СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику "География 5 класс" И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И. Сонин ООО "Дрофа".

Данная программа рассчитана на преподавание курса географии в 5 классе в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

  Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии.

Курс состоит из пяти  разделов:

- Что изучает география;

- Как люди открывали Землю;

- Земля во Вселенной;

- Виды изображений поверхности Земли;

- Природа Земли.

Просмотр содержимого документа
«5 класс Рабочая программа по географии 2016-2017 уч год»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«География. Начальный курс»

для 5 «А», 5 «Б» классов. ФГОС.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии со:

  1. Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
    рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
    начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2015/2016 учебный год».

  4. Основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденной И.В. Донченко, директором МАОУ СОШ № 4г. Черняховска, от 23.08.2016 г.;

  5. Положением о рабочей программе, утвержденным И.В. Донченко, директором МАОУ СОШ № 4 г. Черняховска, от 30.05.2016 г.

  6. Программы основного общего образования по географии. 5-9 кл.  Авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. – М.: «Дрофа», 2016 г.

УМК

  1. География. Начальный курс 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин; Москва, Дрофа», 2015 г.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» Н.И. Сонин, С.В. Курчина. – Москва, Дрофа, 2016 г.

  3. Атлас. География. 5 класс.- М.: ДРОФА, 2016.-32 с.: карт., ил.

Данная программа рассчитана на преподавание курса географии в 5 классе в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии.

Курс состоит из пяти разделов:

- Что изучает география;

- Как люди открывали Землю;

- Земля во Вселенной;

- Виды изображений поверхности Земли;

- Природа Земли.

Начальный курс географии формирует основополагающие знания об окружающей природной среде, о Земле как единой системе, составные части которой находятся во взаимосвязях и взаимодействии. Учащиеся знакомятся с местом географии в системе научных знаний, ее ролью в освоении Земли человеком, изучают результаты географических открытий.

География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественно - научные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. В процессе изучения начального курса географии в 5 классе продолжают формироваться различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

• развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

• научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических знаний.

Формы организации образовательного процесса: урочная и внеурочная.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов контроля. Работа во внеурочное время: предметные недели, участие в олимпиадах, конкурсах.

Основными методами проверки знаний и умений обучающихся являются устный опрос, самостоятельная работа, тесты.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

Раздел 1. Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел II. Как люди открывали Землю (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы. 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья. 2. Важнейшие географические открытия.

Раздел III. Земля во Вселенной (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн.Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха,почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Практические работы № 4. Самостоятельное построение простейшего плана

Раздел V. Природа Земли (12ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Практические работы

1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и средневековья.

3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

4. Самостоятельное построение простейшего плана.

5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.



Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

Изучение географии в основной школе дает воз­можность обучающимся достичь следующих резуль­татов:

Личностным результатом изучения предмета яв­ляется формирование следующих умений и качеств:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, уважения к Отече­ству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального наро­да России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и че­ловечества; усвоение гуманистических, де­мократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаю­щихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальней­шей индивидуальной траектории образова­ния на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а так­же на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

  • освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, детьми старшего и младшего возра­ста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследова­тельской, творческой и других видах деятель­ности;

  • формирование ценности здорового и без­опасного образа жизни; усвоение правил ин­дивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угро­жающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культу­ры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексив­но-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметным результатом изучения курса яв­ляется формирование универсальных учебных дейст­вий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулиро­вать учебную проблему, определять цель УД;

  • выдвигать версии решения проблемы, осо­знавать (и интерпретировать в случае необ­ходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошиб­ки самостоятельно (в том числе и корректиро­вать план);

  • в диалоге с учителем совершенствовать само­стоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифициро­вать факты и явления;

  • выявлять причины и следствия простых явле­ний;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для ука­занных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

  • определять возможные источники необходи-

' мых сведений, производить поиск информа­ции, анализировать и оценивать ее достовер­ность.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаи­модействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мне­нию, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • объяснять, для чего изучают географию;

  • использовать различные источники геогра­фической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, ком­пьютерные базы данных) для поиска и извле­чения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;

  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;

  • по результатам наблюдений (в том числе ин­струментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • составлять описание географических объек­тов, процессов и явлений с использованием разных источников географической инфор­мации;

  • строить простые планы местности;

  • моделировать географические объекты и яв­ления при помощи компьютерных программ;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географиче­ские объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • создавать письменные тексты и устные сооб­щения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопро­вождать выступление презентацией;

  • описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

  • называть отличия в изучении Земли с помо­щью географии по сравнению с другими на­уками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

  • называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических от­крытий и путешествий;

  • показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

  • описывать представления древних людей о Вселенной;

  • называть и показывать планеты Солнечной системы;

  • приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

  • описывать уникальные особенности Земли как планеты;

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • работать с компасом;

  • ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

  • называть и показывать по карте основные гео­графические объекты;

  • наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

  • приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

  • объяснять особенности строения рельефа суши;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять значение ключевых понятий.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • сохранения здоровья и соблюдения норм эко­логического поведения;

  • сохранения окружающей среды и социально- ответственного поведения в ней;

  • адаптации к условиям проживания на опреде­ленной территории;

  • самостоятельному оцениванию уровня безо­пасности окружающей среды как сферы жиз­недеятельности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Дата

Тема урока

Содержание

Форма организации учебного занятия

Предметные результаты


План


факт

Раздел 1. Что изучает география (5 ч )

1

5-10.09


Мир, в котором мы живем

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Беседа с использо­ванием различных источников информации: учебника, знакомство с учебни­ком, атласом, рабочей тетрадью

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль

в освоении планеты человеком, понимать

уникальность планеты Земля

2

12-17.09


Науки о природе

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.


Изучение нового материала Демонстрация фи­зического и химиче­ского опытов, работа с текстом учебника, составление схемы «Естественные науки»

Научиться объяснять значение понятий тело

и вещество

3

19-24.09


География – наука о Земле. Входной контроль. Тест.

Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.


Изучение нового материала

Работа в тетради (вы­деление признаков двух частей геогра­фии)

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению

с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию

4

26.09-1.10


Анализ входного тестирования. Методы географических

исследований

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.


Комбинированный урок

Работа с текстом учеб­ника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических иссле­дований»

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических

исследований и применяемые для этого приборы.

5

3-8.10


Контрольное тестирование

по разделу «Что изучает география»


Контрольная работа

Обобщение и практи­ческая отработка зна­ний и умений по раз­делу «Что изучает география». (Выполне­ние тестовых заданий, проведение игры «Без географии никак»!)

Формирование представлений о географии, ее

роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.

Раздел 2. Как люди открывали Землю (4 ч.)

6

10-15.10


Геогра­фические открытия древности и Средне­вековья

Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Изучение нового материала Работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Бартоломео Диаша, Васко да Гамы)

Научиться обо­значать на кон­турной карте маршрут путе­шествия Марко Поло

7

17-23.10



Важнейшие географические открытия.

Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов.

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы «Великие географи­ческие открытия»), анализ презентации из электронного при­ложения

Научиться прослеживать по картам маршруты путе­шествий

8

24-29.10


Открытия русских путешественников.

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Комбинированный

Обобщение и прак­тическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» . Обработка материалов по теме, составление группового проекта для книги «Первопроходцы России»

Подборка материала для составления классного проекта «Наша книга о первопроходцах России»

9

7-12.11


Обоб­щение по разде­лу «Как люди от­крывали Землю»


Обобщение и прак­тическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» (анализ презентации «Десять великих пуешественников», выполнение тестовых заданий)

Научиться находить ин­формацию и обсуждать значение перво­го российского кругосветного плавания

Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)

10

14-19.11


Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.


Изучение нового материала Работа в тетради (со­ставление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение)

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.

11

21-26.11


Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Комбинированный урок

Работа с текстом учеб­ника

Научиться чи­тать и понимать текст

12

28.11-3.12


Соседи Солнца.

Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Изучение нового материала Работа с текстом учеб­ника и электронным приложением

Научиться со­ставлять харак­теристику пла­нет по плану

13

5-10.12


Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Комбинированный урок

Работа в тетради (за­полнение схемы «Пла­неты земной группы и планеты-гиганты»)

Научиться вы­делять призна­ки планет

14

12-17.12


Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Небесные тела.

Изучение нового материала

Работа с иллюст­рациями учебника, с электронным прило­жением (составление вопросов к учебному фильму)

Научиться на­ходить особен­ности небесных тел по иллюст­рациям учебни­ка, электронно­го приложения «Астероиды. Кометы. Ме­теоры. Метео­риты»

15

19-24.12


Мир звёзд.

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.


Изучение нового материала Анализ текста и ил­люстраций учебника, работа с электронным приложением

Научиться на­ходить на звезд­ном небе со­звездия

Научиться моделировать движение Зем­ли с помощью прибора теллу­рия

16

26-29.12


Уникальная планета – Земля.

Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Комбинированный урок

Работа с текстом учебника и прибором для демонстрации

Научиться моделировать движение Зем­ли с помощью прибора теллу­рия

17

12-14.01


Современные исследования космоса.

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.

Комбинированный урок

Работа в парах(во­прос - ответ), состав­ление презентации «Современные иссле­дователи космоса»

Научиться со­ставлять пре­зентацию о кос­монавтах

18

16-21.01


Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

Тест.


Контрольная работа

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч.)

19

23-28.01


Анализ теста. Стороны горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.


Комбинированный урок

Работа с текстом учебника, групповая работа (по алгоритму определять свое ме­стоположение), работа с тетрадью (определе­ние сторон горизонта)

Научиться определять сто­роны горизонта

20

30.01-4.02


Ориентирование.

Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.

Компас. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Практикум

Групповая работа с компасом (ориенти­рование в простран­стве)

Научиться ори­ентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

21


6-11.02


План местности и географическая карта.


Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Изучение нового материала

Работа с географиче­ской картой (отработ­ка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)

Научиться ори­ентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

22

13-18.02


План местности и географическая карта.

Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана местности

Ориентирование по плану и карте. Составление легенды карты.

Практикум

Работа с топографической картой, условными обозначениями

(самостоя­тельное построение плана пришкольного участка)

Научиться определять взаимное расположение объектов на плане и карте и их положение отношению к сторонам горизонта

23

20-25.02


Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»



Контрольная работа

Обобщение и прак­тическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изо­бражений поверхно­сти Земли»

Самостоятельно работать с тестовыми заданиями.

Раздел 5. Природа Земли (12 ч.)

24

27.02-4.03


Как возникла Земля.

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Изучение нового материала Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тек­сте), самостоятельная работа при консульта­тивной помощи учи­теля, составление во­просов к презентации «Как возникла Земля»

Научиться вы­делять главные (опорные) сло­ва в тексте

25

6-11.03


Внутреннее строение Земли.

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Изучение нового материала

Анализ текста и ил­люстраций учебника (по алгоритму опре­делять горные породы и минералы), само­стоятельное определе­ние ключевых поня­тий урока

Научиться уста­навливать связь между строени­ем Земли и гор­ными породами

26

13-18.03


Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.


Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.


Комбинированный

Работа с текстом учебника (выделение признаков вулканов), индивидуальная рабо­та с контурной картой при консультативной помощи учителя

Научиться обо­значать объекты на контурной карте

27

20-24.03


Путешествие по материкам.


Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Комбинированный.

Составление образно­го рассказа о природе материков, самостоя­тельное проектирова­ние способов подго­товки презентации

Научиться раз­личать матери­ки по контурам и особенностям природы

28

3-8.04


Вода на Земле.

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.


Изучение нового материала Индивидуальная рабо­та с контурной картой при консультативной помощи учителя, ра­бота в парах (состав­ление схемы «Воды суши» с использова­нием электронного приложения)

Научиться под­писывать реки на контурной карте

29

10-15.04


Воздушная одежда Земли.


Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера.

Изучение нового материала

Работа с текстом учеб­ника (определение ключевых понятий урока), работа с элек­тронным приложе­нием

Научиться извлекать ин­формацию из электронно­го приложения «Воздушная одежда Земли»

30

17-22.04


Живая оболочка Земли.

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.


Комбинированный урок

Анализ текста учебни­ка (определение клю­чевых понятий урока), работа в тетради

Научиться со­поставлять гра­ницы биосферы с границами других оболочек

31

24-29.04


Почва – особое природное тело.

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Комбинированный урок

Работа с образцами почв (анализ образ­цов почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема)

Научиться определять тип почв по нату­ральным образ­цам

32

1-6.05


Человек и природа.

Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?


Изучение нового материала Работа с образцами почв (анализ образ­цов почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема)

Научиться определять тип почв по нату­ральным образ­цам

33

8-13.05


Обоб­щение знаний по разделу «Природа Земли». Тест.


Урок об­общаю­щего контроля Обобщение и практи­ческая отработка зна­ний и умений по раз­делу «Природа Земли» (выполнение тестовых заданий, географиче­ский диктант)

Научиться са­модиагностике

34

15-20.05


Защита проекта


Урок конференция Индивидуальные виды деятельности

Научиться са­модиагностике и самокоррек­ции

35

22-27.05


Защита проекта


Урок конференция

Индивидуальные виды деятельности

Научиться са­модиагностике и самокоррек­ции



Система оценки достижения планируемых результатов

  1. Стартовая диагностика.

Стартовая диагностика проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний, уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты.

  1. Тематические контрольные работы.

  2. Текущий контроль.

В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

  1. Итоговая оценка.

Итоговая оценка по географии выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках обучающихся, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итогового тестирования.

  1. Оценка проектной и исследовательской деятельности.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

1. Создание презентации «Современные методы географических исследований».

2. Создание презентации «Современные профессии географов».

3. Создание коллекции «Горные породы моей местности».

4. Создание наглядного пособия «Предсказание погоды по народным приметам».

5. Составление инструкции «Правила поведения в природе».


Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Инструментарий.

Для проведения тематических контрольных работ, текущего контроля можно адаптировать пособия для подготовки к ГИА, рекомендованные ФИПИ.

Критерии и нормы оценки обучающихся

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.


Оценка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3»:

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Инструментарий для оценивания результатов

Устные ответы (в т.ч. включая картографический материал)

Практические работы

Проверочные (контрольные) работы

Самостоятельные работы

Тесты

Индивидуальные карточки с заданиями.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/Russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

Медиаресурсы

Электронное приложение к учебнику

Авторские методико-образовательные ресурсы (АМОР)

Оборудование по географии

Таблицы:

Рельеф и геологическое строение Земли

Набор «Путешественники» (портреты)

Карты мира

Великие географические открытия

Карта океанов

Климатические пояса и области

Природные зоны

Растительности

Физическая полушарий

Карты России

Физическая

Набор учебных топографических карт (учебные топографические карты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)

Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)

Компас ученический, линейка визирная, рулетка.

Магнитная доска для статичных пособий

Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000).

Информационно-коммуникативные средства

Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

Земля. Климат: видеодиск для учащихся средней школы. ООО «Видеостудия» КВАРТ.:М

Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор



Карта контроля 5 «А», 5 «Б» классы


№п/п

Раздел, тема

Вид контроля

Форма контроля

Методический инструментарий

Тема 1: « Что изучает география» 5 часов

1

Мир, в котором мы живем.

текущий

фронтальная

вопросы учебника стр.10, работа с иллюстрациями параграфа, электронным приложением к учебнику

2

Науки о природе

входной

текущий

фронтальная, индивидуальная

тестовая работа, вопросы

3

География - наука о Земле

текущий

фронтальная

проблемные вопросы

4

Методы географических исследований

текущий

групповая

электронное приложение к учебнику, иллюстрации учебника

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»

тематический

индивидуальная

электронное приложение к учебнику

Тема 2: «Как люди открывали Землю » 5 часов

6

Географические

открытия древности и Средневековья

текущий

фронтальная

электронное приложение к учебнику

7

Важнейшие географические

открытия

текущий

индивидуальная

работа с картой атласа, контурной картой

8

Открытия русских путешественников

текущий

фронтальная

географический диктант, сообщения учащихся

9

Открытия русских путешественников

текущий

фронтальная

географический диктант, сообщения учащихся

10

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

тематический

групповая

индивидуальная


работа в группам по заданиям

тест

Тема 3: «Земля во Вселенной » 9 часов

11

Как древние люди представляли себе Вселенную.

текущий

фронтальная

работа с иллюстрациями учебника, задания в рабочей тетради

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

текущий

фронтальная

электронное приложение к учебнику

13

Соседи Солнца

текущий

групповая

работа с научно-популярным текстом

14

Планеты – гиганты и маленький Плутон

текущий

групповая

электронное приложение к учебнику, работа с научно-популярным текстом

15

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Проверочная работа за I полугодие

итоговый

индивидуальная

тест

16

Мир звезд

текущий

фронтальная

работа с иллюстрациями учебника, с картой звездного неба

17

Уникальная Планета - Земля

текущий

фронтальная

электронное приложение к учебнику, работа с научно-популярным текстом

18

Современные исследования

космоса

текущий

фронтальная

сообщения учащихся, электронное приложение к учебнику

19

Обобщение знаний по разделу

«Земля во Вселенной»

тематический

индивидуальная

Тест

Тема 4: « Виды изображений поверхности Земли» 4 часа

20

Стороны горизонта

текущий

фронтальная

работа с иллюстрациями учебника

21

Ориентирование

текущий

групповая

работа с электронным приложением учебника, работа с компасом

22

План местности

и географическая карта

текущий

групповая

практикум: работа с планом местности и географической картой

23



Обобщение знаний по разделу

«Виды изображений

поверхности Земли»

тематический

индивидуальная

практикум, тест, построение простейшего плана местности

Тема 5: «Природа Земли» 10 часов

24

Как возникла

Земля

текущий

фронтальная

работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к учебнику

25

Внутреннее строение Земли

текущий

фронтальная

знакомство с коллекцией горных пород и минералов

26

Землетрясения и вулканы

текущий

фронтальная

работа с картой атласа и контурной картой

27

Путешествие по материкам

текущий

фронтальная

сообщения учащихся и презентации

28

Вода на Земле

текущий

групповая

задания для работы групп

29

Воздушная одежда Земли

текущий

фронтальная

работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к учебнику

30

Живая оболочка

Земли

текущий

фронтальная

вопросы для эвристической беседы

31

Почва— особое

природное тело

текущий

фронтальная

работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к учебнику

32

Человек и природа

текущий

групповая

сообщения учащихся и презентации

33

Обобщение

знаний по разделу

«Природа Земли»

тематический

индивидуальная

тест

34

Проверочная работа за год

итоговый

индивидуальная

тест

35

резерв








24





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!