СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

I.Пояснительная записка.

Программа подготовлена для учащихся школ Республики Мордовия с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно - деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программного – методического комплекта, в который входят:учебное пособие «Эрзянский язык. 4 класс», автор С.Ю. Дмитриева, утверждённый Министерством образования РМ. Учебное пособие предполагает постепенное вхождение ребёнка в мир эрзянского языка и мордовской национальной культуры.


II.Цели и задачи обучения.

Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.

Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов: воспитательного, образовательного, развивающего и практического.

Воспитательный компонент предусматривает создание у обучающихся положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на данном языке, уважительного отношения к национальным традициям и обычаям. Соприкосновение с культурными традициями разных народов формирует у учащихся представление о многообразии мира и воспитывает при этом такие личностные качества, как открытость и толерантность.

Развитие учащихся предусматривает целенаправленное формирование интеллектуальных и познавательных способностей: языковой и речевой наблюдательности, речемыслительной деятельности, готовности к познавательно – поисковому творчеству.

Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.

Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно – коммуникативные потребности учащихся.

Коммуникативная компетенция. На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.

Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как аудирование (понимание устной речи), говорение (продуцирование устной речи), чтение (понимание письменной речи), письмо (продуцирование письменной речи).

Аудирование – рецептивная деятельность, представляющая собой одновременно восприятие и понимание звучащей речи. В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, понимание всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико–грамматическом материале.

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Являясь наиболее активной формой речевого взаимодействия, оно обеспечивает решение познавательных и коммуникативных задач формирования у школьников знаний, ценностных ориентаций, организации их совместной деятельности.



Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи является взаимосвязанным процессом и происходит параллельно.

Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе обучения является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.

Письмо (письменная речь). На начальном этапе связная письменная речь не является целью обучения. Ее задачи ограничены выработкой таких умений, как

  • списывание с печатного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам; изменение формы слова по образцу и т.д.);

  • выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений;

  • письмо по памяти;

  • письмо под диктовку;

  • самостоятельное письменное высказывание (1-5 предложений).

Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи. Основными составляющими языковой компетенции являются:

Произносительная сторона речи. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения: повествовательного (утвердительного и отрицательного), вопросительного (общий и специальный вопрос), побудительного, восклицательного.

Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования: словосложение и аффиксация, в том числе суффиксы существительных -кс, -ма, -мо,-ця, -ка, -нэ, -не, -ке, суффиксы глаголов -в, -вт, -м, -с, -н. Заимствования из русского и других языков.

Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы простого предложения. Порядок слов в простом предложении. Предложения с простым глагольным, составным глагольным сказуемым. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной формах. Безличные предложения в настоящем времени. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами и, или.

Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, прошедшем, будущем времени.

Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе, образованные по правилу и исключения. Указательная и притяжательная форма имен существительных.

Имя прилагательное. Прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Имя числительное. Количественные и порядковые числительные до 100.

Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные.

Послелоги места, направления.

III.Общая характеристика учебного предмета:

Настоящая программа организует процесс изучения эрзянского языка в среднем звене школы. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов).

Предлагаемая в программе поочередность прохождения тем, а также задач обучения не означает строгую последовательность их решения в учебном процессе. Взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения, учитель может применять собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения.

Характеристика этапов обучения

Весь курс начального обучения эрзянскому языку как государственному условно делится на 3 этапа:

I этап – 2 класс;

II этап – 3 класс;

III этап – 4 класс.

Каждый выделенный этап имеет свои задачи и является очередной ступенькой в процессе овладения учащимися основами коммуникативной компетенции.

Третий этап является завершающим в обучении эрзянскому языку в начальной школе. Здесь осуществляется систематизация приобретенных знаний, умений и навыков, их дальнейшее совершенствование, в том числе совершенствование умений школьников самостоятельно решать коммуникативные задачи в различных ситуациях (в рамках программных требований) непосредственного и опосредованного общения, выражать на элементарном уровне личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации.

