СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Пояснительная записка.

Рабочая программа по родной литературе «Адыгэ литературэ».

Родная литература предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных

организаций с русским языком обучения.



Примерная программа по учебному предмету «Черкесская литература» (далее – примерная программа) разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования.

Примерная программа предназначена для общеобразовательных организаций с кабардино-черкесским и русским языком обучения. Учитель в зависимости от количества часов на изучение учебного предмета может определять, сколько часов нужно выделить на изучение того или иного раздела или темы.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательной деятельности, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор творческих письменных работ.

Авторы учебников (учебных пособий) могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определение последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляя широкие возможности для реализации различных подходов к построению системы изучения данного учебного предмета.

Планирование ориентировано на учебник «Анэдэлъхубзэ литературэ». 5 класс. Учебник – хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Агирбова З. Т., Кантемирова Л. А. ООО «Полиграф – ЮГ», Майкоп. 2021 г.

Содержание предмета.

Литература – один из главных предметов школьного образования, объединяющий гуманитарные дисциплины. Он содействует становлению национального, патриотического и гражданского самосознания учащегося, утверждает в нем чувство родного языка, родной истории, родной природы, способствует эмоциональному, интеллектуальному и эстетическому развитию школьника, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Литература формирует духовный облик и нравственные ценности молодого поколения. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: она обладает силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Каждое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающийся постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и толковать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанию художественных произведений и теоретико-литературных понятий: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение художественного текста; различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

-анализ и интерпретация произведения;

-составление планов и написание отзывов;

-написание сочинения на основе прочитанных произведений и на основе жизненных впечатлений;

-написание творческих работ

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Адыгэ литературэ» тесно связан с другими учебными предметами: кабардино-черкесским языком, историей, географией, обществознанием. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Наряду с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника умение разбираться в отношениях между людьми, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Умение грамотно, логично, образно изложить на родном языке свою точку зрения (устно или письменно) является главным результатом изучения черкесской литературы. Творческим работам различных жанров, способствующим развитию аналитического и образного мышления школьника, должно уделяться особое внимание.

Цели изучения учебного предмета:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе изучения предмета закладываются все базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, ценность жизни, добра, природы, семейные ценности, труд и творчество, искусство и литература, духовность. Предмет способствует формированию у обучающихся этнического и национального самосознания, культуры межэтнических отношений, этике межнационального общения.

Примерная программа рассчитана на изучение учебного предмета

«Адыгэ литературэ» на уровне основного общего образования в объёме 1 ч. в неделю.

    1. Основное содержание учебного предмета

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 5 классе (34 ч.)

На изучение художественных произведений – 26 ч.

Уроки развития речи – 4 ч.

Внеклассное чтение-4 ч.


Введение

Литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства.

Устное народное творчество

Устное народное творчество – духовное наследие народов. В пословицах, рассказах, поговорках и загадках собран весь национальный колорит черкесского народа. Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора. Особенности языка устного народного творчества.

Система образов в произведениях устного народного творчества. Поэтические особенности произведений фольклора: сравнения, олицетворения, метафоричность, аллегоричность. Сказки, их виды. Герои сказок. Поэтические особенности народных сказок.

Эпос «Нарты». Нартский эпос – один из жанров устного народного творчества. Композиционные и языковые особенности текстов нартского эпоса. Используемые приемы в создании образов.

Предания о нартах: Образы нартских героев. Жанровые признаки. Реальное и вымышленное в предании. Народная мудрость и мораль преданий. Сюжетно-композиционное построение.

Предание «Сосрыкъуэ» («Сосруко»). Сосруко – герой нартского эпоса. Сюжеты преданий о Сосруко: «Сосрыкъуэ нарт хасэм япэ зэрыкIуауэ щытар» («Как Сосруко первый раз пошел в Хасэ»), «Сосрыкъуэ мафIэр кызэрихьар» («Как Сосруко добыл огонь»). Художественные приемы воссоздания исторических и вымышленных образов-персонажей.

Предание «Сосрыкъуэ и джатэр» («Меч Сосруко»). Сюжет предания. Образ Сосруко. Нравственные устои главного героя предания.

Народная сказка. Сюжетно-композиционное построение народной сказки. Сказка «Къарэ лъакъуищ» («Треногий вороной»). Сюжет сказки. Образ Лыгура, хорошего семьянина, освободителя притесненных нартов. Образы животных в сказке. Основная тема сказки.

