МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Адыгея
МБОУ "СШ №1 им. Героя России В.Ч. Мезоха" а.Тахтамукай
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 29.08.2022г Руководитель МО __________Куйсокова С.И. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________Евтых З.А. от 30.08.2022 | УТВЕРЖДАЮ Ддиректор МБОУ «СШ №1 им.Героя России В.Ч.Мезоха» ____________Шантыз С.М. Приказ № _____ от 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 770565)
учебного предмета
«Родной (адыгейский) язык»
для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Тлеуж Сулима Султановна
а. Тахтамукай 2022
Рабочая программа «Родной (адыгейский) язык» (Адыгабзэ) предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке, для которых адыгейский язык является родным.
Рабочая программа основывается на идеологии личностно и социально ориентированного образования, системно-деятельностного и коммуникативного подходов.
Ценностные ориентиры рабочей программы:
- ценность родного языка в формировании национальной идентичности личности обучающихся, приобщении их к духовному богатству адыгейской культуры;
- ценность правильности устной и письменной родной речи как показатель общей культуры человека;
- эстетическая ценность родного (адыгейского) языка;
- ценность восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, языков, национальностей, религий;
- ценность владения двумя государственными языками Республики Адыгея для полноценного официального, делового и дружеского общения, взаимопонимания, продуктивного сотрудничества.
Цель реализации рабочей программы:
- обеспечение выполнения требований ФГОС НОО при изучении родного языка.
Задачи реализации рабочей программы:
- обеспечение мотивации обучения родному (адыгейскому) языку;
- достижение планируемых результатов обучения всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие устной и письменной родной речи обучающихся, готовности и способности к речевой деятельности на родном языке, потребности в речевом самосовершенствовании;
- формирование базы первоначальных лингвистических знаний, накопление практики использования грамматических форм адыгейского языка, обогащение актуального и потенциального словарного запаса;
- овладение нормами адыгейского речевого этикета, в том числе и в ситуации межнационального общения;
- формирование на материале учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» общей культуры, гражданских и патриотических качеств, основных умений учиться и способности к организации своей деятельности; развитие духовно-нравственной сферы личности младших школьников;
- включение обучающихся в процессы познания и пребразования социальной среды родного населённого пункта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» представляют собой систему личностно-ориентированных показателей достижения результатов, представляющих собой вербальную детализцию поставленных целей и задач обучения.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) и метапредметных результатов
Личностные УУД
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к изучению родного адыгейского языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;
- способность к самооценке речевого поведения, правильности речи и стремление к речевому совершенствованию;
- восприятие себя как представителя адыгского народа и одновременно гражданина России; сформированность патриотических ценностей;
- уважительное отношение к семейным ценностям и традициям, любовь к природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;
- желание и способность сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные ситуации.
Выпускник получит возможность для формирования:
- осознания родного языка неотъемлемой частью национальной культуры адыгского народа;
- внутренней позиции обучающегося как активной личности, способной и готовой внести всой вклад в сохранение и развитие родного языка.
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить и реализовывать в сотудничестве с учителем адекватные средства их осуществления;
- планировать, свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей учебной (в том числе речевой) деятельности, владеть процедурами её рефлексии, распознавать свои ошибки;
- понимать и учитывать замечания, оценку и предложения учителя, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в учебное действие, речевое поведение.
Выпускник получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- на основе самооценки своих желаний и реальных возможностей планировать степень своего участия во внеурочной деятельности, в разработке проектных заданий, в других коллективных делах, а также в деятельности, связанной с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;
- регулировать своё речевое поведение в соответствии с изученными нормами и этическими требованиями.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
- использовать родной язык с целью поиска различной информации;
- определять необходимость и осуществлять поиск дополнительной информации для выполнения учебных заданий в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» с использованием учебника, дополнительной учебной литературы и других источников, осуществлять запись полученной выборочной информации;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения стоящих задач;
- строить устное или письменное речевое высказывание, доступное для понимания слушателем;
- основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из читаемых текстов.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и целенаправленно строить свои сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
- адекватно и активно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, соответствующих возрасту ученика младших классов;
- строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы, вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столковения интересов.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и по возможности координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- обосновывать собственную позицию и координировать её с позициями других партнеров в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуниктивных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты.
В области аудирования и чтения
Выпускник научится:
- адекватно воспринимать на слух и воспроизводить все звуки адыгейского языка, правильно соотносить звук с буквой;
- осознанно читать монологический и диалогический текст, текст-описание, текст-рассуждение в среднем темпе с соблюдением правил произношения.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать небольшой текст бегло с подготовкой и без подготовки;
- слушать и понимать диалог своих сверстников.
В области говорения и письма
Выпускник научится:
- владеть монологическим и диалогическим формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами адыгейского языка, предусмотренными Программой; использовать разные типы в речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms‑сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
В области языковых средств и навыков пользования ими
Выпускник научится:
- различать на слух и произносить корректно все звуки, звукосочетания адыгейского языка; соблюдать правильное ударение в словах, соблюдать особенности интонации разных типов предложений по цели высказывания;
- узнавать все буквы адыгейского алфавита, называть и писать их правильно; знать последовательность букв в алфавите;
- находить по алфавиту значения незнакомых слов в словаре или для уточнения их правильного написания;
- писать под диктовку слова, словосочетания, разные формы письменных работ (диктантов);
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи, изученные в пределах тематики лексические единицы: слова, словосочетания и речевые клише;
- находить в тексте слово, предложение, подходящее к схеме;
- находить в предложениях, текстах синонимы и антонимы;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- распознавать грамматические признаки слов;
- различать предложение, словосочетание, слово;
- определять интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами;
- применять правила правописания в объеме Программы;
- уточнять написание слова по орфографическому словарю.
Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы адыгейского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
- разбирать по составу слова и оценивать правильность проведения разбора;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи), оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда, предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- проводить морфологический разбор самостоятельных частей речи (имён существительных, прилагательных, глаголов) по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, союзы и (ык1и), или (е-е), но (ау).
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
По линии «Развитие речи»
Выпускник научится:
- оценивать правильность и уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- работать с текстом (озаглавливание, план, выделение главной мысли);
- сочинять свои небольшие тексты: письма, поздравления, записки и другие для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку или теме;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- использовать разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты, в которых нарушен порядок предложений, имеются смысловые пропуски и нарушения нормы культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (телефон, sms-сообщения, электронная почта и др.).
планируемые предметные результаты к концу 1 года обучения
Раздел «Коммуникативная компетенция»: введение в предмет, развитие речи, виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.
Обучающийся научится:
называть адыгейский алфавит;
читать по слогам, затем целыми словами;
воспринимать содержание звучащей речи;
строить короткое монологическое высказывание;
правильно писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения.
Раздел «Лингвистическая компетенция»: фонетика, орфоэпия, графика, алфавит, лексика.
Обучающийся научится:
правильно читать и писать слова с простыми согласными: ж, к, х, а также со сложными согласными: жъ, жъу, къ, къу, хъ, хъу и т.д.;
правильно произносить ударные слоги;
правильно писать строчную и заглавную букву;
определять значение слова;
распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы: слово, словосочетание;
различать предложения по цели высказывания;
писать словарные диктанты, каллиграфические письма и т.д.;
развивать устную и письменную речь.
Раздел «Культуроведческая компетенция»: первоначальное представление об адыгейской культуре, развитие речевой культуры.
Обучающийся научится:
соблюдать нормы речевого этикета;
развивать устную и письменную речь.
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» определяется его целевой направленностью на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Содержание учебного предмета Адыгабзэ | Основные виды учебной деятельности |
Коммуникативная компетенция (формирование навыков речевого общения) |
Введение в предмет |
Язык как средство общения. Значение изучения родного (адыгейского) государственного языка в жизни человека. Необходимость владения русским языком как государственным языком Российской Федерации. | Понимает и раскрывает значения понятий «родной язык» и «государственный язык». Понимает значение языка в жизни людей, роль адыгейского и русского языков в жизни и общении. |
