СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Литература" составлена с учетом приемстенности с Примерной программой для основной школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа Иннополис»



«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО



Зам. директора по УР

Директор

ГАОУ «Школа Иннополис»

_______/ Котникова К.В.

________/ Шаймухаметова Э.Р.


____________ /Шигапов А.Р.

Протокол №1 от


Приказ № ОД-53 от

«25» августа 2017 г.

«25» августа 2017 г.

«31» августа 2017 г.


 

 









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ГАОУ «Школа Иннополис»

по литературе в 9 классе

учителя Кокутиной Натальи Юрьевны







Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «25» августа 2017 г.



















2017 - 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. ФК ГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1089 от 5 марта 2004 года;

  3. Образовательная программа ГАОУ «Школа Иннополис»;

  4. Учебный план ГАОУ «Школа Иннополис»;

  5. Календарный учебный график ГАОУ «Школа Иннополис»;

  6. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. - М.:«Русское слово», 2009.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией С.А Зинина, В.А. Чалмаева.

Состав УМК:

  1. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 368 с.: – (Инновационная школа).

  2. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 432 с.: ил.– (Инновационная школа).


Данная программа рассчитана на 102 часа, 3 урока в неделю.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2017/2018  УЧЕБНЫЙ ГОД:


Школы

Учителя

«Формирование ключевых компетенций учащихся на основе использования современных образовательных технологий»

«Формирование читательского вкуса и восприятия художественного текста на основе использования современных образовательных технологий»


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель и задачи обучения литературе в 9 классе соответствуют требованиям к уровню подготовки обучающихся, сформулированным в п.5 рабочей программы.


Цель курса – изучение творчества поэтов и писателей, начиная с древнерусского периода до ХХ века с учетом особенностей историко-литературного процесса и углублением литературного анализа текста.

Изучение литературы в старшей школе направленно на достижение следующих задач:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление, классификация;

  • умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ:

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА


Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с Примерной программой для основной школы. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

−написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  2. Выразительное чтение.

  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  5. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  6. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  8. Написание изложений с элементами сочинения.

  9. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  10. Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  11. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  12. Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.


На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета − важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы в образовательных учреждениях на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Введение

1 час

У.Шекспир. Трагедия «Гамлет»

3 часа

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве»

6 часов

Литература XVIII века. Классицизм. Творчество М.В. Ломоносова (ода «На день восшествия …»). Творчество Г.Р.Державина (ода «Фелица»).

2 часа

Сентиментализм. А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

2 часа

Литературный процесс конца XVIII - начала XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой чет­верти XIX века. Творчество К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского

5 часов

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

6 часов

А.С. Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Цыганы». «Повести Белкина» (повесть «Выстрел»). «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери»). Роман в стихах «Евгений Онегин»

15 часов

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также три стихотворения по выбору. Роман «Герой нашего времени»

9 часов

Н.В. Гоголь. Повесть «Нос», поэма «Мертвые души»

9 часов

Литературный процесс середины и второй половины XIX века. Становление и развитие русского реализма. Творчество А.Н. Островского «Бешеные деньги»

4 часа

Литература русского романтизма второй половины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева. «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», а также три стихотворения по выбору.

Творчество А.А. Фета. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», а также три стихотворения по выбору.

2 часа

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Крестьянские дети», «Железная дорога», а также два стихотворения по выбору. Поэма «Коробейники»

3 часа

Л.Н. Толстой. Рассказ «Хаджи Мурат». Повесть-трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

4 часа

Ф.М. Достоевский. Повесть «Бедные люди»

4 часа

А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», а также 2 рассказа по выбору.

2 часа

Литературный процесс начала XX века. Творчество А.М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль». Творчество И.А. Бунина. Рассказ «Темные аллеи». Творчество И.А. Куприна. Повесть «Поединок»

4 часа

Поэзия серебряного века и ее представители: А.А. Блок, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак

6 часов

Литература первой половины XX века. Творчество М.А. Булгакова. Повесть «Собачье сердце»

4 часа

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

4 часа

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (три главы по выбору).

2 часа

Литература второй половины XX века. Творчество А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор»

3 часа

Ф.А. Абрамов. Рассказ «Трава-мурава»

1 час

Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля»

1 час

Поэзия второй половины XX века. Творчество Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого. Стихотворения

2 часа

Итоговая контрольная работа

1 час

Итого

102 часа




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Обучающиеся должны владеть основными теоретико-литературными понятиями:

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Содержание и форма.

− Художественный вымысел, фантастика.

− Историко-литературный процесс. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей древнерусского периода, XVIII, XIX и XX веков.

− Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

− Форма и содержание литературного произведения: авторская позиция, тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Деталь. Символ.