Адыгские благопожелания. Пожелания-приветствия. Благопожелание как жанр устного народного творчества. Композиция благопожеланий. Функции метафоры, сравнения, гиперболы в благопожеланиях.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок. Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.

Пачев Бекмурза) Стихотворения «Хъуэпсэн» («Хотеть чего-то»), «Дыгъу» («Вор»), Сюжеты стихотворений. О роли и предназначении человека в жизни. Стихотворение «Псалъэ пэжхэр» («Правдивые слова»). Основная мысль стихотворения. Наставления в форме стихов.

Черкесская литература 20-30-х годов ХХ века

Амироков Ибрагим. Биография и творчество. Повесть «Гъуэгу махуэ» («В добрый путь») (отрывок).

Роль трудового воспитания в жизни народа. Тема воспитания детей трудолюбию, состраданию, человечности.

Черкесская литература 40-50-х годов ХХ века

Гашоков Хусин. Биография и творчество. Стихотворения «Анэм и ущие» («Наставления матери»), «Гъатхэр къэсащ» («Весна пришла»), «Бжьыхьэ мазэ» («Осенний месяц»). Образ матери. Поэтические картины описания природы. Лирические переживания поэта. Тема и идея стихотворений.

Ханфенов Алим. Биография и творчество. Предание «Мэз хъыбар» («Предание о лесе»). Описание природы родного края. Любовь к природе.

Кохова Цуца. Биография и творчество. Рассказ «Уэри жьы ухъунщ, Хъалид» («Ты тоже постареешь, Халид»). Сюжет рассказа. Образ Халида в рассказе. Взаимоотношение старшего и младшего поколения.

Адамоков Мухарбий. Рассказы «ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»). Сюжет рассказа. Описание животных и птиц в рассказах писателя. Проблема защиты окружающей среды. Взаимоотношение людей и животных. Рассказ «ЛIыгъэ» («Мужество»). Образ героя рассказа Хусина. О беззаветной любви и заботе матери о ребенке, о мужестве волчицы.

Тамбиев Бетал. Биография и творчество. Стихотворения «Уэращ си гъащIэр» («Ты моя жизнь»), «Лъахэ» («Родина»). Любовь поэта к Родине. Описание природы и гордость за родную землю. Использование выразительных средств при описании природы родного края.

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века


Аков Мухарбек. Биография и творчество. Рассказ «Маргъын и шабзэ» («Стрела Маргина»). Нравственные устои героев рассказа. Композиция произведения. Предание «Андемыркъан щIалэ цIыкIуу зекIуэ зэрыкIуар» («Как Андемиркан ходил в поход»). Образ главного героя. Описание системы ценностей в предании.

Хакунов Исуф. Стихотворение «Къэрэшей-Черкес» («Карачаево-Черкесия»). Тема любви к Родине.

Дауров Джагафар. Биография и творчество. Рассказ «Анэгур гуIэмэ» («Когда материнское сердце страдает»). Сюжет произведения. Тема взаимоотношений человека и животного в экстремальной ситуации. Образ главного героя.

Черкесов Али. Биография и творчество. Стихотворение «Си Хэку» («Моя Родина»). Тема патриотизма. Признание поэта в любви к Родине. Идейно-тематическое содержание стихотворения.

Кантемиров Туркубий. Биография и творчество. Рассказы «Дадэм и жагъуэ хъуар» («Что огорчило старика»), «Мурат и тхухэр» («Пятерки Мурата»). Проблема уважения старших. Умение выполнять данное обещание в рассказе «Дадэм и жагъуэ хъуар» («Что огорчило старика»). Тема серьезного отношения к учебе в рассказе «Мурат и тхухэр» («Пятерки Мурата»). Образ Мурата в произведении.

Дугужев Курман. Биография и творчество. Стихотворения «Бжьыхьэ мэзым» («В осеннем лесу»). Чувства и переживания лирического героя. Образы природы как средство раскрытия душевных переживаний лирического героя. Баллада «Бжейм папщIэ балладэ» («Баллада о буке»). Размышления лирического героя о жизни и ее скоротечности, о смерти и ее неизбежности в балладе «Бжейм папщIэ балладэ». Выразительные средства, использованные поэтом.

Нахушев Мухамед. Новелла «Шагъдийхэр пшэплъым щоплъыр» («Шагдии караулят на рассвете») Связь старшего и младшего поколений в новелле. Проблема воспитания детей. Образ старика.

Бемурзов Мухадин. Биография и творчество. Стихотворение «Псалъэм и къарур» («Сила слова»). Сила слова в жизни человека. Роль вовремя сказанного слова в разных жизненных ситуациях.

