Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воробейнская средняя общеобразовательная школа
Жирятинского района Брянской области
Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Музыка»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. В содержании программы по музыке представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и другие). Рабочая программа учебного предмета «музыка » является частьюООП НОО определяющей:
содержание;
планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована с заместителем директора по учебно- воспитательной работе МБОУ Воробейнской СОШ
Дата: 29.08.2023
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воробейнская средняя общеобразовательная школа
Жирятинского района Брянской области
Выписка
из основной образовательной программы
начального общего образования
Рабочая программа
по музыке
в 3 классе
начальное общее образование
Выписка верна
Директор школы Г.Л.Сахарова
29.08.2023
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Факт.адрес 242033 Брянская область Жирятинский район с.Воробейня ул.Школьная д.11 тел.(48344)3-27-60 e-mail Worobeynja- shkola@ya.ru
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Поленок О.М.__________ ___ Коренева О. А. _____ Сахарова Г.Л.
Протокол № 1 от « 29» августа 2023 год Протокол №1 от « 5 » сентября 2023г. Приказ №115 от «11» сентября 2023 год
Рабочая программа
по музыке
в 3 классе
начальное общее образование
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ковалева Татьяна Николаевна
2023- 2024 учебный год
с. Буда
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе авторской программы «Музыка» 1-4 классы, Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. – М.: Просвещение, 2018 г.
На изучение музыки в 3 классе отводится 1 час в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели,34 учебных часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретении умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и др.)
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета.
«Россия — Родина моя» 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.
«День, полный событий» 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
«О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье(вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.
«В музыкальном театре» 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М.Глинка, К.-В.Глюк,Н.Римский-Косаков,П.Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
«В концертном зале» 6ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка — их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов | Формы контроля К.раб. Дикт. Лаб.р. | Модуль воспитания « Школьный урок» |
1 | «Россия – Родина моя» | 5 | Музыкальная викторина | Урок "Я - слушатель" Музыкальная азбука |
2 | «День, полный событий» | 4 | Тест | Урок фантазирования "Природа и музыка" |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 | Тест | Урок, посвященный Дню народного Единства "Виват, Россия!" |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло.» | 4 | | Музыкально - литературный урок .Певцы русской старины. |
5 | «В музыкальном театре» | 6 | Музыкальная викторина | Урок фантазирования "Океан - море синее" |
6 | «В концертном зале» | 6 | Тест | Музыкальное состязание |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 | Тест | Библиографический урок "Мир Прокофьва" |
| Итого: | 34 ч | | |
Тематическое планирование по музыке
3 класс (34 часа)
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 четверть (9 часов) |
| | Россия – Родина моя | 5 | |
1 | | Мелодия- душа музыки. | | |
2 | | Природа и музыка. | | |
3 | | Виват, Россия! (кант). Наша слава - русская держава. | | |
4 | | Кантата «Александр Невский». | | |
5 | | Опера «Иван Сусанин». Обобщение темы | | |
| | День полный событий | 4 | |
6 | | Образы природы в музыке. Утро. | | |
7 | | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | | |
8 | | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | | |
9 | | Обобщающий урок 1 четверти. | | |
2 четверть (7 часов) |
| | О России петь – что стремиться в храм | 4 | |
10 | | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | | |
11 | | Древнейшая песнь материнства. | | |
12 | | Вербное Воскресение. Вербочки. | | |
13 | | Святые земли Русской. Обобщение темы | | |
| | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 | |
14 | | Настрою гусли на старинный лад… Былина о Садко и Морском царе. | | |
15 | | Певцы русской старины. Лель. | | |
16 | | Звучащие картины. | | |
17 | | Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | | |
3 четверть (10 часов) |
| | В музыкальном театре | 6 | |
18 | | Опера «Руслан и Людмила». | | |
19 | | Опера «Орфей и Эвридика». | | |
20 | | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | | |
21 | | «Океан – море синее». | | |
22 | | Балет «Спящая красавица». | | |
23 | | В современных ритмах (мюзикл). Обобщение темы | | |
| | В концертном зале | 6 | |
24 | | Музыкальное состязание (концерт). | | |
25 | | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | | |
26 | | Сюита «Пер Гюнт». | | |
27 | | Обобщающий урок 3 четверти. | | |
4 четверть (8 часов) |
28 | | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | | |
29 | | Мир Бетховена. Обобщение темы | | |
| | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье … | 5 | |
30 | | Чудо - музыка. Острый ритм – джаза звуки. | | |
31 | | Мир Прокофьева. | | |
32 | | Певцы родной природы. | | |
33 | | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | | |
34 | | Обобщающий урок. | | |
Программное, информационное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы.Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ ( Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т С.Шмагина).- 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,2018.
Учебники
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 3 кл.
Рабочие тетради
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс
Пособия для учителей
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение
Печатные пособия
Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности.
Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре.
Портреты композиторов, исполнителей
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России.
Атласы музыкальных инструментов