РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССЕ
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами МО и науки РФ от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08. 2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 24.01.2012 г. № 39);
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по русскому языку (Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008).
Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку
Примерной программы по русскому языку (Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008).
С учётом УМК, включающего:
Авторскую программу по предмету Русский язык. Рабочие программы по предмету «Русский язык и литература» средней (полной) школы к УМК В.В. Бабайцевой (русский язык). Сборник: Русский язык и литература. 10-11 классы. Рекомендации по составлению рабочих программ. Методическое пособие. Сост. А. Чубуков.– М.: Дрофа, 2014.
Учебник (Русский язык и литература: Русский язык. Углублённый уровень. 10 -11 кл.: учебник / В.В. Бабайцева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015-2017).
Рабочая программа разработана с учетом авторской программы В.В. Бабайцевой для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 10-11 классы.
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является одним из рабочих языков в
Организации Объединённых Наций (ООН) и в других международных организациях. Положение русского языка в России и в современном мире определяет значение предмета «Русский язык» в школе.
- формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов; расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; стилистических ресурсах каждого языкового уровня; языковой норме, её функциях и вариантах; функционально‑стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представлений о речевой деятельности, её основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, слушания, говорения и письма;
- совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, а также явления переходности; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации,
функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно‑выразительных возможностей художественного текста;
- развитие умений пользоваться разными приёмами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и об‑работки научной информации, в том числе представленной в электронном виде;
- расширение используемых языковых и речевых средств; формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формирование опыта научно‑исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента; развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; формирование готовности к получению профильного высшего образования, способности использовать разные формы учебно‑познавательной деятельности в вузе.
При построении курса для достижения этих целей
учитывались следующие принципы:
- формирование и развитие лингвистической концепции служит надёжной основой для совершенствования коммуникативной и культуроведческой компетенций. Это принципиальное положение определяет теснейшую связь теоретической и практической частей курса;
- систематический теоретический курс русского языка (изложение теоретических сведений в логической последовательности) способствует формированию целостного представления о системе русского языка, его закономерностях и тенденциях развития. Системный характер изложения лингвистической теории позволяет углубить и расширить объём теоретических сведений, установить между ними системные связи, что имеет большое методическое значение;
- изучение языка способствует развитию мышления;
- изучение русского языка, одного из богатейших языков мира, имеет большое значение для патриотического, духовного и эстетического воспитания учащихся; функциональный подход к изучению языка обусловил внимание к тексту при обучении речи; большое значение для понимания современного состояния языка имеет обращение к его истории и т. д.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание обучения русскому языку рассчитано на 204 часа (при 3 часах русского языка в неделю в 10 классе, 3) за два года обучения (дополнительные часы выделяются из компонента учебного плана, формируемого образовательной организацией).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Русский язык»
Углублённый уровень изучения русского языка в 10— 11 классах предполагает достижение выпускниками средней (полной) школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
уважение к своему народу, его прошлому, отражённому языке;
осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;
потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;
готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;
эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;
нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;
владение навыками познавательной, учебно‑исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации,
том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;
умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели, условий общения, адресата и т. д.);
свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;
умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;
умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
Предметными результатами освоения выпускниками средней школы курса русского языка на углублённом уровне являются:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных‑русистах;
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
3) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
владение различными приёмами редактирования текстов;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
Продвижение учащихся в освоении курса русского (родного) языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки — только на качественном уровне.
Содержание, реализуемое с помощью учебника «Русский язык» углублённый уровень. 10-11 классы автора В.В.Бабайцевой.
10 класс
I. Вспомним изученное
Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.
Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины язык, речь и слово. Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения
в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
III. Русский язык — один из богатейших языков мира.
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика. Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А. С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина. А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
11 КЛАСС
IV. Принципы русского правописания.
Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.
Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.
V. Повторение изученного.
Систематизация знаний по русскому языку.
Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.
Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).
Совершенствование устной речи.
Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования.
