31.05.2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора УВР МАОУ ООШ №52 ______________________ С.Ч. Мустакимова 26.08.2021 г | «Утверждено» Директор МАОУ ООШ №52 города Тюмени _________________ А.З. Манкаева 26.08.2021 г |
Рабочая программа по математике
для ученицы 5 класса (8 вид, домашнее обучение)
на 2021-2022 учебный год
Составитель программы:
Учитель начальных классов
высшей категории
Ниязова Асия Сафиулловна
2021 г. Тюмень
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ в действующей редакции.
2.Приказа Министерства образования и науки РФ:
- от 18.12.2019 № 695«Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции);
- от 30 августа 2014 г. №2562 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
- от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №52 города Тюмени, утвержденный 17.04.2015 г. (с изменениями в редакции от 02.09. 2016 г. №94)
3. Учебного плана МАОУ СОШ №52 г. Тюмени на 2021-2022 учебный год.
4. Программы И.А.Грошенкова (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-7классы.
Цели образовательно-коррекционной работы
Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности и её результатам.
Задачи учебного предмета:
Школьный курс по изобразительному искусству в 5-7 классах направлен на продолжение решения следующих основных задач:
коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве,
умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами
улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала
формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности
ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна
расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи
развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
В 5 классе продолжительность учебного года составляет 34 недель. При 5-дневной учебной неделе на предмет «Изобразительное искусство» в 5 классе домашнее обучение отведен 0,5 час в неделю, что составляет 17 часов за учебный год.
Основное содержание программы.
Рисование с натуры
Совершенствование умения учащихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передачи в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объёма предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путём добавлении воды в краску
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения)
Рисование на темы
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагать их относительно друг друга (ближе - дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развивая чувство формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображённых на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства
Планируемые результаты учебного предмета
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому)
определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную
составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии
передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учётом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения)
ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску
пользоваться элементарными приёмами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения)
самостоятельно анализировать рисунок; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов
рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображённых на картине лиц
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | | Беседы об искусстве | 3 | | Декоративное рисование | 6 | | Рисование с натуры | 5 | 4. | Рисование на темы | 3 | | всего | 17 | № п/п | Дата проведения план | Дата проведения факт | Кол-во часов | Тема урока | |
1 четверть |
1 | 2.09 | | 0,5 | Рисование узора в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья). | Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. |
2 | 9.09 | | 0,5 | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету). |
3 | 16.09 | | 0,5 | Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырех овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг – по шаблону). |
4 | 23.09 | | 0,5 | Рисование простого натюрморта (например, яблоко и керамический стакан). |
5 | 30.09 | | 0,5 | Рисование симметричного узора по образцу. |
6 | 7.10 | | 0,5 | Декоративное рисование – изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм (круг – по шаблону диаметром 12 см). |
7 | 14.10 | | 0,5 | Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы (ваза керамическая). |
8 | 21.10 | | 0,5 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура). |
9 | 28.10 | | 0,5 | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы»). | Развитие мелкой моторики. |
2 четверть |
10 | 11.11 | | 0,5 | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов). | Развивать аналитико-синтетическую деятельность: умение обобщать, ориентироваться в задании, планировать работу. Развитие глазомера, зрительного восприятия и анализа (правильно передавать зрительное соотношение величин предметов). Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. |
11 | 18.11 | | 0,5 | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (богородская деревянная игрушка:«Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.) |
12 | 25.11 | | 0,5 | Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7x30 см). |
13 | 2.12 | | 0,5 | Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10x30 см). |
14 | 9.12 | | 0,5 | Рисование новогодней елки. |
15 | 16.12 | | 0,5 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом). |
16 | 23.12 | | 0,5 | Рисование на тему «Лес зимой» (примерное содержание рисунка: на переднем плане пушистая ель и небольшая березка; затем полянка, по которой бежит лыжник, чуть дальше – заснеженный лес с четко выделяющимися верхушками деревьев). Рисунок выполняется на серой или голубой бумаге с использованием белой гуаши. | |
3 четверть |
17 | 13.01 | | 0,5 | Беседы об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» (Д. Мочальский «Первое сентября»; И. Шевандронова «В сельской библиотеке»; А. Курчанов «У больной подруги»; Ф. Решетнеков «Опять двойка», «Прибыл на каникулы»). | Формировать у детей эстетическое отношение к действительности. Развивать активное внимание, наблюдательность, память, воображение, мышление. |
18 | 20.01 | | 0,5 | Рисование с натуры игрушки (по выбору учеников). |
19 | 27.01 | | 0,5 | Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.). |
20 | 3.02 | | 0,5 | Рисование с натуры цветочного горшка с растением. | Совершенствовать зрительно-двигательную координацию. Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Формировать навыки коллективной работы и самоконтроля. Развитие правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов их положения в пространстве, устанавливать сходство и различие. |
21 | 10.02 | | 0,5 | Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий (например, елочка по углам квадрата, веточки – посередине сторон). |
22 | 17.02 | | 0,5 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» (В. Пузырьков «Черноморцы»; Ю. Непринцев «Отдых после боя»; П. Кривоногов «Победа»; М. Хмелько «триумф победившей Родины»). |
23 | 24.02 | | 0,5 | Декоративное рисование плаката «8 Марта». |
24 | 2.03 | | 0,5 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка). |
25 | 9.03 | | 0,5 | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками). |
26 | 16.03 | | 0,5 | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник). |
4 четверть |
27 | 30.03 | | 0,5 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся). | Корректировать искаженные представления о жизни, природе, обществе. Формировать мотивы и потребности, побуждающие к трудовой деятельности. |
28 | 6.04 | | 0,5 | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). | |
29 | 13.04 | | 0,5 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выбору учителя с учетом возможностей учащихся). |
30 | 20.04 | | 0,5 | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). |
31 | 27.04 | | 0,5 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукции картин на тему о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (А. Пластов «Фашист пролетел»; С.Герасимов «Мать партизана»; А. Дейнека «Оборона Севастополя»). | Развивать и обогащать словарь, активную речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности. Совершенствовать перенос опыта, умение воспроизводить знания в новых условиях. |
32 | 4.05 | | 0,5 | Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал). |
33 | 11.05 | | 0,5 | Рисование с натуры весенних цветов несложной формы. |
34 | 18.05 | | 0,5 | Составление узора в круге с применением осевых линий и использование декоративно переработанных природных форм (например, стрекозы и цветка тюльпана). |