СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа окружающий социальный мир составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

 ВАРИАНТ 2, согласно требованиям ФГОС  :

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

1. Пояснительная записка

Рабочая программа окружающий социальный мир составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы (ФАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

ВАРИАНТ 2, согласно требованиям ФГОС :

- Конституция РФ

- «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года.

- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 10

- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобренно решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря2015г. № 4\15)

- СанПин 2.4.2.3286-15(от 10.07.2015г.,№26)

- Устав МОКУ «С(К)ОШ№10(VIIIвида)»

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметнопрактической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Цель обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи обучения:

  • знакомство с различными материалами и предметами;

  • формирование приемов элементарной предметной деятельности; - формирование навыков продуктивной деятельности.

Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.

1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков

Воспитательный потенциал предмета «Социальный мир» реализуется через: - побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Первая группа. Часть обучающихся, отнесенных к категории обучающихся с ТМНР, имеет тяжелые нарушения неврологического генеза - сложные формы детского церебрального паралича (далее - ДЦП), спастический тетрапарез, гиперкинез, вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации. Большинство обучающихся этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Обучающиеся с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся, проявляется интерес к общению и взаимодействию с обучающимися и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения обучающихся вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения. Способность обучающегося к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметнопрактической и трудовой деятельности.

Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких обучающихся может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от легкой до глубокой).

Вторая группа. Особенности развития другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, "полевом", нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности. У обучающихся названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки взрослого организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти обучающиеся не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для обучающегося обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития обучающихся с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.

У третьей группы обучающихся отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части обучающихся также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с обучающимися, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть обучающихся данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых - речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть обучающихся, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.

1.3. Место предмета в учебном плане

В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Социальный мир» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

2.1. Занятия по предмету «Окружающий социальный мир» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетается с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей. На всех уроках используются следующие принципы:

  • наглядности,

  • доступности,

  • практической направленности, - коррекции.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин.

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор» , «Продукты питания», «Школа», «Транспорт», «Предметы быта», «Город», «Традиции и обычаи», «Страна». Квартира, дом, двор.

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком.

Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.

Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

Школа.

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, на школьной территории, в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин ит.д.).

Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.

Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах. Предметы быта.

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа).Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера. Продукты питания.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.

Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).

Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).

Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

Город.

Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал, службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), жилой дом.

Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор).Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Транспорт.

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта.

Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта.

Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.) Традиции, обычаи.

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год,23 февраля , 8 марта, Масленица).Знание школьных традиций.

Страна.

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).

2.2. Связь учебного предмета «Окружающий социальный мир»

Практически все формируются в той или иной степени при изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:

Требования стандарта

Планируемые результаты образовательной деятельности

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

  • умение выполнять инструкции педагога:

  • использование по назначению учебных материалов:

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

Формирование умения выполнять задание:

  1. в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

  2. от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.

Большинство разделов программы по предмету «Социальный мир» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

Программный материал включает в себя следующие разделы:

Квартира,дом, двор

Продукты питания»

Школа

Транспорт

Предметыбыта

Город

Традиции и обычаи

Страна

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «Социальный мир» осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.

Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.

3.1. Личностные результаты:

  • положительное отношение к учителю, эмоционально-положительные проявления к совместным действиям с учителем;

  • положительное отношение к игровым и предметным действиям (к практическим заданиям).

3.2. Предметные результаты освоения учебного предмета "Окружающий социальный мир".

Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Основные требования к умениям обучающихся

  • освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами

-использование в работе доступных материалов;

-уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом); -уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;

-знать функциональное назначение помещений квартиры;

  • знать правила учебного поведения;

  • знать назначение предметов посуды;

  • знать свойства бумаги, дерева;

  • знать назначение наземного транспорта;

  • знать названия профессий людей;

  • знать правила поведения в общественном транспорте;

  • знать назначение специального транспорта;

  • знать профессии людей, работающих на специальном транспорте;

  • знать место посадки и высадки из автобуса;

  • знать традиции и атрибуты праздников;

  • знать школьные традиции;

  • знать название государства, в котором мы живем, государственной символики.

