Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Ордынский аграрный техникум»
« » 2023 г.
п. Усть-Ордынский, 2023
Рабочая программа составлена на основании: Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций
Общеобразовательная дисциплина «Экология» является дисциплиной по выбору в общеобразовательном цикле образовательной программы для профессий/ специальностей среднего профессионального образования
Содержание программы общеобразовательной дисциплины направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины |
Общие | Дисциплинарные |
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Самостоятельная формулировка и актуализация проблемы, ее всесторонний анализ; Определение цели деятельности, задача параметров и критериев их достижения; Внесение корректив в деятельность, оценка соответствия результатов целям, оценка рисков последствий деятельности. Постановка и формулировка собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; Разработка плана решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. Осуществление целенаправленного поиска переноса средств и способов действия в профессиональную среду; Умения переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; Самостоятельное осуществление познавательной деятельности, выявление проблемы, постановка и формулировка собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; Самостоятельное составление плана решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; Оценка приобретенного опыта; Оценка новых ситуаций, внесение корректив в деятельность, оценка соответствия результатов целям. | - характеризовать экологические факторы и взаимоотношения элементов природных систем как совокупности элементов и особой целостности - характеризовать экологические потребности человека |
ОК 02.Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Владение навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельное осуществление поиска, анализа, систематизации и интерпретации информации различных видов и форм представления; Создание текстов в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбор оптимальной формы представления и визуализации; Использование средств информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | - характеризовать экологические факторы и взаимоотношения элементов природных систем как совокупности элементов и особой целостности; - описывать взаимоотношения человека и природы в историческом аспекте (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная эпохи;) - характеризовать современное состояние биосферы как материальную основу существования человека (структура и свойства биосферы, закономерности взаимоотношения человека с природной средой); - описывать виды, принципы и формы рационального природопользования и устойчивого развития; - минимизировать образование отходов в повседневной и профессиональной деятельности; - прогнозировать последствия загрязнения компонентов окружающей среды на уровне района проживания; - характеризовать среды жизни человека (социально бытовая, трудовая, рекреационная); - вырабатывать рекомендации по уменьшению «экологического следа»; |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Владение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; Понимание и использование преимуществ командной и индивидуальной работы; Выбор тематики и методов совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; Принятие цели совместной деятельности, организация и координация действий по ее достижению: составление плана действий, распределение ролей с учетом мнений участников обсуждение результатов совместной работы; Оценка качества своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; Предложение новых проектов, оценка идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; Координирование и выполнение работы в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. | - характеризовать экологические факторы и взаимоотношения элементов природных систем как совокупности элементов и особой целостности; - описывать виды, принципы и формы рационального природопользования и устойчивого развития; - минимизировать образование отходов в повседневной и профессиональной деятельности; - прогнозировать последствия загрязнения компонентов окружающей среды на уровне района проживания; - характеризовать среды жизни человека (социально-бытовая, трудовая, рекреационная); |
ОК07.Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Сформированность экологической культуры, понимание влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; Планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; Умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; Расширение опыта деятельности экологической направленности | - минимизировать образование отходов в повседневной и профессиональной деятельности; - прогнозировать последствия загрязнения компонентов окружающей среды на уровне района проживания; - характеризовать среды жизни человека (социально-бытовая, трудовая, рекреационная) |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль при наличии | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Основы общей экологии | | 6 | |
Тема 1.1 Взаимодействие организма и среды | | 2 | ОК. 02; ОК. 04 |
| |
1.Уровни биологической организации, изучаемые в экологии. Законы Коммонера и живые системы. Экологические факторы и их классификация. Экологические адаптации. Законы действия экологических факторов. | 1 |
2.Характеристика сред жизни. Основные приспособления организмов к определенным средам жизни. | 1 |
Тема 1.2. Биотические сообщества | Основное содержание | 2 | ОК. 01; ОК. 02 |
Теоретическое обучение: | |
1.Понятия популяция. Свойства и параметры популяции. Понятие о биоценозе. Структура биоценоза. Функциональные группы популяций. Понятие о законах Вольтера. Пищевые цепи и пищевая сеть. Экологические пирамиды. Понятие об экологической нише. | 1 |
Практические занятия: | |
1.Практическое занятие «Пищевые цепи» | 1 |
Тема 1.3.Экологические системы. | Основное содержание | 2 | ОК. 02 |
Теоретическое обучение: | |
1.Понятие экосистемы. Структура экосистемы. Экосистема и биогеоценоз. Перенос вещества и энергии в экосистеме. Классификация экосистем и их иерархический ряд. | 1 |
2. Экологические сукцессии, их закономерности и виды. Сельскохозяйственные экосистемы. Техно экосистемы. | 1 |
Раздел 2. Основы природопользования. | | 9 | |
Тема 2.1 Биосфера как материальная основа взаимоотношений общества и природы в истории цивилизации | Основное содержание | 2 | ОК. 02; ОК. 04 |
Теоретическое обучение: | |
1.Понятие биосфера и ее границы. Компоненты биосферы их краткая характеристика. Свойства живого существа Земли. Функции биосферы и их краткая характеристика. | 1 |
Практические занятия: | |
1.Практическое занятие «Доиндустриальная индустриальная, постиндустриальная эпохи» | 1 |
Тема 2.2 Трансформациябиосферы природопользованием | Основное содержание | 2 | ОК. 02; ОК. 04 |
Теоретическое обучение: | |
1.Круговорот веществ в природе. Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных элементов. Последствия нарушения биогеохимических циклов. Биосфера и человек. Ноосфера. Сохранение окружающей среды. | 1 |
Практические занятия: | |
1.Практическое занятие «Глобальные проблемы человечества» | 1 |
Тема 2.3 Природопользование и устойчивое развитие. | Основное содержание | 3 | ОК. 02; ОК. 04 |
Теоретическое обучение: | |
1.Понятие природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природопользования. Основные принципы природопользования. Традиционное и современное природопользование. | 1 |
2. Понятие устойчивое развитие. Концепция устойчивого развития: цель, основные положения, принципы. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Концепция устойчивого развития в России. | 1 |
Практические занятия: | |
1.Практическое занятие «Природные ресурсы своего региона» | 1 |
В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения. | |
1.Практическое занятие «Природные ресурсы своего региона» Углубленно рассматриваются ресурсы региона, связанные с определенной специальностью/ профессией. | 1 |
Суммирующее оценочное мероприятие по разделу: контрольная работа (теоретические аспекты экологии и природопользования) | 2 |
Раздел 3. Основы прикладной экологии. | | 14 | |
Тема 3.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. | Основное содержание | 2 | ОК. 02; ОК. 04 |
Теоретическое обучение: | |
1.Понятие антропогенного воздействия. Понятие загрязнение. Классификация загрязнений. Физические загрязнения. Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы. | 1 |
Практические занятия: | |
1.Практическое занятие «Промышленные предприятия как источник загрязнения». | 1 |
В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения. | |
| 1.Практическое занятие «Промышленные предприятия как источник загрязнения». Углубленно рассматриваются ресурсы региона, связанные с определенной специальностью/ профессией | 1 | |
Тема 3.2.Антропогенное воздействие на атмосферу. | Основное содержание | 2 | ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 |
Теоретическое обучение: | |
1.Загрязнение атмосферы. Озоновый слой земли. Экологические последствия загрязнения атмосферного воздуха. Смог. | 1 |
Лабораторные занятия: | |
1.Лабораторная работа «Оценка качества атмосферного воздуха». | 1 |
Тема 3.3. Антропогенное воздействие на гидросферу. | Основное содержание | 2 | ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 |
Теоретическое обучение: | |
1.Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений. Определение степени загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы. | 1 |
Лабораторные занятия: | |
1.Лабораторная работа «Оценка качества вод поверхностного водоема органолептическим свойствам воды» | |
Тема 3.4. Антропогенное воздействие на литосферу. | Основное содержание | 3 | ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 |
Теоретическое обучение: | |
1.Воздействие на почвы. Воздействия на недра. Воздействия на горные породы. | 1 |
Лабораторные занятия: | |
1.Лабораторная работа «Оценка качества почв методом фото тестирования». | 1 |
2. Лабораторная работа «Оценка качества почв методом фото тестирования». | 1 |
Тема 3.5.Загрязнения сред отходами производства и потребления. | Основное содержание | 4 | ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 |
Теоретическое обучение: | |
1.Понятие отходы. Источники образования отходов. Основные виды отходов, их краткая характеристика, принципы классификации и переработки. Экологическая опасность отходов. | 1 |
2.Методы утилизации и обезвреживания отходов. Краткая характеристика методов. Понятие о малоотходных и ресурсосберегающих технологиях. Принципы малоотходных технологий. | 1 |
Практические занятия: | |
1.Практическое занятие «Определение морфологического состава твердых коммунальных отходов на примере семьи» | 1 |
2.Практическое занятие «Отходы производства» | 1 |
В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения. | |
1.Практическое занятие «Отходы производства» на основе ФККО определять класс опасности отходов; агрегатное состояние и физическую форму отходов, образующихся на рабоче месте/ на этапах производства, связанных с определенной специальностью/ профессией. | 1 |
Суммирующее оценочное мероприятие по разделу: представление карты – схемы загрязненности района проживания. | 1 |
Раздел 4. Аспекты социальной экологии. | | 6 | |
Тема 4.1. Поведение человека в естественной и социальной среде | Основное содержание | | ОК.01 |
Теоретическое обучение: | |
1.Человек как биосоциальное существо. Потребности человека. Человек как система. Процессы управления в живых системах. Структура человеческой личности. | 1 |
Практические занятия: | |
1. .Практическое занятие «Расчет личного экологического следа» | 1 |
Тема 4.2. Экология жизненной среды. | Основное содержание | 2 | ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 |
Теоретическое обучение: | | |
1.Адаптация человека к окружающей среды. Адаптация и адаптивность человека. Здоровье человека как критерий адаптации. Влияние современной экологической обстановки на людей. | 1 |
Практические занятия: | 1 |
1. .Практическое занятие «Среды жизни человека» | |
В том числе профессионально – ориентированное содержание практического обучения. | |
| 1. .Практическое занятие «Среды жизни человека» Углубленно рассматриваются факторы трудового процесса, непосредственно связанные с определенной специальностью/ профессией | 1 | |
Тема 4.3. Элементы экологической этики | Основное содержание | 2 | ОК. 02; ОК.07 |
Практические занятия: | |
1.Практическое занятие «Вредные привычки и здоровье человека» | 1 |
2. Практическое занятие «Как уменьшить свой экологический след? (суммирующее оценочное мероприятие по разделу. | 1 |
| Промежуточная аттестация по дисциплине (Дифференцированный зачет) | 1 | |
Всего | | 36 | |
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
Миркин Б.М., Экология 10-11 кл, 2019г Валова В.Д. Экология. – М.: 2015
Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: 2011
Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: 2011
Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. – М.: 2012
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/ профессиональная компетенция | Раздел/тема | Тип оценочных мероприятий. |
| Раздел 1. Основы общей экологии | |
ОК. 02; ОК. 04 | Тема 1.1 Взаимодействие организма и среды | 1.Тест по экологическим факторам; 2.Создание ментальной карты по характеристике сред обитания и приспособлениям организмов к различным средам |
ОК. 01; ОК. 02 | Тема 1.2. Биотические сообщества | 1.Конспект на тему «Пищевые цепи»; 2.Тест по пищевым цепям, экологическим пирамидам; 3.Практическое занятие «Пищевые цепи»» 4. Тест по биотическим сообществам. |
ОК. 02 | Тема 1.3.Экологические системы | 1.Тест по передаче вещества и энергии в экосистемах; 2. Заполнение сравнительной таблицы естественные и искусственные экосистемы (сельскохозяйственные экосистемы и техно экосистемы) |
| Раздел 2. Основы природопользования. | Контрольная работа (теоретические аспекты экологии и природопользования) |
ОК. 02; ОК. 04 | Тема 2.1 Биосфера как материальная основа взаимоотношений общества и природы в истории цивилизации | 1.Тест о свойствах живого и функциях биосферы; 2.Опорный конспект по компонентам биосферы с их краткой характеристикой; 3.Создание ленты времени о взаимоотношениях человека и природы |
ОК. 02; ОК. 04 | Тема 2.2 Трансформациябиосферы природопользованием | 1.Составление схем по геохимическим циклам и их описание; 2.Создание ментальной карты по глобальным проблемам человечества |
ОК. 02; ОК. 04 | Тема 2.3 Природопользование и устойчивое развитие | 1.Доклады о природных ресурсах своего региона; 2.Составление сравнительной таблицы о рациональном и нерациональном природопользовании; 3. Составление сравнительной таблицы по сходствам и различиям между формами природопользования; 4.Тест по концепции устойчивого развития |
| Раздел 3. Основы прикладной экологии. | Составление карты загрязненности района проживания |
ОК. 02; ОК. 04 | Тема 3.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. | 1.Письменная работа по основным видам антропогенных воздействий; 2.Доклады обучающихся о промышленных предприятиях как источниках загрязнения компонентов природной среды, с учетом потенциального места работы студента; 3.Таблица по результатам доклада (заполняется по ходу докладов) |
ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 | Тема 3.2.Антропогенное воздействие на атмосферу. | 1.Тест по источникам и основным загрязнителям атмосферы; 2.Лабораторная работа «Оценка качества атмосферного воздуха» |
ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 | Тема 3.3. Антропогенное воздействие на гидросферу. | 1.Письменная работа по основным загрязнителям водоемов и их источникам; 2. Лабораторная работа «Оценка качества вод поверхностного водоема по органолептическим свойствам воды» |
ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 | Тема 3.4. Антропогенное воздействие на литосферу. | 1.Письменная работа по основным воздействиям на почвы; 2. Лабораторная работа «Оценка качества почв методом фито тестирования» |
ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 | Тема 3.5.Загрязнения сред отходами производства и потребления. | 1.Ментальная карта по основным источникам образования отходов; 2.Тест по влиянию отходов на окружающую среду; 3.Практическая работа «Определение морфологического состава твердых коммунальных отходов на примере семьи»; 4.Составление памяток на основе результатов практической работы: - по раздельному сбору ТКО; - по подготовке ТКО к сдаче в пункты приема; - по пунктам приема ТКО в районе проживания (при наличии пунктов); 5.Письменная работа по способам обезвреживания и утилизации отходов; 6.Практическая работа «Отходы производства» 7.Письменная работа по определению малоотходных и ресурсосберегающих технологий и их принципам. |
| Раздел 4. Аспекты социальной экологии. | Рекомендации по уменьшению личного экологического следа. |
ОК.01 | Тема 4.1. Поведение человека в естественной и социальной среде | 1.Тест о потребностях человека; 2.Расчет личного экологического следа. |
ОК. 02; ОК. 04; ОК.07 | Тема 4.2. Экология жизненной среды | 1.Ментальная карта по средам жизни |
ОК. 02; ОК.07 | Тема 4.3. Элементы экологической этики | 1.Доклады обучающихся о влиянии на здоровье псих активных веществ; 2.Доклады обучающихся об уменьшении экологического следа. |