ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 (с последующими изменениями и дополнениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373;
Образовательная программа НОО МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ»;
Учебный план МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ» на учебный год;
Федеральный перечень учебников на учебный год;
Положение о рабочей программе МБОУ «Нижнебургалтайская СОШ».
Цели:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
1.Планируемы результаты ( личностные, метапредметные, предметные)
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;
буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;
писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию
приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями
языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого
изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее
им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать
2. Содержание учебного курса
Наша речь (4 ч.)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (10 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(17 ч.)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (26 ч.)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук й, и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (23 ч.)
Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (38ч.)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (13 ч.)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
3. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Наша речь (4ч.) |
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 ч. | | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 ч. | | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | 1ч. | | |
4 | Проверка знаний «Виды речи» | 1 ч. | | |
Текст (5ч.) |
5 | Что такое текст? | 1ч. | | |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1ч. | | |
7 | Части текста | 1ч. | | |
8 | Диктант «Текст» | 1ч. | | |
9 | Работа над ошибками «Предложение» | 1 ч. | | |
Предложение (10 ч.) |
10 | Что такое предложение? | 1ч. | | |
11 | Как из слов составить предложение? | 1ч. | | |
12 | Контрольное списывание | 1 ч. | | |
13 | Что такое главные члены предложения? | 1ч. | | |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1ч | | |
15 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения | 1ч | | |
16 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1ч. | | |
17 | Связь слов в предложении. | 1ч. | | |
18 | Диктант по теме «Предложение» | 1ч. | | |
19 | Работа над ошибками | 1 ч. | | |
Слова, слова, слова…(17ч.) |
20 | Лексическое значение слова | 1 ч. | | |
21 | Однозначные и многозначные слова | 1ч. | | |
22 | Прямое и переносное значение многозначных слов. | 1ч. | | |
23 | Синонимы | 1 ч. | | |
24 | Антонимы | 1 ч | | |
25 | Контрольный диктант | 1 ч | | |
26 | Работа над ошибками | 1 ч | | |
27 | Родственные слова | 1ч. | | |
28 | Корень слова. | 1ч. | | |
29 | Однокоренные слова | 1 ч. | | |
30 | Слоги | 1ч. | | |
31 | Как определить ударный слог? | 1 ч | | |
32 | Перенос слов с одной строки на другую. | 1 ч | | |
33 | Обучающее сочинение | 1 ч | | |
34 | Проверочная работа по изученной теме | 1 ч. | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слова, слова, слова..» | 1ч. | | |
36 | Работа над ошибками | 1ч. | | |
| | | |
Звуки и буквы (26 ч.) |
37 | Различие звуков и букв | 1ч. | | |
38 | Значение алфавита | 1 ч. | | |
39 | Слова с заглавной буквы | 1ч. | | |
40 | Как определить гласные звуки | 1ч. | | |
41 | Контрольный диктант | 1 ч | | |
42 | Работа над ошибками | 1 ч | | |
43 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | |
| | |
44 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | | |
| | |
45 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | | |
46 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 ч. | | |
47 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 ч | | |
48 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | 1 ч. | | |
49 | Развитие речи | 1 ч. | | |
50 | Проверочный диктант по теме «Гласные звуки» | 1ч. | | |
51 | Работа над ошибками | 1ч. | | |
52 | Согласные звуки | 1ч. | | |
53 | Согласный звук [й'] и буква «и краткое» | 1 ч. | | |
54 | Слова с удвоенными согласными | 1ч. | | |
55 | Развитие речи | 1 ч | | |
56 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1ч. | | |
57 | Мягкость согласного звука на письме. | 1 ч. | | |
58 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими гласными. | 1 ч | | |
60 | Диктант по теме «Мягкий знак» | 1 ч | | |
| | |
61 | Работа над ошибками. «Шипящие звуки» | 1 ч | | |
62 | Наши проекты. Пишем письмо | 1 ч | | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (23 ч.) |
63 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 ч | | |
64 | Развитие речи. | 1 ч | | |
65 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 ч | | |
66 | Контрольный диктант | 1 ч | | |
67 | Закрепление знаний. Работа над ошибками | 1 ч | | |
68 | Наши проекты. Рифма | 1 ч | | |
69 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 ч | | |
70 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 ч | | |
71 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих. | 1 ч. | | |
72 | Проверка парных согласных в корне слова | 1 ч. | | |
73 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 1 ч. | | |
74 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 ч. | | |
75 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 ч. | | |
76 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 ч. | | |
77 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 ч. | | |
78 | Диктант | 1 ч | | |
79 | Работа над ошибками | 1 ч | | |
80 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1ч. | | |
81 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1ч. | | |
82 | Разделительный мягкий знак | 1 ч. | | |
83 | Контрольное списывание | 1 ч | | |
84 | Диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1ч. | | |
85 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. | 1ч. | | |
Части речи (38 ч.) |
86 | Части речи | 1 ч. | | |
87 | Части речи | 1 ч. | | |
88 | Имя существительное как часть речи | 1 ч. | | |
89 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 ч. | | |
90 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 ч. | | |
91 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 ч. | | |
92 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 ч. | | . |
93 | Заглавная буква в именах собственных, кличках животных | 1 ч. | | |
94 | Заглавная буква в географических названиях | 1 ч | | |
95 | Обучающее изложение | 1 ч | | |
96 | Обобщение знаний о написании с заглавной буквы | 1 ч | | |
97 | Диктант | 1 ч | | |
98 | Работа над ошибками | 1 ч | | |
99 | Число имён существительных | 1 ч. | | |
100 | Число имён существительных | 1 ч. | | |
101 | Обучающее изложение | 1 ч | | |
102 | Диктант «Имена существительные» | 1ч. | | |
103 | Работа над ошибками. Повторение по изученной теме. | 1 ч. | | |
104 | Что такое глагол? | 1ч. | | |
105 | Что такое глагол? | 1ч. | | |
106 | Число глагола | 1ч. | | |
107 | Правописание частицы не с глаголами | 1ч. | | |
108 | Обобщение знаний о глаголе | 1ч. | | |
109 | Что такое текст – повествование? | 1 ч | | |
110 | Что такое имя прилагательное? | 1 ч | | |
111 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 ч | | |
112 | Прилагательные близкие и противоположные по смыслу | 1 ч. | | |
113 | Единственное и множественное число имён прилагательных | 1 ч. | | |
114 | Что такое текст – описание? | 1 ч | | |
115 | Общее понятие о предлоге | 1 ч | | |
116 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 ч | | |
117 | Восстановление предложений | 1 ч | | |
118 | Диктант «Имя прилагательное» | 1 ч. | | |
119 | Работа над ошибками. Повторение изученного материала | 1ч. | | |
120 | Что такое местоимение? | 1 ч. | | |
121 | Что такое текст-рассуждение? | 1 ч | | |
122 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1ч. | | |
123 | Работа над ошибками. Повторение изученной темы | 1 ч. | | |
| | | | |
Повторение (13 ч.) |
124 | Повторение по теме «Текст» | 1ч. | | |
125 | Повторение по теме «Предложение» | 1 ч. | | |
126 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1ч. | | |
127 | Повторение по теме «Части речи» | 1ч. | | |
128 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 ч. | | |
129-130 | Повторение по теме «Правила правописания» | 2ч. | | |
131 | Контрольное списывание. | 1 ч. | | |
132 | Контрольная работа по итогам года | 1 ч. | | |
133 | Работа над ошибками | 1 ч. | | |
134-136 | Повторение изученного за год | 3 ч. | | |