Уделяется особое внимание формированию у школьников общеинтеллектуальных умений в процессе организации целенаправленного наблюдения за языковыми явлениями, осознания учащимися возможности выражать одну и ту же мысль разными средствами.

Происходит усложнение устной и письменной речи. Устные высказы0вания строятся как на основе прочитанного или прослушанного текста; при этом более последовательно проводится работа по развитию у учащихся умений выражать личностное отношение к услышанному (прочитанному, увиденному).

Возрастает удельный вес чтения как средства приобщения школьников к культуре мордовского народа. Равноценное внимание уделяется всем видам чтения; учащиеся овладевают также приемами поискового чтения. Работа над чтением строится преимущественно на аутентичных текстах.

Дети должны уметь употреблять в речи:

  • существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

  • глаголы в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа, настоящего, будущего, прошедшего времени; повелительная и побудительная форма глаголов;

  • прилагательные в единственном и множественном числе;

  • местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, личные в единственном и множественном числе;

  • числительные количественные и порядковые от 1 до 100;

  • частицы да, нет, не, частица не с глаголами;

  • наречия места, времени, качества;

  • послелоги места, направления;

  • прилагательные и наречия в сравнительной и превосходной форме (седемаласо, кискасьовтошка, сехмаласо, сехвиев, овтосьверьгиздэвиев);

  • частица не с деепричастием (апакучо, апакпеле).

Результатом обучения должны явиться такие качества личности учащегося, как инициативность, раскованность, умение работать в коллективе, устойчивый интерес к изучению предмета.



IV.Место учебного предмета в базисном учебном плане

Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на изучение предмета «Эрзянский язык» во 4 классе ( с неуглубленным изучением английского языка) отводится 2 учебных часа в неделю, всего 68 уроков.





V.Результаты освоения учебного предмета.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В состав основных видов УУД входят 4 блока:

1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.

Личностными результатами изучения предмета «Мордовский язык» являются следующие умения:

–осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Мордовский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

РегулятивныеУУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

ПознавательныеУУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.

КоммуникативныеУУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Мордовский язык» является сформированность следующих умений:

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста;

выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;

отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;

выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

VI.Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.

В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны научиться:

В области говорения:

  • уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;

  • уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;

  • кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;

  • воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.

В области аудирования:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.

В области чтения:

  • овладеть техникой чтения вслух;

  • читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма:

  • писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец).



VII.Содержание учебного предмета

4 класс

Моя школа. 5 часов.

День Знаний – самый радостный праздник. Первый звонок. Первый урок. Рассказ о любимом учебном предмете. Объяснение почему нравится тот или иной предмет.

Знать: лексический материал в рамках данной разговорной темы.

Уметь: понимать текст, отвечать на вопросы, составлять связное высказывание по теме.



Я и моя семья. 15 часов.

Названия членов семьи. Место учёбы, работы. Вечер в семье. Интересы и увлечения членов семьи. Совместный просмотр телепередач. Походы в лес за грибами и ягодами. Беседы. Ведение домашнего хозяйства в сельской местности. Работа в саду и огороде. Правильное питание. Приготовление пищи.

Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.


Профессии. 4 часа.

Названия профессий. Особенности профессий. Кем я хочу быть, когда вырасту. Почему?

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы.


Мои друзья. 4 часа.

Рассказ о своём друге. Совместные увлечения. Посещение кружков. Переписка. Рассказы интересных историй.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, отвечать на вопросы, составлять небольшой текст по плану.



Мир вокруг меня. 20 часа.

Лето. Названия летних месяцев. В лесу. Деревья и кустарники леса. Обитатели леса. Труд хлебороба. Бережное отношение к хлебу. Осень. Названия осенних месяцев. Подготовка к зиме. Зима. Названия зимних месяцев. Зимующие птицы. Помощь зимующим птицам. О зимних праздниках мордовского народа. Весна. Названия весенних месяцев. Весенние праздники. Международный женский день. Праздник 9 мая. Чествование ветеранов. Весенние заботы в саду и огороде. Отдых.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, составлять текст поздравления, рассказывать наизусть небольшие стихотворения.



