СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области

Комитет по образованию г.о. Серпухов

МБОУ СОШ № 4

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО ЕНЦ

Заместитель директора по УВР

Директор


Руководитель МО

______________Спицина А.А.

______________Литвинова Т.В.

Протокол №___

Приказ №___

______________Герасимчук Г.Г.

Протокол №____

от "30" июня 2022 г.

от "30" июня2022 г.

от "30" июня2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 1141264)

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 7 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Кынтикова Юлия Сергеевна

учитель ИЗО


Серпухов 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДУЛЮ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Искусство рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт.

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Основные формы учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Важнейшими задачами являются формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Программа направлена на достижение основного результата образования — развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11—15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Для оценки качества образования кроме личностных и метапредметных образовательных результатов выделены и описаны предметные результаты обучения. Их достижение определяется чётко поставленными учебными задачами по каждой теме, и они являются общеобразовательными требованиями.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Каждому учащемуся необходим личный творческий опыт, но также необходимо сотворчество в команде – совместная коллективная художественная деятельность, которая предусмотрена тематическим планом и может иметь разные формы организации.

Учебный материал каждого модуля разделён на тематические блоки, которые могут быть
основанием для организации проектной деятельности, которая включает в себя как
исследовательскую, так и художественно-творческую деятельность, а также презентацию результата.

Однако необходимо различать и сочетать в учебном процессе историко-культурологическую, искусствоведческую исследовательскую работу учащихся и собственно художественную проектную деятельность, продуктом которой является созданное на основе композиционного поиска учебное художественное произведение (индивидуальное или коллективное, на плоскости или в объёме, макете).

Большое значение имеет связь с внеурочной деятельностью, активная социокультурная
деятельность, в процессе которой обучающиеся участвуют в оформлении общешкольных событий и праздников, в организации выставок детского художественного творчества, в конкурсах, а также смотрят памятники архитектуры, посещают художественные музеи.



ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Целью изучения является освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).

Модуль объединяет в единую образовательную структуру художественно-творческую деятельность, восприятие произведений искусства и художественно-эстетическое освоение окружающей
действительности. Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе личного художественного творчества, в практической работе с разнообразными художественными
материалами.

Задачами модуля «Архитектура и дизайн» являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театре и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

МЕСТО МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Модуль «Архитектура и дизайн» изучается 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.



СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки — конструктивные искусства. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметно-пространственной среды жизни людей.

Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.

Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в разные исторические эпохи.

Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения культурного наследия и природного ландшафта.

Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.

Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.

Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.

Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.

Ритмическая

организация

элементов:

выделение

доминанты,

симметрия

и

асимметрия,

динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость композиции.

Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.

Роль цвета в организации композиционного пространства.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.

Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.

Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.

Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной композиции.



Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный элемент композиции».

Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения.

Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной открытке.

Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ.

Макетирование объёмно-пространственных композиций

Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.

Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его обозначения на макете.

Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций. Объём и пространство. Взаимо​связь объектов в архитектурном макете.

Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.

Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.

Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора — стоечно-балочная конструкция — архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).

Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.

Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.

Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.

Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления



Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета.

Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных возможностей.

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох.

Архитектура

народного

жилища,

храмовая

архитектура,

частный

дом

в

предметно-

пространственной среде жизни разных народов.

Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим видам изображения.

Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.

Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.

Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей.

Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.

Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.

Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.

Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.

Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе города.

Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта оформления витрины



магазина.

Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.

Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев.

Зонирование интерьера — создание многофункционального пространства. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.

Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).

Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.

Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.

Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка ландшафтных проектов.

Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде схемы-чертежа.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности ​людей.

Образ человека и индивидуальное проектирование

Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.

Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн предметной среды в интерьере частного дома.

Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.

Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.

Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.

Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».

Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.



Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью.

Дизайн и архитектура — средства организации среды жизни людей и строительства нового мира.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего образования по модулю достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

В центре программы по модулю в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; ценностные установки и социально значимые качества личности; духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение школьников к культуре; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой ​деятельности.

1. Патриотическое воспитание

Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной

художественно-практической

деятельности

обучающегося,

который

учится

чувственно-

эмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.

2. Гражданское воспитание

Программа направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания

школьника.

Формируется

чувство

личной

причастности

к

жизни

общества.

Искусство

рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета«Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают

условия

для

разнообразной

совместной

деятельности,

способствуют

пониманию

другого,

становлению чувства личной ответственности.

3. Духовно-нравственное воспитание



В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.

4. Эстетическое воспитание

Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.

5. Ценности познавательной деятельности

В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки

исследовательской

деятельности

развиваются

в

процессе

учебных

проектов

на

уроках

изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

6. Экологическое воспитание

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.

7. Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как



навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.

8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении модуля:

1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции.

Базовые логические и исследовательские действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;



классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по установленной или выбранной теме;

самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.

Работа с информацией:

использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев;

использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;

публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями



Самоорганизация:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека;
рассуждать о влиянии предметно-пространственной среды на чувства, установки и поведение человека;
рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и



представления о самом себе;
объяснять ценность сохранения культурного наследия, выраженного в архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.

Графический дизайн:
объяснять понятие формальной композиции и её значение как основы языка конструктивных искусств;
объяснять основные средства — требования к композиции;
уметь перечислять и объяснять основные типы формальной композиции;
составлять различные формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач; выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
осваивать навыки вариативности в ритмической организации листа;
объяснять роль цвета в конструктивных искусствах;
различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах;
объяснять выражение «цветовой образ»;
применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;
определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий законам художественной композиции;
соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру»шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции; объяснять функции логотипа как представительского знака, эмблемы, торговой марки; различать шрифтовой и знаковый виды логотипа; иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала; иметь практический творческий опыт образного построения книжного и журнального разворотов в качестве графических композиций.



Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:

иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;

выполнять построение макета пространственно-объёмной композиции по его чертежу;

выявлять структуру различных типов зданий и характеризовать влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки и её влияние на организацию жизнедеятельности людей;

знать о роли строительного материала в эволюции архитектурных конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;

иметь представление, как в архитектуре проявляются мировоззренческие изменения в жизни общества и как изменение архитектуры влияет на характер организации и жизнедеятельности людей;

иметь знания и опыт изображения особенностей архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации городской среды;

характеризовать архитектурные и градостроительные изменения в культуре новейшего времени, современный уровень развития технологий и материалов; рассуждать о социокультурных противоречиях в организации современной городской среды и поисках путей их преодоления;

знать о значении сохранения исторического облика города для современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора исторической памяти и понимания своей идентичности;

определять понятие «городская среда»; рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей;

знать различные виды планировки города; иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы;

характеризовать эстетическое и экологическое взаимное сосуществование природы и архитектуры; иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна;

объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании» городского пространства;

иметь представление о задачах соотношения функционального и образного в построении формы предметов, создаваемых людьми; видеть образ времени и характер жизнедеятельности человека в предметах его быта;

объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала при построении предметного мира; объяснять характер влияния цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;

иметь опыт творческого проектирования интерьерного пространства для конкретных задач жизнедеятельности чело​века;



объяснять, как в одежде проявляются характер человека, его ценностные позиции и конкретные намерения действий; объяснять, что такое стиль в одежде;

иметь представление об истории костюма в истории разных эпох; характеризовать понятие моды в одежде; объяснять, как в одежде проявляются социальный статус человека, его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;

иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании одежды, ансамбле в костюме;

уметь рассуждать о характерных особенностях современной моды, сравнивать функциональные особенности современной одежды с традиционными функциями одежды прошлых эпох;

иметь опыт выполнения практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды», создания эскизов молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной и др.);

различать задачи искусства театрального грима и бытового макияжа; иметь представление об имидж-дизайне, его задачах и социальном бытовании; иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового макияжа; определять эстетические и этические границы применения макияжа и стилистики причёс​ки в повседневном быту.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметнопространственной среды жизни человека

1.1.

Архитектура и дизайн — предметно-
пространственная среда, создаваемая человеком

1

0

1

06.09.2022

Объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды жизнедеятельности человека.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

1.2.

Архитектура — «каменная летопись» истории человечества

1

0

1

12.09.2022

Иметь представление о том, что форма материальной культуры обладает воспитательным потенциалом;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

1.3.

Основы построения композиции в конструктивных искусствах

1

0

1

13.09.2022

Составлять различные композиции на плоскости, располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия.;
Выделять в построении формата листа композиционную доминанту.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

1.4.