− Психологизм. Народность. Историзм.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


По окончании 9 класса учащиеся должны: знать / понимать

  1. образную природу словесного искусства;

  2. содержание изученных литературных произведений;

  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков древнерусского периода, XVIII, XIX и XX веков;

  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска нужной информации в справочных материалах;

  • развёрнутого ответа на литературный вопрос, составление плана сочинения, написания изложений с элементами сочинения, сочинений по литературным произведениям;

  • ведения аргументированной полемики;

  • определения круга чтения и оценки литературных произведений;

  • самостоятельной подготовки к государственной итоговой аттестации (ОГЭ).


  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    1. Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru).

  2. Древнерусская литература (http://old-russian.chat.ru).

  3. Классика.Ru - электронная библиотека классической русской литературы (http://www.klassika.ru).

  4. Мастерская «В помощь учителю. Литература» (http://center.fio.ru).

  5. Мир слова русского (http://www.rusword.com.ua).

  6. Национальный корпус русского языка (http://ruscorpora.ru).

  7. Пословицы и поговорки (http://www.pogovorka.com).

  8. Русская поэзия 60-х годов (http://www.ruthenia.ru).

  9. Русский фольклор (http://www.rusfolk.chat.ru).

  10. Словарь литературоведческих терминов (http://slovar.by.ru/dict.htm).

  11. Электронная версия журнала «Вопросы литературы» (http://www.rol.ru).

  12. Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября») (http://www.1september.ru).

2. Учебно-методическое обеспечение:

  1. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 368 с.: – (Инновационная школа).

  2. Литература: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 432 с.: ил.– (Инновационная школа).


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Факт


1

Введение. Эпоха Возрождения

1




2

У.Шекспир. Трагедия «Гамлет»: жанровые особенности пьесы

1




3

Основные образы трагедии. Роль монологов в пьесе.

1




4

Контрольная работа по творчеству У.Шекспира: тема «Умей прощать, и мощь твоя умножится» (Публий).

1




5

Из древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве...» как пример памятника светской литературы

1




6

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве...»

1




7

Основные образы в «Слове...». Авторская идея произведения

1




8

Основная проблематика «Слова…». «Слово..» в музыке и живописи

1




9

Р/р Обучение сочинению-рассуждению.

1




10

Литература XVIII века. Эпоха классицизма

1




11

М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин. Дебаты – кто лучший поэт од?

1




12

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

1




13

Литература рубежа веков - конец 18 - первая половина 19 века

1




14

Становление и развитие романтизма в первой четверти XIX века

1




15

Поэты-романтики пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынсий

1




16

Жуковский - учитель Пушкина. Анализ стихотворения Жуковского «Море»

1




17

Р/р Анализ стихотворения романтика Е.А. Баратынского

1




18

А.С. Грибоедов и его бессмертная комедия «Горе от ума»

1




19

Жанровая специфика пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1




20

Александр Андреевич Чацкий - первый в литературе «лишний» герой

1




21

Основные темы и проблемы в комедии Грибоедова «Горе от ума»

1




22

«Свой» театр на уроке литературы (разыгрывание сцен из комедии «Горе от ума»)

1




23

Викторина «Ты мне, я тебе» (по страницам комедии «Горе от ума»)

1




24

А.С. Пушкин - наше всё! Биографические сведения, основные темы творчества поэта

1




25

Тема любви в лирике А.С. Пушкина

1




26

Тема свободы и дружбы в лирике А.С. Пушкина

1




27

Тема назначения поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

1




28

Р/р Обучение анализу лирического текста. Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка

1




29

Романтические поэмы Пушкина

1




30

«Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия

1




31

Нравственно-философское звучание «Маленьких трагедий Пушкина

1




32

«Повести Белкина» - опыт циклизации повестей, признаки разных жанров

1




33

История создания романа «Евгений Онегин», Проблематика, выдвинутая эпохой. Художественные особенности произведения

1




34

«Но был ли счастлив мой Евгений?» Онегин в Петербурге

1




35

Нравоучение или исповедь? Онегин и Татьяна

1




36

«И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир!»

Онегин и Ленский

1





37

Образ автора на страницах романа. Система образов. Реализм романа

1




38

Р/р Сочинение по творчеству Пушкина

1




39

Пролог к жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. «Нет, он не Пушкин, он другой…»

1






40

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Тема России. Характер лирического героя поэзии Лермонтова

1




41

Особенности любовной лирики Лермонтова

1




42

Классное сочинение обучающего характера. Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений Лермонтова

1




43

«Герой нашего времени». История создания, композиция романа

1




44

Обучение анализу эпизода по главе «Тамань»

1




45

Печорин как представитель «лишних» людей

1




46

«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Главы «Княжна Мери», «Фаталист»

1




47

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

1




48

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. По страницам изученных произведений

1




49

Анализ фильма о Гоголе

1




50

«Петербургские повести»: «Нос»

1




51

Тема «маленького» человека – открытие Гоголя

1




52

Поэма «Мёртвые души». Жанр, композиция, приёмы типизации

1




53

Галерея помещиков в поэме. Образ главного героя

1




54

Образ Чичикова: разумное и демоническое начала.