Моя малая Родина. 10 часов.

Города и сёла нашей республики. Районы, районные центры Мордовии. Государственные символы Мордовии. Наши знаменитые земляки. Заповедные места нашей республики. Исчезающие животные и растения. Необходимость охраны исчезающих животных и растений. Экскурсия по достопримечательным местам города (села).

Знать: лексику по теме, структуру этикетного диалога.

Уметь: читать и понимать текст, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге.




Культурное наследие. 10 часов.

Художники Республики Мордовия. Творчество Ф.В.Сычкова. Великий скульптор – С.Д.Эрьзя. Писатели Мордовии. Мордовская детская литература.

Знать: лексику по теме, речевые образцы.

Уметь: читать и переводить текст, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы.



VIII.Тематическое планирование


Разделы, темы

Кол час

Лексический

материал

Речевые

образцы

Виды

деятельности

1

Моя школа

5

Баяга, ильведевкс, гайгемс, учомс, бажамс

Гайгибаягась. Монбажантонавтнеме.

Миньловнотано, сермадтано, арттано.

Самост.работа, развитие речи, контроль ЗУН

2

Мир вокруг меня.Лето. Летний дождь. Дары леса. Лесные жители. Осень. Золотая осень. Хлеб -всему голова. Зима. Зимние забавы. Праздники.

Весна. Весенние заботы.

20

Кошт, килей, куко, сюро, видемс, сокамс, пурнамслемзер, нармуненьандомка, стака, шожда, лекш,штатол кой, пултамс, тундоньмелявкст, пургондавкст, письмарт, норовжорчт, сокамот-видемат.

Кизна пек паро вирьсэ(паксясо, лей чиресэ).

Коштосьтантей.

Вирьсэ пек ламочувтт(тумот, укшторт…) Сексняурядытьсюро, сокить мода.

Идем ракшатнеанокстытьтелентень.

Сексентьламотевензэ. Идем ракшатнеанокстытьтелентень. Ушосонть пек якшамо. Ловосьцитни. Миньтеинекнармунтнененьандомка. Эрьваськенярдытундонтень.

Самост.работа,

творческие задания, развитие речи, контроль ЗУН

3

Моя семья.

Занятия членов семьи.

Семейные праздники.

15

Кудораське,

Эйденькужо, мельспаро,мирде, ни, патят-ялакст, кодамс, стамс, каванямс, анокстамс, пидемс-панемс.

Минекпокшкудораськенек.Монлезданаваненьанокстамсярсамопель. Сырыкаем коды варьгат. Ялаксом яки эйденькужов

Самостоят.работа, творческие задания, контроль речевых умений и навыков.

4

Мои друзья. Рассказ о своем друге.

4

Сёрма, кружок, тамаша, тердемс, талакадомс, ракамс, пейдемс

Миньялганьмартояксетянотюреманькружоков. Монь ялгам Коля тусь лия ошов. Сон моненьсёрмадысёрмат.

Самост.работа, развитие речи, контроль ЗУН

5

Профессии.

О труде. Кем быть? Занятия древней мордвы.

4

Важодемс, лезэ, лецямс,тонавтомс, сокамс, видемс, кастомс, трямс.

Монь ули мелем важодемслечицякс. Эрьваломанеськандылезэ.

Самост.работа, развитие речи, контроль ЗУН

6

Наше культурное наследие. Писатели и художники Мордовии.

10


Мордовиясоламоартыцят. СодавиксартыцятнеМордовиясо: В.Попков, В.Беднов, В.Илюхиндылиятне. Федот Васильевич Сычковэрясь Кочелаева велесэ. Степан Дмитриевич Эрьзя – содавикс скульптор.

Экскурсии, презентации, беседы, проектная и исследовательская деятельность.

7

Наша Родина. Историческое прошлое мордвы.

