СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Адыгея

МБОУ "СШ №1 им. Героя России В.Ч. Мезоха" а.Тахтамукай




РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №1 от 29.08.2022г

Руководитель МО

__________Куйсокова С.И.





СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

_____________Евтых З.А.

от 30.08.2022



УТВЕРЖДАЮ

Ддиректор МБОУ «СШ №1 им.Героя России В.Ч.Мезоха»

____________Шантыз С.М.

Приказ № _____ от 31.08.2022







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 770565)

учебного предмета

«Родной (адыгейский) язык»



для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год








Составитель: Тлеуж Сулима Султановна










а. Тахтамукай 2022






Рабочая программа «Родной (адыгейский) язык» (Адыгабзэ) предназначена для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций с обучением на русском языке, для которых адыгейский язык является родным.

Рабочая программа основывается на идеологии личностно и социально ориентированного образования, системно-деятельностного и коммуникативного подходов.

Ценностные ориентиры рабочей программы:

- ценность родного языка в формировании национальной идентичности личности обучающихся, приобщении их к духовному богатству адыгейской культуры;

- ценность правильности устной и письменной родной речи как показатель общей культуры человека;

- эстетическая ценность родного (адыгейского) языка;

- ценность восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, языков, национальностей, религий;

- ценность владения двумя государственными языками Республики Адыгея для полноценного официального, делового и дружеского общения, взаимопонимания, продуктивного сотрудничества.

Цель реализации рабочей программы:

- обеспечение выполнения требований ФГОС НОО при изучении родного языка.

Задачи реализации рабочей программы:

- обеспечение мотивации обучения родному (адыгейскому) языку;

- достижение планируемых результатов обучения всеми обучающимися, в том числе и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие устной и письменной родной речи обучающихся, готовности и способности к речевой деятельности на родном языке, потребности в речевом самосовершенствовании;

- формирование базы первоначальных лингвистических знаний, накопление практики использования грамматических форм адыгейского языка, обогащение актуального и потенциального словарного запаса;

- овладение нормами адыгейского речевого этикета, в том числе и в ситуации межнационального общения;

- формирование на материале учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» общей культуры, гражданских и патриотических качеств, основных умений учиться и способности к организации своей деятельности; развитие духовно-нравственной сферы личности младших школьников;

- включение обучающихся в процессы познания и пребразования социальной среды родного населённого пункта.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» представляют собой систему личностно-ориентированных показателей достижения результатов, представляющих собой вербальную детализцию поставленных целей и задач обучения.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) и метапредметных результатов

Личностные УУД

У выпускника будут сформированы:

- положительное отношение к изучению родного адыгейского языка;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;

- способность к самооценке речевого поведения, правильности речи и стремление к речевому совершенствованию;

- восприятие себя как представителя адыгского народа и одновременно гражданина России; сформированность патриотических ценностей;

- уважительное отношение к семейным ценностям и традициям, любовь к природе, родному краю; понимание важности здорового образа жизни;

- желание и способность сотрудничать со сверстниками и взрослыми, предотвращать конфликтные ситуации.

Выпускник получит возможность для формирования:

- осознания родного языка неотъемлемой частью национальной культуры адыгского народа;

- внутренней позиции обучающегося как активной личности, способной и готовой внести всой вклад в сохранение и развитие родного языка.

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить и реализовывать в сотудничестве с учителем адекватные средства их осуществления;

- планировать, свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей учебной (в том числе речевой) деятельности, владеть процедурами её рефлексии, распознавать свои ошибки;

- понимать и учитывать замечания, оценку и предложения учителя, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в учебное действие, речевое поведение.

Выпускник получит возможность научиться:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- на основе самооценки своих желаний и реальных возможностей планировать степень своего участия во внеурочной деятельности, в разработке проектных заданий, в других коллективных делах, а также в деятельности, связанной с бытовыми жизненными ситуациями: отправление письма, телеграммы, поздравление с праздником и др.;

- регулировать своё речевое поведение в соответствии с изученными нормами и этическими требованиями.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

- использовать родной язык с целью поиска различной информации;

- определять необходимость и осуществлять поиск дополнительной информации для выполнения учебных заданий в соответствии с содержанием учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» с использованием учебника, дополнительной учебной литературы и других источников, осуществлять запись полученной выборочной информации;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения стоящих задач;

- строить устное или письменное речевое высказывание, доступное для понимания слушателем;

- основам смыслового чтения, выделять существенную информацию из читаемых текстов.

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и целенаправленно строить свои сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

- адекватно и активно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, соответствующих возрасту ученика младших классов;

- строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы, вести диалог;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столковения интересов.

Выпускник получит возможность научиться:

- учитывать и по возможности координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- обосновывать собственную позицию и координировать её с позициями других партнеров в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуниктивных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты.