1




55

Основные проблемы поэмы. Роль вставного эпизода в поэме

1




56

Р/р Образ России в поэме «Мертвые души»

1




57

Литературный процесс середины и второй половины XIX века. Становление и развитие русского реализма.

1




58

Драмы русской жизни Островского

1




59

Жанровая специфика пьес Островского «Бешеные деньги»

1




60

Женские образы в пьесе Островского «Бешеные деньги»

1




61

Философская лирика Ф.И. Тютчева

1




62

Эмоциональное богатство поэзии А.А. Фета

1




61

«Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов

1




62

Гражданская лирика Некрасова

1




63

Любовная лирика Некрасова

1




64

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество

1




65

Автобиографическая повесть-трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»

1




66

Особенности повествования Л.Н. Толстого. Приёмы психологического анализа. Анализ главы «Я проваливаюсь»

1




67

Сочинение по трилогии Толстого

1




68

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Повесть «Бедные люди», её место в творчестве писателя

1




69

Тема одиночества. Образ Петербурга

1




70

Основные проблемы и мотивы повести «Бедные люди»

1




71

«Униженные и оскорбленные» герои Достоевского

1




72

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Маленькие» рассказы («Хамелеон» и другие)

1




73

Рассказ «Смерть чиновника»

1




74

Литературный процесс начала XX века.

1





75

Творчество А.М. Горького. Рассказ «Старуха Изергиль»

1




76

Творчество И.А. Бунина. Рассказ «Темные аллеи»

1




77

Творчество А.И. Куприна. Повесть «Поединок»

1




78

Сочинение. Тема выбора в прозе начала XX века

1




79

Поэзия серебряного века и ее представители. Символизм. А.А. Блок. «В поэтической мастерской поэта»

1




80

«Крестьянская поэзия». С.А. Есенин. Слово о писателе. Тема Родины в лирике поэта

1




81

Футуризм. В.В. Маяковский. Новаторство поэта


1




83

Акмеизм. Творчество Н.С. Гумилева. Творчество А.А. Ахматовой


1




84

Поэт вне течений – Б.Л. Пастернак

1




85

Р/р Анализ стихотворений поэтов XX века

1




86

М.А. Булгаков. Жизнь и судьба


1




87

Новая социальная обстановка и новая психология в повести «Собачье сердце»

1




88

Антиподы – проф. Преображенский и Шариков

1




89

Проблематика творчества М.Булгакова

1




90

М.А. Шолохов. Биография и творчество


1




91

Тема судьбы человека, искалеченного войной (по рассказу «Судьба человека»)

1




92

Проблема нравственного выбора в рассказе «Судьба человека»

1




93

Творческая работа по рассказу «Судьба человека»

1




94

А.И. Солженицын. Биография и творчество.

1




95

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор»

1




96

Образ повествователя в рассказе «Матрёнин двор»

1




97

Ф.А. Абрамов. Рассказ «Трава-мурава»

1




98

Ч.Т. Айтматов. Повесть «Джамиля»

1




99

Поэзия второй половины XX века. Значение музыки в творчестве поэтов

1




100

Творчество Б.Ш. Окуджавы

1




101

В.С. Высоцкий. Стихи навзрыд

1




102

Итоговая контрольная работа

1






8. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

    1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1) знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
2) умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
3) понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
4) знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
5) умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
6) уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)


1. Ученик показывает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого

произведения;

2. умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль

художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения

3. умеет привлекать текст произведения для аргументации своих выводов, раскрывать

связь произведения с эпохой;

4. умеет пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками

разбора при анализе художественного произведения,

5. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм

литературного языка.

6. свободно владеет монологической литературной речью.

Ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5".

Допускается 1-2 ошибки, которые ученик сам же исправляет, и 1-2 недочёта в

последовательности и языковом оформлении излагаемого материала.

1. умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль

художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания

произведения;

2. умеет пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и

навыками при анализе художественного произведения;

3. умеет привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

4. хорошо владеет монологической литературной речью.

Допускается 1-2 неточности в ответе.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и

языке ответа,

1. излагает материал неполно и допускает неточности,

2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои

суждения;

3. показывает ограниченные навыки разбора и недостаточное умение привлекать

текст произведения для подтверждения своих выводов;

4. недостаточно свободное владение монологической речью.

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела

изучаемого материала

Ученик не знает:

1. существенные вопросы содержания произведения

2. элементарные теоретико-литературные понятия;

3. роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

содержания произведения.

4. Слабо владеет монологической литературной речью.

5. Несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.


    1. Оценка сочинений

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1) соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2) полнота раскрытия темы;
3) правильность фактического материала;
4) последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1) разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2) стилевое единство и выразительность речи;
3) число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)


1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.



1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

    1. Оценка тестовых работ

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)


90 – 100 %

78 – 89 %

60 – 77 %

менее 59 %




16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!