Тематическое планирование по русскому языку класс
Тема уроков | Содержание | Виды деятельности учащихся |
10 класс |
Русский литературный язык и его нормы | Литературный язык и его нормы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы. Русский язык как развивающееся явление | Наблюдение за собственной речью и речью окружающих. Самоанализ речевого поведения. Беседа о культуре речи, роли языковых норм. Анализ языкового материала. Работа с лингвистическими словарями. Составление текстов по опорным словам. Редактирование. Устное рассуждение на общественно значимую тему. Изложение с творческим заданием |
Стили русского литературного языка | Стили литературного языка: разговорный и книжные — научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля. | Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текстов разных стилей речи. Сочинение на основе личных наблюдений. Сочинение об исторических местах. Жанры деловой речи: резюме. Жанры публицистики: заметка, репортаж. Составление текста художественного стиля по данной концовке. Изложение по памяти с творческим заданием. |
Синонимика русского языка. | Лексические, морфемные, морфологические, синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи. | Составление тезисного плана параграфов учебника. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текста на основе данного. Продолжение текста притчи, формулирование морали. Сочинение‑ рассуждение о друзьях. |
Культура речи | Культура речи. Содержательность речи, правильность, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др. | Беседа о культуре речи, речевом этикете. Анализ этикетных ситуаций. Сочинение‑рассуждение по высказыванию. |
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка | А. С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка. Предшественники А. С. Пушкина | Составление тезисного плана параграфов учебника. Пересказ текста научного стиля. Лингвистический анализ стихотворного текста. Определение функций старославянизмов в художественных текстах. Сочинение‑эссе. |
11 класс |
Вводный урок | Повторение изученного в 10 классе | Комплексный анализ текста. |
Источники расширения словарного состава современного языка | Источники расширения словарного состава современного русского языка: словообразование, книжная лексика, периферийная лексика (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), заимствования. | Аналитическое чтение параграфов учебника. Составление плана (простого, сложного, вопросного, цитатного, тезисного). Пересказы текстов научного стиля. Частичный (выборочный) и комплексный анализ текстов разных типов речи и стилей. Составление текстов по опорным словам. Замена заимствований русизмами.Устное сочинение‑рассуждение. Подготовка и проведение урока‑конференции: подготовка сообщений на лингвистическую тему, участие в дискуссии |
Принципы русского правописания | Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания. Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки. | Составление тезисного плана параграфов учебника. Составление таблицы по тексту параграфа. Составление текстов по опорным словам, данному началу. Сочинение‑эссе. Подробное изложение |
Повторение изученного. Фонетика, графика, орфоэпия | Классификация звуков, транскрипция. Орфоэпические нормы. Особенности звуковой организации художественного текста. Звукопись. | Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Работа с орфоэпическим словарём. |
Повторение изученного. Морфемика и словообразование | Морфемный состав слов разных частей речи. Изменение морфемного состава слов с течением времени. Основные способы словообразования. Словообразовательный повтор как стилистическое Средство. | Работа с лингвистическими словарями. Частичный анализ текстов художественного стиля. Составление текстов по опорным словам. Подбор примеров языковых явлений из художественной литературы. Сочинение‑миниатюра по афоризму |
Повторение изученного. Лексикология, фразеология и этимология | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Стилистическая окраска слов. Фразеологизмы. Синтаксические особенности устойчивых выражений. Этимология. | Работа с лингвистическими словарями. Составление афоризмов. Составление текстов по пословице. Подбор примеров языковых явлений из художественной литературы. Анализ текстов современной публицистики. Сочинение‑рассуждение на лингвистическую тему |
Повторение изученного. Морфология | Признаки частей речи. Классификация частей речи. Функциональные омонимы. Грамматическое значение, морфологические признаки, морфемный состав, синтаксическая функция, особенности правописания слов разных частей речи. | Составление опорных схем на основе теоретического материала. Анализ языковых единиц (морфологический разбор). Устное рассуждение на лингвистическую тему. Составление текста по данному началу. |
Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Типы простых и сложных предложений. Выразительные возможности предложений разных типов. Основные правила пунктуации | Составление опорных схем на основе теоретического материала. Конструирование предложений разных типов. Составление схем предложений. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. Редактирование. Составление текста по цитате, по пословице. Сочинения в разных жанрах: путевые заметки, личное письмо, дневниковая запись и др. Жанр слова. Дискуссия на лингвистическую тему |
Обобщающее повторение орфографии | Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Закрепление навыков грамотного письма. | Составление опорных схем на основе теоретического материала. Частичный анализ текстов разных типов речи и стилей. |
| | |
Учебно-тематический план
10 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
1 | Введение. Общие сведения о языке. | 3 |
2 | Русский язык в современном мире. | 12 |
3 | Русский язык – один из богатейших языков мира | 2 |
4 | Способы выражения темы | 7 |
5 | Синтаксис текста | 3 |
6 | Средства связи частей текста | 4 |
7 | Типы речи | 12 |
8 | Устная и письменная формы речи Русский литературный язык и его нормы | 12 |
9 | Стили русского литературного языка | 16 |
10 | Синонимика русского языка | 10 |
11 | Культура речи | 3 |
12 | Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка | 6 |
13 | Источники расширения словарного состава современного русского языка | 12 |
Итого: | | 102 |
Учебно-тематический план
11 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Источники расширения словарного состава современного языка | 13 |
2 | Принципы русского правописания | 8 |
3 | Повторение основных разделов языка(фонетики, графики, орфоэпии, морфемики, лексикологии, морфологии) | 27 |
4 | Повторение синтаксиса и пунктуации | 39 |
5 | Обобщающее повторение орфографии | 15 |
Итого: | | 102 |
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Учебные пособия для учащихся:
1. В.В.Бабайцева. Русский язык 10-11 классы (углублённый уровень образования) для 10-11классов, Москва, Дрофа,2020г.
2. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык Грамматика Текст Стили речи. учебник для 10-11классов общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2006г.
3.В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, Москва, Просвещение, 2006г.
Литература для учителя:
1. О. А. Сальникова. Поурочные разработки к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11классы» филологического профиля, Москва, Дрофа, 2008г.
2. М.Е. Кривоплясова русский язык 10-11 классы, поурочные планы по учебнику В.В.Бабайцевой, Волгоград, Учитель,2007г.
3. Г. И. Цветкова Профильный курс по русскому языку 10класс в 2-х частях, Волгоград, Корифей, 2007г.
4. Н.В. Сиденко Русский язык 10класс (поурочные разработки по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, , Л. А.Чешко) Волгоград, 2006г.
5. Н.В.Беляева и др. Литература 10класс Методические советы, М. Просвещение, 2007г.
6. Журнал для учителя «Литература в школе»
Перечень учебно-методических средств обучения
Список литературы
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995
Арханова д.И. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. – М., 2014
Безрукова М.Л. Школьный грамматико-орфографический словарик русского языка. – М., 2001
Воронова Е.П. Русский язык: 10-11 классы. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. –М., 2012
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993
Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии. – М., 1994
Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. – М., 1988
ЕГЭ 2013. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М., 2014
Казбек –Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 класс М.,2014
Кудинова Т.А. Подготовка у итоговой аттестации по русскому языку. Тестирование. – Ростов н/Д, 2014
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10-11: грамматика. Речь. – М., 2014
Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку.- М.-2008
Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М., 2014
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ –, 2014
Словарь иностранных слов в русском языке (Е.Грубер). – М., 2014
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка
Тихонов А.Н. Орфографический словарь русского языка. - М., 1999
Цветкова Г.В. Русский язык 10 класс. Проектная деятельность. – Волгоград, 2014
Цветкова Г.В. Элективный курс «От слова к тексту» (русский язык и литература).10 класс. – Волгоград, 2014
Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. – М., 2002.
Рекомендуемые информационные
ресурсы в Интернете
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http: //www. gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — «Грамота. ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн.