СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза

Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»»


9В класс

на 2022 – 2023 учебный год








Составитель:

Миценко Лидия Андреевна

учитель математики первой

квалификационной категории











город Черняховск

2022 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016),

- Требований Федерального Государственного образовательного стандарта и основного общего образования (далее ФГОС ООО),

- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937),

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный № 40154);

- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

- Плана внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2022 – 2023 учебный год.



Цель программы:

формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения; создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций; формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.


Задачи:

  • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

  • овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

  • воспитывать ответственность за экономические решения.


Программа составлена для обучающихся 9В класса в возрасте 15-16 лет.

Программа рассчитана на 34 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.


Срок реализации программы – один год.


Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

  • участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

  • формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. 6) понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.


Содержание внеурочной деятельности


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).

Тема 1. Происхождение денег. Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

Тема 2. Источники денежных средств семьи. Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

Тема 3. Контроль семейных расходов. Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

Тема 4. Построение семейного бюджета Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещѐ, чтобы научиться большему).


Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Правовая консультация «ОЖС: рождение ребѐнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Тема 8. Риски в мире денег. Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.


Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов).

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи. Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

Тема 10. Собственный бизнес. Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»

Тема 11. Валюта в современном мире. Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.


Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи. Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».


  1. Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).

1.

Происхождение денег. Дискуссия «Деньги: что это такое?»

1

1


2.

Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»

1


1

3.

Источники денежных средств семьи. Практическая работа «Какие бывают источники доходов?»

1


1

4.

Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»

1

1


5.

Контроль семейных расходов.

1

1


6.

Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»

1

1


7.

Построение семейного бюджета Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?»

1


1

8.

Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»

1


1

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).

9.

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

1

1


10.

Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?»

1

1


11.

Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»

1


1

12.

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

1

1


13.

Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?»

1


1

14.

Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещѐ, чтобы научиться большему).

1


1

Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).

15.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

1

1


16.

Правовая консультация «ОЖС: рождение ребѐнка, потеря кормильца».

1

1


17.

Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы».

1

1


18.

Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

1


1

19.

Риски в мире денег.

1

1


20.

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?»

1


1

21.

Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.

1


1

Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов).

22.

Банки и их роль в жизни семьи.

1

1


23.

Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?»

1


1

24.

Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»

1


1

25.

Собственный бизнес. Выступления учащихся «Что такое бизнес?»

1


1

26.

Мини-проект «Как создать свое дело?»

1


1

27.

Валюта в современном мире.

1

1


28.

Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?»

1

1


29.

Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.

1


1

Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

30.

Налоги и их роль в жизни семьи.

1

1


31.

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?»

1

1


32.

Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

1

1


33.

Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?»

1

1


34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1


1

Итого:

34 ч

18 ч

16 ч



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!