СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочие программы для 2 класса "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Аннотация


Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной «Русский язык» в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Перспектива» (Москва «Просвещение» 2011 г.).

Программа обеспечена учебником «Русский язык. 2 класс. Часть 1,2» - М.: Просвещение, 2015 г., авторы Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина, рабочими тетрадями «Русский язык. 2 класс. Часть 1, 2», автор Л.Ф.Климанова - (М.: Просвещение, 2017 г.).

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

  1. познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

  2. социокультурную (формирование коммуникативной компетенции уча­щихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогичес­кой речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показа­теля общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в станов­лении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, ду­ховно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предмет­ной области «Филология»:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообра­зии языкового и культурного пространства России, о языке как основе на­ционального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие нравственных и эстетических чувств;

  • развитие способностей к творческой деятельности.

Описание места учебного предмета

Программа во 2 классе рассчитана на 170 учебных часов (34 недели, 5 ч в неделю), что соответствует базисному учебному плану школы, утверждённому 30 августа 2017года (протокол №1).

Место курса в учебном плане

На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 560 ч. Во 2 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в не­делю, по 34 учебные недели в каждом классе).

Общая характеристика курса

Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содер­жание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения род­ного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в на­чальной школе за счёт реализации трёх принципов:

  1. коммуникативного;

  2. познавательного;

  3. принципа личностной направленности обучения и творческой актив­ности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

  • осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;


  • развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

  • знакомство с различными системами общения (устными и письменны­ми, речевыми и неречевыми);

  • формирование представления о тексте как результате (продукте) рече­вой деятельности;

  • развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объ­явление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-­познавательной;

  • организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учите­ля с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимо­понимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

  • усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятель­ности человека и как средства познания мира через слово;

  • развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла по­знания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

  • поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практичес­кого и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логи­ческой, понятийной форме;

  • осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержа­ния обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изу­чаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельнос­ти, т. е. до образования того или иного понятия);

  • освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в об­щем процессе познания;

  • осмысление языка как знаковой системы особого рода и его замести­тельной функции;

  • рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

  • формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом вни­мания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

  • поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

  • пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

  • формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

  • развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познаватель­ной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);.

  • знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

  • творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собствен­ных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему зна­ний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, об­ретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому пред­метное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.

Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письмен­ных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершен­ствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятель­ности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возник­новения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

  • сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в раз­личных ситуациях общения;

  • развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

  • формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

  • формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на ува­жении к собеседнику и его мнению;

  • приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, граммати­ческих единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и раз­личных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относя­щихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим со­ставом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложе­ний, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без тер­мина), с многозначностью слов и синонимией.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно- ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллю­стративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение язы­ка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смыс­ловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально ме­няет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мыш­ления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамот­ность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родно­му языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-сим­волической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, со­став слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является под­ход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Ес­ли при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функ­ция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необхо­димо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).

Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом раз­вития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержа­ние включено формирование умений классифицировать (группировать) сло­ва по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со сло­вом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. зна­чения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.).

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассмат­ривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формиру­ется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная за­вершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифициро­вать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудитель­ные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в раз­личных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую дея­тельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, кор­ректировать и оценивать их.

Программой предусматривается отработка навыков чистописания — свое­образная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, от­рабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в сло­вах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся уста­новка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со слова­рём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словаря­ми: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобще­ния первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве ком­муникации, полученных в период обучения грамоте.

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую зада­чу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собесед­ника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выра­жения.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведе­ния о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), на­чинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с загла­вием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистичес­кими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникатив­но-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помо­гает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать значимость речи для процесса общения;

  • испытывать чувство гордости за родной язык;

  • осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

  • уважительно относиться к языку и его традициям;

  • осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

  • применять навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

  • развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);

  • испытывать потребность в общении;

  • осмыслить значение общения;

  • понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

  • осознавать необходимость писать грамотно;

  • сформировать интерес к изучению истории русского языка;

  • понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;

  • стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;

  • развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

  • проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

  • научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

  • создавать собственные словесные произведения по образцу;

  • понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

  • осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

  • добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;

  • усвоить уважительное отношение семейным ценностям;

  • осмыслить необходимость в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

  • сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

  • научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

  • научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

  • расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

  • сформировать интерес и любовь к живой природе;

  • сформировать гуманное отношение к домашним животным;

  • соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

  • оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

  • понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

  • использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

  • работать с моделями слова, звуковыми схемами;

  • пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

  • контролировать свою речь в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);

  • сравнивать языковые единицы по разным критериям;

  • развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);

  • развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;

  • классифицировать языковые единицы по различным критериям;

  • работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);

  • понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности;

  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

  • работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;

  • развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов и по рисунку, при изменении слов—названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);

  • развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ещё не изученных орфограмм и т.п.);

  • понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;

  • понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;

  • понимать обучающую задачу дидактических игр;

  • принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;

  • применять полученные знания для решения практических задач.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);

  • различать устные и письменные формы общения;

  • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;

  • составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;

  • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка;

  • понимать необходимость осознания значения слова и его написания;

  • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);

  • писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • поддерживать диалог с собеседником при помощи репликам и вопросамов, проявлять к собеседнику внимание, терпение, уважение к чужому мнению;

  • понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;

  • составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;

  • составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);

  • иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • понимать преимущества звукобуквенного письма;

  • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;

  • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;

  • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;

  • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;

  • передавать на письме мягкость и твердость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);

  • разграничить две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;

  • правилам деления слов на слоги, определять количество слогов в слове;

  • находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

  • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;

  • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости-глухости согласных, проверяемых и непроверяемых ударением;

  • верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;

  • переносить слова по слогам в соответствии с правилами;

  • правилам употребления прописной буквы;

  • правильно писать слова с удвоенными согласными;

  • правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

  • уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;

  • употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;

  • понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);

  • особенностям орфографического и орфоэпического словарей, понимать их назначение;

  • иметь представление о единообразном написании слова.

Лексика

Обучающийся научится:

  • формировать ценностное отношение к слову;

  • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;

  • иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;

  • составлять двусторонние модели слов;

  • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;

  • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;

  • научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;

  • углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;

  • углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);

  • научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;

  • расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;

  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • называть части слова;

  • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;

  • разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;

  • выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;

  • различать предлоги и приставки;

  • находить суффикс в слове, определять значение, которое придает слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;

  • правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);

  • объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;

  • понимать принцип единообразного написания морфем;

  • составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять части речи по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;

  • понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;

  • получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.

Имя существительное

Обучающийся научится:

  • находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;

  • определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;

  • осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;

  • определять число имён существительных.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

Глагол

Обучающийся научится:

  • находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;

  • определять число глаголов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • на практическом уровне изменять глаголы по временам.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

  • находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;

  • определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;

  • классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;

  • образовывать имена прилагательные от других частей речи.

Синтаксис

Предложение

Обучающийся научится:

    • выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;

    • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;

  • составлять предложения разных типов.

Текст

Обучающийся научится:

  • озаглавливать текст;

  • определять тему и главную мысль текста;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;

  • составлять план текста на основе памяток, образцов;

  • составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценнос­тей многонационального российского общества, становление гуманистичес­ких и демократических ценностных ориентаций.

  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти­вов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступ­ки на основе представлений о нравственных нормах.

  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других лю­дей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз­ных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить вы­ходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, опреде­лять наиболее эффективные способы достижения результата.

  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель­ности, находить средства её осуществления.

  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

  4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание ре­чевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

  9. Овладение следующими логическими действиями:

  • сравнение;

  • анализ;

  • синтез;

  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;

  • установление аналогий и причинно-следственных связей;

  • построение рассуждений;

  • отнесение к известным понятиям.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оцен­ку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

  2. Определение обшей цели совместной деятельности и путей её дости­жения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осущест­влять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

  3. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

  4. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими су­щественные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многооб­разии языкового и культурного пространства России, о языке как основе на­ционального самосознания.

  1. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и вза­имопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  2. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фо­нетических, лексических, грамматических), представляющих основные еди­ницы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

  1. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знако­вой) функции языка.

  2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, сред­ствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и пись­менной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции че­ловека.

  4. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практи­ческих и коммуникативных задач.


Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

  • знать последовательность букв в русском алфавите, поль­зоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико- графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материа­ла);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами: окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться:

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике ал­горитмом; оценивать правильность проведения разбора сло­ва по составу.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с по­мощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать синонимы для устранения повторов в текс­те;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и пе­реносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • определять грамматические признаки имен существитель­ных — род, число, падеж, склонение;

  • определять грамматические признаки имен прилагатель­ных — род, число, падеж;

  • определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и буду­щем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имен существи­тельных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные мес­тоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные /побудительные/ вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интона­цию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложенияопре­деления, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебни­ке алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографичес­кому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объемом 80- 90 слов;

  • писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соот­ветствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфогра­фической ошибки;

  • подбирать примеры с определенной орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразиро­вать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появле­ния ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение, аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определенную тему с ис­пользованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушен­ным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены наруше­ния культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и со­относить их с разработанным алгоритмом; оценивать пра­вильность выполнения учебной задачи: соотносить собствен­ный текст с исходным (для изложений) и с назначением, за­дачами, условиями общения (для самостоятельно создавае­мых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при ин­терактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать налог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.

Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, срочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений , сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахож­дение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определе­ние парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический раз­бор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости- мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в сло­вах типа стол, конь', в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в сло­вах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между слова­ми, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Ис­пользование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Практическое представление о слове как единице языка. По­нимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко­буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно­образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как за­местителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), име­на нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения оду­шевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шубаодежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Перво­начальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно­коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одно­го и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, одноко­ренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с од­нозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение из­меняемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и при­ставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (во­просы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и слу­жебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опо­знавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Измене­ние существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреб­лено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтакси­ческих) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные при­знаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение при­лагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоиме­ния. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го ли­ца единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классифи­кация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Измене­ние глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в на­стоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спря­жения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоиме­ний. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации пере­числения в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в рече­вом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограм­ма». Формирование орфографической зоркости, использование разных спо­собов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использова­ние орфографического словаря.

Применение правил правописания:

  • сочетания жиши, чаща, чущу;

  • сочетания чкчн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, рожь, мышь)\

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме суще­ствительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единствен­ного числа (пишешь, учишь);

  • мягкий знак в глаголах на –ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, об­ращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владе­ющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, пове­ствование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. За­главие текста. Последовательность предложений в тексте. Последователь­ность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (аб­зацев).

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание» повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текс­тов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучива­ния определений): изложение подробное и выборочное, изложение с эле­ментами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочи­нение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основан­ной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.


Учебно-тематический план.


2 класс.

п/п


Тема

Кол-во

часов

В том числе:

контрольные работы

1.

Мир общения.

17

1

2.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

63

4

3.

Слово и его значение.

21

2

4.

Состав слова.

16

1

5.

Части речи.

29

2

6.

Предложение. Текст.

10

1

7.

Повторение изученного за год.

14

2


Итого:

170

13



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса и информационные источники


Книгопечатная продукция

Учебники:

  1. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. 2 класс. В 2 частях.- Москва «Просвещение», 2015 г.

Пособия для учащихся:

  1. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Рабочая тетрадь. Русский язык. 2 класс. В 2 частях.- Москва «Просвещение», 2017 г.


Технические средства обучения

Классная магнитная доска.

Персональный компьютер.

Проектор.

Экранно-звуковые пособия

Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой «Русский язык»

Диск «Уроки Кирилла и Мефодия»

Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Информационные материалы

  1. Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения. Примерные программы начального общего образования. – М.: «Просвещение» 2010.

  2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: «Просвещение» 2011.

  3. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Под редакцией А.Г.Асмолова.- М.: «Просвещение» 2011;

  4. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы – М.: «Просвещение» 2011;

  5. С.П.Казачкова, М.С.Умнова.начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.

  6. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы» Под редакцией О.Б.Логиновой.

  7. Л.Ф.Климанова , С.Г.Макеева. Русский язык. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками.

  8. Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива» 1-4 классы.- М.: ВАКО 2015

  9. Журналы «Начальная школа».

  10. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке. 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – Москва «Эксмо» 2007.

  11. Журналы «Начальная школа».

  12. «Первоклашка». Журнал-пособие для учеников всех классов начальной школы.

  13. Н.Ф.Высоцкая. Формирование орфографической зоркости. – Тула, 2004.

  14. Н.С.Чернякова. Региональный компонент на уроках родного языка в начальной школе. – Тула, 2005.

  15. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. Диктанты и изложения по русскому языку. 1 – 4 классы. – АСТ-Астрель-Москва, 2005.

  16. З.И.Соловьева. Сборник проверочных работ по русскому языку. Вербум – М-Москва, 2001

  17. Л.Л.Страхова. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург «Литера», 2008.

  18. Н.Н.Максимук. Сборник изложений по русскому языку. 2-4 классы. – Минск «Асар», 1995.

  19. Михмель И.О., Василенко М.В., Лагутина Е.В. Тесты по русскому языку и математике. – Москва.

  20. Сборник диктантов для начальной школы. – Санкт-Петербург, 1994.



Дидактические материалы (раздаточный материал)

  1. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов по темам. Настольные развивающие игры («Эрудит» и т. п.)

  2. Набор сюжетных и предметных картинок.

  3. Плакаты по русскому языку.

  4. Карточки для индивидуальной работы по русскому языку.


Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (презентации, сайты)

  1. Презентации, соответствующие основным темам программы

  2. Сайт Педсовет_su

  3. Proshkolu/ru

  4. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку.