1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
ВАРИАНТ 2, согласно требованиям ФГОС :
- Конституция РФ
- «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года.
- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 10
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобренно решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря2015г. № 4\15)
- СанПин 2.4.2.3286-15(от 10.07.2015г.,№26)
- Устав МОКУ «С(К)ОШ№10(VIIIвида)»
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию обучающиеся имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. я выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами,
обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
развитие художественно-творческих способностей.
1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал предмета «Изобразительная деятельность» реализуется через:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений;
включение в урок игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
использование воспитательных возможностей содержания урока через подбор соответствующих заданий;
применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.
1.3. Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Изобразительная деятельность» отводится 3 часа в неделю (102 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования:
краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник.
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста(глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
2.2. Связь учебного предмета «Изобразительная деятельность» с базовыми учебными действиями
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению предмета «Изобразительная деятельность» и включает следующие задачи:
Требования Стандарта | Планируемые результаты образовательной деятельности |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию сгруппой обучающихся | - входить и выходить из учебного помещения со звонком - ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью; (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); организовывать рабочее место; принимать цели и произвольно включаться в деятельность; следовать предложенному плану и работать в общем темпе; передвигаться по школе; находить свой класс, другие необходимые помещения. |
2. Формирование учебного поведения: | – направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; фиксирует взгляд на яркой игрушке; фиксирует взгляд на движущей игрушке; переключает взгляд с одного предмета на другой; – фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; фиксирует взгляд на изображении; фиксирует взгляд на экране монитора. |
- умение выполнять инструкции педагога | - понимает жестовую инструкцию; понимает инструкцию по инструкционным картам; понимает инструкцию по пиктограммам. |
- использование по назначению учебных материалов | альбомов; карандашей, ручек, ластиков; красок, кисточек; пластилина; ножниц, бумаги, клея. |
-умение выполнять действия по образцу и поподражанию | выполняет действие способом рука-в-руке; подражает действиям, выполняемым педагогом; – последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. |
3. Формирование умения выполнять задание: - в течение определенного периода времени | – способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
- от начала до конца | – при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. |
- с заданными качественными параметрами | – ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. |
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому всоответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Изобразительная деятельность» изучается ежегодно с 1 доп. по 7 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы:
— «Рисование»; — «Лепка»; — «Аппликация».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех обучающихся без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках изобразительной деятельности во 2 классе формируются следующие личностные результаты:
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
3.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий:
-интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
-умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
-умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
-положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности;
-стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
Готовность к участию в совместных мероприятиях:
-готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
-умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
слушание учителя;
просмотр видеоматериалов и иллюстраций;
выполнение упражнений, дидактических игр;
наблюдение;
работа с раздаточным материалом; прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Особенности развития детей с ТМНР не всегда позволяют этим детям успешно проявить себя в учебной деятельности, в общении с другими людьми. Но, как и любые дети, они любят и хотят рисовать, мастерить. Проявить себя творчески им трудно, потому что, встречаясь, дети не умеют взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а предпочитают действовать индивидуально. Существует много различных классификаций проектов, но при обучении детей с ТМНР возможно использовать только творческий проект. Обучающиеся с ТМНР не могут самостоятельно выполнить творческий проект, поэтому ведущая роль отводится учителю. Учитель определяет тему проекта, ставит цели и задачи предстоящей работы, определяет направления работы. Учитель направляет обучающихся, готовит дополнительный материал, с которым работают дети, тщательно продумывает задания. Важно, что бы они были не слишком трудными и выполнялись легко. А защита заключается в демонстрации продукта. Проект преследует конкретные дидактические цели, направленные на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального продукта. По мере выполнения работы интерес возрастает. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение обучающимся и помогает повысить самооценку и веры в свои силы. При реализации проекта в обучении детей с особыми образовательными потребностями необходимо учитывать их психолого-физиологические особенности.
3.5. Система оценки достижения планируемых результатов
Система оценки личностных результатов
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений или СИПР, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
- нет фиксируемой динамики;
- минимальная динамика;
- удовлетворительная динамика; 3 - значительная динамика.
Система оценки предметных результатов
Во 2 классе знания, умения и навыки не оцениваются.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая система оценки:
баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | | ЭОР |
Рисование, лепка, аппликация | |
4. | Рисование «Листопад». | 1 | | |
11. | Осенние цветы. | 1 | | |
13. | Обрывная аппликация «Осеннее дерево». | 1 | | |
14. | Обрывная аппликация «Веселые портреты». | 1 | | |
15. | Аппликация из осенних листьев. | 1 | | |
24. | Пальчиковое рисование «Яблочки». | 1 | |
25. | Рисование «Апельсин». | 1 | |
31. | Предметная аппликация «Ваза с фруктами». | 1 | |
38. | Пальчиковое рисование «Белая сказка». | 1 | |
40. | Рисование «Варежка». | 1 | |
46. | Аппликация «Новогодняя гирлянда». | 1 | |
55. | Обрывная аппликация «Медведь». | 1 | |
57. | Рисование «Заяц». | 1 | |
64. | Открытка для мамы. | 2 | |
84. | Рисование «Весеннее дерево». | 1 | |
87. | Лепка «Утенок». | 1 | |
88- 89. | Лепка «Неваляшка». | 2 | |
90- 92. | Лепка из жгутиков «Кружка». | 3 | |
Итого: 17 часов. | |