Шоров Хасин. Биография и творчество. Стихотворение «Адыгэ унэжь» («Старый адыгский дом»). Тема малой родины и воспоминаний о детстве. Глубина переживаний лирического героя.

Современная черкесская литература

Литература кавказских народов

Шогенцуков Али. Биография и творчество. Стихотворения «Гъатхэ» («Весна»), «Пщэдджыжь» («Утро»). Сюжет стихотворений. Чувства и переживания лирического героя. Образы природы как средство раскрытия душевных переживаний лирического героя. Выразительно-изобразительные средства, использованные автором.

Шогенцуков Адам. Биография и творчество. Сказка «ЩIэин» («Наследство»). Сюжет сказки. Образы главных героев. Проблема жадности людей, не умеющих зарабатывать себе на жизнь. Сказка «Мылажьэ ягъашхэркъым» («Кто не работает, того не кормят»). Нравственная сторона произведения. Характеристика главной героини.

Кешоков Алим. Биография и творчество. Сказка «Елбэздыкъуэ» («Елбаздыко»). Сюжет произведения. Образы Елбаздыко и его старших братьев. Сраженье Елбаздыко с Великаном. Победа добра над злом. Сказка «Чэнджэщ» («Совет»). Сюжет произведения. Система образов в сказке, символические образы.

Налоев Заур. Биография и творчество. Предания «Къэзэнокъуэр тхьэмахуэкІэ зыпэплъа псалъэр» («Слово, которое ждал Казаноко неделю»), «Си щхьэ пщІэ хузощІыжри арщ сыщІэтэджыр» («Уважаю себя, поэтому и встаю»). Образ народного мудреца. Чувство уважения и любви к своему народу.

Шомахов Амирхан. Биография и творчество. Стихотворение «ФIыщIэ» («Благодарность»). Тема уважения к старшим, взаимоотношений старших и младших.

Утижев Борис. Биография и творчество. Рассказ «Насыпыр щагуэшыр пщэдджыжьырщ» («Счастье раздают по утрам»). Тема последствий Великой Отечественной войны. Изображение быта и людских взаимоотношений в послевоенное время.

Пшибиев Инал. Предание «ЛIыжьхэм я къыр» («Скала стариков»). Сюжет предания. Взаимоотношение старшего и младшего поколения.

Губжоков Лиуан. Стихотворение «Си лъахэ, си удз дахэ» («Моя Родина, моя красивая трава»). Красота родного края в стихотворении «Моя Родина, моя красивая трава».

Мазихов Борис. Рассказ «Гугъэр зэрыункIыфIар» («Как погасла надежда»). Сюжет рассказа. Образ старика Таты. Проблема несбывшихся надежд и их отражение на судьбе человека.

Гангапшев Хасанбий. Биография и творчество. Рассказ «Хьэмрэ жыгымрэ» («Собака и дерево»). Композиция рассказа. Образы собаки и дерева.

Жанов Карамурза. Стихотворение «ЩIыгу Iэбжьыб» («Горсть земли»). Сюжет стихотворения. Тема ностальгии по Родине.

Камбиев Зуфар. Рассказ «Анэ» («Мать»). Тема материнства, любви. Образ матери, спасшей своего ребенка.


Требования к уровню подготовки учащихся


Личностные результаты обучающихся:

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;

2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

3. Фрмирование средствами литературных произведений целостного взгляда на природу, культуру, традиции, историю своего народа;

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о национальных нравственных нормах общения;

6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

7. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям своего народа.

Список литературных произведений, рекомендованных для внеклассного чтения и заучивания наизусть

5 класс

Произведения для заучивания наизусть

Пословицы, загадки, скороговорки (по выбору учителя).

Шогенцуков А. Стихотворение «ТекI бжэщхьэIум» («Уйди с порога») (1, 2 куплеты).

Тамбиев Б. Стихотворение «Уэращ си гъащIэр» («Ты моя жизнь»).

Черкесов А. Стихотворение «Си хэку» («Моя родина»).

Бемурзов М. Стихотворение «Хэкум и уэрэд» («Песня Родины»).

Произведения для внеклассного чтения

Предания «Лашын» («Лашин»), «Хьэгъур» («Хагур»).

Пачев Б. Стихотворение «Жьы хъуныгъэ» («Старость»).

Шогенцуков А. Стихотворение «Си махуитI гъащIэ» («Два дня моей жизни»).