10

Буй, ёмамс, ванстомс.

Минекреспубликасокомськавтобуйть: Ардатовань буй, Дубёнкань буй дыседе тов. Минекфлагосьаштиколмотюссто: чоподаякстере, ашо, чоподасэнь. Минекгимнасьморавиколмокельсэ.

Экскурсии, презентации, беседы, проектная и исследовательская деятельность


Итого

68








IX.Календарно-тематическое планирование

по эрзянскому языку в 4 классе



Темы

Вид занятий

Характеристика учебной деятельности

Кол-во час

Дата

план

Дата

факт


1

Шумбрачи школа!

Повторение

Чтение и перевод текста

1



2

Содамоньпокшчи.

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1



3

Школасо.

Работа с новыми синт. конструкциями

Выполнение упражнений

1



4

Вечкантонавтнеме.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и пересказ текста

1



5

Школаньэрямсто.

Повторение и обобщение темы «Школа»

Тестовая работа

1



6

Лей лангсо

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1



7

Кизэньпиземе.

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1



8

Кизэ.

Повторение и обобщение темы «Лето»

Проверочная работа

1



9

Кизнавирьсэ.

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1



10

Вирентьказнензэ.

Знакомство с новыми речевыми образцами

Рассказ по картинке

1



11

Вирентьэрицянзо.


Повторение

Рассказ по плану

1



12

Сырненьсёксь.

Ввод новой лексики

Работа с текстом

1



13

Природасьсёксня.

Презентация

Проект

1



14

Иеньшкатне.

Повторение

Чтение, перевод

1



15

Монь семиям.

Повторение

Творческое задание к тексту

1



16

Минек дружной семиянок.

Знакомство с новыми речевыми образцами

Выразит.чтение. Рассказ про осень.


1



17

Семияньтевть.

Повторение

Чтение и перевод

1



18

Кудосо.

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1



19

Чачомачи

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и пересказ

1



20

Ярсамопель.

Ввод новой лексики

Рассказ по картинке

1



21

Пидетянодыпантяно.

Развитие речи

Составляем диалог

1



22

Кшись-весементеньпрявт.

Повторение

Работа с текстом

1



23

Кшинтькастомасьдыванстомась..

Работа с новыми синт. конструкциями

Чтение и перевод

1



24

Тевеньвечкемась.

Ввод новой лексики

Задания к тексту

1



25

Важодема.

Ввод новой лексики

Работа с текстом.

1



26

Кезэреньшка.

Презентация


1



27

Мезексулемс?

Повторение и обобщение темы

Чтение и перевод

1



28

Профессият.

Презентация

Проектная работа

1



29

Мазыйка теле.

Повторение

Чтение и перевод

1



30

Теленьналксемат.

Работа с новыми синт. конструкциями

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1



31

Ракшатнетельня.

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1



32

Од иеньпокшчись.

Презентация

Проектная работа

1



33

Теленьпокшчитне.

Урок-праздник


1



34

Роштова.

Повторение

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1



35

Дружба

Знакомство с новыми речевыми образцами

Составление диалога

1



36

Юткошкасто.

Ввод новой лексики

Составление рассказа

1



37

Ялгат.

Активизация речевых умений и навыков

Работа с текстом. Ответы на вопросы

1



38

Мордовияньхудожниктне .

Презентация

Сообщения

1



39

Мордовияньскульптортне.

Экскурсия

Сообщения

1



40

Артома

Урок чтения

Составление рассказа

1



41

Степан Дмитриевич Эрьзя.

Презентация

Сообщения

1



42

Федот Васильевич Сычков..

Урок чтения

Работа с художеств.текстами

1



43

Мордовияньписательтне.

Урок чтения

Выразит.чтение стихотворений

1



44

Эйкакшоньжурналт.

Презентация

Сообщения

1



45

Тириньмасторонтьванстомась.

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1



46

Кортатаноавадо.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение и перевод.

