ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназначена для учителей. Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Содержание курса, обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами, и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений.
ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В примерной программе курса обществознание 5-9 классы выделяются три сквозные содержательные линии, направленные на развитие следующих ключевых компетенций:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование информационно-технологической компетенции;
- содержание, обеспечивающее развитие учебно-познавательных компетенций.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе умением работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; умением обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
Вторая содержательная линия представлена умениями при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме; способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с понимание и по существу.
Третья содержательная линия представлена умениями и навыками планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач; умениями и навыками организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка; умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач; умениями и навыками оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно связаны и интегрированы. При изучении данного учебного предмета учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и развивают различные коммуникативные умения, формируют умения работать с информацией и видами её обработки.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «обществознания» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Человек
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Тема 2. Семья
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина
Россия — федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Россия — многонациональное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучающихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания обучающихся основной школы проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3 Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- подкрепление изученных положений конкретными примерами;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения обучающихся основной школы содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1 | Вводный урок | 1 | 0 | 0 | | Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Извлекать информацию из текста. Составлять целое из частей, работая в группах. Составлять план своих действий. | Устный опрос | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
Раздел 1. Человек | | | | | |
1.1. | Загадка человека | 2 | 0 | 0 | | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос; проблемные задания | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
1.2. | Отрочество – особая пора жизни | 2 | 0 | 0 | | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ | Устный опрос; проблемные задания | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
1.3. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек». Практикум. | 1 | 1 | 0 | | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
Итого по курсу | 5 | |
Раздел 2. Семья |
2.1 | Семья и семейные отношения | 1 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Составление родословного дерева | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
2.2 | Семейное хозяйство | 2 | 0 | 0 | | Составить семейный бюджет. | Опрос. Творческие работы. | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
2.3 | Свободное время | 1 | 0 | 0 | | Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды». | Опрос. Творческие задания | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
2.4 | Контрольная работа | 1 | 1 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
2.4 | Анализ контрольной работы | 1 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
Итого по курсу | 6 | |
Раздел 3. Школа |
3.1 | Образование в жизни человека | 1 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Составление синквейна «Школа» | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
3.2 | Образование и самообразование | 2 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
3.3 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Творческие задания | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
3.4 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа». Практикум | 1 | 1 | 0 | | Решение познавательных задач. | Опрос. Письменные задания | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
Итого по курсу | 6 | |
Раздел 4. Труд |
4.1 | Труд – основа жизни | 2 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Составление кластера «Труд». | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
4.2 | Труд и творчество | 1 | 0 | 0 | | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника. | Опрос. Письменные задания | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
4.3 | Контрольная работа | 1 | 1 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач. | Опрос. Письменные задания | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
4.4 | Анализ контрольной работы | 1 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ | Устный опрос | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
Итого по курсу | 5 | |
Раздел 5. Родина |
5.1 | Наша Родина – Россия | 2 | 0 | 0 | | Решение познавательных задач. | Опрос. Разгадать кроссворд | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
5.2 | Государственные символы России | 2 | 0 | 0 | | Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой деятельности | Создание синквейна | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
5.3 | Гражданин России | 2 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Творческие задания | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
5.4 | Мы – многонациональный народ | 1 | 0 | 0 | | Умение работать с тестовыми заданиями. | Задания на применение знаний | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
5.5 | Контрольная работа | 1 | 1 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач. | Опрос. Письменные задания | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
5.6 | Анализ контрольной работы | 1 | 0 | 0 | | Моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
Итого по курсу | 9 | |
Раздел 6. Итоговый контроль |
6.1 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 0 | | Контрольная работа. | Тестирование | http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri http://fcior.edu.ru/ |
6.2 | Итоговое повторение | 1 | 0 | 1 | | Повторение изученного материала. | Создание проекта | http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html http://socio.rin.ru/ |
Итого по курсу | 2 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | | Дата | Виды, формы контроля |
всего | контрольные работы | практические работы |
1 | Вводный урок | 1 | 0 | 0 | | Устный опрос |
2-3 | Загадка человека | 2 | 0 | 0 | | Устный опрос; проблемные задания |
4-5 | Отрочество – особая пора жизни | 2 | 0 | 0 | | Устный опрос; проблемные задания |
6 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек». Практикум. | 1 | 1 | 0 | | Опрос. Письменные задания |
7 | Семья и семейные отношения | 1 | 0 | 0 | | Составление родословного дерева |
8-9 | Семейное хозяйство | 2 | 0 | 0 | | Опрос. Творческие работы. |
10-11 | Свободное время | 2 | 0 | 0 | | Опрос. Творческие задания |
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья». Практикум. | 1 | 1 | 0 | | Опрос. Письменные задания |
13 | Образование в жизни человека | 1 | 0 | 0 | | Составление синквейна «Школа» |
14-15 | Образование и самообразование | 2 | 0 | 0 | | Опрос. Письменные задания. |
16-17 | Одноклассники, сверстники, друзья | 2 | 0 | 0 | | Опрос. Творческие задания |
18 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа». Практикум | 1 | 1 | 0 | | Опрос. Письменные задания |
19-20 | Труд – основа жизни | 2 | 0 | 0 | | Составление кластера «Труд». |
21-22 | Труд и творчество | 2 | 0 | 0 | | Опрос. Письменные задания |
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд». Практикум | 1 | 1 | 0 | | Опрос. Письменные задания |
24-25 | Наша Родина – Россия | 2 | 0 | 0 | | Опрос. Разгадать кроссворд |
26-27 | Государственные символы России | 2 | 0 | 0 | | Создание синквейна |
28-29 | Гражданин России | 2 | 0 | 0 | | Опрос. Творческие задания |
30-31 | Мы – многонациональный народ | 2 | 0 | 0 | | Задания на применение знаний |
32 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина». Практикум | 1 | 1 | 0 | | Опрос. Письменные задания |
33 | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | 0 | | Тестирование |
34 | Итоги года | 1 | 0 | 1 | | Создание проекта. |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 6 | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html
http://socio.rin.ru/
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебник, печатные пособия, интерактивные пособия
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска, мультимедийный проектор