ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
Тип программы: программа общеобразовательного учреждения.
Статус программы: рабочая программа внеурочного курса «Мир музея ».
Назначение программы: организация деятельности учителя и учащихся при изучении курса «Мир музея».
Категория обучающихся: учащиеся 2-Б класса Второй Санкт-Петербургской Гимназии.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объём учебного времени: 34 часа
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Пояснительная записка.
Музейно- педагогическая программа «Здравствуй музей» разработана Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея на основе многолетнего опыта деятельности Русского музея и других отечественных и зарубежных музеев в области художественного воспитания и образования.
Программа стала моделью взаимодействия художественных музеев с системой образования на всех его ступенях. Она легла в основу разработанной в Русском музее системы эстетического воспитания детей и юношества. Ориентированная на творческое взаимодействие педагога, работающего в условиях учебного заведения, и музейного специалиста через специальную подготовку программа «Здравствуй музей» дает воспитателю детского сада и школьному учителю навыки работы с произведениями искусства – от уровня его визуальной грамотности до осмысления художественного образа.
Целью программы «Здравствуй музей» является создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования, что позволяет объединить усилия музейного педагога, воспитателя детского сада и школьного учителя в деле воспитания эстетически развитой, обогащенной художественным опытом и знаниями личности.
Структура программы включает шесть разделов «Мы входим в мир прекрасного» - для дошкольников, «Мир музея»- для начальной школы, «Личность и изобразительное искусство» -для среднего школьного возраста, «Социальное творчество и художественный труд» - для учащихся старших классов, «Художественный музей в современном мире» для гуманитарных вузов» и «Шаг навстречу»- для детей с аномалиями развития.
Раздел «Мир музея» включает четыре обучающих курса, которые могут рассматриваться как самостоятельная программа,
Цель которой – формирование у учащихся основ визуальной грамотности, понимания органической взаимосвязи изобразительного и народного искусства, а также архитектуры с природой и окружающим человека миром.
Курс "Введение в музей" для второго класса начальной школы
Курс "Введение в музей" ориентирован на приобщение младших школьников к музею и его коллекциям, способствующим более глубокому постижению окружающего мира.
Цель курса:
Формирование активного, эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культуры через знакомство с музеями различных типов.
Задачи:
- Развитие способностей образного, ассоциативного мышления (наблюдательности, внимания, представления, воображения, фантазии)
- Постижение музейного экспоната на основе визуальных впечатлений, что развивает творческие способности ребенка
- Введение в пространство первоначальных знаний ребенка терминов, используемых в искусстве, архитектуре и музейной деятельности.
Курс содействует формированию:
- активного познавательного интереса к ценностному потенциалу музея любого типа;
- внутренней духовной потребности в постоянном посещении музеев;
- визуальной культуры;
- свободной ориентации в музеях различных типов
- способности сравнивать различные коллекции и способы коллекционирования
- непосредственного общения с подлинником в музеях разных типов;
- бережного отношения к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- музейной этики.
Формы занятий:
-беседы
-практикумы;
-заочные путешествия ;
-экскурсии.
Формы подведения итогов:
- Анкетирование;
- Диагностика
- Творческие работы учащихся;
- Выставки коллекций;
- Школьная научно-практическая конференция.
УЧЕБНО - ТематическИЙ план
по курсу «Введение в музей»
для 2 класса начальной школы
Номера тем и уроков | Название тем и уроков | Кол-во часов | Формы контроля |
теория | практика | всего |
Тема 1. | Что такое музей? | 4 | 1 | 5 | |
Тема 2. | Что такое коллекция? | 4 | 1 | 5 | |
Тема 3. | Рождение музея | 5 | 1 | 6 | |
Тема 4. | Знаменитые музеи мира | 5 | 2 | 7 | |
Тема 5. | Как « живут» экспонаты в музее | 3 | 1 | 4 | |
Тема 6. | Играем в музей | 1 | 2 | 3 | Виктори- на |
Тема 7 | Экскурсии в Русский музей | | 4 | 4 | |
| Всего часов | 22 | 12 | 34 | |
Рекомендованы 3 экскурсии в Русский музей. | | | | |
Тематическое планирование
по курсу «Введение в музей»
для 2 класса начальной школы
Номера тем и уроков | Название тем и уроков | Страницы тетради для творческих работ | Номера иллюстраций на диске | дата |
| Тема 1. | Что такое музей? (5 часов) | |
1 | 1 урок | Смотрю и вижу | с. 1–3 | | |
2 | 2 урок | Что такое музей? | с. 4–6 | ил. 1–4 | |
3 | 3 урок | Что такое музей? | с. 7–10 | | |
4 | 4 урок | Какие бывают музеи? | с. 11 | ил. 5–9 | |
5 | 5 урок | Музеи нашего города | с. 12–13 | ил. 10–14 | |
| Тема 2. | Что такое коллекция? (5 часов) | |
6 | 1 урок | Что такое коллекция? | с. 14 | ил. 1–8 | |
7 | 2 урок | Какие бывают коллекции? | с. 15 | ил. 9–14 | |
8 | 3 урок | Экспонаты коллекции | с. 16–18 | ил. 15–18 | |
9 | 4 урок | Твоя коллекция. Что ты коллекционируешь? | с. 19 | | |
10 | 5 урок | Твоя коллекция. Что ты коллекционируешь? | | | |
| Тема 3. | Рождение музея (6 часов) | |
11 | 1 урок | История Государственной Третьяковской галереи | с. 20 | ил. 1–9 | |
12 | 2 урок | История Государственной Третьяковской галереи | | | |
13 | 3 урок | Музей д′Орсе | с. 21 | ил. 10–18 | |
14 | 4 урок | Зритель в музее | с. 22–24 | | |
15 | 5 урок | Зритель в музее | с. 25–27 | | |
16 | 6 урок | Игровое занятие | | | |
| Тема 4. | Знаменитые музеи мира (7 часов) | |
17 | 1 урок | Государственный Эрмитаж | с. 28 | ил. 1–9 | |
18 | 2 урок | Государственный Эрмитаж | с. 29–30 | ил.10–17 | |
19 | 3 урок | Русский музей. Дворцы, сады | с. 31–34 | ил. 18–25 | |
20 | 4 урок | Русский музей. История коллекций | с. 35–36 | ил. 26–33 | |
21 | 5 урок | Государственный Исторический музей | | ил. 34–41 | |
22 | 6 урок | Знаменитые музеи мира. Лувр | с. 37–38 | ил. 42–52 | |
23 | 7 урок | Шедевры знаменитых музеев | с. 39–40 | ил. 53–58 | |
| Тема 5. | Как « живут» экспонаты в музее (4 часа) | |
24 | 1 урок | Как «живут» экспонаты в музее | с. 41 | ил. 1–2 | |
25 | 2 урок | Как «живут» экспонаты в музее | с. 42–43 | | |
26 | 3 урок | Реставрация музейных экспонатов | с. 43 | ил. 3–6 | |
27 | 4 урок | Реставрация музейных экспонатов | с. 44 | | |
| Тема 6. | Играем в музей (3 часа) | |
28 | 1 урок | Повторение изученного материала | с. 45–46 | | |
29 | 2 урок | Сюжетно-ролевая игра | с. 46– 47 | | |
30 | 3 урок | Сюжетно-ролевая игра | | | |
| Тема 7 | Экскурсии в Русский музей. | | | |
31-34 | Урок 1-4 | экскурсии в Русский музей. | | | |
Список литературы.
2 класс - «Введение в музей»
1 Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи в России. Л., 1989.
2 Бутанян Г.Г. Пригороды Санкт-Петербурга: Путеводитель. СПб., 2007.
3. Все о музеях мира. Иллюстрированный справочник художественных музеев. СПб., 2007.
4. Воронихина Л.Н. Государственный Эрмитаж. М., - СПб., 2002.
5. Государственный Русский музей: альбом путеводитель. СПб., 2007.
6. Голь Н.М. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость: детский путеводитель. - СПб., 1998.
7. Добрых рук мастерство. Л., 1981.
8. Исаченко В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга: справочник-путеводитель. СПб., 2002.
9. Кижи: путеводитель по музею-заповеднику – Сост. С.В. Воробьева. – Петрозаводск, 2007.
10. Кун И.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 2007.
11. Камни Мира. М., 2001.
12. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. – Л., 1985.
13. Лившиц Л.Я. Павильонные сказки. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа: Из-во «АРС», 2001.
14. Лисовский В.Г. . Архитектура Петербурга. Три века истории. СПб., 2004.
15. Лувр: большая энциклопедия живописи. - М., - СПб., 2008.
16. Маленькие чудеса. – Л.1981.
17. Малов В.И. Музеи. – М., 2000.
18. Мифологический словарь: в 2-х томах. – М., 1991.
19. Музейные реставраторы: каталог выставки – Сост. О.В. Волкова, С,В. Козырева, А.Н. Машков. СПб., 2007.
20. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела. 18-20 вв.: сб-к науч. Трудов: часть 1.- М., 1991.
21. Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР. – М., 1989.
22. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. – Л., 1983.
23. Пиотровский М.Б. Эрмитаж. – М., 2007.
24. Русский народный костюм. – М., 1989.
25. Смирнова Е.И. Государственная Оружейная палата. – М., 1995.
26. Соколова Н.Д. Ты пришел в музей: путеводитель для младших школьников. – Самара, 2003.
27. Сто великих музеев мира. – М., 2006.
28. Столяров Б.А. Встречи с Русским музеем: путеводитель по Государственному Русскому музею для школьников. – Самара. 2007.
29. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб., 2007.
30. Третьяковская галерея – Сост. В.Н. Сингаевский. – СПб., 2008.
31. Три века Санкт-Петербурга: энциклопедия: в 3 т. – СПб.-М., 2003.
32. Фарфор в России 18-19 веков. Завод Гарднера – Авт. Ст. и сост.каталога Е. Иванова –СПб., 2003.
33. Фарфор частных заводов Петербурга – Авт. Сост. Е. Иванова, И.Попова. СПб., 2008.
34. Шедевры Государственной Третьяковской галереи. Русское искусство 12 – начала 20 века. Живопись. Рисунок. – М., 2006.
35. Шедевры живописи из собрания лучших художественных галерей Европы. СПб., 1995.
36. Шедевры музея Орсе: каталог-альбом – отв. ред. Т.Карпова, Е. Селезнева; Пер. с фр.
Е. Селезнева. – М., 2006.
37. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. – М., 2005.