СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Ордынский аграрный техникум»



«Утверждаю»

Директор ГБПОУ ИО «УОАТ»

А.В.Малгатаева

« » 2023 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»

35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства





















п. Усть-Ордынский, 2023






Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии

«_ »_ 2023

(номер протокола) Председатель комиссии


(подпись)









Автор (ы): Сабирова Минагуль Мухаметзяновна., преподаватель

Рабочая программа составлена на основании: Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций























Рецензенты:

Урбаева Клара Климентьевна, заместитель директора по учебной работе



















Содержание

  1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Экология»

  2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

  3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины

  4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины





















































  1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Экология»

    1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО

Общеобразовательная дисциплина «Экология» является дисциплиной по выбору в общеобразовательном цикле образовательной программы для профессий/ специальностей среднего профессионального образования



1.2.Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:

1.2.1 Цели дисциплины



Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;

- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;

- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.















































1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Самостоятельная формулировка и актуализация проблемы, ее всесторонний анализ; Определение цели деятельности, задача параметров и критериев их достижения;

Внесение корректив в деятельность, оценка соответствия результатов целям, оценка рисков последствий деятельности.

Постановка и формулировка собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

Разработка плана решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов.

Осуществление целенаправленного поиска переноса средств и способов действия в профессиональную среду;

Умения переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

Самостоятельное осуществление познавательной деятельности, выявление проблемы, постановка и формулировка собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

Самостоятельное составление плана решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

Оценка приобретенного опыта;

Оценка новых ситуаций, внесение корректив в деятельность, оценка соответствия результатов целям.


- характеризовать экологические факторы и взаимоотношения элементов природных систем как совокупности элементов и особой целостности

- характеризовать экологические потребности человека

ОК 02.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Владение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельное осуществление поиска, анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления;

Создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбор оптимальной формы представления и визуализации;

Использование средств информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

- характеризовать экологические факторы и взаимоотношения элементов природных систем как совокупности элементов и особой целостности;

- описывать взаимоотношения человека и природы в историческом аспекте (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная эпохи;)

- характеризовать современное состояние биосферы как материальную основу существования человека (структура и свойства биосферы, закономерности взаимоотношения человека с природной средой);

- описывать виды, принципы и формы рационального природопользования и устойчивого развития;

- минимизировать образование отходов в повседневной и профессиональной деятельности;

- прогнозировать последствия загрязнения компонентов окружающей среды на уровне района проживания;

- характеризовать среды жизни человека (социально бытовая, трудовая, рекреационная);

- вырабатывать рекомендации по уменьшению «экологического следа»;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Владение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;

Понимание и использование преимуществ командной и индивидуальной работы;

Выбор тематики и методов совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;

Принятие цели совместной деятельности, организация и координация действий по ее достижению: составление плана действий, распределение ролей с учетом мнений участников обсуждение результатов совместной работы;

Оценка качества своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;

Предложение новых проектов, оценка идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;

Координирование и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.


- характеризовать экологические факторы и взаимоотношения элементов природных систем как совокупности элементов и особой целостности;

- описывать виды, принципы и формы рационального природопользования и устойчивого развития;

- минимизировать образование отходов в повседневной и профессиональной деятельности;

- прогнозировать последствия загрязнения компонентов окружающей среды на уровне района проживания;

- характеризовать среды жизни человека (социально-бытовая, трудовая, рекреационная);


ОК07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

Планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

Умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

Расширение опыта деятельности экологической направленности



- минимизировать образование отходов в повседневной и профессиональной деятельности;

- прогнозировать последствия загрязнения компонентов окружающей среды на уровне района проживания;

- характеризовать среды жизни человека (социально-бытовая, трудовая, рекреационная)



2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

36

в т.ч


Основное содержание

35

в т.ч


Теоретическое обучение

17

Практические занятия

11

в т.ч профессионально – ориентированное содержание

4

Лабораторные занятия

4

Суммирующие оценочные мероприятия

3

Промежуточная аттестация

1















































2.2 Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль при наличии

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3


Раздел 1. Основы общей экологии


6


Тема 1.1 Взаимодействие организма и среды


2

ОК. 02; ОК. 04



1.Уровни биологической организации, изучаемые в экологии. Законы Коммонера и живые системы. Экологические факторы и их классификация. Экологические адаптации. Законы действия экологических факторов.