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Блок

Тема и краткое предметное содержание

Кол-во часов

Характеристики основных видов деятельности

Введение

Роль литературы в воспитании и образовании человека. Чтение и литература. Литература и другие виды искусства

1

Аргументация восприятия черкесской литературы как вида искусства, а человека как объекта литературы

Устное народное творчество

Устное народное творчество – духовное наследие народов. Система образов в произведениях устного народного творчества. Предание «Сосрыкъуэ и джатэр» («Меч Сосруко»). Сюжет предания. Образ Сосруко. Нравственные устои главного героя предания.

Сказка «Къарэ лъакъуищ» («Треногий вороной»). Сюжет сказки. Образ Лыгура, хорошего семьянина, освободителя притесненных нартов. Образы животных в сказке. Основная тема сказки.

Теория литературы:

связь фольклора с авторскими произведениями. Герои сказок. Поэтические особенности народных сказок. Эпос. Внеклассное чтение: Предание «Лашын» («Лашин»)

2

Работа с текстом произведения.

Пересказ текста по плану.

Выразительное чтение текста.

Анализ текстов разных жанров фольклора: сказок, исторические и героические песни, сказания из эпоса «Нарты».

Выделение нравственной тематики в фольклорных текстах.

Выявление связи фольклора с литературой.

Нахождение образа Вороного

Определение темы и основной мысли произведения.

Определение приемов создания образа-персонажа

Малые жанры фольклора

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.

Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей.

Теория литературы: малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, скороговорки. Тест

1

Различение фольклорных и литературных произведений.

Отличать малые жанры фольклора на практическом уровне.

Сопоставление черкесских и русских пословиц.

Определение особенностей пословиц и поговорок.

Работа с фразеологическим словарем.

Различение малых жанров. Восприятие на слух звучащей речи, толкование значений непонятных слов.

Использование скороговорок, пословиц и поговорок в устной речи

Литература кавказских народов

Шогенцуков Адам. Биография и творчество.

Сказка «ЩIэин» («Наследство»). Сюжет сказки. Образы главных героев. Проблема жадности людей, не умеющих зарабатывать себе на жизнь.

Сказка «Мылажьэ ягъашхэркъым» («Кто не работает, того не кормят»). Нравственная сторона произведения. Характеристика главной героини

2

Работа с текстом произведения. Составление плана текста. Пересказ произведения по плану.

Выразительное чтение текста. Определение главных героев. Определять проблему в произведении.

Характеристика главных героев Сопоставление героев и их поступки с героями других произведений. Выявление авторской позиции. Высказывание своего отношения к событиям, изображённым в сказках.

Литература кавказских народов

Кешоков А. Биография и творчество.

Сказка «Елбэздыкъуэ» («Елбаздыко»). Сюжет произведения. Образы Елбаздыко и его старших братьев. Сраженье Елбаздыко с Великаном. Победа добра над злом

1

Определение темы, идеи произведения.

Раскрытие фольклорной основы литературной сказки. Ответы на вопросы учителя и составление собственных вопросов по содержанию прочитанного и прослушанного текста

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века

Аков М. Биография и творчество. Рассказ «Маргъын и шабзэ» («Стрела Маргина»). Нравственные устои героев рассказа. Композиция произведения.

Предание «Андемыркъан щIалэ цIыкIуу зекIуэ зэрыкIуар» («Как Андемиркан ходил в поход»). Образ главного героя. Описание системы ценностей в предании. Признаки устного народного творчества произведениях писателя. Тема счастья. Образы героев, их гиперболизация

1

Работа с текстом произведения.

Составление плана текста.

Пересказ произведения по плану.

Выразительное чтение текста.

Определение главных героев.

Характеристика главных героев.

Инициирование диалога.

Нахождение информации об авторе и произведении в справочной, энциклопедической литературе. Выстраивание с помощью учителя траектории самостоятельных ответов.

Литература кавказских народов

Налоев Заур. Биография и творчество.

Предания «Къэзэнокъуэр тхьэмахуэкІэ зыпэплъа псалъэр» («Слово, которое ждал Казаноко неделю»), «Си щхьэ пщІэ хузощІыжри арщ сыщІэтэджыр» («Уважаю себя, поэтому и встаю»). Образ народного мудреца. Чувство уважения и любви к своему народу

1

Соотнесение творчества писателя с фактами общественной жизни и культуры.

Выразительное чтение текста.

Составление плана текста.

Пересказ произведения по плану. Беседа на материале произведений

Творчество адыгских джэгуакIуэ (джегуако-сказителей)

Пачев Б.