В области аудирования и чтения

Выпускник научится:

- адекватно воспринимать на слух и воспроизводить все звуки адыгейского языка, правильно соотносить звук с буквой;

- осознанно читать монологический и диалогический текст, текст-описание, текст-рассуждение в среднем темпе с соблюдением правил произношения.

Выпускник получит возможность научиться:

- читать небольшой текст бегло с подготовкой и без подготовки;

- слушать и понимать диалог своих сверстников.


В области говорения и письма

Выпускник научится:

- владеть монологическим и диалогическим формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами адыгейского языка, предусмотренными Программой; использовать разные типы в речи: описание, повествование, рассуждение;

- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms‑сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

В области языковых средств и навыков пользования ими

Выпускник научится:

- различать на слух и произносить корректно все звуки, звукосочетания адыгейского языка; соблюдать правильное ударение в словах, соблюдать особенности интонации разных типов предложений по цели высказывания;

- узнавать все буквы адыгейского алфавита, называть и писать их правильно; знать последовательность букв в алфавите;

- находить по алфавиту значения незнакомых слов в словаре или для уточнения их правильного написания;

- писать под диктовку слова, словосочетания, разные формы письменных работ (диктантов);

- распознавать и употреблять в устной и письменной речи, изученные в пределах тематики лексические единицы: слова, словосочетания и речевые клише;

- находить в тексте слово, предложение, подходящее к схеме;

- находить в предложениях, текстах синонимы и антонимы;

- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

- распознавать грамматические признаки слов;

- различать предложение, словосочетание, слово;

- определять интонацию предложения;

- находить главные и второстепенные члены предложения;

- выделять предложения с однородными членами;

- применять правила правописания в объеме Программы;

- уточнять написание слова по орфографическому словарю.

Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать нормы адыгейского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;

- разбирать по составу слова и оценивать правильность проведения разбора;

- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи), оценивать уместность использования слов в тексте;

- выбирать слова из ряда, предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

- проводить морфологический разбор самостоятельных частей речи (имён существительных, прилагательных, глаголов) по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, союзы и (ык1и), или (е-е), но (ау).

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

По линии «Развитие речи»

Выпускник научится:

- оценивать правильность и уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения;

- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

- работать с текстом (озаглавливание, план, выделение главной мысли);

- сочинять свои небольшие тексты: письма, поздравления, записки и другие для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать тексты по предложенному заголовку или теме;

- подробно или выборочно пересказывать текст;

- использовать разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;

- корректировать тексты, в которых нарушен порядок предложений, имеются смысловые пропуски и нарушения нормы культуры речи;

- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (телефон, sms-сообщения, электронная почта и др.).


планируемые предметные результаты к концу 1 года обучения

Раздел «Коммуникативная компетенция»: введение в предмет, развитие речи, виды речевой и читательской деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

Обучающийся научится:

  • называть адыгейский алфавит;

  • читать по слогам, затем целыми словами;

  • воспринимать содержание звучащей речи;

  • строить короткое монологическое высказывание;

  • правильно писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения.

Раздел «Лингвистическая компетенция»: фонетика, орфоэпия, графика, алфавит, лексика.

Обучающийся научится:

  • правильно читать и писать слова с простыми согласными: ж, к, х, а также со сложными согласными: жъ, жъу, къ, къу, хъ, хъу и т.д.;

  • правильно произносить ударные слоги;

  • правильно писать строчную и заглавную букву;

  • определять значение слова;

  • распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы: слово, словосочетание;

  • различать предложения по цели высказывания;

  • писать словарные диктанты, каллиграфические письма и т.д.;

  • развивать устную и письменную речь.

Раздел «Культуроведческая компетенция»: первоначальное представление об адыгейской культуре, развитие речевой культуры.

Обучающийся научится:

  • соблюдать нормы речевого этикета;

  • развивать устную и письменную речь.


Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «Родной (адыгейский) язык» определяется его целевой направленностью на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.


Содержание учебного предмета

Адыгабзэ

Основные виды учебной деятельности

Коммуникативная компетенция (формирование навыков речевого общения)

Введение в предмет

Язык как средство общения.

Значение изучения родного (адыгейского) государственного языка в жизни человека. Необходимость владения русским языком как государственным языком Российской Федерации.

Понимает и раскрывает значения понятий «родной язык» и «государственный язык».

Понимает значение языка в жизни людей, роль адыгейского и русского языков в жизни и общении.

Развитие речи

Язык и речь. Общение.

Устная и письменная речь.

Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Адыгейский речевой этикет (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).




Виды речевой деятельности.

Аудирование.

Адекватное восприятие основного содержания звучащей речи, аудио-видеотекстов, включающих частично незнакомый языковой материал.

Анализирует речь людей (при анализе текстов).

Наблюдает за особенностями

собственной речи и оценивает её.

Различает и осознанно использует устную и письменную речь, речь про себя.

Соблюдает в речи правила адыгейского речевого этикета, оценивает свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Различает основные виды речевой деятельности и использует их на практике.

Воспринимает на слух и понимает речь учителя, одноклассников; содержание аудио- и видеотекстов.

Отвечает на вопросы, соблюдает культуру слушания.

Говорение.

Речь монологическая и диалогическая.

Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Отличает монологическую речь от диалогической.

Использует в речи диалог и монолог.

Участвует в учебном диалоге.

Соблюдает интонацию.

Наблюдает над этимологией слов диалог и монолог.

Составляет по рисункам диалог и монолог.

Чтение.

Чтение вслух и про себя с пониманием основного содержания учебного текста.

Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.



Читает тексты разных стилей и типов на адыгейском языке вслух и про себя.

Владеет техникой чтения.

Соблюдает нормы адыгейского

произношения, ударения, интонации при чтении вслух текстов разных жанров

Понимает смысл прочитанного

сообщения на адыгейском

языке (цель, тему, основную мысль, явную и скрытую информацию),

формулирует выводы.

Правильно воспроизводит прослушанный или прочитанный текст.

Извлекает информацию из различных источников (книги, СМИ, Интернет).

Письмо.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.

Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).

Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

.

Различает написание букв, буквосочетаний, слогов, предложений.

Развивает умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Выполняет письменные работы с учетом гигиенических требований.

Развивает мелкую моторику пальцев и свободы движения руки.

Выполняет различные виды списывания и письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами адыгейского языка.


Составляет простой план прочитанного текста и излагает по нему письменно его содержание.

Создает тексты описания, повествования.

Составляет свои письменные тексты разных стилей и жанров (объявление, статья в стенгазету, письмо, поздравление).

Использует письменную речь в ходе проектной и творческой деятельности.

Пользуется словарями.


Тематическое планирование


1

Добукварный период ( 4 недели )

11 ч.

2

Букварный период (27 недель )

81 ч.

3

Послебукварный период ( 2 недели )

7 ч.


Итого ( 33 недели )

99 ч.





Календарно- тематическое планирование по адыгейскому языку (33ч)




урока

Тема урока

Количество часов



Дата изучения

Виды, формы контроля


всего

контрольные работы

Практические работы

1

Хьарыфхэм яэлементэхэр атхыныр.

1





2

Буквэхэу А,а,Э.э. ятхын.

1





3

Буквэхэу Ы,ы У,у ятхын.

1





4

Буквэхэу И,и, О,о ятхын.

1





5

Буквэхэу М,м, Р,р ятхын.

1





6

Буквэхэу С,с, Н,н ятхын.

1





7

Буквэхэу Ш, ш, Т,т ятхын.

1





8

Буквэхэу 1,1у, П,п. ятхын.

1





9

Буквэхэу К,к ятхын. Буквэхэу Къ,къ, Къу,къу ятхын. Къу, къо ятхын

1





10

Буквэхэу Д,д, х,х ятхын.

1





11

Буквэхэу З,з, Е,е ятхын.

1





12

Буквэхэу К1, к1, К1у, к1у ятхын.

1





13

Буквэхэу Б.б,Щ,щ ятхын

1





14

Буквэхэу Ж,ж, Дж,дж ятхын

1





15

Буквэхэу Г,г,Гу, гу ятхын. Буквэу Гъ,гъ, Гъу,гъу итхын.

1





16

Буквэхэу Ч,ч Хь,хь ятхын.

1





17

Буквэхэу Л,л,Хъ,хъ ятхын.

1





18

Буквэхэу Хъу,хъу, Лъ,лъ ятхын.

1





19

Буквэхэу Жь.жь.Ф,ф ятхын.

1





20

Буквэхэу Жъ,жъ, Жъу,жъу.Жъо,жъо

1





21

Буквэхэу Шъ.шъ Шъу,шъу,Л,л ятхын.

1





22

Буквэхэу Ш1,ш1, Ш1о, ш1о ятхын.

1





23

Буквэхэу Ц,ц,Цу,цу ятхын.Пычыгъохэу цу,цо ятхын.

1





24

Буквэхэу Ц1,ц1, Я.я ятхын.

1





25

Буквэхэу Чъ,чъ ,Ч1ч1 ятхын.

1





26

Буквэхэу В,в,Т1,т1 ятхын.

1





27

Буквэхэу Т1у, т1у,П1.п1 ятхын.

1





28

Буквэхэу П1у,п1у ятхын.

1





29

Макъэу ык1и буквэу Й.й. Пычыгъохэу л1а, л1э,л1ы ятхын.

1





30

Буквэу Дз.дз ятхын. Пычыгъохэу дза, дзэ,дзы ятхын.

1





31

Буквэу Дзу,дзу итхын.






32

Буквэхэу Ю,ю,Е,е,Э,э итхын.

1





33

К1эджык1ыжьын.

1







1