СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа .»

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

  1. Тип программы: программа общеобразовательного учреждения.

  2. Статус программы: рабочая программа внеурочного курса «Мир музея ».

  3. Назначение программы: организация деятельности учителя и учащихся при изучении курса «Мир музея».

  4. Категория обучающихся: учащиеся 2-Б класса Второй Санкт-Петербургской Гимназии.

  5. Сроки освоения программы: 1 год.

  6. Объём учебного времени: 34 часа

  7. Форма обучения: очная.

  8. Режим занятий: 1 раз в неделю.


Пояснительная записка.

Музейно- педагогическая программа «Здравствуй музей» разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования.

Программа стала моделью взаимодействия художественных музеев с системой образования на всех его ступенях. Она легла в основу разработанной в Русском музее системы эстетического воспитания детей и юношества. Ориентированная на творческое взаимодействие педагога, работающего в условиях учебного заведения, и музейного специалиста через специальную подготовку программа «Здравствуй музей» дает воспитателю детского сада и школьному учителю навыки работы с произведениями искусства – от уровня его визуальной грамотности до осмысления художественного образа.

Целью программы «Здравствуй музей» является создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, что позволяет объединить усилия музейного педагога, воспитателя детского сада и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности.

Структура программы включает шесть разделов «Мы входим в мир прекрасного» - для дошкольников, «Мир музея»- для начальной школы, «Личность и изобразительное искусство» -для среднего школьного возраста, «Социальное творчество и художественный труд» - для учащихся старших классов, «Художественный музей в современном мире» для гуманитарных вузов» и «Шаг навстречу»- для детей с аномалиями развития.

Раздел «Мир музея» включает четыре обучающих курса, которые могут рассматриваться как самостоятельная программа,

Цель которой – формирование у учащихся основ визуальной грамотности, понимания органической взаимосвязи изобразительного и народного искусства, а также архитектуры с природой и окружающим человека миром.


Курс "Введение в музей" для второго класса начальной школы


Курс "Введение в музей" ориентирован на приобщение младших школьников к музею и его коллекциям, способствующим более глубокому постижению окружающего мира.


Цель курса:

Формирование активного, эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культуры через знакомство с музеями различных типов.


Задачи:

- Развитие способностей образного, ассоциативного мышления (наблюдательности, внимания, представления, воображения, фантазии)

- Постижение музейного экспоната на основе визуальных впечатлений, что развивает творческие способности ребенка

- Введение в пространство первоначальных знаний ребенка терминов, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности.


Курс содействует формированию:


- активного познавательного интереса к ценностному потенциалу музея любого типа;

- внутренней духовной потребности в постоянном посещении музеев;

- визуальной культуры;

- свободной ориентации в музеях различных типов

- способности сравнивать различные коллекции и способы коллекционирования

- непосредственного общения с подлинником в музеях разных типов;

- бережного отношения к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;

- музейной этики.


Формы занятий:

-беседы

-практикумы;

-заочные путешествия ;

-экскурсии.

Формы подведения итогов:

- Анкетирование;

- Диагностика

- Творческие работы учащихся;

- Выставки коллекций;

- Школьная научно-практическая конференция.


УЧЕБНО - ТематическИЙ план

по курсу «Введение в музей»

для 2 класса начальной школы


Номера тем и уроков


Название тем и уроков

Кол-во часов

Формы контроля

теория

практика

всего

Тема 1.

Что такое музей?

4

1

5


Тема 2.

Что такое коллекция?

4

1

5


Тема 3.

Рождение музея

5

1

6


Тема 4.

Знаменитые музеи мира

5

2

7


Тема 5.

Как « живут» экспонаты в музее

3

1

4


Тема 6.

Играем в музей

1

2

3

Виктори-

на

Тема 7

Экскурсии в Русский музей


4

4



Всего часов

22

12

34


Рекомендованы 3 экскурсии в Русский музей.






Тематическое планирование

по курсу «Введение в музей»

для 2 класса начальной школы

Номера тем и уроков


Название тем и уроков

Страницы

тетради для творческих работ

Номера

иллюстраций

на диске

дата




Тема 1.

Что такое музей? (5 часов)


1

1 урок

Смотрю и вижу

с. 1–3



2

2 урок

Что такое музей?

с. 4–6

ил. 1–4


3

3 урок

Что такое музей?

с. 7–10



4

4 урок

Какие бывают музеи?

с. 11

ил. 5–9


5

5 урок

Музеи нашего города

с. 12–13

ил. 10–14




Тема 2.


Что такое коллекция? (5 часов)


6

1 урок

Что такое коллекция?

с. 14

ил. 1–8


7

2 урок

Какие бывают коллекции?

с. 15

ил. 9–14


8

3 урок

Экспонаты коллекции

с. 16–18

ил. 15–18


9

4 урок

Твоя коллекция. Что ты коллекционируешь?

с. 19



10

5 урок

Твоя коллекция. Что ты коллекционируешь?





Тема 3.

Рождение музея (6 часов)


11

1 урок

История Государственной Третьяковской галереи

с. 20

ил. 1–9


12

2 урок

История Государственной Третьяковской галереи




13

3 урок

Музей д′Орсе

с. 21

ил. 10–18


14

4 урок

Зритель в музее

с. 22–24



15

5 урок

Зритель в музее

с. 25–27



16

6 урок

Игровое занятие





Тема 4.

Знаменитые музеи мира (7 часов)


17

1 урок

Государственный Эрмитаж

с. 28

ил. 1–9


18

2 урок

Государственный Эрмитаж

с. 29–30

ил.10–17


19

3 урок

Русский музей. Дворцы, сады

с. 31–34

ил. 18–25


20

4 урок

Русский музей. История коллекций

с. 35–36

ил. 26–33


21

5 урок

Государственный Исторический музей


ил. 34–41


22

6 урок

Знаменитые музеи мира. Лувр

с. 37–38

ил. 42–52


23

7 урок

Шедевры знаменитых музеев

с. 39–40

ил. 53–58



Тема 5.

Как « живут» экспонаты в музее (4 часа)


24

1 урок

Как «живут» экспонаты в музее

с. 41

ил. 1–2


25

2 урок

Как «живут» экспонаты в музее

с. 42–43



26

3 урок

Реставрация музейных экспонатов

с. 43

ил. 3–6


27

4 урок

Реставрация музейных экспонатов

с. 44




Тема 6.

Играем в музей (3 часа)


28

1 урок

Повторение изученного материала

с. 45–46



29

2 урок

Сюжетно-ролевая игра

с. 46– 47



30

3 урок

Сюжетно-ролевая игра





Тема 7

Экскурсии в Русский музей.




31-34

Урок

1-4

экскурсии в Русский музей.





Список литературы.

2 класс - «Введение в музей»

1 Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. Л., 1989.

2 Бутанян Г.Г. Пригороды Санкт-Петербурга: Путеводитель. СПб., 2007.

3. Все о музеях мира. Иллюстрированный справочник художественных музеев. СПб., 2007.

4. Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж. М., - СПб., 2002.

5. Государственный Русский музей: альбом путеводитель. СПб., 2007.

6. Голь Н.М. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость: детский путеводитель. - СПб., 1998.

7. Добрых рук мастерство. Л., 1981.

8. Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга: справочник-путеводитель. СПб., 2002.

9. Кижи: путеводитель по музею-заповеднику – Сост. С.В. Воробьева. – Петрозаводск, 2007.

10. Кун И.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 2007.

11. Камни Мира. М., 2001.

12. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.

13. Лившиц Л.Я. Павильонные сказки. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа: Из-во «АРС», 2001.

14. Лисовский В.Г. . Архитектура Петербурга. Три века истории. СПб., 2004.

15. Лувр: большая энциклопедия живописи. - М., - СПб., 2008.

16. Маленькие чудеса. – Л.1981.

17. Малов В.И. Музеи. – М., 2000.

18. Мифологический словарь: в 2-х томах. – М., 1991.

19. Музейные реставраторы: каталог выставки – Сост. О.В. Волкова, С,В. Козырева, А.Н. Машков. СПб., 2007.

20. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела. 18-20 вв.: сб-к науч. Трудов: часть 1.- М., 1991.

21. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. – М., 1989.

22. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1983.

23. Пиотровский М.Б. Эрмитаж. – М., 2007.

24. Русский народный костюм. – М., 1989.

25. Смирнова Е.И. Государственная Оружейная палата. – М., 1995.

26. Соколова Н.Д. Ты пришел в музей: путеводитель для младших школьников. – Самара, 2003.

27. Сто великих музеев мира. – М., 2006.

28. Столяров Б.А. Встречи с Русским музеем: путеводитель по Государственному Русскому музею для школьников. – Самара. 2007.

29. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб., 2007.

30. Третьяковская галерея – Сост. В.Н. Сингаевский. – СПб., 2008.

31. Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия: в 3 т. – СПб.-М., 2003.

32. Фарфор в России 18-19 веков. Завод Гарднера – Авт. Ст. и сост.каталога Е. Иванова –СПб., 2003.

33. Фарфор частных заводов Петербурга – Авт. Сост. Е. Иванова, И.Попова. СПб., 2008.

34. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. Русское искусство 12 – начала 20 века. Живопись. Рисунок. – М., 2006.

35. Шедевры живописи из собрания лучших художественных галерей Европы. СПб., 1995.

36. Шедевры музея Орсе: каталог-альбом – отв. ред. Т.Карпова, Е. Селезнева; Пер. с фр.

Е. Селезнева. – М., 2006.

37. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. – М., 2005.