Автономное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
____________/Г.Н.Шарапова/
«_____»_____________ 2021 г.
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЭ 01 Основы философии
для студентов очной формы обучения
Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Наименование профиля: технический
Сургут, 2021
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1568 от 09 декабря 2016 года и примерной основной образовательной программы по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, зарегистрированной в государственном реестре ПООП под номером: 23.02.07-180119. Реквизиты решения ФУМО о включении ПООП в реестр протокол № 18 от 15.01.2018 Дата включения ПООП в реестр 19.01.2018
Организация-разработчик: АУ «Сургутский политехнический колледж»
Разработчик: Л.В.Зуева, преподаватель
Рассмотрена на заседании профессионально-методического объединения «История, обществознание, экономика, право»,
протокол №___от «____»______________2021___г.
Согласовано
Руководитель ПМО «История, обществознание, экономика, право»
/_Т.В.Старцева______________/
(подпись) (Ф.И.О)
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01.ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является обязательной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. УГС 17 Транспорт.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина Основы философии входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ)
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 ПК 5.1 ПК 5.3 | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста, социокультурный контекст; Выстраивать общение на основе традиционных общечеловеческих ценностей в различных контекстах. | Основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; Основы философского учения о бытии; Сущность процесса познания; Основы научной, философской и религиозной картин мира; Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий по выбранному профилю профессиональной деятельности; Традиционные общечеловеческие ценности, как основа поведения в коллективе, команде. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 48 |
Самостоятельная работа | 4 |
Объем образовательной программы | 52 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 44 |
практические занятия (если предусмотрено) | 4 |
Самостоятельная работа | 4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Введение в философию. | | | 4 | |
Тема 1.1. Понятие «философия» и его значение | | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
1-2 | Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов мировоззрения. Философия и искусство. Философия и религия. философии: мировоззренческая, познавательная, ценностная, практическая и пр. Проблематика и специфика философии и её метода. Главные разделы философского знания. Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая стороны. Выделение главных направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса философии. Материализм и идеализм как главные направления философии, идеализм объективный и субъективный |
3-4 | Практическое занятие № 1.Анализ философских понятий. Составление кластера. «Философия как учение о разумной и правильной жизни, о целостности мира, об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства» . | 2 |
Раздел 2. Историческое развитие философии | | | 20 | |
Тема 2.1. Восточная философия. Проблема происхождения философии. | | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
5-6 | Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного сознания в возникновении философии. «От мифа к логосу» как путь формирования философии. |
Тема 2.2.Философия древней Индии. | | Содержание учебного материала | 2 |
7-8 | Философия древней Индии. Деление общества на варны, обязанности каждой варны. Миф о Пуруше. Веды как памятник предфилософии. Учение Упанишад о тождестве Атмана и брахмана (субъективного и объективного духа). Учение о переселении душ, его влияние на индийскую культуру. Понятие дхармы, сансары и кармы. Буддизм как наиболее значительное из учений настики. Жизнь Будды. Учение о срединном пути и четырёх благородных истинах. Принцип ахимсы. Нирвана как цель стремлений буддистов. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна. Нагарджуна – представитель буддистской мысли. |
Тема 2.3. Культурные и философские учения Древнего Китая Китая. | | Содержание учебного материала | 2 |
9-10 | Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецентризм. Роль Неба как верховного божества. Небо как источник порядка и ритуала. Представления о государстве как семье. Специфика религиозных воззрений в Китае. Представления о духах и культ предков. Развитие письменности в Китае. Мировоззренческое значение «Книги перемен». Учение об инь и ян и 5 стихиях. Лао-Цзы и учение даосизма. Чжуань-цзы. Дао как первоначало сущего и мировой закон. Даосский идеал личности, его отношения с обществом и природой. Конфуций и его учение. «И-цзинь». Идеал благородного мужа в учении Конфуция. Педагогические идеи Конфуция. Моизм. Философия легизма. ХаньФэй-цзы. Отличие легизма от конфуцианства в трактовке сущности человека и методов управления государством. |
