№ | Тема раздела/урока | Основные понятия (содержание урока) | Кол-во часов | Дата проведения | Результаты обучения УУД | Характеристика деятельности ученика |
Кален. | Фактич. |
Введение ( 8 часов) | |
1 | Биология — наука о живой природе. | Что изучает биология, значение биологии, биологические дисциплины. | 1 | 05.09 | | Р; постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную П; умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Осуществляют поиск нужной информации, выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы, воспринимают информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
2 | Значение биологии в жизни человека. Роль биологии в практической деятельности людей | Биологические знания в жизни человека. | 1 | 08.09 | | К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами Л: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества Работают с различными источниками информации и преобразовывают ее из одной формы в другую. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. |
3 | Методы исследования в биологии. Наблюдение, измерение. Эксперимент. | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Приборы и оборудование | 1 | 12.09 | | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем П; практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформление их результатов К; читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации Л: формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности | Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии |
4 | Экскурсия №1 « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» | Наблюдение осенних явлений в природе и в жизни растений. | 1 | 15.09 | | К: оформление отчета, читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации. П; практическое ознакомление с методами многообразия живых организмов. | Определяют понятие «экскурсия» |
5 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живых организмов. | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание | 1 | 19.09 | | Р; постановка новых целей П; навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника К; умения участвовать в диалоге Л: знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Составляют план параграфа |
6 | Приспособления организмов к жизни в водной среде, почвенной среде. | Водная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | 1 | 22.09 | | Р; умение аргументированного отвечать на вопрос П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу |
7 | Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. | Наземно-воздушная среда | 1 | 26.09 | | Р; умение аргументированного отвечать на вопрос П; формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания К; Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | Определяют понятия «наземно-воздушная среда». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Осуществляют поиск нужной информации, выделяют главное в тексте, структурируют учебный материал, грамотно формулируют вопросы |
8 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Экологические факторы: абиотические, биотические,. Влияние экологических факторов на живые организмы | 1 | 29.09 | | Р; умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах П; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К; умение участвовать в диалоге Л: формируются элементы экологической культуры | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. |
Глава 1. Клеточное строение организмов ( 15 часов) |
9. | Устройство увеличительных приборов. Лупа Лабораторная работа №1 Рассматривание строения растения с помощью лупы | Увеличительные приборы (лупы, микроскоп). Правила работы с микроскопом. | 1 | 03.10 | | Р; умение контролировать время П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты К; планирование и регуляция своей деятельности Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | Работают с лупой, изучают части лупы. Отрабатывают правила работы . |
10 | Правила работы с увеличительными приборами. | Устройство микроскопа, правила работы с ними. | 1 | 06.10 | | Р; умение контролировать время П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты К; планирование и регуляция своей деятельности Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований | Изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом |
11. | Микроскоп. Основные части микроскопа. Виды. | Устройство микроскопа, основные части. Виды микроскопа. | 1 | 10.10 | | Р; умение контролировать время П; развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты | Определяют понятия «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». |
12. | Клетка – основа строения организмов. Ядро, Цитоплазма, клеточная мембрана. Лабораторная работа №2 Строение клеток кожицы чешуи лука | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма. | 1 | 13.10 | | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя П; развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструкции и оформления ее результатов. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | Определяют понятия Ядро, Цитоплазма, клеточная Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
13 | Строение растительной клетки. Вакуоль, пластиды, поры. | Вакуоль – клеточный сок, пластиды в клетках. | 1. | 17.10 | | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется познавательный мотив | Определяют понятия Вакуоль, пластиды, поры. Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
14. | Пластиды Лабораторная работа №3 Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты | 1. | 20.10 | | Р; работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя П; имеют понятия о пластидах и хлоропластах. К; доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | Определяют понятия Пластиды. Хлоропласты Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
15 | Химический состав клетки: неорганические вещества | Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. | 1 | 24.10 | | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. |
16. | Химический состав клетки: органические вещества. | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | 27.10 | | Р; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П; развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | Объясняют роль органических веществ, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки |
17. | Состав семян. | Обнаружение неорганических веществ в клетках растений. Обнаружение органических веществ в клетках растений | 1 | 10.11 | | П; развивается умение обнаруживать органические и неорганические вещества в составе растения. К; умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | Выявляют содержание органических и неорганических веществ составе семени. |
18 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа №4 Рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1 | 06.11 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. |
19 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Рост и развитие клеток | 1 | 06.11 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: :развиваются навыки проведения простейших биологических экспериментов, умения объяснять их результаты К: умение формулировать выводы Л: формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты |
20 | Деление клетки. | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. | 1 | 14.11 | | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов | Определяют понятия «генетический аппарат», « Ядро», «Хромосомы». |
21 | Ткани растений. | Виды ткани. | 1 | 14.11 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. |
22 | Понятие «ткань» Лабораторная работа №5 Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Виды ткани. Образовательная. Основные. Проводящие. Механические. Покровные. | 1 | 17.11 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника К: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
23 | Обобщающий урок по теме: Клеточное строение организмов. | - | 1 | 21.11 | | Р : умение контролировать время П: развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания. К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. |
Глава 2 Царство Бактерии.( 6 часов) |
24 | Бактерии. Строение клетки. | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. | 1 | 24.11 | | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | Выделяют существенные признаки бактерий |
25 | Жизнедеятельность бактерий. | Бактерии, особенности жизнедеятельности. Питание, дыхание, размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | 1 | 28.11 | | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Выделяют особенности питания, дыхания и размножения бактерий. Объясняют приспособления бактерий к среде обитания. |
26 | Роль бактерий в природе. | | 1 | 30.11 | | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз». Работают в группах, обмениваются информацией с одноклассниками, высказывают и аргументируют свою точку зрения. |
27 | Роль бактерий в жизни человека | Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | 1 | 05.12 | | П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | Объясняют роль бактерий в жизни человека. Применяют полученные на уроке знания на практике. Оценивают результаты своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. |
28 | Бактерии- возбудители заболеваний. | Заболевания вызываемые бактериями. | 1 | 08.12 | | П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | Определяют понятия «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. |
30 | Обобщающий урок по теме: Царство Бактерии. | | 1 | 12.12 | | П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями К:доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. |
Глава 3 Царство грибы. ( 8 часов) |
31 | Общая характеристика грибов. | Питание грибов. Строение грибов. Размножение грибов. | 1 | 15.12 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Определяют понятия «грибница», «мицелий». |
32 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. | Многообразие грибов. | 1 | 19.12 | | П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов | Определяют понятия «гетеротрофы», «симбиоз». |
33 | Грибы съедобные и ядовитые. | Строение шляпочного гриба. Образование спор. | 1 | 22.12 | | П: развиваются умения самостоятельно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофильма. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Определяют понятия «съедобные грибы», «ядовитые грибы». Отрабатывают правила оказания первой помощи при отравлении грибами |
34 | Плесневые грибы. Лабораторная работа №6 Особенности строения мукора и дрожжей | Выращивание грибов. Гриб мукор. Гриб пеницилл. | 1 | 26.12 | | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П; развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением |
35 | Дрожжи | Размножение дрожжей. Строение дрожжей. | 1 | 29.12. | | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П; развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы, анализировать результаты, делать выводы. | Определяют понятия «дрожжи». |
36 | Роль грибов в природе и жизни человека | Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | 16.01 | | К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Отрабатывают правила оказания первой помощи при отравлении грибами. Применяют полученные на уроке знания на практике. Оценивают результаты своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. |
37 | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | 1 | 19.01 | | Р:обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека |
38 | Обобщающий урок по теме : Царство Грибов. | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с учебником. | 1 | 23.01 | | Р: умение контролировать время П: развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. |
Глава 4 Царство Растения. (30 часов) |
39 | Ботаника — наука о растениях. Разнообразие, распространение, значение растений. | Где встречаются растения, значение растений в природе, в жизни человека | 1 | 26.01 | | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. |
40 | Из истории использования и изучения растений. | Древнегреческий ученый Теофраст | 1 | 30.01 | | П: развиваются умения выделять этапы развития растений, различать и сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения. Л: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | Выявляют историю развития растения в разных странах. |
41 | Внешнее строение растений. | Одноклеточные, многоклеточные растения, орган, побег, корень. | 1 | 02.02 | | Р: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | Определяют понятия орган, корень, побег. |
42 | Водоросли - низшие растения. | Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания одноклеточных зеленых водорослей. | 1 | 02.02 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с различными источниками информации и преобразовывают ее из одной формы в другую. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. |
43 | Многоклеточные зеленые водоросли. | Одноклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, водорослей. | 1 | 06.02 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Определяют понятия «слоевище», «таллом». |
44 | Многообразие водорослей. Красные и бурые водоросли. | Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания красных и бурых водорослей | 1 | 08.02 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять многообразие водорослей . К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Определяют понятия «слоевище», «таллом». Характеризуют среду обитания водорослей. Выделяют приспособления к среде обитания. Работают с различными источниками информации и преобразовывают ее из одной формы в другую. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. |
45 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | 1 | 13.02 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять роль водорослей в природе и жизни человека. К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей Применяют полученные на уроке знания на практике. Оценивают результаты своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. |
