РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«География. Начальный курс»
для 5 «А», 5 «Б» классов. ФГОС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии со:
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2015/2016 учебный год».
Основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденной И.В. Донченко, директором МАОУ СОШ № 4г. Черняховска, от 23.08.2016 г.;
Положением о рабочей программе, утвержденным И.В. Донченко, директором МАОУ СОШ № 4 г. Черняховска, от 30.05.2016 г.
Программы основного общего образования по географии. 5-9 кл. Авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. – М.: «Дрофа», 2016 г.
УМК
География. Начальный курс 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин; Москва, Дрофа», 2015 г.
Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс» Н.И. Сонин, С.В. Курчина. – Москва, Дрофа, 2016 г.
Атлас. География. 5 класс.- М.: ДРОФА, 2016.-32 с.: карт., ил.
Данная программа рассчитана на преподавание курса географии в 5 классе в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии.
Курс состоит из пяти разделов:
- Что изучает география;
- Как люди открывали Землю;
- Земля во Вселенной;
- Виды изображений поверхности Земли;
- Природа Земли.
Начальный курс географии формирует основополагающие знания об окружающей природной среде, о Земле как единой системе, составные части которой находятся во взаимосвязях и взаимодействии. Учащиеся знакомятся с местом географии в системе научных знаний, ее ролью в освоении Земли человеком, изучают результаты географических открытий.
География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественно - научные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. В процессе изучения начального курса географии в 5 классе продолжают формироваться различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Основная цель курса – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка обучающихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
• актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
• развить познавательный интерес обучающихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
• научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
• научить устанавливать связи в системе географических знаний, а также между системой физико-географических и общественно - географических знаний.
Формы организации образовательного процесса: урочная и внеурочная.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов контроля. Работа во внеурочное время: предметные недели, участие в олимпиадах, конкурсах.
Основными методами проверки знаний и умений обучающихся являются устный опрос, самостоятельная работа, тесты.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Раздел 1. Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Раздел II. Как люди открывали Землю (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы. 1. Важнейшие открытия древности и Средневековья. 2. Важнейшие географические открытия.
Раздел III. Земля во Вселенной (9ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн.Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха,почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли (4ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
Практические работы № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Раздел V. Природа Земли (12ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода.
Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов
Практические работы
1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и средневековья.
3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
4. Самостоятельное построение простейшего плана.
5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходи-
' мых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
объяснять, для чего изучают географию;
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
описывать представления древних людей о Вселенной;
называть и показывать планеты Солнечной системы;
приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
описывать уникальные особенности Земли как планеты;
находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
работать с компасом;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
называть и показывать по карте основные географические объекты;
наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
объяснять особенности строения рельефа суши;
описывать погоду своей местности;
объяснять значение ключевых понятий.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
сохранения окружающей среды и социально- ответственного поведения в ней;
адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание | Форма организации учебного занятия | Предметные результаты |
План | факт |
Раздел 1. Что изучает география (5 ч ) |
1 | 5-10.09 | | Мир, в котором мы живем | Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Беседа с использованием различных источников информации: учебника, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля |
2 | 12-17.09 | | Науки о природе | Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. | Изучение нового материала Демонстрация физического и химического опытов, работа с текстом учебника, составление схемы «Естественные науки» | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество |
3 | 19-24.09 | | География – наука о Земле. Входной контроль. Тест. | Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. | Изучение нового материала Работа в тетради (выделение признаков двух частей географии) | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию |
4 | 26.09-1.10 | | Анализ входного тестирования. Методы географических исследований | Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. | Комбинированный урок Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических исследований» | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. |
5 | 3-8.10 | | Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география» | | Контрольная работа Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география». (Выполнение тестовых заданий, проведение игры «Без географии никак»!) | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. |
Раздел 2. Как люди открывали Землю (4 ч.) |
6 | 10-15.10 | | Географические открытия древности и Средневековья | Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. | Изучение нового материала Работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Бартоломео Диаша, Васко да Гамы) | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло |
7 | 17-23.10 | | Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов. | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. | Комбинированный урок Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы «Великие географические открытия»), анализ презентации из электронного приложения | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий |
8 | 24-29.10 | | Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия. | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. | Комбинированный Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» . Обработка материалов по теме, составление группового проекта для книги «Первопроходцы России» | Подборка материала для составления классного проекта «Наша книга о первопроходцах России» |
9 | 7-12.11 | | Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю» | | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» (анализ презентации «Десять великих пуешественников», выполнение тестовых заданий) | Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания |
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) |
10 | 14-19.11 | | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. | Изучение нового материала Работа в тетради (составление опорного конспекта), работа с текстом учебника (продуктивное чтение) | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. |
11 | 21-26.11 | | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной. | Комбинированный урок Работа с текстом учебника | Научиться читать и понимать текст |
12 | 28.11-3.12 | | Соседи Солнца. | Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. | Изучение нового материала Работа с текстом учебника и электронным приложением | Научиться составлять характеристику планет по плану |
13 | 5-10.12 | | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. | Комбинированный урок Работа в тетради (заполнение схемы «Планеты земной группы и планеты-гиганты») | Научиться выделять признаки планет |
14 | 12-17.12 | | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Небесные тела. | Изучение нового материала Работа с иллюстрациями учебника, с электронным приложением (составление вопросов к учебному фильму) | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты» |
15 | 19-24.12 | | Мир звёзд. | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. | Изучение нового материала Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с электронным приложением | Научиться находить на звездном небе созвездия Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия |
16 | 26-29.12 | | Уникальная планета – Земля. | Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. | Комбинированный урок Работа с текстом учебника и прибором для демонстрации | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия |
17 | 12-14.01 | | Современные исследования космоса. | Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю. А. Гагарин. | Комбинированный урок Работа в парах(вопрос - ответ), составление презентации «Современные исследователи космоса» | Научиться составлять презентацию о космонавтах |
18 | 16-21.01 | | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Тест. | | Контрольная работа | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. |
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч.) |
19 | 23-28.01 | | Анализ теста. Стороны горизонта | Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. | Комбинированный урок Работа с текстом учебника, групповая работа (по алгоритму определять свое местоположение), работа с тетрадью (определение сторон горизонта) | Научиться определять стороны горизонта |
20 | 30.01-4.02 | | Ориентирование. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. | Компас. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. | Практикум Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве) | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу |
21 | 6-11.02 | | План местности и географическая карта. | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. | Изучение нового материала Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте) | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу |
22 | 13-18.02 | | План местности и географическая карта. Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана местности | Ориентирование по плану и карте. Составление легенды карты. | Практикум Работа с топографической картой, условными обозначениями (самостоятельное построение плана пришкольного участка) | Научиться определять взаимное расположение объектов на плане и карте и их положение отношению к сторонам горизонта |
23 | 20-25.02 | | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | | Контрольная работа Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Самостоятельно работать с тестовыми заданиями. |
Раздел 5. Природа Земли (12 ч.) |
24 | 27.02-4.03 | | Как возникла Земля. | Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Изучение нового материала Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), самостоятельная работа при консультативной помощи учителя, составление вопросов к презентации «Как возникла Земля» | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте |
25 | 6-11.03 | | Внутреннее строение Земли. | Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. | Изучение нового материала Анализ текста и иллюстраций учебника (по алгоритму определять горные породы и минералы), самостоятельное определение ключевых понятий урока | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами |
26 | 13-18.03 | | Землетрясения и вулканы. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. | Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. | Комбинированный Работа с текстом учебника (выделение признаков вулканов), индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя | Научиться обозначать объекты на контурной карте |
27 | 20-24.03 | | Путешествие по материкам. | Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. | Комбинированный. Составление образного рассказа о природе материков, самостоятельное проектирование способов подготовки презентации | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы |
28 | 3-8.04 | | Вода на Земле. | Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. | Изучение нового материала Индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах (составление схемы «Воды суши» с использованием электронного приложения) | Научиться подписывать реки на контурной карте |
29 | 10-15.04 | | Воздушная одежда Земли. | Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. | Изучение нового материала Работа с текстом учебника (определение ключевых понятий урока), работа с электронным приложением | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли» |
30 | 17-22.04 | | Живая оболочка Земли. | Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. | Комбинированный урок Анализ текста учебника (определение ключевых понятий урока), работа в тетради | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек |
31 | 24-29.04 | | Почва – особое природное тело. | Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. | Комбинированный урок Работа с образцами почв (анализ образцов почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема) | Научиться определять тип почв по натуральным образцам |
32 | 1-6.05 | | Человек и природа. | Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | Изучение нового материала Работа с образцами почв (анализ образцов почвы, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема) | Научиться определять тип почв по натуральным образцам |
33 | 8-13.05 | | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». Тест. | | Урок обобщающего контроля Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» (выполнение тестовых заданий, географический диктант) | Научиться самодиагностике |
34 | 15-20.05 | | Защита проекта | | Урок конференция Индивидуальные виды деятельности | Научиться самодиагностике и самокоррекции |
35 | 22-27.05 | | Защита проекта | | Урок конференция Индивидуальные виды деятельности | Научиться самодиагностике и самокоррекции |
Система оценки достижения планируемых результатов
Стартовая диагностика.
Стартовая диагностика проводится перед изучением разделов по предмету и направлена на определение уровня остаточных знаний, уровня мотивации к изучению нового материала. Данный вид работы оценивается учителем на качественном уровне. Для проведения стартовой диагностики можно использовать тесты, анкеты.
Тематические контрольные работы.
Текущий контроль.
В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение лабораторной работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.
Итоговая оценка.
Итоговая оценка по географии выставляется по результатам текущего контроля, который ведется учителем и фиксируется в классном журнале и дневниках обучающихся, оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта, итогового тестирования.
Оценка проектной и исследовательской деятельности.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Оценка за выполнение и защиту итогового индивидуального проекта является одним из видов оценки достижения метапредметных результатов освоения ООП, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
1. Создание презентации «Современные методы географических исследований».
2. Создание презентации «Современные профессии географов».
3. Создание коллекции «Горные породы моей местности».
4. Создание наглядного пособия «Предсказание погоды по народным приметам».
5. Составление инструкции «Правила поведения в природе».
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Инструментарий.
Для проведения тематических контрольных работ, текущего контроля можно адаптировать пособия для подготовки к ГИА, рекомендованные ФИПИ.
Критерии и нормы оценки обучающихся
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3»:
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Инструментарий для оценивания результатов
Устные ответы (в т.ч. включая картографический материал)
Практические работы
Проверочные (контрольные) работы
Самостоятельные работы
Тесты
Индивидуальные карточки с заданиями.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/Russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Медиаресурсы
Электронное приложение к учебнику Авторские методико-образовательные ресурсы (АМОР) Оборудование по географии Таблицы: Рельеф и геологическое строение Земли Набор «Путешественники» (портреты) Карты мира Великие географические открытия Карта океанов Климатические пояса и области Природные зоны Растительности Физическая полушарий Карты России Физическая Набор учебных топографических карт (учебные топографические карты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000) Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности) Компас ученический, линейка визирная, рулетка. Магнитная доска для статичных пособий Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000). Информационно-коммуникативные средства Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). Земля. Климат: видеодиск для учащихся средней школы. ООО «Видеостудия» КВАРТ.:М Технические средства обучения Компьютер Мультимедийный проектор Карта контроля 5 «А», 5 «Б» классы №п/п | Раздел, тема | Вид контроля | Форма контроля | Методический инструментарий | Тема 1: « Что изучает география» 5 часов | 1 | Мир, в котором мы живем. | текущий | фронтальная | вопросы учебника стр.10, работа с иллюстрациями параграфа, электронным приложением к учебнику | 2 | Науки о природе | входной текущий | фронтальная, индивидуальная | тестовая работа, вопросы | 3 | География - наука о Земле | текущий | фронтальная | проблемные вопросы | 4 | Методы географических исследований | текущий | групповая | электронное приложение к учебнику, иллюстрации учебника | 5 | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | тематический | индивидуальная | электронное приложение к учебнику | Тема 2: «Как люди открывали Землю » 5 часов | 6 | Географические открытия древности и Средневековья | текущий | фронтальная | электронное приложение к учебнику | 7 | Важнейшие географические открытия | текущий | индивидуальная | работа с картой атласа, контурной картой | 8 | Открытия русских путешественников | текущий | фронтальная | географический диктант, сообщения учащихся | 9 | Открытия русских путешественников | текущий | фронтальная | географический диктант, сообщения учащихся | 10 | Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю». | тематический | групповая индивидуальная | работа в группам по заданиям тест | Тема 3: «Земля во Вселенной » 9 часов | 11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, задания в рабочей тетради | 12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | текущий | фронтальная | электронное приложение к учебнику | 13 | Соседи Солнца | текущий | групповая | работа с научно-популярным текстом | 14 | Планеты – гиганты и маленький Плутон | текущий | групповая | электронное приложение к учебнику, работа с научно-популярным текстом | 15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты Проверочная работа за I полугодие | итоговый | индивидуальная | тест | 16 | Мир звезд | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, с картой звездного неба | 17 | Уникальная Планета - Земля | текущий | фронтальная | электронное приложение к учебнику, работа с научно-популярным текстом | 18 | Современные исследования космоса | текущий | фронтальная | сообщения учащихся, электронное приложение к учебнику | 19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | тематический | индивидуальная | Тест | Тема 4: « Виды изображений поверхности Земли» 4 часа | 20 | Стороны горизонта | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника | 21 | Ориентирование | текущий | групповая | работа с электронным приложением учебника, работа с компасом | 22 | План местности и географическая карта | текущий | групповая | практикум: работа с планом местности и географической картой | 23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | тематический | индивидуальная | практикум, тест, построение простейшего плана местности | Тема 5: «Природа Земли» 10 часов | 24 | Как возникла Земля | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к учебнику | 25 | Внутреннее строение Земли | текущий | фронтальная | знакомство с коллекцией горных пород и минералов | 26 | Землетрясения и вулканы | текущий | фронтальная | работа с картой атласа и контурной картой | 27 | Путешествие по материкам | текущий | фронтальная | сообщения учащихся и презентации | 28 | Вода на Земле | текущий | групповая | задания для работы групп | 29 | Воздушная одежда Земли | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к учебнику | 30 | Живая оболочка Земли | текущий | фронтальная | вопросы для эвристической беседы | 31 | Почва— особое природное тело | текущий | фронтальная | работа с иллюстрациями учебника, электронным приложением к учебнику | 32 | Человек и природа | текущий | групповая | сообщения учащихся и презентации | 33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | тематический | индивидуальная | тест | 34 | Проверочная работа за год | итоговый | индивидуальная | тест | 35 | резерв | | | | | |
24