Роль цвета в организации композиционного пространства

1

0

1

20.09.2022

Объяснять выражение «цветовой образ».;
Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

1.5.

Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне

1

0

1

27.09.2022

Построение шрифтовой композиции;
Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

1.6.

Логотип. Построение логотипа

1

0

1

04.10.2022

Различать шрифтовой и знаковый виды логотипа.;
Иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

1.7.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката

1

0

1

18.10.2022

Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза текста и изображения в плакате и рекламе.;
Выполнять практическую работу по композиции плаката или
рекламы на основе макетирования текста и изображения (вручную или на основе компьютерных программ);

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

1.8

Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала

1

1

0

25.10.2022

Различать и применять различные способы построения книжного и журнального разворота.;
Создавать макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе компьютерных программ;

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

РЭШ, СИРИУС

Раздел 2. Макетирование объёмно-пространственных композиций

2.1.

От плоскостного изображения к объёмному макету. Объект и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

1

0

1

08.11.2022

Уметь строить плоскостную композицию и выполнять макет пространственно-объёмной композиции по её чертежу.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

2.2.

Здание как сочетание различных объёмных форм. Конструкция: часть и целое

2

0

1

15.11.2022

Иметь представление о модульных элементах в построении архитектурного образа.;
Макетирование: создание фантазийной конструкции здания с ритмической организацией вертикальных и горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой конструкции;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

2.3.

Эволюция архитектурных конструкций и роль эволюции строительных материалов

1

0

1

06.12.2022

Рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития.;
Выполнить зарисовки основных архитектурных конструкций;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС




2.4.

Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком

1

0

1

13.12.2022

Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

2.5.

Форма, материал и функция бытового предмета

1

0

1

20.12.2022

Придумывать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей.;
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала изготовления;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

2.6.

Цвет в архитектуре и дизайне

2

1

1

27.12.2022

Иметь представление о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

3.1.

Образ и стиль материальной культуры прошлого

2

0

2

17.01.2023

Рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох.;
Характеризовать значение архитектурно-пространственной
композиционной доминанты во внешнем облике города.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

3.2.

Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра

1

0

1

31.01.2023

;
Характеризовать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве.;
Определять значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

3.3.

Пространство городской среды

1

0

1

07.02.2023

;
Определять понятие «городская среда».;
Рассматривать и объяснять планировку города как способ организации образа жизни людей.;
Знать различные виды планировки города.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

3.4.

Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы

1

0

1

14.02.2023

Объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в «проживании»городского пространства.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

3.5.

Дизайн пространственно-предметной среды интерь​‐ера. Интерьер и предметный мир в доме

2

0

2

28.02.2023

Характеризовать роль цвета, фактур и предметного наполнения пространства интерьера общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений.;
Выполнять задания по практической и аналитической работе по теме«Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» в форме
создания коллажной композиции;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

3.6.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

1

0

1

07.03.2023

Иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах ландшафтного дизайна.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

3.7.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление

1

0

1

14.03.2023

Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование

4.1.

Функциональная планировка своего дома

2

0

2

21.03.2023

Объяснять, как в организации жилого пространства проявляется индивидуальность человека, род его занятий и интересов.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

4.2.

Дизайн предметной среды в интерьере личного дома

2

0

2

18.04.2023

Создать в эскизном проекте или с помощью цифровых программ дизайн интерьера своей комнаты или квартиры, раскрывая образно-архитектурный композиционный замысел интерьера;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС




4.3.

Дизайн и архитектура сада или приусадебного участка

2

0

2

02.05.2023

Применять навыки создания объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

4.4.

Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

1

0

1

09.05.2023

Характеризовать понятие моды в одежде.;
Применять законы композиции в проектировании одежды, создании силуэта костюма.;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

4.5.

Дизайн современной одежды

1

0

1

16.05.2023

Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды.;
Выполнять творческие работы по теме «Дизайн современной одежды»;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

4.6.

Грим и причёска в практике дизайна. Визажистика

1

0

1

30.05.2023

Выполнять практические творческие работы по созданию разного образа одного и того же лица средствами грима.;
Создавать средствами грима образа сценического или карнавального персонажа;

Практическая работа;

РЭШ, СИРИУС

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ

34

2

31





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Архитектура и дизайн —искусства художественной постройки предметно‒
пространственной среды жизни человека.

Архитектура и дизайн —искусства художественной постройки —
конструктивные искусства.

Предметно-
пространственная —
материальная среда жизни людей. Архитектура —
«каменная летопись»
истории человечества

1

0

1

06.09.2022

Практическая работа;

2.

Графический дизайн.

Основы построения
композиции в
конструктивных
искусствах. Практические упражнения по
композиции с
вариативным ритмическим расположением
геометрических фигур на плоскости

1

0

1

13.09.2022

Практическая работа;

3.

Роль цвета в организации композиционного
пространства. Выполнение практических
композиционных
упражнений по теме «Роль цвета в организации
композиционного
пространства»

1

0

1

20.09.2022

Практическая работа;




4.

Шрифты и шрифтовая
композиция в графическом дизайне. Выполнение
аналитических и
практических работ по
теме «Буква —
изобразительный элемент композиции»

1

0

1

27.09.2022

Практическая работа;

5.

Логотип. Построение
логотипа. Разработка
логотипа на выбранную тему

1

0

1

04.10.2022

Практическая работа;

6.

Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне при соединении текста и
изображения. Искусство плаката. Практическая
работа по композиции
плаката или рекламы на основе макетирования
текста и изображения
(вручную или на основе компьютерных программ)

1

0

1

18.10.2022

Практическая работа;

7.

Многообразие форм графического дизайна.

Дизайн книги и
журнала.Выполнение
практической работы по проектированию книги
(журнала), созданию
макета журнала в технике коллажа или на
компьютере

1

0

1

25.10.2022

Практическая работа;

8.

Дизайн книги и
журнала.Выполнение
практической работы по проектированию книги
(журнала), созданию
макета журнала в технике коллажа или на
компьютере

1

1

0

01.11.2022

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;




9.

Макетирование объёмно-пространственных
композиций. От
плоскостного изображения к объёмному макету.

Объект и пространство.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Выполнение практических работ по созданию
объёмно-
пространственных макетов

1

0

1

08.11.2022

Практическая работа;

10.

Здание как сочетание
различных объёмных
форм. Конструкция: часть и целое.

1

0

1

15.11.2022

Практическая работа;

11.

Выполнение практических работ по темам:
«Разнообразие объёмных форм, их композиционное усложнение»,
«Соединение объёмных
форм в единое
архитектурное целое»

1

0

1

29.11.2022

Практическая работа;

12.

Эволюция архитектурных конструкций и роль
эволюции строительных материалов. Выполнение зарисовок основных
конструктивных типов
архитектуры

1

0

1

06.12.2022

Практическая работа;

13.

Красота и
целесообразность
предметного мира. Образ времени в предметах,
создаваемых
человеком.Выполнение аналитических зарисовок бытовых предметов

1

0

1

13.12.2022

Практическая работа;




14.

Форма, материал и
функция бытового
предмета. Творческое
проектирование предметов быта с определением их
функций и материала
изготовления

1

0

1

20.12.2022

Практическая работа;

15.

Цвет в архитектуре и дизайне

1

0

1

27.12.2022

Практическая работа;

16.

Коллективная творческая работа по
конструированию объек тов дизайна или по
архитектурному
макетированию с
использованием цвета

1

1

0

10.01.2023

Зачет;

17.

Социальное значение
дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Образ и стиль
материальной культуры прошлого. Выполнение аналитических зарисовок знаменитых
архитектурных
памятников из
фотоизображений

1

0

1

17.01.2023

Практическая работа;

18.

Коллективная работа по созданию отоколлажа из изображений памятников отечественной
архитектуры

1

0

1

24.01.2023

Практическая работа;

19.

Пути развития
современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.. Выполнение
практических работ по
теме «Образ современного города и архитектурного стиля будущего»:
фотоколлаж или
фантазийная зарисовкау города будущего

1

0

1

31.01.2023

Практическая работа;




20.

Пространство городской среды. Выполнение
композиционного задания по построению городского пространства в виде
макетной или графической схемы (карты)

1

0

1

07.02.2023

Практическая работа;

21.

Дизайн городской среды.

Малые архитектурные
формы. Выполнение
практической работы по теме «Проектирование
дизайна объектов
городской среды» в виде создания коллажно-
графической композиции или дизайн-проекта
оформления витрины
магазина

1

0

1

14.02.2023

Практическая работа;

22.

Дизайн пространственно-предметной среды
интерьера. Интерьер и
предметный мир в доме.

Выполнение практической и аналитической работы
по теме «Роль вещи в
образно-стилевом решении интерьера» в форме
создания коллажной
композиции

1

0

1

28.02.2023

Практическая работа;




23.

Природа и архитектура.

Организация
архитектурно-
ландшафтного
пространства. Выполнение дизайн-проекта
территории парка или
приусадебного участка в виде схемы-чертежа.

Выполнение макета
фрагмента сада или парка, соединяя бумаго-пластику с введением в макет
различных материалов и фактур: ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и др

1

0

1

07.03.2023

Практическая работа;

24.

Замысел архитектурного проекта и его
осуществление.

1

0

1

14.03.2023

Практическая работа;

25.

Выполнение практической творческой коллективной работы «Проектирование архитектурного образа
города» («Исторический
город», «Сказочный
город», «Город будущего»)

1

0

1

21.03.2023

Практическая работа;

26.

Образ человека и индивидуальное проектирование.

Функциональная
планировка своего дома.

1

0

1

28.03.2023

Практическая работа;

27.

Выполнение
аналитической и
практической работы по
теме «Индивидуальное
проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты». Выполнение
графического (поэтажного) плана дома или квартиры, графического наброска
внешнего вида дома и
прилегающей территории

1

0

1

04.04.2023

Практическая работа;




28.

Дизайн предметной среды в интерьере личного дома.

1

0

1

18.04.2023

Практическая работа;

29.

Создание
многофункционального интерьера собственной комнаты. Выполнение практической работы
«Проект организации
многофункционального пространства и
предметной среды моей жилой комнаты» (в
эскизном проекте или с помощью цифровых
программ)

1

0

1

25.04.2023

Практическая работа;

30.

Дизайн и архитектура сада или приусадебного
участка. Разработка плана или макета садового
участка

1

0

1

02.05.2023

Практическая работа;

31.

Композиционно-
конструктивные принципы дизайна
одежды.Выполнение
практической работы по
теме «Мода, культура и
ты»: подобрать костюмы для разных людей с учётом специфики их фигуры,
пропорций, возраста.

Разработка эскизов одежды для себя.

1

0

1

09.05.2023

Практическая работа;

32.

Дизайн современной одежды

1

0

1

16.05.2023

Практическая работа;




33.

Выполнение практических творческих эскизов по
теме «Дизайн современной одежды». Создание
живописного панно с
элементами фотоколлажа на тему современного
олодёжного костюма.

Разработка коллекции моделей образно-
фантазийного костюма

1

0

1

23.05.2023

Практическая работа;

34.

Грим и причёска в практике дизайна.

Визажистика

1

0

1

30.05.2023

Практическая работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

32





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство. 7 класс/Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Технологии личностно-ориентированного урока» В. В. Шоган, Учитель, 2003г.· «Искусство вокруг нас» Б. М. Неменский, М.: «Просвещение», 2003г.

· «Твоя мастерская» Б. М. Неменский, М.: «Просвещение», 2003г.

· «ИЗО и художественный труд» (1-8) Б. М. Неменский, М.:«Просвещение», 2003г.· «Рисунок, живопись» Ю. М. Кирцер, М.: «Высшая школа», 1992г.

· «Академический рисунок» Н. Н. Ростовцев, М.: Просвещение, 1995г.

· «Школа ИЗО» под редакцией Пономарева А. Н., М.: Агаров, 1998г.

· «Звучащее безмолвие или основы искусства знания», М.: «Просвещение», 1997г.· «Обучение ИЗО» С. В. Аранова, Санкт-Петербург: «Каро», 2004г.

· «Когда начинается художник» А. Д. Алехин, М.: Просвещение, 1994г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://som.fio.ru Сетевое объединение методистов «СОМ» (проект Федерации Интернет-образования)· http://catalog.alledu.ru Портал «Все образование»
· http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
· http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
· http://www.rusedu.ru/izo-mhk/list_41.html Документы и презентации для учителя ИЗО
· http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью
· http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров
· http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

• Проектор
• Экран проекционный
• Компьютер
• Аудиотехнические средства (колонки)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

• Схемы по правилам рисования
• Альбомы с демонстрационным материалом
• Дидактический раздаточный материал