Развитие речи |
Язык и речь. Общение. Устная и письменная речь. Типы речи (описание, повествование, рассуждение). Адыгейский речевой этикет (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Виды речевой деятельности. Аудирование. Адекватное восприятие основного содержания звучащей речи, аудио-видеотекстов, включающих частично незнакомый языковой материал. | Анализирует речь людей (при анализе текстов). Наблюдает за особенностями собственной речи и оценивает её. Различает и осознанно использует устную и письменную речь, речь про себя. Соблюдает в речи правила адыгейского речевого этикета, оценивает свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Различает основные виды речевой деятельности и использует их на практике. Воспринимает на слух и понимает речь учителя, одноклассников; содержание аудио- и видеотекстов. Отвечает на вопросы, соблюдает культуру слушания. |
Говорение. Речь монологическая и диалогическая. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. | Отличает монологическую речь от диалогической. Использует в речи диалог и монолог. Участвует в учебном диалоге. Соблюдает интонацию. Наблюдает над этимологией слов диалог и монолог. Составляет по рисункам диалог и монолог. |
Чтение. Чтение вслух и про себя с пониманием основного содержания учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. | Читает тексты разных стилей и типов на адыгейском языке вслух и про себя. Владеет техникой чтения. Соблюдает нормы адыгейского произношения, ударения, интонации при чтении вслух текстов разных жанров Понимает смысл прочитанного сообщения на адыгейском языке (цель, тему, основную мысль, явную и скрытую информацию), формулирует выводы. Правильно воспроизводит прослушанный или прочитанный текст. Извлекает информацию из различных источников (книги, СМИ, Интернет). |
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). . | Различает написание букв, буквосочетаний, слогов, предложений. Развивает умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Выполняет письменные работы с учетом гигиенических требований. Развивает мелкую моторику пальцев и свободы движения руки. Выполняет различные виды списывания и письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами адыгейского языка. Составляет простой план прочитанного текста и излагает по нему письменно его содержание. Создает тексты описания, повествования. Составляет свои письменные тексты разных стилей и жанров (объявление, статья в стенгазету, письмо, поздравление). Использует письменную речь в ходе проектной и творческой деятельности. Пользуется словарями. |
Тематическое планирование
1 | Добукварный период ( 4 недели ) | 11 ч. |
2 | Букварный период (27 недель ) | 81 ч. |
3 | Послебукварный период ( 2 недели ) | 7 ч. |
| Итого ( 33 недели ) | 99 ч. |
Календарно- тематическое планирование по адыгейскому языку (33ч)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | Практические работы |
1 | Хьарыфхэм яэлементэхэр атхыныр. | 1 | | | | |
2 | Буквэхэу А,а,Э.э. ятхын. | 1 | | | | |
3 | Буквэхэу Ы,ы У,у ятхын. | 1 | | | | |
4 | Буквэхэу И,и, О,о ятхын. | 1 | | | | |
5 | Буквэхэу М,м, Р,р ятхын. | 1 | | | | |
6 | Буквэхэу С,с, Н,н ятхын. | 1 | | | | |
7 | Буквэхэу Ш, ш, Т,т ятхын. | 1 | | | | |
8 | Буквэхэу 1,1у, П,п. ятхын. | 1 | | | | |
9 | Буквэхэу К,к ятхын. Буквэхэу Къ,къ, Къу,къу ятхын. Къу, къо ятхын | 1 | | | | |
10 | Буквэхэу Д,д, х,х ятхын. | 1 | | | | |
11 | Буквэхэу З,з, Е,е ятхын. | 1 | | | | |
12 | Буквэхэу К1, к1, К1у, к1у ятхын. | 1 | | | | |
13 | Буквэхэу Б.б,Щ,щ ятхын | 1 | | | | |
14 | Буквэхэу Ж,ж, Дж,дж ятхын | 1 | | | | |
15 | Буквэхэу Г,г,Гу, гу ятхын. Буквэу Гъ,гъ, Гъу,гъу итхын. | 1 | | | | |
16 | Буквэхэу Ч,ч Хь,хь ятхын. | 1 | | | | |
17 | Буквэхэу Л,л,Хъ,хъ ятхын. | 1 | | | | |
18 | Буквэхэу Хъу,хъу, Лъ,лъ ятхын. | 1 | | | | |
19 | Буквэхэу Жь.жь.Ф,ф ятхын. | 1 | | | | |
20 | Буквэхэу Жъ,жъ, Жъу,жъу.Жъо,жъо | 1 | | | | |
21 | Буквэхэу Шъ.шъ Шъу,шъу,Л,л ятхын. | 1 | | | | |
22 | Буквэхэу Ш1,ш1, Ш1о, ш1о ятхын. | 1 | | | | |
23 | Буквэхэу Ц,ц,Цу,цу ятхын.Пычыгъохэу цу,цо ятхын. | 1 | | | | |
24 | Буквэхэу Ц1,ц1, Я.я ятхын. | 1 | | | | |
25 | Буквэхэу Чъ,чъ ,Ч1ч1 ятхын. | 1 | | | | |
26 | Буквэхэу В,в,Т1,т1 ятхын. | 1 | | | | |
27 | Буквэхэу Т1у, т1у,П1.п1 ятхын. | 1 | | | | |
28 | Буквэхэу П1у,п1у ятхын. | 1 | | | | |
29 | Макъэу ык1и буквэу Й.й. Пычыгъохэу л1а, л1э,л1ы ятхын. | 1 | | | | |
30 | Буквэу Дз.дз ятхын. Пычыгъохэу дза, дзэ,дзы ятхын. | 1 | | | | |
31 | Буквэу Дзу,дзу итхын. | | | | | |
32 | Буквэхэу Ю,ю,Е,е,Э,э итхын. | 1 | | | | |
33 | К1эджык1ыжьын. | 1 | | | | |
| | 1 | | | | |