СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа специальности: 23.02.07 ТОРА
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора Директор техникума
_________Ю.Н. Пархоменко _________________ С.Н. Богачев
«____»____________2024г. «____»____________2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.06 ФИЗИКА
Специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
2024
Программа учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (с изменениями утвержденными приказом Министерства просвещения России №732 от 12.08.2022)
и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»
Разработчик: Моисеева Н.И., преподаватель физики ГБПОУ «Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»
Рецензенты:
Паламарчук Лариса Петровна, методист ГБПОУ «Торезский индустриальный техникум им. А.Ф. Засядько»
2.-------
Одобрена и рекомендована с целью практического применения
цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин
Протокол № ____ от «___» ___________ 20___ г.
Председатель ЦК ______________В.В.Дворникова
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20____ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «_____» ______________ 20___ г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение _____ стр. _____)
Председатель ЦК ________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20____ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «_____» ______________ 20___ г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение _____ стр. _____)
Председатель ЦК ________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2.Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
3. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
4. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины «Физика» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования ;
- основной образовательной программы среднего общего
образования ;
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
- примерной рабочей программы общеобразовательной учебной
дисциплины «Физика»
- учебного плана по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
- рабочей программы воспитания по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
Программа учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2024г, №453.
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутри-предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых преподавателем на занятиях, лабораторных работ, выполняемых студентами.
Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы преподавателя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета общеобразовательного цикла, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов студентов в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от студентов самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление обучающихся с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает студента научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе среднего общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью учебной дисциплины «Физика» в учебном плане является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Программа предусматривает формирование у студентов обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
1.1. Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
реализуемой на базе основного общего образования.
Программа разработана на основании требований ФГОС среднего общего образования с учетом профессиональной направленности получаемой специальности. На изучение дисциплины «Физика» на базовом уровне отводится пять зачетных единиц.
В зависимости от профессиональной направленности получаемой профессии/специальности среднего профессионального образования преподаватель самостоятельно определяет последовательность изучения и объем часов, отводимый на изучение отдельных тем, а также может проводить лабораторные работы по своему усмотрению с учётом имеющегося оборудования.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели и задачи дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности;
формирование естественно-научной грамотности;
овладение специфической системой физических понятий,
терминологией и символикой;
освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
овладение основными методами научного познания природы, используемыми в физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение эксперимента);
овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом явлении, делать выводы;
формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умений формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников;
воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
Освоение курса ОД «Физика» предполагает решение следующих задач:
приобретение знаний о фундаментальных физических законах, лежащих в основе современной физической картины мира, принципов действия технических устройств и производственных процессов, о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
понимание физической сущности явлений, проявляющихся в рамках производственной деятельности;
освоение способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности
производства и охраны природы;
формирование умений решать учебно-практические задачи физического содержания с учётом профессиональной направленности;
приобретение опыта познания и самопознания; умений ставить задачи и решать проблемы с учётом профессиональной направленности;
формирование умений искать, анализировать и обрабатывать физическую информацию с учётом профессиональной направленности;
подготовка обучающихся к успешному освоению дисциплин и модулей профессионального цикла: формирование у них умений и опыта деятельности, характерных для профессий / должностей служащих или специальностей, получаемых в профессиональных образовательных организациях;
подготовка к формированию общих компетенций будущего специалиста: самообразования, коммуникации, проявления гражданско-патриотической позиции, сотрудничества, принятия решений в стандартной и нестандартной ситуациях, проектирования, проведения физических измерений, эффективного и безопасного использования различных технических устройств, соблюдения правил охраны труда при работе с физическими приборами и оборудованием.
Особенность формирования совокупности задач изучения физики для системы среднего профессионального образования заключается в необходимости реализации профессиональной направленности решаемых задач, учёта особенностей сферы деятельности будущих специалистов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели,
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ;
практически использовать физические знания;
оценивать достоверность естественно-научной информации;
использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле*; измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК
Код и наименование формируемых компетенций | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, | сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; |
| находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; способность их использования в познавательной и социальной практике. | электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владение основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной; - владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов. |
OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. | -уметь учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач. |
OK 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | В области духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; -уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. | - владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний - овладеть (сформировать представления) правилами записи физических формул рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля (для слепых и слабовидящих обучающихся). |
OK 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | готовность и способность к образованию и саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других людей на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека. | - овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы. |
OK 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного творчества, присущего физической науке; способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. | - уметь распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность. |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | В области экологического воспитания: сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности на основе знаний по физике. | - сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования. |
ПК 1.2. Осуществлять диагностику автотранспортных средств. ПК 2.2. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала по выполнению по работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств и их компонентов. ПК 3.1. Осуществлять взаимодействие с потребителями в процессе оказания услуг по техническому обслуживанию ремонту автотранспортных средств и их компонентов. | В части трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; -устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, | сформировать представления о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; - сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления; владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; |
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы дисциплины | 160 |
1. Основное содержание | 90 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 70 |
лабораторные занятия | 8 |
контрольные работы | 12 |
2. Профессионально-ориентированное содержание | 54 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение | 36 |
лабораторные занятия | 18 |
Самостоятельные работы | 16 |
Промежуточная аттестация (экзамен) |
|
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем | № | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Формируемые общие и профессио- нальные компетенции | Домашнее задание | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |||
| 1 семестр | |||||||
Введение |
| Содержание учебного материала: | 2 | ОК 03, ОК 05 | | |||
Физика и методы научного познания | 1 | Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о физической картине мира. Погрешности измерений физических величин. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО | 2 | [1], 5-10 | ||||
Раздел 1. Механика | 16(2/2) | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07. | | |||||
Тема 1.1 Основы кинематики |
| Содержание учебного материала: | 2 | | ||||
2 | Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета. Принцип относительности Галилея. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела | 2 | [1],11 -48 | |||||
| 3 | Равномерное движение точки по окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно твердого тела | 2 | [1], 48-61 | ||||
Тема 1.2 Основы динамики |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
4 | Основная задача динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. | 2 | [1],64-86 | |||||
5 | Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения | 2 | [1],91-120 | |||||
Тема 1.3 Законы сохранения в механике |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
6 | Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. | 2 | [1],123-130 | |||||
7 | Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы. Применение законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики. Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств | 2 | [1],131-153 | |||||
| 8 | Решение задач с профессиональной направленностью по разделу «Механика» | 2 | [1],154,172 | ||||
| | Самостоятельная работа 1 Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств | 2 | | ||||
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика | 28(6/2) | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 07. | | |||||
Тема 2.1 Основы молекулярно - кинетической теории |
| Содержание учебного материала: | 6 | | ||||
9 | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Идеальный газ. Давление газа. | 2 | [1],185-199 | |||||
10 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение. Уравнение состояния идеального газа. | 2 | [1],200-225 | |||||
11 | Изопроцессы и их графики. Газовые законы. Молярная газовая постоянная | 2 | [1],226-235 | |||||
12 | Лабораторная работа №1. Изучение одного из изопроцессов | 2 | [1],419,отчёт | |||||
Тема 2.2 Основы термодинамики |
| Содержание учебного материала: | 6 | | ||||
13 | Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса. | 2 | [1],262-275,270-278 | |||||
14 | Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Коэффициент линейного расширения. Коэффициент объёмного расширения. Учет расширения в технике. Плавление. Удельная теплота плавления. Кристаллизация. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел | 2 | [1],276-290 | |||||
15 | Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики. Принцип действия тепловой машины. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Охрана природы | 2 | [1],292-294 | |||||
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы |
| Содержание учебного материала: | 6 | | ||||
16 | Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Критическое состояние вещества. Перегретый пар и его использование в технике. | 2 | [1],237-246 | |||||
17 | Лабораторная работа №2 Определение влажности воздуха. | 2 | [1], 420, отчёт | |||||
18 | Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. | 2 | [1], 250-256 | |||||
19 | Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Пластическая (остаточная) деформация. | 2 | [1], 257-261 | |||||
20 | Решение задач с профессиональной направленностью | 2 | [1], 282 | |||||
21 | Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика» | 2 | | |||||
| Самостоятельная работа 2 Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел | 2 | | |||||
Раздел 3. Электродинамика | 50 (24/2) | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ПК 1.1, ПК 2.2, ПК 3.1. | | |||||
Тема 3.1 Электрическое поле |
| Содержание учебного материала: | 6 | | ||||
22 | Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения заряда Закон Кулона. Электрическая постоянная. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | 2 | [1],296-304 314-319 | |||||
23 | Проводники в электрическом поле Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. | 2 | [1],322-329 330-336 | |||||
24 | Электроемкость Единицы электроемкости. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Применение конденсаторов | 2 | [1],340-345 | |||||
25 | Решение задач с профессиональной направленностью | 2 | [1],346-349 | |||||
26 | Лабораторная работа №3. Определение электрической емкости конденсаторов | 2 | [1]422, отчёт | |||||
Тема 3.2 Законы постоянного тока |
| Содержание учебного материала: | 6 | | ||||
27 | Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного ависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Сверхпроводимость. | 2 | [1],350-355 377-380 | |||||
28 | Лабораторная работа №4 Определение термического коэффициента сопротивления меди. | 2 | отчёт | |||||
29 | Работа и мощность постоянного тока. Тепловое действие тока. Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. | 2 | [1],362-369 | |||||
30 | Лабораторная работа №5 Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. | 2 | отчёт | |||||
31 | Лабораторная работа №6 Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников. | | отчёт | |||||
32 | Лабораторная работа №7 Исследование зависимости мощности лампы накаливания от напряжения на её зажимах. | 2 | отчёт | |||||
| 2 семестр | |||||||
|
| Содержание учебного материала: |
| ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 07, ПК 1.1, ПК 2.2, ПК3.1. | | |||
33 | Электрические цепи. Параллельное и последовательное соединение проводников. Законы Кирхгофа для узла. Соединение источников электрической энергии в батарею | 2 | [1],357-360 | |||||
34 | Решение задач с профессиональной направленностью | 2 | Инд.зад. | |||||
35 | Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока» | 2 | | |||||
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
36 | Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон электролиза Фарадея. Электрохимический эквивалент. | 2 | [1],395-398 | |||||
37 | Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n переход. Применение полупроводников. Полупроводниковые приборы | 2 | [1],399-404 381-387 | |||||
Тема 3.4 Магнитное поле |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
38 | Вектор индукции магнитного поля. Напряженность магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Взаимодействие токов. Сила Ампера. Применение силы Ампера. | 2 | [2],5-17 | |||||
39 | Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Определение удельного заряда. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури. | 2 | [2],18-26,31-34,35-38 | |||||
40 | Решение задач с профессиональной направленностью | 2 | [2],39 | |||||
Тема 3.5 Электромагнитная индукция |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
41 | Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. | 2 | | |||||
42 | Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. Электромагнитное поле | 2 | [2],47-49 | |||||