Тема 2.4. Античная философия. | | Содержание учебного материала | 2 | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
11-12 | Периоды в развитии философии античности. Демифологизация античного мировоззрения. Поиски вещественных субстанций как путь поиска первоначала (архе). Милетская школа философии (Фалес, Анаксагор, Анаксимандр). Диалектика Гераклита. Учение Пифагора: поиски количественных, числовых закономерностей. Элейская школа философии. Учение Парменида о бытии и невозможности небытия. Апории Зенона как путь выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени. Демокрит и древние атомисты. Атомизм как попытка преодоления апорий Зенона. Сопоставление древнего и современного атомизма. Теория гомеомерий у Анаксагора. Сущность антропологического поворота в античной философии. Протагор – человек как мера вещей. Философия Платона. Природа идей. Понимание идеи как предела становления вещей и как порождающей модели класса вещей. Космология Платона. Социальная философия Платона, построение идеального государства. Философия Аристотеля. Материя и форма (гилеморфизм). Учение об обществе и этические представления Аристотеля. Философия эпохи Эллинизма, её специфика и отличие от классического этапа развития античной философии. Философская проблематика стоицизма, эпикуреизма, скептицизма и кинизма. Римская философия. Неоплатонизм. |
Тема 2.5. Средневековая философия. | | Содержание учебного материала | | |
13-14 | Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии. Теоцентризм, креационизм средневековой философии. Патристика и схоластика – основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия Августина. Учение о земном и божественном градах. Основная проблематика схоластической философии «Бритва Оккама» и роль этого принципа в изживании средневекового мировоззрения. | 2 | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
Тема 2.6. Философия XVIII века | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
15-16 | Основные идеи философии XVIII века, преемственность и новизна в сравнении с философией прошлого века. Эмпиризм и рационализм в философии XVIII века. И. Ньютон: создание теоретической механики. Субъективный идеализм Д. Беркли, агностицизм и скептицизм Д. Юма. Философия европейского Просвещения. Характерные черты философии эпохи Просвещения. Французское Просвещение 18 века. Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо и пр. | 2 |
Тема 2.7. Немецкая классическая философия | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
17-18 | Основные достижения немецкой классической философии. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма. Теория познания, агностицизм. Элементы материализма в философии Канта. Антиномии и их разрешение. Этика Канта: формулировка категорического императива. Философия Г.В.Ф. Гегеля: абсолютный объективный идеализм, природа идей. Взаимоотношения духа и природы. Достоинства и недостатки гегелевского идеализма и гегелевской диалектики. Противоречие между идеалистической системой и диалектическим методом. Материалистическое понимание природы и философская антропология Л. Фейербаха. | 2 |
19-20 | Практическое занятие № 2.«Основные понятия немецкой классической философии» (работа с философским словарем, учебником, составление кластера). | 2 |
21-22 | Основные черты современной западной философии. Неклассическая философия жизни как противовес классической рациональной философии. Философия А. Шопенгауэра. Философия воли к власти Ф. Ницше. Экзистенциализм. Истолкование проблемы существования человека. Религиозный и атеистический экзистенциализм. Основные идеи философии С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, А. Камю. Позитивизм: классический позитивизм ,неопозитивизм Школа психоанализа З. Фрейда и её влияние на философию и культуру. | 2 |
Тема 2.10. Русская философия. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
|
23-24 | Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты русской философии. Философская мысль средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его философские взгляды. Философия русского Просвещения. Философия А.Н. Радищева и декабристов. Западники и славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция культурно- исторических типов Н.Я. Данилевского. Философия революционного демократизма: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский. Философские взгляды либеральных и революционных народников. Религиозно – этические искания Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия В.С. Соловьёва: положительное всеединство, София. Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия С.Н. Булгакова. Диалектическая феноменология и символизм А.Ф. Лосева. Философия в СССР и современной России. | 2 |
| 25-26 | Самостоятельная работа 1.Анализ текстов русских философов. Ответы на вопросы. | 2 | |