1



47

Эрзяньдымокшоньседикеленьэрямось.

Урок с элементами лекции

Чтение и перевод

1



48

Минекмасторось.

Активизация речевых умений и навыков

Составление рассказа

1



49

Тириньёнкске.

Активизация речевых умений и навыков

Выразит.чтение стихотворений

1



50

ФёдорФёдорович Ушаков

Презентация.

Сообщения

1



51

Ванстприроданть!


Презентация.

Сообщения

1



52

Пертьпельксэнтьванстомась.

Активизация речевых умений и навыков

Чтение, ответы на вопросы

1



53

Тундонтьсамось.

Повторение и обобщение темы

Чтение и перевод

1



54

Тундоньтюсонзо.

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1



55

Минексёлмовялгатне.

Знакомство с новыми речевыми образцами

Чтение, ответы на вопросы

1



56

Садпиредыэмежпире.

Ввод новой лексики

Работа со словарем

1



57

Фруктатдыэмежть.

Повторение

Рассказ по картинке

1



58

Садсодыэмежпиресэважодематне.

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1



59

Эрзя-мокшоньраськеньёвкс.

Активизация речевых умений и навыков

Диалог

1



60

Изнямоньчи.

Развитие речи

Составляем текст-описание

1



61

Михаил Петрович Девятаев.

Знакомство с новыми речевыми образцами

Сообщения

1



62

Максим Алексеевич Пуркаев.

Урок с элементами лекции

Сообщения

1



63

Ледстямось.

Повторение и обобщение темы

Тестовая работа

1



64

Тундоньмелявт.

Повторение и обобщение темы

Чтение и перевод

1



65

Велесэ.

Ввод новой лексики

Чтение и перевод

1



66

Велесэкудоньтевтне.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по образцу

1



67

Кудоньракшатненьмельгаякамось.

Активизация речевых умений и навыков

Составляем рассказ по образцу

1




68



Тиринькультурантьсюпавчись.

Конференция

Тестовая работа

1







X.Учебно-методическое обеспечение предмета эрзянский язык во 4 классе школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся.



В 2015г. издано учебное пособие «Эрзянский язык», автора С.Ю. Дмитриевой, утверждённый Министерством образования РМ. Учебное пособие предполагает постепенное вхождение ребёнка в мир эрзянского языка и мордовской национальной культуры.

В качестве дополнения при проведении занятий по эрзянскому языку служат издания Голенкова Н.Б. «Уроки мокшанского, эрзянского» для первого года обучения.

Дополнительный материал к урокам можно также подобрать в учебниках Н.В.Зиновьева, Т.И.Зиновьевой: «Тештине» («Звёздочка») - 1992г., «Цёковне» («Соловей») - 1993, «Чивалдо» («Солнечный свет») - 1995г., «Горниповне» («Бубенчик») - 1996г., изданных Мордовским книжным издательством.

Много занимательного материала предложено в хрестоматии для маленьких, составленной А.И.Брыжинским «Лисьмаприне» («Родничок»); в учебном издании «Чипайне» («Солнышко») - книгой для внеклассного чтения во 2-4 классах, составленной В.П.Храмовой, В.С.Ширманкиной.

Изобразительное искусство Мордовии.- Саранск, 1984.

Легенды и предания мордвы / Сост .Л.В.Седова.- Саранск,1982.

Люлякина С.М. Евкст.- Саранск,-1993.

Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы.- Саранск, 1977.

Мордовский народный костюм/ Альбом, Саранск, 1990.

Самородов К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск, 1980.

Федот Васильевич Сычков: Альбом. Саранск,1998.

Юткошкасто: Для младшего и среднего возраста. Саранск,1994.


Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];

www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»

http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];

http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].









Материально-техническое обеспечение учебного предмета.



  • Папки с иллюстрациями

  • Учебно-наглядные пособия

  • Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

  • учебные диски («Живи, родной язык !»

  • учебные фильмы, мультфильмы

  • диски с мордовскими народными сказками

  • Компьютер