46 | Лишайники. Строение и жизнедеятельность. | Строение, питание и размножение лишайников. | 1 | 16.02 | | Р: умение аргументировано отвечать на вопросы П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь Л: формируется экологическая культура на основании изучения | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе |
47 | Лишайники. Многообразие и значение. | Многообразие и распространение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | 1 | 21.02 | | П: развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы К: доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь Л: формируется экологическая культура на основании изучения | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе |
48 | Мхи. Отличительные особенности. | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности. | 1 | 27.02 | | Р работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
49 | Мхи сфагнум. Многообразие и значение. | Высшие споровые растения | 1 | 02.03 | | П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге | Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Выделяют значение и многообразие мхов. |
50 | Хвощи, плауны. Отличительные особенности. | Хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания. | 1 | 06.03 | | П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям К: умение участвовать в диалоге Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | Изучают особенности строения и среды обитания хвощей и плаунов. |
51 | Папоротники. Отличительные особенности. Значение плаунов, хвощей, папоротников. | Папоротники, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания | 1 | 09.03 | | Р работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений. К: умение участвовать в диалоге Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | Изучают особенности строения и среды обитания папоротников. Определяют понятия: вайями, корневища, спорангии. |
52 | Голосеменные растения Лабораторная работа №7 Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов | Голосеменные растения, особенности строения. | 1 | 13.03 | | Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
53 | Многообразие голосеменных растений. | Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. | 1 | 16.03 | | Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
54 | Размножение голосеменных растений. | Размножение голосеменных | 1 | 20.03 | | Р: формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями К: умение подбирать аргументы, делать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении, выделяют особенности в размножении. | Объясняют преимущества семян перед спорами. |
55 | Покрытосеменные растения. Отличительные особенности. Лабораторная работа 8 Строение цветкового растения | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | 1 | 23.03 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
56 | Многообразие, значение в природе и жизни человека. | Кустарники, травы, однолетние, многолетние, двулетние растения. | 1 | 03.04 | | П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека. |
57 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | Черенками, ползучими побегами. | 1 | 06.04 | | П: развивается умение выделять существенные признаки вегетативного размножения растений.. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Определяют понятия: черенок, стеблевые черенки, корневые черенки, корневые отрыски. |
58 | Систематика растений. | Систематика растений, единицы систематики. | 1 | 10.04 | | П: развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. Л: формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений | Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием |
59 | Основы систематики растений. | Что такое вид. Сорт. | 1 | 13.04 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение составлять систематику растений. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Выявляют систематические группы растений. |
60 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные( Капустные) | Растения семейства крестоцветных. | 1 | 17.04 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение описывать классы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Сравнивают представителей класса Двудольные. |
61 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные. | Растения семейства лилейных. | 1 | 20.04 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение описывать классы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Сравнивают представителей класса Однодольные. |
62 | Культурные растения. | Разновидности культурных растений. | 1 | 24.04 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение описывать классы. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Сравнивают представителей культурных растений, выявляют особенности прорастания. |
63 | Влияние вредных факторов на растения. | Загрязнение воды, воздуха, почвы. | 1 | 27.04 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять вредные факторы для окружающей среды. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения факторов среды. | Выделяют природо- охранные территории, дают определения понятиям: заповедник, ботанические сады. |
64 | Использование растений для защиты окружающей среды. | | 1 | 04.05 | | К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения факторов среды. | Выделяют природо- охранные территории, дают определения понятиям: заповедник, ботанические сады. |
65 | Происхождение растений. | Методы изучения древних растений. | 1 | 8.05 | | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», |
66 | Основные этапы развития растительного мира | Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | 1 | 11.05 | | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). К: умение подбирать аргументы, формулировать выводы Л: формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира |
67 | Растения. Строение семян | Какие растения имеют семена. Роль семян в жизни растений. преимущества семян перед спорами. | 1 | 18.05 | | Р : обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. П: развивается умение приводить доказательства того, что семена играют важную роль в жизни растений. | Определяют понятия: « кожура», «зародыш», «эндосперм». Рассматривают строение семян двудольных растений. |
68 | Виды корней и типы корневых систем. | Роль корней в жизни растений. Отличие корней от ризоидов. | 1 | 22.05 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять виды корней и типы корневых систем. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Определяют понятие «корень», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система» |
69 | Итоговая контрольная работа | Царство природы, бактерии, грибы и растения | 1 | 25.05 | | Р: работая по плану, сверяют свои действия с целью, П: развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам. К: Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении | Формирование способностей к осуществлению контрольной функции. |
70 | Обобщающий урок | Подведение итогов за год. Летние задания | 1 | 29.05 | | Р : умение оценивать конечный результат П:развивается умение анализировать К:Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе Л: Формируются навыки логического мышления | |