Стихотворения «Хъуэпсэн» («Хотеть чего-то»), «Дыгъу» («Вор»). Сюжеты стихотворений. О роли и предназначении человека в жизни

1

Выразительное чтение.

Определение роли изобразительно-выразительных средств в стихотворениях.

Ответы на вопросы учителя

Использование различных видов пересказа произведения или его фрагмента. _

Литература кавказских народов

Шогенцуков А.

Стихотворения «Гъатхэ» («Весна»), «Пщэдджыжь» («Утро»). Сюжет стихотворений. Чувства и переживания лирического героя. Образы природы как средство раскрытия душевных переживаний лирического героя. Теория литературы: пейзаж, лирическое отступление, эпитет, олицетворение, иносказание

1

Выразительное чтение стихотворений

Определение главной мысли поэта.

Определение роли и нахождение в тексте выразительно- изобразительных средств в стихотворениях


Развитие речи

Сочинение-рассуждение на тему

«Я чту свои обычаи»

1

Сбор материала и обработка информации, необходимой для написания сочинения. Письменный ответ на поставленные вопросы, сочинение текста на основе прочитанных произведений. Письменное аргументирование своей точки зрения

Черкесская литература 20-30-х годов ХХ века

Амироков И. Биография и творчество.

Повесть «Гъуэгу махуэ» («В добрый путь») (отрывок).

Роль трудового воспитания в жизни народа. Тема воспитания детей трудолюбию, состраданию, человечности.

Теория литературы: проблема произведения

1

Определение темы и проблемы произведения.

Осмысленное и выразительное чтение.

Пересказ текста.

Составление плана произведения

Выявление средства художественной изобразительности в произведениях.

Литература кавказских народов

Шомахов А. Биография и творчество.

Стихотворение «ФIыщIэ» («Благодарность»). Тема уважения к старшим, взаимоотношений старших и младших

1

Определение темы и основной мысли произведения.

Выразительное чтение.

Определение и нахождение в тексте выразительно-изобразительных средств, использованных поэтом.

Участие в беседе

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века

Литература кавказских народов

Хакунов И.

Стихотворение «Къэрэшей-Черкес» («Карачаево-Черкесия»). Тема любви к Родине.

1

Жанов К.

Стихотворение «ЩIыгу Iэбжьыб» («Горсть земли»). Сюжет стихотворения. Тема ностальгии по Родине

Черкесская литература 60-80-х годов ХХ века

Ханфенов А. Биография и творчество.

Предание «Мэз хъыбар» («Предание о лесе»). Описание природы родного края. Любовь к природе.

1

Выразительное чтение. Составление простого и сложного плана текста. Выявление роли героя, портрета, пейзажа, детали в раскрытии содержания

Умение характеризовать героев повести.

Анализ деталей, выявляющих авторское отношение

к персонажам.

Черкесская литература 40-50-х годов ХХ века

Кохова Ц.

Рассказ «Уэри жьы ухъунщ, Хъалид» («Ты тоже постареешь, Халид»). Сюжет рассказа. Образ Халида в рассказе. Взаимоотношение старшего и младшего поколения

1

Определение темы и идеи произведения.

Выразительное чтение произведения, пересказ произведения.

Определение темы и идеи рассказа.

Характеристика героев произведения

Определение жанровой особенности произведения. Характеристика главного героя, выявление своего отношения к нему. Сопоставление художественных текстов с произведениями других видов искусств.

Составление письменного отзыва на произведение.

Адамоков М. Биография и творчество. Рассказы «ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»). Сюжет рассказа. Описание животных и птиц в рассказах писателя. Проблема защиты окружающей среды. Взаимоотношение людей и животных.

Рассказ «ЛIыгъэ» («Мужество»). Образ героя рассказа Хусина. О беззаветной любви и заботе матери о ребенке, о мужестве волчицы.

Теория литературы. Олицетворение. Роль олицетворения в художественной литературе

1

Литература кавказских народов

Хавпачев Х. Рассказ «Фи пщэдджыжь фIыуэ» («С Добрым утром»). Система образов в рассказе. О счастье матери видеть взросление сына.

Теория литературы: герой, национальный характер, композиция произведения

1

Определение средств изображения и выражения чувств героя рассказа.

Формулирование вопросов к произведению.

Определение композиции произведения.

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, приведение примеров из текста.

Характеристика героя

Пшибиев И. Предание «ЛIыжьхэм я къыр» («Скала стариков»). Сюжет предания. Взаимоотношение старшего и младшего поколения

1

Черкесская литература 40-50-х годов ХХ века

Тамбиев Б. Биография и творчество.

Стихотворения «Уэращ си гъащIэр» («Ты моя жизнь»), «Лъахэ» («Родина»). Любовь поэта к Родине. Описание природы и гордость за родную землю. Использование выразительных средств при описании природы родного края.

Теория литературы: ритм, рифма

1

Выразительное чтение стихотворений.

Нахождение в стихотворении выразительных средств.

Определение темы и идеи.

Знание значения терминов: стих, ритм, рифма.

Определение ритма и рифмы.

Передача эмоции при выразительном чтении лирического произведения

Литература кавказских народов

Тхагазитов З. Биография и творчество.

Стихотворение «Лэкъум» («Лакум»). Тема войны и патриотизма в стихотворении. Размышления героя лирического произведения о горе, принесенном Великой Отечественной войной. Стихотворение «Лъахэ уэрэд» («Песня Родине»). Тема природы в стихотворении. Особенности пейзажной лирики

1

Выразительное чтение.

Определение темы и идеи произведения.

Сопоставление выразительно-изобразительных средств стихотворений по контрасту.

Подбор слов, которыми автор описывает Родину.

Перечисление особенностей пейзажной лирики

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века

Шоров Х. Стихотворение «Адыгэ унэжь» («Старый адыгский дом»). Тема малой родины и воспоминаний о детстве. Глубина переживаний лирического героя.

Теория литературы: лирический герой

1

Выразительное чтение. Обоснование и раскрытие духовно-нравственного и эстетического смысла произведения. Определение композиции стихотворения. Высказывание своего отношения к стихотворению

Литература кавказских народов

Камбиев З.

Рассказ «Анэ» («Мать»). Тема материнской любви. Образ матери, спасшей своего ребенка

1

Пересказ рассказа. Характеристика героев.

Определение сюжета. Выделение слов, которыми автор описывает героев Ответы на вопросы. Владение разными видами анализа. Выявление сюжета, композиции произведения.

Нахождение информации об авторе и произведении

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века

Дауров Дж. Биография и творчество.

Рассказ «Анэгур гуIэмэ» («Когда материнское сердце страдает»). Сюжет произведения. Тема взаимоотношений человека и животного в экстремальной ситуации. Образ главного героя.

Теория литературы: композиция произведения

1

Чтение и пересказ текста.

Определение сюжета и композиции произведения.

Формулирование вопросов к произведению.

Аргументация своей точки зрения, приводя подтверждения из текста

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века

Черкесов А. Биография и творчество.

Стихотворение «Си Хэку» («Моя Родина»). Тема патриотизма. Признание поэта в любви к Родине. Идейно-тематическое содержание стихотворения.

Теория литературы: эпитет, роль эпитета в художественной литературе

1

Выразительное чтение стихотворения.

Определение темы и идеи.

Знание значения терминов: стих, ритм, рифма.

Передача эмоции при выразительном чтении лирического произведения.

Нахождение в тексте эпитетов.

Подбор слов, которыми авторы описывают Родину.

Подготовка и защита проектной работы.

Определение особенностей текста лирического произведения.


Проектная работа «Моя семья»

1

Литература кавказских народов

Губжоков Л. Стихотворение «Си лъахэ, си удз дахэ» («Моя Родина, моя красивая трава»). Красота родного края в стихотворении «Моя Родина, моя красивая трава». Внеклассное чтение: Бемурзов М. «Хэкум и уэрэд» («Песня Родины»).

1

Мазихов Б. Рассказ «Гугъэр зэрыункIыфIар» («Как погасла надежда»). Сюжет рассказа. Образ старика Таты. Проблема несбывшихся надежд и их отражение на судьбе человека.

Теория литературы: художественная деталь

1

Чтение и пересказ произведения.

Определение жанровых особенностей произведения.

Определение роли художественной детали,

выявление ее художественной функции.

Гангапшев Х. Рассказ «Хьэмрэ жыгымрэ» («Собака и дерево»). Композиция рассказа. Образы собаки и дерева. Теория литературы: композиция

1

Чтение и пересказ произведения по плану.

Характеристика героя произведения, его внешности и

внутренних качеств, поступков и отношений с другими героями.

Определение композиции, темы и проблемы произведения.

Выявление главной мысли произведений

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века

Кантемиров Т.

