СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) согласно требованиям ФГОС:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с ФАООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) согласно требованиям ФГОС:

- Конституция РФ

- «Об образовании в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года.

- «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 10

- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобренно решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря2015г. № 4\15)

- СанПин 2.4.2.3286-15(от 10.07.2015г.,№26)

- Устав МОКУ «С(К)ОШ№10(VIIIвида)»

У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Цель обучения:

Целью программы «Альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи обучения:

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

1.1. Учёт воспитательного потенциала уроков.

Воспитательный потенциал предмета «Альтернативная коммуникация» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

  • использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;

  • инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;

  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;

  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

Для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития характерно интеллектуальное нарушение (умственная отсталость) в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое сочетается с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально волевой сферы, выраженными в различной Анализ наиболее характерных особенностей обучающихся, с точки зрения их потребности в специальных условиях, позволяет выделить три типологические группы, каждая из которых включает детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Первая группа. Часть обучающихся, отнесенных к категории с ТМНР, имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза – сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство обучающихся этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких обучающихся может быть различно по степени тяжести интеллектуальных нарушений и колеблется (от умеренной степени до глубокой). Обучающихся с интеллектуальным нарушением в умеренной степени проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Такие обучающиеся обычно проявляют интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей речи и/или средствам альтернативной (дополнительной) коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно- 3 практической и трудовой деятельности.

Вторая группа. Особенности развития обучающихся второй группы обусловлены выраженными нарушениями поведения (часто вследствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «нередко агрессивном поведении, стереотипиях, нарушениях коммуникации и социального взаимодействия. Нередко аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Обучающиеся данной группы часто не проявляют интереса к деятельности окружающих, они не реагируют на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками; они редко откликаются на просьбы, обращения; в случаях, когда сталкиваются с запретом, могут проявить агрессию или самоагрессию, бросать игрушки, предметы, совершить другие деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, в присутствии рядом незнакомых людей, в шумных местах и др. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с проблемным поведением затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому при поступлении в образовательную организацию на начальном этапе важно предусмотреть адаптационный период.

Третья группа. У третьей группы обучающихся отсутствуют выраженные нарушения опорно- двигательных функций, они передвигаются самостоятельно. Двигательная недостаточность проявляется в замедленности темпа, нарушении координации движений. У части обучающихся также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в умеренной степени, иногда в тяжелой степени. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых – речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов.

1.3. Место предмета в учебном плане

В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Альтернативная коммуникация» отводится 1 час в неделю (34ч/в год). Сроки реализации программы: 1 год.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.1. Краткая характеристика содержания учебного предмета.

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия

(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

2.2. Связь учебного предмета «Альтернативная коммуникация» с базовыми учебными действиями

Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета «Альтернативная коммуникация», однако в наибольшей мере предмет «Альтернативная коммуникация» способствует формированию следующих учебных действий:

  1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  2. Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

  2. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

2.3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.

Большинство разделов программы по предмету «Альтернативная коммуникация» изучается ежегодно с 5 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и последующих классов):

— «Коммуникация с использованием невербальных средств»; — «Развитие речи средствами невербальной коммуникации»; — «Чтение и письмо».  Коммуникация с использованием невербальных средств.

Группа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неоднородна, поэтому каждый год по предмету «Альтернативная коммуникация» дублируются темы с целью овладения или закрепления полученных знаний и навыков. Коммуникация с использованием невербальных средств включает в себя работу по формированию умений пользоваться средствами альтернативной коммуникации: таблицы букв, словом, предложением

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь направлена на формирование умения понимать обращенную речь, умение вступать и поддерживать контакт, используятаблицы букв, слова. предложения. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации направлена на формирование умения использовать символы для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия.

Использование графического изображения направлена на формирование умения использовать обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использовать электронное устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составлять простые предложения с использованием графического изображения (электронного устройства). Отвечать на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Включает в себя работу по формированию предпосылок к осмысленному чтению и письму. Звуки речи

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

На уроках Альтернативная коммуникация в 7 классе формируются следующие личностные результаты:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

  4. формирование уважительного отношения к окружающим;

  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    1. Предметные результаты основания учебного предмета «Альтернативная коммуникация

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

-Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

-Умение пользоваться средствами альтерна тивной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами,

персональными компьютерами и др.)

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

-Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. -Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

-Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

1. использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных


потребностей;

  1. пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным

способом;

  1. общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

-Начальные навыки чтения и письма

    1. Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов

  • действия по подражанию взрослому;

  • действия совместно со взрослым;

  • действия по образцу;

  • практические действия с различными материалами и предметами;  выполнение заданий по словесной инструкции.

  • слушание учителя;

  • слушание и анализ ответов, обучающихся;

  • просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;

  • заполнение таблиц, построение схем;

  • выполнение упражнений;

  • наблюдение;

  • работа с раздаточным материалом;

  • проектная деятельность;

  • оценивание своих учебных достижений.

3.4. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Метод проектов, при работе с детьми ОВЗ – это совместная деятельность педагога, обучающихся и родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектирования можно рассматривать как средство активизации познавательной деятельности учащегося, как средство решения коррекционных задач в работе с каждым ребенком, повышения качества воспитательного процесса.

Метод учебного проекта - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников, педагога и родителя проекта проектной деятельности результат всегда известен и ребенок всегда знает, что будет продуктом его деятельности. Возможными продуктами проекта могут быть: видеофильм, сценарий, газета, коллекция, экскурсия и т. д.

Прежде всего, для организации метода проекта необходимо наличие проблемы. Перед учеником, педагогом и их родителями стоит проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Педагог может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников и их родителей). Но в результате, обучающиеся и их родители, совместными усилиями (под контролем педагога) решают проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат.

Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям:

способность обнаружить, понять проблему; способность ставить задачу; способность планировать свои действия; способность оценивать ситуацию; способность находить решение

Использование в работе с учащимися метода проекта дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоциональноволевую сферу и.т.д.

Поэтому проектный метод можно отнести к личностно ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности учащихся, он развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе.

Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе. Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду. Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим. Таким образом, метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

3.5. Система оценки достижения планируемых результатов

Личностные и предметные планируемые результаты рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.

Система оценки личностных результатов

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Формой работы участников экспертной группы является психолого-педагогический консилиум.

Оценка результатов осуществляется в баллах:

  1. - нет фиксируемой динамики;

  2. - минимальная динамика;

  3. - удовлетворительная динамика;

  4. - значительная динамика.

Система оценки предметных результатов

При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие результаты:

  • адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты;

  • развитие предпосылок к пользованию средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, символами, знаками, позами, рисунками, пиктограммами;  элементарное сопровождение выражения собственных просьб, желаний жестами, знаками, символами;  умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или знаковых заместителей;

  • развитие внимания, памяти, восприятия, речевой активности.

Оценивание достижений осуществляется безотметочно, без фиксации результатов в классном журнале. Успешность поддерживается словесным (устным) оцениваем учителя.

В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Уровень сформированности осуществляется на основании применения метода экспертной оценки в конце учебного года и заносится в дневник наблюдений. Для оценки каждого действия используется следующая система оценки:

  1. баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

  2. балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;

  3. балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  4. балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;

  5. балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;

  6. баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.



















































































4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

ЭОР


I раздел. Коммуникация с использованием невербальных средств

1

Выражение согласия с использованием карточек с напечатанными словами, слова, предложения

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/

umk1.html

2

Приветствие с использованием карточек с напечатанными

словами, слова, предложения

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

3

Обращение за помощью с использованием карточек с напечатанными словами, слова, предложения

1

образовательный контент − https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»

4

Ответы на вопросы с использованием карточек с напечатанными словами, слова, предложения

1

образовательный контент − https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»


5

Задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами, слова, предложения

1

http://all.edu.ru - Все

образование Интернета

II раздел. Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь

6

Слова обозначающие признаки предметов. Размер предметов.

1

образовательный контент − https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»

7

Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий.

Цвет предметов.

1

Учебник: Комарова С.В., Речевая практика (учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), АО «Издательство

«Просвещение», 2019,

https://catalog.prosv.ru/item/27004

8

Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.

1

Рабочая тетрадь: Комарова С.В.,

Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными

нарушениями). Рабочие тетради,

АО «Издательство «Просвещение», 2023,

https://catalog.prosv.ru/item/23613

9

Слова «на, около, за, под и т.д.»

1

Учебник: Комарова С.В., Речевая практика (учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), АО «Издательство

«Просвещение», 2019,

https://catalog.prosv.ru/item/27004

10

Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.»

1

Рабочая тетрадь: Комарова С.В.,

Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными

нарушениями). Рабочие тетради,

АО «Издательство «Просвещение», 2023,

https://catalog.prosv.ru/item/23613

11

Словосочетания, простые и сложные предложения.

1

Учебник: Комарова С.В., Речевая практика (учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), АО «Издательство

«Просвещение», 2019,

https://catalog.prosv.ru/item/27004

12

Обобщающие понятия. Еда.

Продукты.

1

Рабочая тетрадь: Комарова С.В.,

Речевая практика (для обучающихся с интеллектуальными

нарушениями). Рабочие тетради,





АО «Издательство «Просвещение», 2023,

https://catalog.prosv.ru/item/23613

III раздел. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

13

«Как зовут твоих одноклассников?» Глобальное

чтение

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

14

«Зимние забавы». Работа с предметными картинками

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/

umk1.html

15

Чтение стихотворения

В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

16

Жилище диких животных

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

17

Чтение стихотворения О.Дриз «Добрые слова»

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

18

Рассказ о моём классе

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

19

Составление короткого рассказа «Моя семья»

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

IV раздел. Чтение и письмо. Глобальное чтение

20

Гласные звуки и буквы

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

21

Согласные звуки и буквы

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

22

Звук и буква А. Слова, обозначающие места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.).

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

23

Звук и буква У. Слова, обозначающие места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.).

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

24

Звук и буква М. Словосочетания, простые и сложные предложения

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

25

Звук и буква О.Слова, указывающие на объекты/субъекты (я, ты, свой,

мой, это и т.д.)

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

26

Буквы русского алфавита

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

27

Разучивание пальчиковых упражнений. Обучение умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги.

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

28

Раскрашивание фигур.

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

29

Составление простых

предложений по картинкам

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

30

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

31

Узнавание (различение) образов графем (букв).

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

32

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

33

Узнавание (различение) образов графем (букв).

1

Учебно-методический комплекс http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/ umk1.html

34

Повторение. Пройдённого материала

1

Портал «Мой университет»/

Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru