СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа с одаренными детьми в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Одаренный ребенок» ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Работа с одаренными детьми в начальной школе"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) МО "Мирнинский район" МКУ "МРУО"‌

МАОУ "СОШ №23 им. Г.А. Кадзова"






РАССМОТРЕНО

МО учителей начальных классов __________________


от «31»08.2023г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УР

________________________

Переславцева М. В

от «31» 08.2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

директор



________________________

Канаткалиева М. А

Приказ №193

от «31» 08.2023 г.







ПРОГРАММА РАБОТЫ

с одаренными детьми в начальной школе

учителя начальных классов Кожахметовой А. Т.
















Айхал‌ 2023‌



Введение


На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.

Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому МОУ гимназия № 56 в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.


Программа «Одаренный ребенок» МАОУ гимназии №56 ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Общий курс в объединении рассчитан на 1 год (3 - 4 класс), работа строится в виде кружковой работы по направлениям: русский язык («Занимательная грамматика» -учитель), литературное чтение («Литература. Шаг за шагом»), математика (Программа для воспитанников составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 10-11 лет.

Задачи программы:

  • выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

  • формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся; развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности – оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление – создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция – глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект – умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Одаренность – уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

2. Описание модели работы с одаренными детьми.

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

    • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

    • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

    • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: гимназического, городского, международного (олимпиады, конкурсы).







План работы с одарёнными детьми на учебный год.


п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

2.

Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности.

в течение года

Психологи МОУ гимназии №56

3.

Создание банка данных по одарённым детям гимназии.

Сентябрь,

Руковод.предм.школ

5.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с одарёнными детьми.


в течение года

зам. директора

6.

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам.

в течение года

зам. директора, рук.предм.школ

7.

Подготовка и проведение предметных /гимназических олимпиад учащихся 3-4 классов.

Ноябрь, декабрь

Зам. директоров

8.

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок»

в течение года

Методист

9.

Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций.

январь-апрель

НМО

10.

Подготовка учащихся к городскому интеллектуальному конкурсу

сентябрь - апрель

Рук. предм. школ

12.

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

в течение года

Библиотекари

13.

Участие в городском турнире

апрель

экспертная группа



Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.

  • Научность и интегративность.

  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.

  • Применение принципов развивающего обучения.

  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

- кооперативное обучение,

- мозговой штурм,

- групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

  • ослабить скрытые конфликты;

  • выработать общее решение;

  • повысить эффективность работы участников дискуссии;

  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
б) отыскание свойств объекта в иной среде;
в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;

  • повышать профессиональное мастерство;

  • посещать занятия других педагогов;

  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.


Программы работы с одаренными детьми


ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЛИТЕРАТУРА. ШАГ ЗА ШАГОМ. 4 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.

Программа «Литературное чтение для одаренных. 4 класс» для начальной школы разработана в контексте системы начального обучения, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, развитие познавательных способностей, эмоционально-волевых и нравственных качеств.

Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую роль в деле их воспитания, поскольку на этих уроках дети знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой и другими видами искусства родной страны и мира., постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над поставленными автором проблемами.

Все вышесказанное определяет цель настоящей программы – пробудить интерес к литературе, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Программа рассчитана на детей 9 -11 лет. Занятия предполагают быть многоплановыми: изучение истории литературы, работа с литературоведческими терминами, литературное сотворчество.

Учебно-тематический план

раздела

Тема

Количество часов

1.


2.


3.

4.

5.

6.

7.


8.

9.

10.

11.


12.


13.

14.

15.

16.


17.


18.

19.

20.

21.

22.


23.

24.


25.


26.

27.


28.


29.


30.

31.

32.

33.

34

Литература как искусство слова. Вымысел и художественное творчество.

Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.

Фольклор. Основные жанры фольклора.

Сказка. Виды сказок. Русские народные сказки.

Сказки народов мира. Самостоятельный анализ сказки.

Русские сказочники. Сочинение сказки.

Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни.

Духовная литература. Библия.

Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи.

Эпические жанры. Литературные сказки.

Сказочная традиция в русской литературе. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский

Тема, идея сказки и их образное воплощение. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.

Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.

Книжная полка. Писатели – сказочники.

Рассказ. Жанровые особенности рассказа.

Герой и сюжет рассказа. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский.

Рассказы о животных. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон.

Тайны рассказа. Мой первый рассказ.

Книжная полка. Из литературы XIX века.

Повесть. Жанровые особенности повести.

Автобиографические повести. М. Твен.

Сюжет для повести. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сказочная повесть. Герои сказочной повести. Ю.К. Олеша.

Лирика как род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев.

Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст.

Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации.

Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям.

Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

Начальное понятие о фигурах поэтической речи. Первый поэтический опыт.

Книжная полка. Из литературы XX века.

Драматические жанры. А. Н. Островский, С. Я. Маршак

Творческий практикум. Создание сценария.

Экскурсия в библиотеку.

Итоговая читательская конференция. Современные писатели – детям.

2


2


2

2

2

2

2


2

2

2

2


2


2

2

2

2


2


2

2

2

2

2


2

2


2


2

2



2


2

2

2

2

2

2


ИТОГО:68


Содержание изучаемого курса

1.Литература как искусство слова. Литературный процесс от древности до наших дней. Чтение и восприятие художественной литературы. Вымысел и художественное творчество. Литературные жанры как исторически сложившиеся формы литературы.

2. Фольклор. Основные жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, считалки, игры. Небылицы. Основные приемы создания небылиц.

3.Сказка. Виды сказок. Как строится сказка. Русские народные сказки.

4.Сказки народов мира. Общность сюжетов в сказках народов мира. Самостоятельный анализ сказки.

5. Русские сказочники. Сочинение сказки. Вариант сочинения сказки по предложенному началу.

6. Книжная полка. Из русского фольклора. Русские народные сказки, былины, народные песни. «Два Ивана – солдатских сына». «Финист – Ясный сокол». «Жена - доказчица». «Снегурочка». «Святогор - богатырь».

7. Духовная литература. Основные жанры духовной литературы. Библия.

8. Книжная полка. Из древнерусской литературы. Летописи. «Слово о полку Игореве». «Поучение Владимира Мономаха».

9. Эпические жанры. Литературная сказка и фольклорная.

10. Сказочная традиция в русской литературе. Литературная обработка фольклорных сюжетов. Литературные приемы создания сказочной ситуации. 11. Тема, идея сказки и их образное воплощение. Герой в сказке. Мораль в сказке.

12.Как рождается сказка. Создание сказки по пословице.

13. Книжная полка. Писатели – сказочники. В.А. Жуковский, П. П. Ершов, С. Т. Аксаков, В. Ф. Одоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк. Х.К. Андерсен, В.Ф. Гауф, Р. Киплинг.

14. Рассказ. Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

15.Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Юмористический рассказ. Детективный рассказ. А. И. Куприн, Дж. Лондон, Б. С. Житков, В. Ю. Драгунский.

16. Рассказы о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе. К. Г. Паустовский, В. П. Астафьев, Э. Сетон-Томпсон.

17. Тайны рассказа. Творческая мастерская. Мой первый рассказ.

18. Книжная полка. Из литературы XIX века. И. А. Крылов, И. А Тургенев,

А. П. Чехов.

19. Повесть. Жанровые особенности повести: сюжет, время, герой.

20. Автобиографические повести. Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. М. Твен.

21. Сюжет для повести. Творческий практикум. Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

22. Сказочная повесть. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести. Ю.К. Олеша.

23. Лирика как род литературы. Е.Баратынский, Н.Языков, Ф.Тютчев, А.Кольцов, А.Майков, И.Бунин, И.Шмелев.

24. Красота природы, родного края, животных, человека. Художественный текст.

25. Стихи и проза. Понятие о рифме, ритме и интонации. Начальное понятие о фигурах поэтической речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.

26. Игры в слова. Литературное сотворчество. Подготовка к литературным чтениям. Заучивание наизусть и отработка выразительного чтения стихотворных произведений.

27. Секреты поэтического мастерства. Первый поэтический опыт.

28. Книжная полка. Из литературы XX века.

29. Драматические жанры. Автор в драме. А. Н. Островский, С. Я. Маршак, Е.Л. Шварц.

30. Творческий практикум. Создание сценария.

31. Писатели Ставрополья. Экскурсия в библиотеку.

32. Итоговая читательская конференция. Современные писатели – детям.

Список литературы

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Книга для чтения в 3 классе «В одном счастливом детстве». Книга для чтения в 4 классе «В океане света» – М.: Баллас,2008

2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991

3. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991

4. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971

5.Литература Ставрополья: Учебник для начальной школы. – Ставрополь: Сервисшкола, 2000

6. Маршак С. Я. Любимые детские стихи. – СПб., 1994

7. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей начальных классов. Приложение к книгам для чтения «Свободный ум». – М.: Баласс, 2005

8. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1991

9. Уроки сказки. – 2-е изд., - М.: Педагогика, 1990





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!