| 27-28 | Контрольная работа № 2 «Историческое развитие философии№ | 2 | |
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания. | | | 22 | |
Тема 3.1. Онтология – философское учение о бытии. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06, ПК 5.1 ПК 5.3 |
29-30 | Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о бытии. Дуалистические и плюралистические концепции бытия. Специфика понимания бытия в различных направлениях философии. Бытие объективное и субъективное. Понятие материи. Материя как субстанция и как субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый атрибут материи, основные виды движения. Основные свойства материи. Пространство и время как атрибуты существования материи. Обзор основных теорий пространства и времени. Время физическое, психическое, биологическое и социальное. | 2 |
Тема 3.2. Диалектика – учение о развитии. Законы диалектики. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06, ПК 5.1 ПК 5.3 |
31 | Диалектика и метафизика как способы рассмотрения мира, подбора и использования фактов, их синтеза в целостные философские концепции. Диалектика как методология, теория и метод познания. Концепция развития в диалектической философии. Категории диалектики: качество, количество, мера, скачок и пр. Законы диалектики. Диалектика и общая теория мироздания. Диалектический характер природы, общества и мышления, его отражение в теории современной философии и науки. | 1 |
Тема 3.3. Гносеология – философское учение о познании. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06, |
32-33 | Понятие и необходимость теории познания (гносеологии) как составной части философии. Формирование основных проблем гносеологии. Различные решения и альтернативные гносеологические концепции. Агностицизм. Субъект и объект познания. Чувственное познание и его формы. Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение. Единство чувственного и рационального познания. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Фрейдизм о бессознательном. Понятие истины (объективная абсолютная и относительная истина). Место и роль практики в процессе познания, проблема критерия качества знаний. Учение о сознании в историко – философской мысли. Происхождение сознания и его сущность. Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность. Идеальность сознания и его структура. Общественная природа сознания. | 2 |
Тема 3.4. Философская антропология.Учение о человеке. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06, ПК 5.1 ПК 5.3 |
34-35 | Социальная философия как знание об обществе. Структура современного социально – философского знания. Социальное как объект философского познания. Происхождение общества. Сущность общества. Общество и его структура. Объективное и субъективное в обществе. Социальная трансформация. Материальное и духовное в применении к обществу. Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания. Основные философские концепции общества. Человек и общество. | 1 |
| 36 | Самостоятельная работа 2. Написание эссе на тему «Материальное и духовное начала человека». | - 1 | |
Тема 3.5. Философия общества. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
37-38 | Социальная философия как знание об обществе. Структура современного социально – философского знания. Социальное как объект философского познания. Происхождение общества. Сущность общества. Общество и его структура. Подсистемы общества. Объективное и субъективное в обществе. Социальная трансформация. Материальное и духовное в применении к обществу. Общественное бытие и общественное сознание. Формы общественного сознания. Основные философские концепции общества. Человек и общество. | 2 |
Тема 3.6. Философия истории. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06 |
39 | Сущность идеалистического и материалистического понимания истории. Вопрос о направленности и движущих силах исторического развития. Теологическая историософия (Августин), объективно-идеалистическая философия истории (Гегель). Философия марксизма и современность. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Вопрос о смысле и конце истории. | 1 |
Тема 3.7. Аксиология как учение о ценностях. | | Содержание учебного материала | | |
40-41 | Учение о ценностях в истории философской мысли. Понятие ценности, как философской категории. Ценность, ценностная ориентация, ценностная установка, оценка, оценочное отношение, оценочное суждение. Критерии оценки. Классификация ценностей и их основание. Высшие (абсолютные) и низшие (относительные) ценности. Зависимость ценностей от типа цивилизаций. Социализирующая роль ценностей. | 2 |
42 | Самостоятельная работа 3. Написание эссе на тему «Ценности моей жизни». | 1 |
Тема 3.8. Философская проблематика этики и эстетики. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06, ПК 5.1 ПК 5.3 |