Рассказы «Дадэм и жагъуэ хъуар» («Что огорчило старика»), «Мурат и тхухэр» («Пятерки Мурата»). Проблема уважения старших. Умение выполнять данное обещание в рассказе «Дадэм и жагъуэ хъуар». Тема серьезного отношения к учебе в рассказе «Мурат и тхухэр». Образ Мурата в произведении

1

Дугужев К.

Стихотворения «Бжьыхьэ мэзым» («В осеннем лесу»). Чувства и переживания лирического героя. Образы природы как средство раскрытия душевных переживаний лирического героя.

«Бжейм папщIэ балладэ». Теория литературы: лирический герой

1

Определение темы и идеи. Нахождение выразительных средств. Передача эмоции при выразительном чтении лирического произведения.

Нахождение в тексте эпитетов. Подбор слов, которыми авторы описывают Родину. Формулирование отличий стихотворения и баллады (на практическом уровне).

Характеристика лирического героя

Нахушев М. Новелла «Шагъдийхэр пшэплъым щоплъыр. Связь старшего и младшего поколений в новелле. Проблема воспитания детей. Образ старика. Теория литературы: новелла

1

Чтение и пересказ текста. Определение последовательности событий в тексте. Высказывания и характеристика героев произведения. Формулирование и аргументирование своей точки зрения.

Бемурзов М. Биография и творчество.

Стихотворение «Псалъэм и къарур» («Сила слова»). Сила слова в жизни человека. Роль вовремя сказанного слова в разных жизненных ситуациях

1

Выразительное чтение стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного стихотворения

Характеристика лирического героя. Выявление средства художественной изобразительности в лирических произведениях.



Родная литература. 5 класс.

Календарно - тематическое планирование. Базовый уровень (1 час в неделю) (34 ч.)





п/п

Тема урока

всего

Практические работы

Дата проведения

Виды, формы контроля

1.

Введение. Роль литературы в воспитании и образовании человека.

1



устный

2.

Устное народное творчество. Предание «Сосрыкъуэ и джатэр» («Меч Сосруко»).

1



фронтальный

3.

Сказка «Къарэ лъакъуищ» («Треногий вороной»).

Теория литературы: связь фольклора с авторскими произведениями.

Внеклассное чтение: Предание «Лашын» («Лашин»)




устный

4.

Малые жанры фольклора Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни. Загадки. Отражение в загадках народной смекалки и наблюдательности. Краткость, выразительность и образность загадок.

Скороговорки. Скороговорки как средство развития речи детей. Теория литературы: малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, скороговорки. Тест


1


письменный

5.

Литература кавказских народов. Шогенцуков Адам. Биография и творчество.

Сказка «ЩIэин» («Наследство»).

1



устный

6.

Шогенцуков Адам. Сказка «Мылажьэ ягъашхэркъым» («Кто не работает, того не кормят»).

1



устный

7.

Литература кавказских народов. Кешоков А. Биография и творчество.

Сказка «Елбэздыкъуэ» («Елбаздыко»).

1



устный

8.

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века. Аков М. Биография и творчество. Рассказ «Маргъын и шабзэ» («Стрела Маргина»). Предание «Андемыркъан щIалэ цIыкIуу зекIуэ зэрыкIуар» («Как Андемиркан ходил в поход»).

1



устный

9.

Литература кавказских народов. Налоев Заур. Биография и творчество.

Предания «Къэзэнокъуэр тхьэмахуэкІэ зыпэплъа псалъэр» («Слово, которое ждал Казаноко неделю»), «Си щхьэ пщІэ хузощІыжри арщ сыщІэтэджыр»

1



индивидуальный

10.

Творчество адыгских джэгуакIуэ (джегуако-сказителей). Пачев Б.

Стихотворения «Хъуэпсэн» («Хотеть чего-то»), «Дыгъу» («Вор»).

1



устный

11.

Литература кавказских народов. Шогенцуков А. Стихотворения «Гъатхэ» («Весна»), «Пщэдджыжь» («Утро»). Теория литературы: пейзаж, лирическое отступление, эпитет, олицетворение, иносказание

1



индивидуальный

12.

Развитие речи Сочинение-рассуждение на тему «Я чту свои обычаи»


1


письменный

13.

Черкесская литература 20-30-х годов ХХ века. Амироков И. Биография и творчество.

Повесть «Гъуэгу махуэ» («В добрый путь») (отрывок). Теория литературы: проблема произведения.

1



устный

14.

Литература кавказских народов. Шомахов А. Биография и творчество.

Стихотворение «ФIыщIэ» («Благодарность»).

1



письменный

15.

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века Литература кавказских народов.

Жанов К. Стихотворение «ЩIыгу Iэбжьыб» («Горсть земли»).

1



индивидуальный

16.

Ханфенов А. Биография и творчество.

Предание «Мэз хъыбар» («Предание о лесе»).

1



письменный

17.

Черкесская литература 40-50-х годов ХХ века.

Кохова Ц. Рассказ «Уэри жьы ухъунщ, Хъалид» («Ты тоже постареешь, Халид»).

1



индивидуальный

18.

Адамоков М. Биография и творчество. Рассказы «ПцIащхъуэ цIыкIу» («Ласточка»).

Рассказ «ЛIыгъэ» («Мужество»). Теория литературы. Олицетворение.

1



индивидуальный

19.

Литература кавказских народов. Хавпачев Х. Рассказ «Фи пщэдджыжь фIыуэ» («С Добрым утром»). Теория литературы: герой, национальный характер, композиция произведения

1



индивидуальный

20.

Пшибиев И. Предание «ЛIыжьхэм я къыр» («Скала стариков»).

1



письменный

19.

Черкесская литература 40-50-х годов ХХ века. Тамбиев Б. Биография и творчество.

Стихотворения «Уэращ си гъащIэр «Лъахэ» Теория литературы: ритм, рифма

1



индивидуальный

20.

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века Шоров Х. Стихотворение «Адыгэ унэжь» («Старый адыгский дом»). Теория литературы: лирический герой.

1



письменный

21.

Литература кавказских народов. Камбиев З. Рассказ «Анэ» («Мать»).

1



индивидуальный

22.

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века. Дауров Дж. Биография и творчество.

Рассказ «Анэгур гуIэмэ» («Когда материнское сердце страдает»). Теория литературы: композиция произведения.

1



устный

23.

Черкесов А. Биография и творчество. Стихотворение «Си Хэку» («Моя Родина»).

Теория литературы: эпитет, роль эпитета в художественной литературе

1



письменный

24.

Проектная работа «Моя семья»


1


групповой

25.

Литература кавказских народов. Губжоков Л. Стихотворение «Си лъахэ, си удз дахэ» («Моя Родина, моя красивая трава»). Внеклассное чтение: Бемурзов М. «Хэкум и уэрэд»

1




26.

Мазихов Б. Рассказ «Гугъэр зэрыункIыфIар» («Как погасла надежда»).

1




27.

Гангапшев Х. Рассказ «Хьэмрэ жыгымрэ» («Собака и дерево»).

Теория литературы: художественная деталь.

1



письменный

28.

Черкесская литература 60-80 годов ХХ века. Кантемиров Т. Рассказы «Дадэм и жагъуэ хъуар» («Что огорчило старика»), «Мурат и тхухэр» («Пятерки Мурата»).

1



устный

29.

Дугужев К. Стихотворения «Бжьыхьэ мэзым» («В осеннем лесу»). Баллада «Бжейм папщIэ балладэ» («Баллада о буке»). Теория литературы: лирический герой

1



индивидуальный

30.

Нахушев М. Новелла «Шагъдийхэр пшэплъым щоплъыр» («Шагдии караулят на рассвете»)

Теория литературы: новелла.

1



индивидуальный

31.

Бемурзов М. Биография и творчество. Стихотворение «Псалъэм и къарур» («Сила слова»).

1



устный

32.

Интегрированный зачет.


1


письменный


Учебно-методическое обеспечение

  1. Агирбова З.Т., Кантемирова Б.А. Черкесская литература. Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. – Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2022. – 195 с.

  2. Хабекирова З.М., Шаова М.Я. Методическое пособие к учебнику «Черкесская литература» 5 класс. – Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2017. – 184 с.

Словари

  1. Апажев М.Л., Коков Дж.Н. Кабардино-черкесско-русский словарь / М. Л. Апажев, Дж. Н. Коков. – Нальчик: Эльбрус, 2016. – 712 с.

  2. Бакова М.И. Учебный словарь антонимов кабардино-черкесского языка. – Карачаевск Изд-во КЧГУ, 2011. – 136 с.

  3. Захохов Л.Х. Орфографический словарь (пособие для учеников). –Нальчик: Эльбрус, 1997. – 181 с.

  4. Зекореев Н. Н. Школьный русско-кабардино-черкесский терминологический словарь. – Нальчик: Эльбрус, 1999. – 283 с.

  5. Карданов Б.М. Кабардино-русский фразеологический словарь. –Нальчик: Нарт, 1968. – 344 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!