43 | Решение задач с профессиональной направленностью | 2 | [2],50-51 | |||||
44 | Лабораторная работа №8 Изучение явления электромагнитной индукции | 2 | [2],414,отчёт | |||||
45 | Контрольная работа №3 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция» | 2 | | |||||
| | Самостоятельная работа 3 Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури. | 2 | | | |||
Раздел 4. Колебания и волны | 18 (6/2) | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07. | | |||||
Тема 4.1 Механические колебания и волны |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
46 | Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Математический маятник. Пружинный маятник. Вынужденные механические колебания. Резонанс. | 2 | [2],53-73 | |||||
47 | Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение | 2 | [2],116-129 | |||||
Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны |
| Содержание учебного материала: | 6 | | ||||
48 | Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Формула Томсона. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. | 2 | [2],74-82 | |||||
49 | Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Активное сопротивление. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. | 2 | [2],86-99 102-109 | |||||
50 | Лабораторная работа №9 Изучение работы трансформатора | 2 | отчёт | |||||
51 | Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи. Применение электромагнитных волн. | 2 | [2],140-150 | |||||
52 | Решение задач с профессиональной направленностью | 2 | [2],159 | |||||
53 | Контрольная работа № 4 «Колебания и волны» | 2 | | |||||
| | Самостоятельная работа 4 Получение, передача и распределение электроэнергии. | 2 | | | |||
Раздел 5. Оптика | 24 (10/4) | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ПК 1.2. | | |||||
Тема 5.1 Природа света |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
54 | Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Солнечные и лунные затмения. Принцип Гюйгенса. Оптические приборы. Телескопы. Сила света. Освещённость. Законы освещённости. | | | |||||
55 | Полное отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. | 2 | [2],172-177 | |||||
56 | Решение задач с профессиональной направленностью | 2 | [2],187-190 | |||||
57 | Лабораторная работа №10 Определение показателя преломления стекла | 2 | [2],416, отчёт | |||||
Тема 5.2 Волновые свойства света |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
58 | Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. | 2 | [2],203-215 | |||||
59 | Лабораторная работа №11 Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки. | 2 | [2],419, отчёт | |||||
60 | Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений | | [2],246-254 | |||||
61 | Лабораторная работа №12 Наблюдение сплошного и линейчатого спектров | 2 | отчёт | |||||
62 | Контрольная работа № 5 «Оптика» | 2 | | |||||
| | Самостоятельная работа 5 Поляроиды. Дисперсия света. | 2 | | ||||
Тема 5.3 Специальная теория относительности |
| Содержание учебного материала: | 2 | | ||||
63 | Движение со скоростью света. Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы релятивистской динамики | 2 | [2],229-239 | |||||
| | Самостоятельная работа 6 Элементы релятивистской динамики. | 2 | | | |||
Раздел 6. Квантовая физика | 14 (2/2) | ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 07 | | |||||
Тема 6.1 Квантовая оптика |
| Содержание учебного материала: | 4 | | ||||
64 | Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Давление света. Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. | 2 | [2],272-275 | |||||
65 | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Применение фотоэффекта | 2 | [2],272-275 260-266 | |||||
Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра |
| Содержание учебного материала: | 6 | | ||||
66 | Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова – Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. | 2 | [2],279-289 | |||||
67 | Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. | 2 | [2],327-347 | |||||
68 | Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы | 2 | [2],347-350 | |||||
69 | Контрольная работа № 6 «Квантовая физика» | 2 | | |||||
| | Самостоятельная работа 7 Применение фотоэффекта | | | | |||
Раздел 7. Строение Вселенной | 8(2/2) | ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 07 | | |||||
Тема 7.1 Строение Солнечной системы. |
| Содержание учебного материала: | 2 | | ||||
70 | Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной | 2 | [2],365-371 | |||||
| | Содержание учебного материала: | 2 | | | |||
Тема 7.2 Эволюция Вселенной | 71 | Звёзды, их основные характеристики. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звёзд. Этапы жизни звёзд. Млечный Путь — наша Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Теория Большого взрыва. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика | 2 | | конспект | |||
| 72 | Лабораторная работа №13. Изучение карты звездного неба | 2 | | отчёт | |||
| | Самостоятельная работа 8 Масштабная структура Вселенной. | 2 | | | |||
Промежуточная аттестация: экзамен |
| | | |||||
Всего: | 160 |
| | |||||
| |
| |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
Цифровая лаборатория по физике для учителя;
Цифровая лаборатория по физике для ученика;
Весы технические с разновесами;
Комплект для лабораторного практикума по оптике;
Комплект для лабораторного практикума по механике;
Комплект для лабораторного практикума по
молекулярной физике и термодинамики;
Комплект для лабораторного практикума по
электричеству (с генератором);
Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики);
Амперметр лабораторный;
Вольтметр лабораторный;
Колориметр с набором калориметрических тел;
Термометр лабораторный;
Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых источников энергии;
Барометр-анероид;
Блок питания регулируемый;
Веб-камера на подвижном штативе;
Видеокамера для работы с оптическими приборами;
Генератор звуковой;
Гигрометр (психрометр);
Груз наборный;
Динамометр демонстрационный;
Комплект посуды демонстрационной с
принадлежностями;
Манометр жидкостной демонстрационный;
Метр демонстрационный;
Микроскоп демонстрационный;
Насос вакуумный Комовского;
Столик подъемный;
Штатив демонстрационный физический;
Электроплитка;
Набор демонстрационный по механическим явлениям;
Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
Набор демонстрационный волновых явлений;
Ведерко Архимеда;
Маятник Максвелла;
Набор тел равного объема;
Набор тел равной массы;
Прибор для демонстрации атмосферного давления;
Призма, наклоняющаяся с отвесом;
Рычаг демонстрационный;
Сосуды сообщающиеся;
Стакан отливной демонстрационный;
Трубка Ньютона;
Шар Паскаля;
Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям;
Набор демонстрационный по газовым законам;
Набор капилляров;
Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
Цилиндры свинцовые со стругом;
Шар с кольцом;
Высоковольтный источник;
Генератор Ван-де-Граафа;
Дозиметр;
Камертоны на резонансных ящиках;
Комплект приборов и принадлежностей для
демонстрации свойств электромагнитных волн;
Комплект приборов для изучения принципов
радиоприема и радиопередачи;
Комплект проводов;
Магнит дугообразный;
Магнит полосовой демонстрационный;
Машина электрофорная;
Маятник электростатический;
Набор по изучению магнитного поля Земли;
Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов;
Набор демонстрационный по полупроводникам;
Набор демонстрационный по постоянному току;
Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме;
Набор демонстрационный по электродинамике;
Набор для демонстрации магнитных полей;
Набор для демонстрации электрических полей;
Трансформатор учебный;
Палочка стеклянная;
Палочка эбонитовая;
Прибор Ленца;
Стрелки магнитные на штативах;
Султан электростатический;
Штативы изолирующие;
Электромагнит разборный;
Набор демонстрационный по геометрической оптике;
Набор демонстрационный по волновой оптике;
Спектроскоп двухтрубный;
Набор спектральных трубок с источником питания;
Установка для изучения фотоэффекта;
Набор демонстрационный по постоянной Планка;
Комплект наглядных пособий для постоянного
использования;
Комплект портретов для оформления кабинета;
Комплект демонстрационных учебных таблиц.
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых случаях могут проводиться в имеющихся в образовательной организации мастерских или лабораториях.
3.2. Информационное обеспечение обучения
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н./ Под ред. Парфентьевой Н.А. ФИЗИКА. Учебник для 10кл.-М.: Издательство «Просвещение», 2019-416с.
2 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М./ Под ред. Парфентьевой Н.А. ФИЗИКА. Учебник для 10кл.-М.: Издательство «Просвещение», 2019-416с.
Дополнительные источники
3 Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования / В.Ф. Дмитриева. - 2-е изд. стер.- М.: Издательский центр « Академия» 2019.-448с.
Контроль и оценка раскрываются через усвоенные знания и приобретенные обучающимися умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Компетенции должны быть соотнесены с предметными результатами. Для контроля и оценки результатов обучения преподаватель выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины.
Код и наименование формируемых компетенций | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. | - устный опрос; - фронтальный опрос; - оценка контрольных работ; - наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; - оценка выполнения лабораторных работ; - оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - оценка тестовых заданий; - наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение и оценка решения кейс-задач; - наблюдение и оценка деловой игры; - экзамен |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности | Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. | |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Раздел 1. Темы 1.1., 1.2, 1.3 Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3. Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5. Раздел 4. Темы 4.1., 4.2. Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3. Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. | |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях | Раздел 7. Темы 7.1., 7.2. | |
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования; | Профессионально-ориентированное содержание Решение задач с профессиональной направленностью по темам: 3.1«Электрическое поле» 3.2«Законы постоянного тока» | |
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования; | 3.1«Электрическое поле» 3.2«Законы постоянного тока» | |
ПК 1.4. Составлять отчётную документацию по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электромеханического оборудования. | 3.1«Электрическое поле» 3.2«Законы постоянного тока» | |
ПК 3.2. Организовывать работу коллектива исполнителей; | 3.1«Электрическое поле» 3.2«Законы постоянного тока» 5.1«Природа света» | |