43 | Предмет этики. Практический и императивный характер этики. Соотношение нравственности и морали. Нравственность и право. Добро и зло как главные категории этики. Основные этические доктрины: эвдемонизм, ригоризм, гедонизм, квиетизм, утилитаризм и пр. Проблема долга и нравственной обязанности. Справедливость как этическая категория. Практическое выражение этики в поведении современного человека. Предмет эстетики. Специфика эстетического восприятия мира. Связь эстетики с другими областями философии и с искусством. Философское понимание искусства и творчества. Эстетическое и практическое. Прекрасное и возвышенное как главные эстетические категории. Безобразное и низменное как эстетические антиценности. Трагическое и ужасное в искусстве и жизни. Сущность смешного и комического: основные теории. | 1 |
Тема 3.9. Философия и религия. | | Содержание учебного материала | | ОК.01- ОК.04, ОК.06, ПК 5.1 ПК 5.3 |
44-45 | Определение религии. Философия и религия: сходства и различия. Классификация философско-религиозных учений: теизм, деизм, пантеизм и пр. Виды религиозных воззрений: политеизм и монотеизм. Особенности религий откровения. Основные черты религиозного мировоззрения. Специфика религиозных ценностей. Понимание Бога в различных мировых религиях и философских системах. Атеизм и свободомыслие в философии. Проблема свободы совести, реализация этого принципа в современном мире. | 2 |
Тема 3.10. Философия науки и техники. | | Содержание учебного материала | | |
|
46 | Понятие науки. Основные черты научного знания, его отличие от вненаучного знания. Наука как вид деятельности человека. Структура и специфика научной деятельности. Отличие науки и паранауки. Социальные аспекты научной деятельности. Научные институты. Понятие техники, соотношение научной и технической деятельности. Требования к личности учёного и изобретателя. Этическая сторона научной и технической деятельности. Наука и техника в современном обществе. | 1 | ОК.01- ОК.04, ОК.06, ПК 5.1 ПК 5.3 |
Тема 3.11. Философия и глобальные проблемы современности | | Содержание учебного материала | 4 | |
47-48 49-50 | Понятие глобальных проблем. Критерии глобальных проблем. Классификация глобальных проблем. Проблемы в системе «Человек – природа»: Экологические глобальные проблемы. Внутрисоциальные глобальные проблемы: распространение оружия массового поражения, рост социального неравенства мировых регионов, международный терроризм, распространение наркомании и заболеваний. Пути и способы решения глобальных проблем, роль философии в этом. Глобальные проблемы и процесс глобализации. | ОК.01- ОК.04, ОК.06, ПК 5.1 ПК 5.3 |
Промежуточная аттестация | 51-52 | Дифференцированный зачет | 2 | |
| | Всего | 52 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет общеобразоватеьных и общепрофессиональных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации содержит печатные и электронные образовательные, информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Печатные издания
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н. М. Основы философии. Москва ИД «Форум – Инфра – М», 2021
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга вторая. Философия XV-XIX вв.[Электронный ресурс]: учебник для вузов/ А.Б. Баллаев [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Академический Проект, 2017.- 495 c.- [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36372.html.- ЭБС «IPRbooks»
2.Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "Основы философии" - [Электронный ресурс], режим доступа: www.alleg.ru/edu/philos1.htm
3.Университетская библиотека [Электронный ресурс],http://www.biblioclub.ru/img/nd/img/online.gif online
Электронно-библиотечная система [Электронный ресурс], режим доступа http://lanbook. сom
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знание: основных философских учений; главных философских терминов и понятий проблематики и предметного поля важнейших философских дисциплин, традиционных общечеловеческих ценностей и применение их в различных контекстах | Владеет знаниями материалов курса. демонстрирует знания основных философских учений; логично и ясно формулирует излагаемый материал; отвечает на все дополнительные вопросы преподавателя; на высоком уровне выполнены контрольные работы и рефераты самостоятельной работы | Тестирование Устный опрос Ответы на вопросы, Контрольная работа, сдача зачёта |
Умение: ориентироваться в истории развития философского знания; вырабатывать свою точку зрения и аргументированно дискутировать по важнейшим проблемам философии. применять полученные в курсе изучения философии знания в практической, в том числе и профессиональной, деятельности | ориентируется в истории развития философии. Характеризует взгляды того или иного философа; самостоятельно, логично и аргументированно учащийся выдвигает и защищает свою точку зрения по важнейшим проблемам философии в рефератах и дискуссиях; применяет свои знания по курсу «Основы философии» в повседневной и профессиональной деятельности; способен к диалектическому и логически непротиворечивому мышлению в своей специальности. | Выступления с рефератами, ответы на вопросы, участие в дискуссии |