  • уметь узнавать (различать) предметы и виды мебели;

  • уметь узнавать (различать) предметы посуды;

  • уметь узнавать (различать) напитки по внешнему виду, на вкус, мясные продукты,

  • уметь узнавать свойства бумаги;

  • уметь узнавать предметы, изготовленные из бумаги ;

  • уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых работают с бумагой;

  • уметь узнавать предметы, изготовленные из дерева;

  • уметь узнавать (различать) инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево;

  • уметь узнавать (различать) назначения зданий: вокзал, магазин, театр, жилой дом;

  • уметь узнавать (различать) профессии согласно тематике;

  • уметь узнавать (различать) части территории улицы;

  • уметь узнавать (различать) технические средства организации дорожного движения;

  • уметь соблюдать правила перехода улицы и поведения на улице;

  • уметь узнавать (различать) наземный транспорт;

  • уметь соотносить деятельности с профессией;

  • уметь узнавать (различать) общественный и специальный транспорт;

  • уметь пользоваться общественным транспортом;

  • уметь узнавать государственную символику.

3.3. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов - слушание учителя;
  • слушание и анализ ответов обучающихся;

  • просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;

  • выполнение заданий;

  • наблюдение;

  • работа с раздаточным материалом;

  • самостоятельная работа, работа в парах;

  • оценивание своих учебных достижений.

3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся Проект может быть представлен по – разному. При выборе темы проектной деятельности должны учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

3.5. Система оценки достижения планируемых результатов

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в СИПР, дневник наблюдений.

Оценка результатов осуществляется в баллах:

  1. - нет фиксируемой динамики;

  2. - минимальная динамика;

  3. - удовлетворительная динамика;

  4. - значительная динамика.

Система оценки осуществляется по пятибалльной системе.

  1. баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  5. балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

























4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

ЭОР

1

Дом. Части дома.

2

2

Типы домов: одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный).

2

3

Типы домов: городской (сельский, дачный) дом

2

4

Места общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Правила поведения в местах общего пользования.

3

5

Правила пользования лифтом. Соблюдение правил безопасности при пользовании лифтом.

2

6

Помещения квартиры и их функциональное назначение

2

7

Домашний адрес. Сообщение и узнавание своего домашнего адреса.

2

8

Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые.

2

Предметы быта

9

Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.

2

Школа.

10

Класс. Зоны класса. Школьные принадлежности для работы в классе.

2

11

Школа. Помещения школы, школьная территория.

Экскурсия.

2

12

Нормы и правила поведения в школе. Профессии людей, работающих в школе.

2

Предметы быта.

13

Мебель. Предметы мебели и

2



их назначение.



14

Посуда. Предметы посуды и их назначение.

Продукты питания.

15

Виды напитков. Упаковки с напитком.

2

16

Виды мясных продуктов.

2

17

Молоко и молочные продукты.

2

18

Мука и мучные изделия. Кондитерские изделия

2

Традиции и обычаи.

19

Традиции и атрибуты праздников: Новый Год.

2

Город.

20

Городские здания: вокзал, магазин, театр, жилой дом.

2

21

Профессии (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

2

22

Профессии (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).

2

23

Части улицы (проезжая часть, тротуар). Технические средства организации дорожного движения, разметка

2

24

Правила перехода улицы, поведения на улице. Экскурсия.

2

Традиции, обычаи.

25

Школьные традиции праздники.

Традиции и атрибуты праздников:23 февраля, 8 марта

и2

26

Традиции и атрибуты праздников: Масленица

2

Транспорт.

27

Виды и назначение наземного транспорта.

2

28

Профессии людей, работающих на транспорте.

2

29

Виды и назначение воздушного транспорта.

2

30

Виды общественного транспорта. Правила поведения и пользования

2


общественным транспортом



31

Специальный транспорт. Виды специального транспорта.

2

32

Профессии людей, работающих на специальном

транспорте

1

33

Посадка и высадка из автобуса. Экскурсия.

1

Страна.

34

Государственная символика: герб, флаг, гимн.

2

35

Повторение пройденного материала

2