1

2.Характеристика сред жизни. Основные приспособления организмов к определенным средам жизни.

1

Тема 1.2. Биотические сообщества

Основное содержание

2

ОК. 01; ОК. 02

Теоретическое обучение:


1.Понятия популяция. Свойства и параметры популяции. Понятие о биоценозе. Структура биоценоза. Функциональные группы популяций.

Понятие о законах Вольтера. Пищевые цепи и пищевая сеть.

Экологические пирамиды. Понятие об экологической нише.

1

Практические занятия:


1.Практическое занятие «Пищевые цепи»

1

Тема 1.3.Экологические системы.

Основное содержание

2

ОК. 02

Теоретическое обучение:


1.Понятие экосистемы. Структура экосистемы. Экосистема и биогеоценоз. Перенос вещества и энергии в экосистеме. Классификация экосистем и их иерархический ряд.

1

2. Экологические сукцессии, их закономерности и виды. Сельскохозяйственные экосистемы. Техно экосистемы.

1

Раздел 2. Основы природопользования.


9


Тема 2.1 Биосфера как материальная основа взаимоотношений общества и природы в истории цивилизации

Основное содержание

2

ОК. 02; ОК. 04

Теоретическое обучение:


1.Понятие биосфера и ее границы. Компоненты биосферы их краткая характеристика. Свойства живого существа Земли. Функции биосферы и их краткая характеристика.

1

Практические занятия:


1.Практическое занятие «Доиндустриальная индустриальная, постиндустриальная эпохи»

1

Тема 2.2 Трансформациябиосферы природопользованием

Основное содержание

2

ОК. 02; ОК. 04

Теоретическое обучение:


1.Круговорот веществ в природе. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных элементов. Последствия нарушения биогеохимических циклов. Биосфера и человек. Ноосфера. Сохранение окружающей среды.

1

Практические занятия:


1.Практическое занятие «Глобальные проблемы человечества»

1

Тема 2.3 Природопользование и устойчивое развитие.

Основное содержание

3

ОК. 02; ОК. 04

Теоретическое обучение:


1.Понятие природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природопользования. Основные принципы природопользования. Традиционное и современное природопользование.

1

2. Понятие устойчивое развитие. Концепция устойчивого развития: цель, основные положения, принципы. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Концепция устойчивого развития в России.

1

Практические занятия:


1.Практическое занятие «Природные ресурсы своего региона»

1

В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения.


1.Практическое занятие «Природные ресурсы своего региона»

Углубленно рассматриваются ресурсы региона, связанные с определенной специальностью/ профессией.

1

Суммирующее оценочное мероприятие по разделу: контрольная работа (теоретические аспекты экологии и природопользования)

2

Раздел 3. Основы прикладной экологии.


14


Тема 3.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу.

Основное содержание

2

ОК. 02; ОК. 04

Теоретическое обучение:


1.Понятие антропогенного воздействия. Понятие загрязнение. Классификация загрязнений. Физические загрязнения. Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы.

1

Практические занятия:


1.Практическое занятие «Промышленные предприятия как источник загрязнения».

1

В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения.



1.Практическое занятие «Промышленные предприятия как источник загрязнения».

Углубленно рассматриваются ресурсы региона, связанные с определенной специальностью/ профессией

1


Тема 3.2.Антропогенное воздействие на атмосферу.

Основное содержание

2

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Теоретическое обучение:


1.Загрязнение атмосферы. Озоновый слой земли. Экологические последствия загрязнения атмосферного воздуха. Смог.

1

Лабораторные занятия:


1.Лабораторная работа «Оценка качества атмосферного воздуха».

1

Тема 3.3. Антропогенное воздействие на гидросферу.


Основное содержание


2

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Теоретическое обучение:


1.Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений. Определение степени загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы.

1

Лабораторные занятия:


1.Лабораторная работа «Оценка качества вод поверхностного водоема органолептическим свойствам воды»


Тема 3.4. Антропогенное воздействие на литосферу.

Основное содержание

3

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Теоретическое обучение:


1.Воздействие на почвы. Воздействия на недра. Воздействия на горные породы.

1

Лабораторные занятия:


1.Лабораторная работа «Оценка качества почв методом фото тестирования».

1

2. Лабораторная работа «Оценка качества почв методом фото тестирования».

1

Тема 3.5.Загрязнения сред отходами производства и потребления.

Основное содержание

4

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Теоретическое обучение:


1.Понятие отходы. Источники образования отходов. Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации и переработки. Экологическая опасность отходов.

1

2.Методы утилизации и обезвреживания отходов. Краткая характеристика методов. Понятие о малоотходных и ресурсосберегающих технологиях. Принципы малоотходных технологий.

1

Практические занятия:


1.Практическое занятие «Определение морфологического состава твердых коммунальных отходов на примере семьи»

1

2.Практическое занятие «Отходы производства»

1

В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения.


1.Практическое занятие «Отходы производства» на основе ФККО определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабоче месте/ на этапах производства, связанных с определенной специальностью/ профессией.

1

Суммирующее оценочное мероприятие по разделу: представление карты – схемы загрязненности района проживания.

1

Раздел 4. Аспекты социальной экологии.


6


Тема 4.1. Поведение человека в естественной и социальной среде

Основное содержание


ОК.01

Теоретическое обучение:


1.Человек как биосоциальное существо. Потребности человека. Человек как система.

Процессы управления в живых системах. Структура человеческой личности.

1

Практические занятия:


1. .Практическое занятие «Расчет личного экологического следа»

1

Тема 4.2. Экология жизненной среды.

Основное содержание

2

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Теоретическое обучение:



1.Адаптация человека к окружающей среды. Адаптация и адаптивность человека. Здоровье человека как критерий адаптации. Влияние современной экологической обстановки на людей.

1

Практические занятия:

1

1. .Практическое занятие «Среды жизни человека»


В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения.



1. .Практическое занятие «Среды жизни человека» Углубленно рассматриваются факторы трудового процесса, непосредственно связанные с определенной специальностью/ профессией

1


Тема 4.3. Элементы экологической этики

Основное содержание

2

ОК. 02; ОК.07

Практические занятия:


1.Практическое занятие «Вредные привычки и здоровье человека»

1

2. Практическое занятие «Как уменьшить свой экологический след?

(суммирующее оценочное мероприятие по разделу.

1


Промежуточная аттестация по дисциплине (Дифференцированный зачет)

1


Всего


36


















3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
    1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «Экология»

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:

      • многофункциональный комплекс преподавателя;

      • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую системуи др.);

      • информационно-коммуникационные средства;

      • комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

      • библиотечный фонд.


































РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Для студентов

Миркин Б.М., Экология 10-11 кл, 2019г Валова В.Д. Экология. – М.: 2015


Для преподавателей

Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: 2011

Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: 2011

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. – М.: 2012

Интернет-ресурсы

http://ecologysite.ru/ - каталог экологических сайтов http://www.ecoculture.ru/ - сайт экологического просвещения http://www.ecocommunity.ru/ - информационный сайт, освещающий проблемы экологии России



4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины.

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.


Общая/ профессиональная компетенция

Раздел/тема

Тип оценочных мероприятий.


Раздел 1. Основы общей экологии


ОК. 02; ОК. 04

Тема 1.1 Взаимодействие организма и среды

1.Тест по экологическим факторам;

2.Создание ментальной карты по характеристике сред обитания и приспособлениям организмов к различным средам

ОК. 01; ОК. 02

Тема 1.2. Биотические сообщества

1.Конспект на тему «Пищевые цепи»;

2.Тест по пищевым цепям, экологическим пирамидам;

3.Практическое занятие «Пищевые цепи»»

4. Тест по биотическим сообществам.

ОК. 02

Тема 1.3.Экологические системы

1.Тест по передаче вещества и энергии в экосистемах;

2. Заполнение сравнительной таблицы естественные и искусственные экосистемы (сельскохозяйственные экосистемы и техно экосистемы)


Раздел 2. Основы природопользования.

Контрольная работа (теоретические аспекты экологии и природопользования)

ОК. 02; ОК. 04

Тема 2.1 Биосфера как материальная основа взаимоотношений общества и природы в истории цивилизации

1.Тест о свойствах живого и функциях биосферы;

2.Опорный конспект по компонентам биосферы с их краткой характеристикой;

3.Создание ленты времени о взаимоотношениях человека и природы

ОК. 02; ОК. 04

Тема 2.2 Трансформациябиосферы природопользованием

1.Составление схем по геохимическим циклам и их описание;

2.Создание ментальной карты по глобальным проблемам человечества

ОК. 02; ОК. 04

Тема 2.3 Природопользование и устойчивое развитие

1.Доклады о природных ресурсах своего региона;

2.Составление сравнительной таблицы о рациональном и нерациональном природопользовании;

3. Составление сравнительной таблицы по сходствам и различиям между формами природопользования;

4.Тест по концепции устойчивого развития


Раздел 3. Основы прикладной экологии.

Составление карты загрязненности района проживания

ОК. 02; ОК. 04

Тема 3.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу.

1.Письменная работа по основным видам антропогенных воздействий;

2.Доклады обучающихся о промышленных предприятиях как источниках загрязнения компонентов природной среды, с учетом потенциального места работы студента;

3.Таблица по результатам доклада (заполняется по ходу докладов)

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Тема 3.2.Антропогенное воздействие на атмосферу.

1.Тест по источникам и основным загрязнителям атмосферы;

2.Лабораторная работа «Оценка качества атмосферного воздуха»

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Тема 3.3. Антропогенное воздействие на гидросферу.

1.Письменная работа по основным загрязнителям водоемов и их источникам;

2. Лабораторная работа «Оценка качества вод поверхностного водоема по органолептическим свойствам воды»

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Тема 3.4. Антропогенное воздействие на литосферу.

1.Письменная работа по основным воздействиям на почвы;

2. Лабораторная работа «Оценка качества почв методом фито тестирования»

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Тема 3.5.Загрязнения сред отходами производства и потребления.

1.Ментальная карта по основным источникам образования отходов;

2.Тест по влиянию отходов на окружающую среду;

3.Практическая работа «Определение морфологического состава твердых коммунальных отходов на примере семьи»;

4.Составление памяток на основе результатов практической работы:

- по раздельному сбору ТКО;

- по подготовке ТКО к сдаче в пункты приема;

- по пунктам приема ТКО в районе проживания (при наличии пунктов);

5.Письменная работа по способам обезвреживания и утилизации отходов;

6.Практическая работа «Отходы производства»

7.Письменная работа по определению малоотходных и ресурсосберегающих технологий и их принципам.


Раздел 4. Аспекты социальной экологии.

Рекомендации по уменьшению личного экологического следа.

ОК.01

Тема 4.1. Поведение человека в естественной и социальной среде

1.Тест о потребностях человека;

2.Расчет личного экологического следа.

ОК. 02; ОК. 04; ОК.07

Тема 4.2. Экология жизненной среды

1.Ментальная карта по средам жизни

ОК. 02; ОК.07

Тема 4.3. Элементы экологической этики

1.Доклады обучающихся о влиянии на здоровье псих активных веществ;

2.Доклады обучающихся об уменьшении экологического следа.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!